СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение корня - урок в 7 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю разработку урока с применением программы SMART Notebook для интерактивной доски

Просмотр содержимого документа
«Строение корня - урок в 7 классе»

Строение корня

Урок в VII классе


С. В. Кудравец, учитель биологии высшей квалификационной категории Средней школы №14 города Мозыря


Цель: формирование у учащихся представлений о строении корня через вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке.

Задачи урока:

образовательные: способствовать формированию представлений о зонах корня, их строении и выполняемых ими функциях;

развивающие: содействовать развитию навыков сравнения и анализа на примере сопоставления тканевого строения зон корня с выполняемыми ими функциями, нахождения логической последовательности расположения зон в корне;

воспитательные: обеспечить понимание необходимости получения теоретических знаний для эффективной практической деятельности человека (пикировка, окучивание и другие агротехнические приемы при выращивании растений.

Учебно-методическое обеспечение: интерактивная доска, компьютер, компьютерная программа SMART Notebook 10; учебное пособие «Биология» для 7 класса под редакцией В. Н. Тихомирова (Минск: Народная асвета, 2010); таблица рельефная «Клеточное строение корня», проросшие семена фасоли.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.

II. Актуализация знаний.

А. Устный фронтальный опрос «Ты мне, я тебе».

Учитель дает возможность просмотреть материал параграфа, заданного на дом, и составить по нему 2-3 вопроса. Дальнейшая проверка сводится к ответам на вопросы, составленные учащимися. Учащийся выбирает отвечающего, а ответивший задает свой вопрос следующему учащемуся. Учитель контролирует правильность ответов и корректность составленных вопросов.

Б. Работа с заданиями в программе SMART Notebook 10.

1. Схема «Органы растений». Учитель предлагает индивидуальное задание у интерактивной доски. Учащийся на доске составляет схему «перетаскивая» необходимые слова из списка предложенных в пустые ячейки. После проверки правильности выполнения задания учащийся поясняет схему, объясняет общий план строения растений.

2. Устный опрос учащихся с использованием наглядности. Учитель предлагает рассмотреть рисунок и ответить на вопросы к нему. Работая с рисунком, отвечающий объясняет понятия «главный корень», «боковой корень», «придаточный корень», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Находит черты сходства и различия между мочковатой и стержневой корневой системой.

3. Индивидуальная работа у интерактивной доски по определению типа корневой системы растения. Учитель предъявляет рисунок растения с мочковатой корневой системой, а затем - со стержневой корневой системой. Задание выполняют два человека по очереди. Учащемуся необходимо по рисунку растения определить тип корневой системы и выбрать из списка понятий, признаков и названий растений только те, которые относятся к данному типу корневой системы. Методом «перетаскивания» учащийся помещает в рамку с изображенным растением нужные названия и признаки из предложенного списка:

  • мочковатая корневая система

  • стержневая корневая система

  • боковые корни

  • придаточные корни

  • главный корень быстро отмирает

  • главный корень хорошо выделяется

  • пшеница

  • кукуруза

  • одуванчик

  • фасоль

  • После проверки правильности выполнения задания учащийся еще раз называет основные признаки мочковатой или стержневой корневой системы

  • 4. Таблица – сортировка текста «Типы корневых систем» Учащийся у интерактивной доски «перетягиванием» распределяет признаки стержневой и мочковатой корневой системы в соответствующие колонки таблицы, а также находит общие для двух типов корневых систем признаки (Приложение 1).

  • III. Изучение нового материала.

  • Для активизации познавательной деятельности учитель формулирует вопросы, на которые учащиеся смогут ответить в конце урока:

  • Как происходит нарастание корня в длину?

  • Какой частью корня происходит всасывание воды корнем?

  • Где происходит образование корней?

  • Выслушав предположения учащихся, учитель предлагает им внимательно рассмотреть проросшие семена фасоли. Рассматривая молодые корешки проростков, ребята находят с помощью учителя корневой чехлик, зону растяжения, зону всасывания, корневые волоски.

  • Затем учитель объясняет общее понятие – «зона корня», указывает последовательность расположения зон. Учащиеся с помощью текста учебника на странице 80-81 (§ 26 учебного пособия) определяют функции, выполняемые этими зонами, и отмечают особенности строения каждой зоны. В ходе беседы формируются следующие понятия: «корневой чехлик», «ризодерма». Объясняются особенности расположения, строения и функции зон корня. Учитель поясняет понятия «пикировка», «корневые волоски», «окучивание».

  • Учитель объясняет внутреннее строение корня: ризодерма, кора корня, центральный цилиндр, помогает учащимся установить взаимосвязь строения и функций корня.

  • IV Закрепление знаний.

  • 1. Учитель предлагает учащимся выполнить задание на интерактивной доске в программе SMART Notebook: таблица-описание «Зоны корня». Учащийся методом «перетягивания» соотносит понятие и его описание (Приложение 2).

  • 2. Учитель предлагает учащимся зарисовать внутреннее строение поперечного среза корня в зоне всасывания, обозначив на рисунке ризодерму с корневыми волосками, центральный цилиндр, флоэму, ксилему, кору корня.

  • 3. Учитель предлагает учащимся выполнить задание на интерактивной доске в программе SMART Notebook: вихри-текст «Верно-неверно». Учащимся необходимо методом перетаскивания распределить верные и неверные суждения (Приложение 3)

  • 4. Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные в начале урока.

  • V Рефлексия.

  • Учитель предлагает оценить свою работу на уроке

  • отлично – я во всем разобрался

  • хорошо – мне почти все понятно

  • удовлетворительно – я не все понял (поняла)

  • Учитель проводит анализ наиболее сложных моментов, которые вызвали наибольшее количество вопросов у учащихся.

  • VI Домашнее задание.

  1. §26, задания № 4, 5 (письменно в тетради)

  2. Творческое задание для учащихся, интересующихся биологией. Подготовить дополнительный материал о растениях с видоизмененными корнями.

  • ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  • Мочковатая

  • Общее

  • Стержневая

  • Одуванчик

  • Фасоль

  • Кукуруза

  • Главный корень хорошо выделяется

  • Придаточный корень

  • Подсолнух

  • Пшеница

  • Подорожник

  • Боковой корень

  • Главный корень быстро отмирает

  • ПРИЛОЖЕНИЕ 2

  • Зоны корня

    • Зона корня

    • Описание зоны

    • Зона деления

    • Клетки мелкие, живые, активно делятся, обеспечивает рост корня

    • Зона растяжения

    • Клетки растут. формируются постоянные ткани

    • Зона всасывания

    • Образуются корневые волоски

    • Зона проведения

    • Передвигается вода с минеральными веществами, образуются боковые корни

    • Корневой чехлик

    • Защищает верхушечную образовательную ткань корня

    • Ризодерма

    • Покровная ткань корня

  • ПРИЛОЖЕНИЕ 3

  • Вихри-текст

  • «Верно-неверно»

  • Корневой чехлик защищает зону деления

  • Ризодерма – покровная ткань корня

  • В зоне проведения образуются корневые волоски

  • В центре корня находится массивная кора

  • Вода в корень поступает через корневые волоски

  • Образовательная ткань находится в зоне деления

  • В центральном цилиндре корня находится ксилема и флоэма

  • Следом за зоной всасывания располагается зона проведения

  • По флоэме из корня вверх поднимается вода

  • Если зона деления повреждена – корень продолжает расти в длину