СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение пищеварительной системы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Строение пищеварительной системы»

Тип урока:

Изучение нового материала (комбинированный).


Тема урока:

Строение пищеварительной системы.


Цель:

Познакомить учащихся со строением пищеварительной системы: изучить строение пищеварительного канала, особенности строения и расположения органов пищеварительного канала,     прививать практические навыки по работе с таблицами. 


Задачи:

а)образовательные


-Познакомить со строением пищеварительного канала;

-Рассмотреть строение и расположение органов пищеварительного канала;

-Показать взаимосвязь выполняемых функций со строением;


в)воспитательные

-Формирование эстетического воспитания;

-Воспитание бережного отношения к природе;

- Продолжить воспитание культуры учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.


б)развивающие

-Развивать логическое мышление, память, речь;

-Развивать умение работать в группе;

-Развивать умения наблюдать;

-Развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу;


Методы и

методические приёмы

1.Словесные: объяснение, рассказ;

2.Наглядные: демонстрация изобразительных

пособий;

3.Практические: наблюдение, распознавание, определение органов пищеварительного канала;

Приёмы: сравнение, обобщение, выводы.

Оборудование

Демонстрационный материал: интерактивная доска,  плакаты к ней по теме,  презентация к уроку,   таблицы  «Система органов пищеварения», « Типы зубов. Внешнее и внутреннее строение зубов».


Дополнительная литература

1)Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М., Просвещение, 2010.

2) Каменский А.А. Анатомия, физиология и гигиена человека. Карманный справочник. - М., Дрофа, 2010.

3)Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6 – 11 классы. - М., Дрофа, 2006.



План урока:

Этапы урока:

  1. Организационный момент(1-2 мин);

  2. Проверка знаний по теме: «Пища и её состав» (7мин)

  3. Изучение нового материала (25мин)

1) строение пищеварительного канала;

2) строение органов пищеварительной системы;

3)взаимосвязь выполняемых функций с расположением;

4)пищеварительные железы.

  1. Закрепление и обобщение(3-4мин)

  2. Домашнее задание(2мин).




Ход урока







  1. Организационный момент

-приветствие, фиксация отсутствующих;

-проверка подготовленности учеников к уроку;

-организация внимания;

«Здравствуйте, ребята! Садитесь! Кто сегодня отсутствует?»





В:

О:





В:

О:





В:

О:



В:

О:





  1. Опрос домашнего задания

Устный опрос:



-Что мы называем пищей?

-Пища - это то, что едят, чем питаются - любое вещество, пригодное для еды и питья живым организмам для пополнения запасов энергии.



-дайте определение понятию «Пищеварение».

-пищеварение – это химическая и механическая обработка пищи, из более сложных на более простые вещества.



-какие питательные вещества вы знаете?

-белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода.



-назовите основные функции питательных веществ.

-энергетическая, строительная, регулирующая.



  1. Изучение нового материала

«Сегодня мы продолжим изучать раздел «Пищеварение» и рассмотрим с вами органы пищеварения, их строение и функции. Откройте тетради и запишите число, тема нашего урока « Строение пищеварительной системы».



Записи в тетрадях

Пищеварительный канал подразделяется на ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, тонкую и толстую кишку. Также к органам пищеварения относятся слюнные железы, печень и поджелудочная железа. Процесс пищеварения начинается в ротовой полости, которая ограничена верхней и нижней челюстями. В лунках челюстей находятся зубы.



В:

О:

- как вы думаете, для чего нам необходимы зубы?!

-зубами мы откусываем и размельчаем пищу.


Записи в тетрадях:








Демонстрация слайда:

У каждого зуба имеются коронка, шейка и корень. Коронка зуба покрыта эмалью. Большую часть коронки, шейки и корня составляет дентин – плотное похожее на кость вещество. В полости зуба разветвляются кровеносные сосуды и нервные окончания. Мягкая часть в центре зуба называется пульпой. В течение урока мы с вами заполним таблицу: «Органы пищеварительной системы и их функции» (приложение №1).

Строение зубов связано с теми функциями, которые они выполняют. Спереди (на обеих челюстях) располагаются по 4 плоских резца, позади резцов находятся клыки – длинные, глубокосидящие зубы. Резцы и клыки служат для откусывания пищи. Позади клыков с каждой стороны имеются по 2 малых и по 3 больших коренных зуба. У коренных зубов бугристая поверхность и корни с несколькими отростками. С помощью коренных зубов пища дробится и размельчается. При болезни зубов нарушается пищеварение.

В:


О:

- как можно объяснить то, что при болезни зубов нарушается пищеварение?

-при болезни зубов в желудок попадает недостаточно пережеванная и не подготовленная к дальнейшей обработке пища.



Записи в тетрадях

За зубами необходимо постоянно следить и ухаживать.

В:

О:

-как нужно ухаживать за зубами?

- Зубную щетку нужно регулярно менять;

-зубы нужно чистить минимум 2 раза в день- утром, перед завтраком, и вечером, перед отходом ко сну. Продолжительность чистки зубов – 3 минуты;

-после еды необходимо тщательно прополоскать рот;

-зубная щетка перед чисткой зубов тщательно промывается, на нее наносится небольшое количество зубной пасты;

-необходимо очищать не только зубы, но и язык, небо и внутреннюю часть щек;

- посещать стоматолога рекомендуется раз в полгода;

-не следует грызть твердые предметы, нельзя сразу после приема горячей пищи пить холодную воду.



Демонстрация слайда:

Здоровые зубы – залог нормальной работы органов пищеварения. В ротовой полости пища разжевывается: увлажняется слюной и превращается в пищевой комок. Перемешивание пищи в ротовой полости осуществляется языком и мышцами щёк. Слизистая оболочка ротовой полости воспринимает температуру, вкус и др. качества пищи. Далее по рефлексу начинают работать слюнные, желудочные поджелудочные железы, затем происходит акт жевания и глотания. Пережеванная и увлажненная пища языком проталкивается в глотку. В результате сокращения мышц продвигается дальше в пищевод.



Записи в тетрадях

Пищевод представляет собой мышечную трубку. Продвижение пищевого комка по пищеводу происходит благодаря волнообразным сокращениям его стенок. Далее пища попадает в желудок.



Записи в тетрадях

Желудок является тем органом пищеварительного канала, где пища задерживается и перемешивается. Здесь под влиянием желудочного сока расщепляются белковые пищеварительные вещества. Желудочный сок вырабатывается многочисленными железами слизистой оболочки желудка. Перемешивание пищи, пропитывание ее желудочным соком и продвижение в тонкую кишку осуществляется посредством сокращения мышц стенок желудка.


Записи в тетрадях

Следующий отдел пищеварительного канала – тонкая кишка. Она образует множество петель, которые занимают большую часть объема брюшной полости. Длина тонкой кишки взрослого человека около 4,5м. возле самого желудка выделяют короткую 12перстную кишку, она примерно в 12 раз превышает толщину большого пальца руки. В нее впадают протоки поджелудочной железы и печени. В слизистой оболочке тонкой кишки находится большое количество мелких желез, выделяющих кишечный сок. Движение пищи в тонкой кишке происходит в результате сокращений мышц ее стенок. В тонкой кишке происходит окончательное переваривание пищи.


Записи в тетрадях

Тонкая кишка переходит в толстую. Длина толстой кишки составляет в среднем 1,5м. в начале толстая кишка образует мешкообразное выпячивание – слепую кишку, от которой книзу отходит червеобразны отросток аппендикс.


Записи в тетрадях

Аппендикс – небольшой орган 8-15см длины, являющийся недоразвитым концом слепой кишки. При попадании в него непереваренной пищи, косточек, шелухи начинается воспалительный процесс – аппендицит. В этом случае производится операция удаления аппендикса. Аппендикс выполняет защитную функцию.


Записи в тетрадях

Конечный отрезок толстого кишечника – прямая кишка заканчивается задним проходом.





В:

О:









В:

О:



В:

О:








В:


О:









IV. Обобщение и закрепление изученного материала.



Давайте проверим, как вы усвоили материал урока.

- Из каких органов состоит пищеварительный канал?

- пищеварительный канал состоит из: ротовой полости (зубы, язык, слюнные железы, нёба, мышцы щёк), далее идет глотка, пищевод, желудок, тонкая (двенадцатиперстная кишка) и толстая кишка (слепая кишка и аппендикс, прямая кишка). Также к органам пищеварения относятся слюнные железы, печень и поджелудочная железа.



-где начинается процесс пищеварения?

-процесс пищеварения начинается в ротовой полости.



- какие функции выполняют слюнные железы?

- слюнные железы выполняют различные функции. Самой важной является секреторная функция. Продукция и выделение слюны способствует увлажнению слизистой оболочки рта, обеспечивает растворение и всасывание питательных веществ, облегчает пережевывание и проглатывание твердой пищи. При сухой пище ток слюны становится обильнее, слюна более водянистая.


-что представляет собой аппендикс? Какова его роль в нашем организме?

- аппендикс – небольшой орган 8-15см длины, являющийся недоразвитым концом слепой кишки. При попадании в него непереваренной пищи, косточек, шелухи начинается воспалительный процесс – аппендицит. В этом случае производится операция удаления аппендикса. Аппендикс выполняет защитную функцию.




  1. Домашнее задание.

Прочитать §30,ответить на вопросы в конце параграфа. Выучить таблицу в тетради.


Выставление оценок.

«Урок окончен. До свидания!»




Приложение 1.

Таблица №1: «Органы пищеварительной системы и их функции».

Название органа

Особенности строения

Функции

1.

Ротовая полость



2.

Глотка



3.

Пищевод



4.

Желудок



5.

Тонкая кишка



6.

Толстая кишка