Просмотр содержимого документа
«Строение корня - урок в 7 классе»
Строение корня
Урок в VII классе
С. В. Кудравец, учитель биологии высшей квалификационной категории Средней школы №14 города Мозыря
Цель: формирование у учащихся представлений о строении корня через вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке.
Задачи урока:
образовательные: способствовать формированию представлений о зонах корня, их строении и выполняемых ими функциях;
развивающие: содействовать развитию навыков сравнения и анализа на примере сопоставления тканевого строения зон корня с выполняемыми ими функциями, нахождения логической последовательности расположения зон в корне;
воспитательные: обеспечить понимание необходимости получения теоретических знаний для эффективной практической деятельности человека (пикировка, окучивание и другие агротехнические приемы при выращивании растений.
Учебно-методическое обеспечение: интерактивная доска, компьютер, компьютерная программа SMART Notebook 10; учебное пособие «Биология» для 7 класса под редакцией В. Н. Тихомирова (Минск: Народная асвета, 2010); таблица рельефная «Клеточное строение корня», проросшие семена фасоли.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.
II. Актуализация знаний.
А. Устный фронтальный опрос «Ты мне, я тебе».
Учитель дает возможность просмотреть материал параграфа, заданного на дом, и составить по нему 2-3 вопроса. Дальнейшая проверка сводится к ответам на вопросы, составленные учащимися. Учащийся выбирает отвечающего, а ответивший задает свой вопрос следующему учащемуся. Учитель контролирует правильность ответов и корректность составленных вопросов.
Б. Работа с заданиями в программе SMART Notebook 10.
1. Схема «Органы растений». Учитель предлагает индивидуальное задание у интерактивной доски. Учащийся на доске составляет схему «перетаскивая» необходимые слова из списка предложенных в пустые ячейки. После проверки правильности выполнения задания учащийся поясняет схему, объясняет общий план строения растений.
2. Устный опрос учащихся с использованием наглядности. Учитель предлагает рассмотреть рисунок и ответить на вопросы к нему. Работая с рисунком, отвечающий объясняет понятия «главный корень», «боковой корень», «придаточный корень», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Находит черты сходства и различия между мочковатой и стержневой корневой системой.
3. Индивидуальная работа у интерактивной доски по определению типа корневой системы растения. Учитель предъявляет рисунок растения с мочковатой корневой системой, а затем - со стержневой корневой системой. Задание выполняют два человека по очереди. Учащемуся необходимо по рисунку растения определить тип корневой системы и выбрать из списка понятий, признаков и названий растений только те, которые относятся к данному типу корневой системы. Методом «перетаскивания» учащийся помещает в рамку с изображенным растением нужные названия и признаки из предложенного списка:

мочковатая корневая система
стержневая корневая система
боковые корни
придаточные корни
главный корень быстро отмирает
главный корень хорошо выделяется
пшеница
кукуруза
одуванчик
фасоль
После проверки правильности выполнения задания учащийся еще раз называет основные признаки мочковатой или стержневой корневой системы
4. Таблица – сортировка текста «Типы корневых систем» Учащийся у интерактивной доски «перетягиванием» распределяет признаки стержневой и мочковатой корневой системы в соответствующие колонки таблицы, а также находит общие для двух типов корневых систем признаки (Приложение 1).
III. Изучение нового материала.
Для активизации познавательной деятельности учитель формулирует вопросы, на которые учащиеся смогут ответить в конце урока:
Как происходит нарастание корня в длину?
Какой частью корня происходит всасывание воды корнем?
Где происходит образование корней?
Выслушав предположения учащихся, учитель предлагает им внимательно рассмотреть проросшие семена фасоли. Рассматривая молодые корешки проростков, ребята находят с помощью учителя корневой чехлик, зону растяжения, зону всасывания, корневые волоски.
Затем учитель объясняет общее понятие – «зона корня», указывает последовательность расположения зон. Учащиеся с помощью текста учебника на странице 80-81 (§ 26 учебного пособия) определяют функции, выполняемые этими зонами, и отмечают особенности строения каждой зоны. В ходе беседы формируются следующие понятия: «корневой чехлик», «ризодерма». Объясняются особенности расположения, строения и функции зон корня. Учитель поясняет понятия «пикировка», «корневые волоски», «окучивание».
Учитель объясняет внутреннее строение корня: ризодерма, кора корня, центральный цилиндр, помогает учащимся установить взаимосвязь строения и функций корня.
IV Закрепление знаний.
1. Учитель предлагает учащимся выполнить задание на интерактивной доске в программе SMART Notebook: таблица-описание «Зоны корня». Учащийся методом «перетягивания» соотносит понятие и его описание (Приложение 2).
2. Учитель предлагает учащимся зарисовать внутреннее строение поперечного среза корня в зоне всасывания, обозначив на рисунке ризодерму с корневыми волосками, центральный цилиндр, флоэму, ксилему, кору корня.
3. Учитель предлагает учащимся выполнить задание на интерактивной доске в программе SMART Notebook: вихри-текст «Верно-неверно». Учащимся необходимо методом перетаскивания распределить верные и неверные суждения (Приложение 3)
4. Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные в начале урока.
V Рефлексия.
Учитель предлагает оценить свою работу на уроке
§26, задания № 4, 5 (письменно в тетради)
Творческое задание для учащихся, интересующихся биологией. Подготовить дополнительный материал о растениях с видоизмененными корнями.
Зоны корня

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Вихри-текст
«Верно-неверно»
Корневой чехлик защищает зону деления
Ризодерма – покровная ткань корня
В зоне проведения образуются корневые волоски
В центре корня находится массивная кора
Вода в корень поступает через корневые волоски
Образовательная ткань находится в зоне деления
В центральном цилиндре корня находится ксилема и флоэма
Следом за зоной всасывания располагается зона проведения
По флоэме из корня вверх поднимается вода
Если зона деления повреждена – корень продолжает расти в длину