СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строевая подготовка. Тема № 1. Вводное занятие

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Строевая подготовка. Тема № 1. Вводное занятие»

Учебная дисциплина:

Строевая подготовка


УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ № 28

Остроумов Борис Александрович


___ ______________ 2020 г.


КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД «КАЛИНИНГРАД»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28


236039, Калининград, ул. Суворова, д. 35; тел./факс 8(4012) 611628; Е-mail: maou28@mail.ru






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

лекции


Тема № 1. Вводное занятие


Время: 40 минут


Выполнил: Левенец Геннадий Васильевич,

офицер- воспитатель кадетских классов






Калининград - 2020 г.

  1. Учебные и воспитательные цели:

Ознакомить кадетов с понятием строевой подготовки.

Довести кадетам цели и задачи строевой подготовки на учебный год.

Изучить с кадетами правила техники безопасности и поведения на занятиях по строевой подготовке.

Воспитывать у кадетов дисциплинированность, внимание и формировать навыки по точному выполнению требований Строевого устава Вооруженных сил РФ в повседневной деятельности.


  1. Учебные вопросы и распределение времени

Введение. ..………………………………..…………..…..……….. 7 мин

  1. Понятие строевой подготовки………………………………….10 мин.

  2. Цели и задачи строевой подготовки на учебный год………...10 мин.

  3. Правила техники безопасности и поведения на занятиях……10 мин.

Заключение………… ………………………………….……………3 мин.


  1. Учебно-материальное обеспечение: Мультимедийный проектор, слайды.


Место проведения занятия: учебный класс.


  1. Литература:

  • Строевой Устав Вооруженных сил Российской Федерации. – М., Воениздат, 2008.


5. Организация и методика проведения занятия, содержание учебного материала:

Занятие является наиболее важным в формировании представления у кадетов основных понятий о дисциплине строевая подготовка и начальных навыков в выполнении строевых приемов кадетами и требует тщательной подготовки руководителя к проведению занятия, а также высокого методического уровня проведения занятия.

В начале занятия старшина кадетского класса докладывает офицеру-воспитателю о готовности класса к занятию. Например, «Товарищ подполковник – личный состав 5 «К1» класса в количестве двадцати пяти человек к занятиям по строевой подготовке готов. Старшина класса старший кадет Иванов». После доклада офицер-воспитатель здоровается с классом, проверяет наличие личного состава и уточняет причины отсутствия кадетов.

Затем руководитель занятия объявляет тему занятия, учебные цели и вопросы занятия, определяет порядок отработки учебных вопросов.

Учебные вопросы отрабатываются объяснительно-иллюстрационным методом с использованием технических средств обучения.

При изучении учебных вопросов руководитель занятия особое внимание обращает на понимание кадетами понятия строевой подготовки и основных задач строевой подготовки для кадет.

После отработки каждого учебного вопроса офицер-воспитатель делает выводы и отвечает на вопросы кадетов.

В результате изучения учебных вопросов кадеты должны знать понятие строевой подготовки, задачи строевой подготовки в системе подготовки кадетов и усвоить основные правила техники безопасности и поведения на занятиях по строевой подготовке.

В конце занятия руководитель делает необходимые выводы; напоминает тему, цели и учебные вопросы урока; определяет степень усвоения учебного материала, опрашивая 1 - 3 кадетов; подводит итоги занятия и дает кадетам задание на самостоятельную работу.


Содержание занятия

Введение

Руководитель занятия проверяет наличие личного состава, внешний вид, готовность к занятию. При необходимости дает указания на устранение замеченных недостатков.

Объявляет тему, цели занятия, учебные вопросы и порядок их отработки.

В начале занятия необходимо обратить внимание кадетов на актуальность изучения строевой подготовки кадетами в образовательном учреждении.

Актуальность программы заключается в том, что строевое обучение является одним из важнейших элементов военно-патриотического воспитания в кадетских классах. Строевая подготовка дисциплинирует воспитанников кадетских классов, способствует развитию исполнительности, собранности, подтянутости, опрятности и формированию личности кадета.

После этого руководитель занятия приступает к отработке учебных вопросов занятия.

Учебные вопросы:

1 вопрос: Понятие строевой подготовки

Руководитель занятия объясняет основные понятия строевой подготовки для кадетов образовательного учреждения.

Строевая выучка является предметом обучения кадетов и оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности кадетских классов. Она развивает волевые и физические качества кадетов, способствует укреплению дисциплины, совершенствует умение владеть своим телом, развивает внимательность, наблюдательность и исполнительность.

Строевая подготовка  является практическим предметом. Теоретический (словесный) элемент используется в основном для разъяснения некоторых понятий и порядка выполнения строевых приемов. В остальном же занятия проводятся посредством показа и тренировок. Методика проведения таких занятий основывается на известном принципе "делай, как я", когда учащиеся точно копируют выполнение строевого приема руководителем.

Тренировки - важная составная часть строевых занятий. Они оказывают сильное воспитательное воздействие на учащихся. Многократные повторения строевого приема требуют настойчивости, упорства, других волевых усилий, чтобы добиться его безукоризненного исполнения. В тренировки рекомендуется вносить элементы игры, состязательности, своеобразного соревнования, которое предусматривает взаимную помощь и в то же время стремление добиться лучшего, чем у товарища, исполнения приема.

Основой строевой подготовки кадетов кадетских классов при их совместных действиях является строй. Он, как никакой другой вид обучения, воспитывает быстрое, точное и единодушное исполнение требований педагога-воспитателя. Строевая подготовка основана на глубоком понимании личным составом необходимости четких, быстрых и сноровистых действий при выполнении приемов в составе подразделения.

Занятия по строевой подготовке проводятся на основе следующих методических принципов:

Принцип сознательности и активности. Каждый обучающийся должен вполне сознательно выполнить, поставленные перед ним задачи.

Принцип наглядности. Наиболее доходчивая форма обучения. На конкретных наглядных примерах обучающиеся должны более качественно усваивать необходимый материал.

Принцип доступности (от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному). Материал подбирается доступный для усвоения на основе уже имеющихся знаний и навыков, полученных на уроках физической культуры и ОБЖ.

Принцип системности занятий. Успех в освоении определенных знаний, умений и навыков основывается на их систематическом закреплении.

Принцип постепенного повышения требований. Улучшение качества выполнения строевых приемов и повышение уровня строевой подготовки можно достичь, только постепенно увеличивая нагрузку и повышая требования к обучающимся.

Методы проведения занятий:

  1. Наглядные методы формируют представления о движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивают сенсорные способности.

  2. Вербальные (словесные) методы активизируют сознание ребенка, способствуют осмыслению поставленных задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению строевых приёмов, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях.

  3. Практические методы обеспечивают проверку двигательных действий кадетов, правильность их восприятия, моторные ощущения.

  4. При обучении используются разнообразные приемы. Они направлены на оптимизацию усвоения строевых приёмов, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие кадета.

Методические приемы выбираются в соответствии с программным содержанием, возрастными и типологическими особенностями, степенью владения строевыми приёмами, общим развитием воспитанников. Целесообразный подбор подготовительных строевых упражнений позволяют воздействовать на все анализаторные системы кадетов, активизировать внимание, самостоятельность и творчество при выполнении заданий.

Строевая подготовка дисциплинирует личный состав, вырабатывает у них быстроту и четкость действий в составе строя.

Строевая подготовка включает в себя: одиночное строевое обучение без оружия, строевое слаживание кадетов кадетских классов при действиях в пешем порядке, строевых смотров подразделений. Занятия по строевой подготовке проводятся согласно Программы дополнительного образования и совершенствуется при всех построениях и передвижениях, методом попутной тренировки.

Программа дополнительного образования «Строевая подготовка» предназначена для реализации профильного образования обучающихся специализированных (кадетских) классов среднего общего образования. Программа разработана на основе Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

Содержание программы в целом отражает государственную образовательную политику в вопросах подготовки к самостоятельной жизнедеятельности и военной службе и позволяет формировать у воспитанников сознательное и ответственное отношение к вопросам личной, общественной и национальной безопасности страны, желание активно совершенствовать свою физическую и военно-прикладную подготовку.

Программа «Строевая подготовка» рассчитана на 210 учебных часов из расчета 1 час в неделю на шесть лет обучения (по 35 часов на каждый год обучения). Содержание программы «Строевая подготовка» для обучающихся специализированных (кадетских) классов имеет военно-профессиональную направленность.

В конце доведения учебного вопроса руководитель занятия опрашивает одного – двух кадетов по изученному материалу и отвечает на вопросы кадетов.

Далее переходит к изучению второго вопроса.


2 вопрос: Цели и задачи строевой подготовки на учебный год

Руководитель занятия доводит цели и задачи программы изучения строевой подготовки, содержание программы и порядок оценки результатов обучения кадетов.


Цель программы:

1. Формирование у обучающихся кадетских классов интересов к военно-прикладной подготовке.

2. Развитие патриотических, моральных и нравственных качеств.

3. Пропаганда и популяризация ЗОЖ.

4. Выявление способных и увлеченных обучающихся для дальнейшего профильного обучения.


Задачи программы:

1. Совершенствование разностороннего развития обучающихся кадетских классов.

2. Формирование необходимых знаний, умений и навыков по строевой подготовке.

3. Развитие волевых качеств и привитие дисциплины.

В процессе изучения программы дополнительного образования «Строевая подготовка» предполагает формирование у кадетов следующих знаний, умений и навыков:

  • знание основных положений Строевого устава;

  • знать строи отделения и взвода, порядок управления строем;

  • знание обязанностей кадетов (военнослужащих) перед построением и в строю;

  • знание государственных и военных символов Российской Федерации;

  • знание боевых традиций Вооруженных Сил России;

  • умение выполнять строевые приемы без оружия и с оружием на месте и в движении;

  • умение выполнять воинское приветствие на месте и в движении;

  • умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Место учебного предмета в учебном плане дополнительного образования:

Строевая подготовка, как учебный предмет входит в дополнительную образовательную область военно-прикладной подготовки и представлен для обязательного изучения обучающимися 5-10 специализированных (кадетских) классов, реализуется за счет компонента дополнительного образования.


Содержание программы

Тема № 1. Вводное занятие.

Понятие строевой подготовки. Цели и задачи строевой подготовки на учебный год. Правила техники безопасности и поведения на занятиях.

Тема № 2. Общие положения строевого устава.

Строи и управление ими.

Тема № 3. Обязанности кадетов (военнослужащих) перед построением и в строю.

Изучение обязанностей кадетов (военнослужащих) перед построением и в строю.

Тема № 4. Строевые приемы и движение без оружия.

Занятие 1. Строевая стойка.

Выполнение команд: «Становись» или «Смирно». Действия по команде «Вольно», «Заправиться». «Головные уборы снять (надеть)».

Занятие 2. Повороты на месте.

Выполнение поворотов на месте налево, направо и кругом по командам:

«Напра – ВО», «Нале – ВО», «Кру – ГОМ».

Занятие 3. Движение строевым шагом.

Движение шагом. Движение бегом. Строевой шаг, походный шаг. Изменение скорости движения. Перемещение одиночных кадетов на несколько шагов вперед, назад и в сторону.

Занятие 4. Повороты в движении.

Повороты в движении направо, налево и кругом по командам: «Напра – ВО», «Нале – ВО», «Кругом – МАРШ».

Занятие 5. Выполнение воинского приветствия на месте вне строя.

Порядок выполнения воинского приветствия на месте вне строя, без головного убора и с надетым головным убором.

Занятие 6. Выполнение воинского приветствия в движении вне строя.

Порядок выполнения воинского приветствия в движении вне строя, без головного убора и с надетым головным убором, при обгоне начальника (старшего).

Тема № 5. Строевые приемы с оружием.

Занятие 1. Строевая стойка с оружием.

Положение оружия. Выполнение команд с оружием: «Становись» или «Смирно». Действия по команде «Вольно», «Заправиться». Повороты с оружием. Движение с оружием.

Занятие 2. Выполнение приемов с оружием «Автомат на - ГРУДЬ», «На РЕМЕНЬ», «Оружие - ЗА СПИНУ».

Строевая стойка с оружием. Порядок выполнения приема «Автомат на – ГРУДЬ» в три приема; в положение «На ре – МЕНЬ» в три приема; в положение «Оружие – ЗА СПИНУ» в два приема. Тренировка выполнения приемов.

Тема № 6. Строи взвода.

Занятие 1. Развернутый строй взвода.

Порядок построения взвода в одно шереножный и двух шереножный строй. Порядок перестроения взвода из одно шереножного в двух шереножный строй и обратно. Порядок размыкания и смыкания взвода.

Занятие 2. Походный строй взвода.

Порядок построения взвода в походный строй в колонну по три, в колонну по два и в колонну по одному. Порядок перестроения взвода из колонны в развернутый строй. Порядок перестроения взвода из колонны по одному в колонну по два и обратно в движении. Порядок перестроения взвода из колонны по одному в колонну по три и обратно в движении. Порядок перестроения взвода из колонны в развернутый строй. Движение строевым шагом в походном строю.

Занятие 3. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

Порядок выполнения воинского приветствия в строю на месте и в движении в составе взвода.

Занятие 4. Разучивание (исполнение) строевой песни в составе подразделения.

Тема № 7. Выход из строя и возвращение в строй.

Команды для выхода из строя и возвращения в строй. Порядок действий в развернутых и походных строях с оружием и без оружия.

Тема № 8. Подход к начальнику и отход от него.

Порядок подхода к начальнику вне строя с оружием и без оружия.

Порядок отхода от начальника с оружием и без оружия.

Тема № 9. Строевой смотр подразделения.

Порядок проведения строевого смотра подразделения.

Тема № 10. Зачет (итоговый контроль).

Проверка теоретических знаний и практических навыков по изученному материалу в конце года обучения.

Обратить внимание кадетов на порядок проверки результатов строевой подготовки.

Оценка результатов обучения кадетов.

В целях оценки и контроля результатов обучения в течение учебного года проводятся:

  1. Зачет - итоговое занятие в конце каждого года обучения.

  2. Смотр песни и строя среди воспитанников кадетских классов.

Критерии оценки строевой подготовки кадетов.

Оценка за выполнение приёмов кадетами выставляется только за практические действия. При этом каждый приём должен выполняться в строгом соответствии с требованиями Строевого устава.

 Индивидуальная оценка строевой подготовки обучающихся слагается из оценок, полученных за выполнение каждого из проверенных строевых приёмов и определяется:

  • «отлично», если 50% проверенных строевых приёмов выполнено на «отлично», а 50% - на «хорошо»; при этом внешний вид, строевая стойка и строевой шаг должны иметь оценку «отлично»;

  • «хорошо», если 50% проверенных строевых приёмов выполнено на «отлично» и «хорошо», а 50% - на «удовлетворительно»; при этом внешний вид, строевая стойка и строевой шаг должны иметь оценку не ниже «хорошо»;

  • «удовлетворительно», если по одному из строевых приёмов получена оценка «неудовлетворительно» при положительной оценке внешнего вида, строевой стойки и строевого шага;

  • «неудовлетворительно» - при наличии двух и более неудовлетворительных оценок, а также при неудовлетворительной оценке по внешнему виду, или строевой стойке, или строевому шагу.

Довести список литературы для использования на занятиях по строевой подготовке.

Литература для обучающихся.

  1. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 2008.

  2. Начальная военная подготовка. Издательство «АСТ, Харвест», 2001.

  3. Воинская обязанность. Военнослужащий – защитник своего отечества. А.Н. Иванов Москва. Военная печать, 2001.

  4. Словарь – справочник по военно-исторической терминологии. А.Т. Степанищев, Д.Н, Филиппов. Москва. Гуманитарное издание «ВЛАДОС», 2004.

  5. Словарь военных терминов. А.М. Плеханов. Москва. Военное издание, 1988.

  6. Словарь – справочник по военно-исторической терминологии. А.Т. Степанищев, Д.Н, Филиппов. Москва. Гуманитарное издание «ВЛАДОС», 2004.


В конце доведения учебного вопроса руководитель занятия опрашивает одного – двух кадетов по изученному материалу и отвечает на вопросы кадетов.

Далее переходит к изучению второго вопроса.


3 вопрос: Правила техники безопасности и поведения на занятиях

Руководитель занятия доводит правила техники безопасности и поведения на занятиях.

При изучении данного вопроса необходимо усвоить: требования безопасности на учебных занятиях и тренировках, пути предупреждения травматизма и несчастных случаев. Кадеты обязаны постоянно изучать, знать Правила по охране труда, не допускать их нарушения и следить за тем, чтобы их действия не привели к несчастному случаю. Принимать меры, исключающие травматизм, уметь оказать первую помощь себе и пострадавшим.

Руководство и ответственность за правильную организацию работы по правилам охраны труда возлагается на руководителя занятия в случае его отсутствия на старшину класса и его помощников.

Руководитель на занятиях по строевой подготовке обязан:

осуществлять непрерывный контроль за наличием, состоянием обучаемых, особенно в жаркую и холодную погоду;

поддерживать дисциплину строя и требовать точного выполнения подразделениями команд и сигналов, а кадетами своих обязанностей в строю;

соблюдать установленную последовательность выполнения приемов, действий и упражнений, оптимальные интервалы и дистанцию между обучаемыми;

контролировать уровень физической нагрузки на занятии и своевременно ее снижать;

организовать надежную помощь и страховку при выполнении упражнений;

оказать первую помощь пострадавшему.

Обратить особое внимание, что в целях безопасности на занятиях по строевой подготовке и тренировках кадеты должны строго соблюдать дисциплину в строю и выполнять свои обязанности.

Перед занятиями и на занятиях по строевой подготовке

кадеты обязаны:

проверить исправность своего обмундирования и снаряжения (при наличии, исправность - оружия и боеприпасов);

аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки;

знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его; в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию; соблюдать требования безопасности; не выходить из строя (машины) без разрешения;

в строю без разрешения не разговаривать и не курить; быть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;

передавать приказания, команды без искажений, громко и четко.



Профилактика травматизма.

В профилактике травматизма огромное значение имеют следующие мероприятия:

рационально организованный учебно-воспитательный процесс;

предупреждение переохлаждения;

постепенность и наращивание нагрузок;

рациональная разминка;

использование мероприятий, ускоряющих восстановительные процессы, как в период занятий, так и после них;

соблюдение Правил охраны труда;

соблюдение дисциплины.

В конце доведения учебного вопроса руководитель занятия опрашивает одного – двух кадетов по изученному материалу и отвечает на вопросы кадетов.


Заключение

Руководитель занятия напоминает тему, цели занятия и степень их достижения, кратко подводит итоги занятия, отмечает лучших и наиболее активных кадетов. Ставит задачу на самостоятельную работу.


6. Формирование командных и методических навыков:

а) привитие командных навыков:

- осуществлять путем образцового выполнения положений общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации руководителем занятия и требованием их обязательного выполнения кадетами кадетского класса;

- образцовым поведением руководителя, неукоснительным соблюдением им правил ношения специальной формы, Строевого устава Вооруженных Сил РФ и требованием адекватного исполнения каждым кадетом кадетского класса;

- строгим соблюдением руководителем занятия принятой системы изложения учебного материала с использованием военной лексики и терминов, развитием у кадетов способности громко, четко, лаконично строить свои доклады в ходе ответов на поставленные вопросы;

б) привитие методических навыков:

- осуществлять путем строгого соблюдения руководителем методики проведения лекции;

- обращать внимание кадетов на используемые руководителем приемы и способы проведения занятия.


7. Общие меры безопасности:

- до начала занятия проверить готовность кадетов к занятию, состояние формы и ее подгонку;

- в ходе строго соблюдать методику проведения занятия по строевой подготовке.


8. Контроль знаний, умений, навыков:

В ходе проведения занятия, после изучения каждого учебного вопроса и в конце проведения занятия провести контроль знаний кадетов по вопросам, изученным на занятии.

Оценку каждому кадету определить после подведения итогов занятия в соответствии со сложившейся системой оценки качества знаний кадетов и критериями оценивания, принятыми в школе.


9. Задание на самостоятельную работу:

1. Изучить учебный материал урока.

2. Совершенствовать выполнение строевых приемов во время построений, в часы тренировок по строевой подготовке и повседневной деятельности.



Руководитель занятия:

офицер-воспитатель кадетских классов Г.В. Левенец

___ ____________ 2020 г.

13