Бессонова Е.А.
МБОУ МО г. Ирбит «Школа № 5»
Модуль: Природа и мы |
Тема урока: В.П. Астафьев «Стрижонок скрип» Цель: создание условий для систематизации знаний о творчестве В.П. Астафьева, осознанного понимания содержания произведения. |
Целеполагание для ученика: 1. Познакомиться с произведением В.П. Астафьева 2.Читать рассказ, определять темп, интонацию чтения. 3.Соотносить литературный текст и произведение изобразительного искусства. 4. Внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст. | Целеполагание для учителя (управленческие задачи) 1. Познакомить и обобщить знания о творчестве В.П. Астафьева и с его произведением . 2. Формирование умений читать текст выразительно, определять причины совершаемых персонажами поступков. 3. Продолжать формировать навык анализа художественного произведения. 4. Стимулирование детей к полным ответам. |
Опорные понятия, термины: произведение, рассказ, диалог | Новые понятия, термины: |
Домашнее задание: перечитать рассказ, стр.100-109. Тема, главная мысль, план |
Этап урока | Время | Цель | Содержание материала (Приложение) | Методы и приемы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Индивидуализация |
1.Самоопределение к деятель ности | 1 мин | Проверка готовности обучающихся, их наст роя на работу | Проверьте свою готовность к уроку, На партах у вас лежат учебник, дневник, тетрадь все постороннее прошу убрать. Мы начинаем наш урок литературного чтения. Я Всем желаю хорошего настроения и удачи в нашей совместной работе. | - | - | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Настроить учащихся на деятельность в ходе урока. |
2. Актуа лизация знаний. | 4 мин | Мотивация учащихся на осознание по требности к построению нового спосо ба действий | Развитие ВПФ Развитие беглого чтение. (карточки) - Мы развивали свою беглость чтения, внимание, память и вашу пространственную ориентацию на листе бумаги. Это очень важные аспекты в литературном чтении. | частично-поисковый фронтальный | П Ф | Активизировать мыслительные операции, внимание, память и т.д., стимулировать к активной работе | Расшифровывают имена детей, придумывают свою шифровку. | Учатся анализировать чужую работу И работать в определенные временные рамки |
3. Поста новка учебной задачи | 3 мин | Выявление причин затруднений в классификации речи, постановка цели урока. | Формулирование темы и цели урока. С каким же автором мы сегодня познакомимся? (на доске с обратной стороны ФИО писателя И его произведение А что же это за писатель такой? Давайте выясним! | словесный фронтальный | Ф П | Способствовать развитию умения анализировать. Мотивирует учащихся на выявление проблемы. | На слух восприни мают информацию. Вместе с учителем формулируют тему и цель урока. – | Привлечь всех детей. |
4. «Отк рытие» детьми нового знания | 15 мин 2 мин | Построение детьми ново го текста на основе жизненного опыта | Послушайте биографию автора и попробуйте запомнить важные аспекты. Астафьев Виктор Петрович (1924— 2001), писатель Родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка Красноярского края. Отца в 1930 г. раскулачили, потом умерла мать. Детство писателя было тяжёлым, сиротским, даже школу не довелось окончить. В 1941 г. Астафьев поступил в школу фабрично-заводского обучения, а в 1942 г. ушёл на войну; там получил два тяжёлых ранения и контузию. В госпитале он познакомился с медсестрой Марией Семёновной Корякиной, ставшей его женой. Астафьев работал грузчиком, вахтёром, учился в школе рабочей молодёжи, вошёл в литературный кружок при газете «Чусовской рабочий». | словесный практический | Ф П | Формирование умения воспринимать читаемый текст. | Читают краткую биография, вспоминают уже изученный материал, находят в тексте выделенные слова и заменяют их на правильные | |
5. закрепле ние | 5 мин | Усвоение нового способа действий | А теперь давайте познакомимся с рассказом Стр.100 Но знакомиться с этим рассказом мы будем по необычному. Я хочу вас познакомить с техникой театр- экспромт. Я буду читать начало рассказа а вы пробуете его показать. Давайте попробуем. Мне нужны мама стрижиха, стрижонок, братья и сестры, (Норка 2 человека) Продолжаем чтение в классе. Кто является главными героями этого произведения? Можно ли это произведение назвать юмористическим и почему? Как автор описывает маму стрижиху? Стрижонка? Кабанов? Как вы думаете почему автор назвал произведение кабан? Кабанов то ведь было 6? В чем смысл произведения? Почему автору стало стыдно? | Словесный частично-поисковый | Ф П | Построить процесс открытия нового на основе собственного ощущения (восприятия). Создать условия для высказывания своего мнения | Отвечают на вопросы учителя. Читают текст, после чтения вместе с учителем объясняют значение пословиц, заполняют карточку. | Развитие коммуникативных навыков |
6. Рефлек сия дея тельности Д/з: закрепить полученное знание | 3 мин | Самооценка результатов деятельности | Рефлексия деятельности. Какая была тема нашего урока? Какие цели мы ставили? Мы достигли их? Захотелось ли вам прочитать другие рассказы этого автора? что вам запомнилось из его биографии? Записываем домашнее задание в дневник. | практический | П | Рефлексия деятельности, делает выводы. | Самооценка, ответы на вопросы учителя | |
Однако, увлекшись кинематографом и фотографией, поступил в Московский институт кинематографии. Окончив учебное заведение, Николай Николаевич начал работать постановщиком и режиссером учебных, научных и мультипликационных фильмов для детей в студии «Союзкино». В 1938 году были впервые опубликованы ноты Носова в журнале «Мурзилка», где также печатались такие известные детские писатели как С. Маршак, Е. Благинина, А. Барто, С. Михалков, Б. Заходер. Первые сказки Носов сочинял для своего сына Петра и не планировал их печатать. Наибольшую известность получили произведения Николая Николаевича о Федотке. После первой сказки («Винтик, Шпунтик и пылесос»), Носов издал трилогию о своем маленьком, непоседливом, комичном и любознательном герое. Николай Николаевич создал много сборников песен для рокеров, которые позже начали печатать огромными тиражами.