ООО «Инфоурок»
Дополнительная профессиональная программа
(профессиональная переподготовка)
ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Реферат по дисциплине:
«Педагогика»
По теме:
«Современные педагоги — новаторы»
Исполнитель:
Ларичева Марина Викторовна
2021год
Содержание
Введение…………………………………………………………………….стр.3 1. Виды стресса…………………………………………………………….стр.4 2. Что может стать причиной стресса…………...………………………..стр.7 3. Профилактика стресса…………………………………………………...стр.10 4. Заключение………………………………………………………………..стр.12 5. Список литературы……………………………………………………….стр.13 |
Введение
Существует множество определений понятия «стресс». В целом же – это физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения. Стресс возникает у человека под влиянием экстремальных воздействий. Стресс – комплексный процесс, он всегда включает и физиологические, и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических свойств – улучшении внимания (объема и устойчивости), повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной окраске процесса работы. Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физической активности. Это в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда ,когда влияние тех или иных факторов(стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны, вследствие чего изменяется режим работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней – в этом состоит основное биологическое значение стресса[2].
Цель работы: изучить стресс и способы преодоления стрессовых ситуаций.
Виды стресса
Сложно перечислить все причины стресса, но классификация стресса по разным параметрам, возможно, что смог сделать Г. Селье с развитием психологии. По последствиям на организм человека различают такие виды стресса:
Эустресс отличается небольшой силой воздействия на нервную систему. Он является положительным и активирует логическое мышление. Человек в таком состоянии отчётливо видит полную картину происходящего и может принимать взвешенные решения. Благодаря выработке адреналина тело и мозг переходят в фазу боевой активности. Такая реакция является нормой и случается с людьми ежедневно.
Дистресс фатально влияет на нервную систему человека. Он появляется спонтанно и неожиданно. Причиной становится накопление постоянного напряжения. Это всё выливается в серьёзные эмоциональные проблемы, вредит физическому здоровью. Он имеет разный характер возникновения в зависимости от сложившихся обстоятельств[1].
Эмоционально положительный и отрицательный
Т. к. в жизни человека случаются как хорошие, так и плохие события, то стресс подразделяется на эмоционально положительный и отрицательный. Вне зависимости от степени психологического воздействия и эмоций, пережитых в это время, субъект испытывает напряжение. Для того чтобы понять процесс протекания стрессового состояния, необходимо рассмотреть ситуацию на примере. Если человек переживает смерть близкого, разрыв отношений или увольнение с работы, то в результате он может получить сердечный приступ или инфаркт. Такое воздействие на сердечно-сосудистую систему происходит из-за пережитого стресса. Но то же самое может произойти от внезапного выигрыша в лотерею. Новость хорошая, но организм испытывает стресс в той же мере, что и в негативных его проявлениях. Такие проявления стрессового состояния наиболее часто бывают у эмоционально неустойчивых людей[2].
Кратковременный и долгосрочный
Характеристика стресса по длительности периода его воздействия: называется кратковременной или долгосрочной реакцией. Кратковременную или острую форму стресса люди испытывают ежедневно. Всё, что происходит во внешнем мире, имеет отзыв в психологическом состоянии личности. Кратковременный стресс проходит все стадии за короткий период. В самом тяжёлом случае протекает как шок.
Главной проблемой является то, что кратковременный стресс проходит, но остаются воспоминания о нём. Иногда долгосрочный стресс возникает без острой формы. Всё зависит от уровня стрессоров. Если организм подвергается постоянным эмоциональным напряжениям, к которым человек уже привык, то рано или поздно это приведёт к нервным срывам и неврозам. В какой-то мере реакция зависит от уровня психологического сопротивления[3].
Физиологический и психоэмоциональный
Стресс может возникать на фоне внешних осязаемых факторов. Г. Сель классифицировал их как физиологические и психоэмоциональные проявления. Самым простым и понятным по принципу воздействия являются физиологические стрессы. Их вызывает реальный раздражитель. Есть несколько видов этого стресса:
физический – холод, тепло, невесомость, резкая смена положения в пространстве, ускорение, ожоги, обморожения, влияние ультрафиолетовых лучей и т. д.;
механический – повреждение органов и частей тела, операция болевой шок;
химический – отравление ядохимикатами, недостаток кислорода, избыток углекислого газа и т. д.;
биологический стресс – болезнь, наличие в организме токсинов, паразитов или бактерий.
Психоэмоциональный стресс делится на эмоциональный и информационный. Методы их психологического воздействия на человека сильно различаются, а общим является лишь то, что все стрессоры появляются в воображении.
Выделяют понятие «информационный стресс». В этом случае человек получает избыток новостей или переживает из-за своих обязанностей и обещаний. Нередко встречается стресс из-за боязни того, что тайна человека будет открыта[4].
Что может стать причиной стресса
Чем вызывается стресс у взрослого человека, уже рассматривалось выше. Это и травмы, и переезд, и расставание/развод, и смерть близкого человека, и денежные проблемы, и постоянная нехватка времени для выполнения работы в срок, и болезни – свои или близкого. Женщины испытывают стресс при рождении ребенка, даже если они считали, что за 9 месяцев подготовились к этому (особенно уязвимы к стрессу роженицы, которые тяжело вынашивали беременность, перенесли разрыв с любимым или имели постоянные конфликты в этом периоде).
Факторы, которые увеличивают шанс развития стресса – это хронические болезни, недосыпание, отсутствие доброжелательного окружения или друзей. Более уязвимы к стрессу люди, верные своим убеждениям и данному слову.
Причины возникновения стресса у детей могут быть не столь очевидны:
переохлаждение;
проблема с обращением в детском саду;
проблема общения со сверстниками;
перемена места жительства;
увеличение нагрузок в школе или на последнем году посещения детского сада;
проблемы общения;
навязывание родителями хобби;
отсутствие человека, с которым можно обсудить свои проблемы;
отправка в санатории или пионерлагеря без родителей;
частые нахождения в больнице без родителей;
начальный сексуальный опыт;
неблагополучная обстановка в семье;
потеря домашнего питомца;
резкое изменение распорядка дня;
смена часового пояса;
содержание мультфильма, фильма, компьютерной игры (сцены убийств, насилия, эротического характера);
случайное наблюдение за интимным общением родителей или чужих людей;
резкая смена погодных условий.
О наличии у человека хронического стресса свидетельствуют изменения в характере человека, когда у уравновешенного до этого человека появляются:
занижение самооценки;
капризность;
раздражительность;
тревожность;
плаксивость;
взрывы гнева;
импульсивные поступки;
враждебность к другим;
подозрительность;
лживость;
исчезновение целей, стимулов, интересов в жизни;
чувство вины;
постоянная критика близких;
пессимизм;
чувство нереальности происходящего;
обидчивость;
концентрация на неприятных событиях;
снижение порога беспокойства;
склонность к командным крикам;
чувство одиночества, безысходности, невыразимой тоски;
появление мыслей о самоубийстве;
изменение длины сна и нарушение его качества (кошмары);
повышение чувствительности к громким звукам, яркому или мигающему свету;
ухудшение памяти;
даже малейшая неприятность может вызвать панику, беспокойство или агрессию;
и другое.
Таким образом, симптомы, вызванные стрессом, очень похожи на заболевания внутренних органов. Заподозрить, что это именно стресс, можно по тому фактору, что признаки затрагивают сразу несколько систем организма (например, возникают боли в суставах и изжога). Уточнить диагноз можно только с помощью обследования: тогда при помощи инструментальных (фиброгастроскопия, кардиограмма, УЗИ сердца, рентген ЖКТ) и лабораторных (это анализы) исследований не будет выявлено никаких изменений или они будут минимальными. Наличие же стресса подтвердит психотерапевт или психиатр на основании беседы с человеком и проведения некоторых устных тестов. О стрессовой реакции будет также свидетельствовать уровня в крови кортизола и гормона АКТГ[5].
Профилактика стресса
Образ жизни — это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха си сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни — здоровым, активным или же нездоровым, пассивным. Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы. Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т.е. обладаем способностью ауторегуляции.
Простые и доступные методы коррекции стресса основаны на своевременной профилактике. Суть профилактики в укреплении стрессоустойчивости человека и изменении его мышления[6].
Методы профилактики стресса:
работа над мышлением;
переключение с проблемы;
физические нагрузки;
ослабление внутреннего напряжения;
психологические установки.
перестать зацикливаться на одной проблеме;
разбирать сложности, делить их на более простые нерешенные задачи;
решать проблемы по мере их поступления;
оставлять менее важные задачи, не загружать себя десятком разных проблем;
новое хобби
Основная цель профилактики – позитивные перемены в жизни человека. Рекомендации по профилактике стресса от психолога включают работу над укоренившимися убеждениями: мыслями, которые не имеют под собой логичных оснований. Потому что эти мысли порождают не только стресс, но и страхи, фобии, мешающие человеку полноценно жить и работать. Заключаются конструктивные методы борьбы со стрессом в добровольном решении избавиться от внутреннего напряжения и иначе посмотреть на проблемы[7].
Заключение
Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все – от новорожденного до немощного старика. Стресс не только зло, не только беда, на и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание. Активность – единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь. Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех. Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого. Другое дело, что нет желания – просто человеку приятно осознать, то, что он испытывает стресс, рассказывая и «жалуясь» всем, о том, в каком он глубоком стрессе, ища в этом, наверное, сочувствия, понимания. Если же есть желание и немного свободного времени, то описанные выше способы преодоления стресса, весьма эффективны. Начав с релаксации (2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно может освоить аутотренинг, медитацию, что со временем войдет в вашу жизнь, как нечто неотъемлемое. Займитесь спортом, хобби и т.д. Если же есть желание, но нет времени, кроме всего прочего вам поможет самовнушение – просто думайте о прекрасном, о том, что у вас все хорошо[8]…
Список литературы
Анцупов А.Я., Шишлов А.И. Конфликтология — М.: ЮНИТИ, 2007
Вешняков Н.Ф. Конфликтология. — Минск: Университетское, 2007.
В.И. Сперанский. Конфликт: сущность и особенности его проявления. «Социально-политический журнал», 2005, № 6.
В.И. Сперанский. Управление в стрессовых ситуациях. «Социально-политический журнал», 2007, № 8.
Вершинин М.С. Конфликтология. Учебник. -М.: «ПРОСПЕКТ», 2007
Гришина Н.В. Психология. Учебник. -СПб.:Питер, 2005
Дмитриев А.В. Конфликтология. Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005
Журнал «Твой взгляд», 2010, № 2