УРОК «Строение и функции органоидов клетки Сравнительная характеристика
растительной и животной клеток».
Цель урока: изучить строение и функции органоидов клетки .Научить давать сравнительную характеристику растительной и животной клеток.
Задачи урока. Установить связь между строением и функциями органоидов клетки. Развивать умение выдвигать и обосновывать предположения, сравнивать и анализировать, делать вывод.
Оборудование. Таблица, видеофильм о строении и функции клетки, учебник, биологический энциклопедический словарь.
Основные понятия и термины. Мембрана, клеточная оболочка, фагоцитоз, пиноцитоз, сеть канальцев, аппарат Гольджи, митохондрия, хлоропласт, лизосома, рибосома, клеточный центр.
Методические рекомендации
Часть учащихся класса объединяется в группы, и каждая группа получает задание на определенное ограниченное время. По истечении этого времени группы делают отчет о своей работе в той или иной форме.
До начала урока учитель должен определить состав групп и задания для самостоятельной работы с различными источниками информации. На доске вывешиваются списки групп с указанием их номера.
Ход урока
I. Вводная часть.
Объявление темы, планируемых результатов, индивидуальных заданий, состава групп.
Пересадка участников групп, если распределение по группам не было проведено до урока.
3. Запись даты и темы урока в тетради.
II. Постановка познавательной задачи.
Группа 1 (2—4 человека) работает с биологическим словарем.
Задания. 1. Найдите в биологическом словаре термины, выделенные на с. 18 учебника.
Запишите в тетрадь справку о происхождении терминов, пришедших в русский язык из других языков.
Как вы думаете, какой основной принцип лежит в «создании» этих терминов?
Попробуйте придумать название органоидам клетки, взяв за основу их функции. Например, митохондрия — «энергетическая станция клетки». Проведите аналогию между органоидами клетки и подразделениями завода или фабрики.
Группы 2 и 3 (2—4 человека) работают с текстом гл. 3 «Строение растительной и животной клеток».
Задания. 1. Сопоставьте известные вам свойства жизни и функции органоидов клетки. Какие органоиды клетки отвечают за проявление этих свойств?
2. Можно ли считать отдельные органоиды (митохондрии, пластиды и др.) структурными и функциональными единицами жизни?
3. Обсудите ответы на вопросы. Подготовьте сообщение по проделанной работе для своих одноклассников.
Группа 4 (2—4 человека) работает с таблицей «Сравнение признаков растений и животных» (урок 2) и с учебником (с. 17—18).
Задания. 1. Прочитайте с. 17—18 учебника.
Сравните строение растительной и животной клетки по рисунку на этих страницах.
В таблицу «Сравнение признаков растений и животных» внесите дополнительную информацию.
Подготовьте сообщение по проделанной работе своим одноклассникам.
Подумайте, какие свойства растений и животных можно объяснить особенностями их клеточного строения?
Группы 5 и 6 работают с учебником (с. 20).
Задания. 1. Прочитайте статью «Фагоцитоз. Пиноцитоз».
Как вы думаете, почему у растений не обнаружен фагоцитоз? (Смотрите строение растительной клетки.)
О чем свидетельствует наличие фагоцитоза у некоторых клеток многоклеточных организмов и многих одноклеточных организмов?
Какие изменения произошли бы с животными, если бы их клетки имели оболочки, как у растительных клеток?
Обсудите свои гипотезы с группой 5(6).
III. Индивидуальные задания (контроль навыков работы с микроскопом и выполнения рисунка биологических объектов).
1-я карточка
Приготовьте микропрепарат кожицы лука и мякоти помидора.
Рассмотрите под микроскопом микропрепараты и сделайте схематический рисунок клеток, сравните их.
Объясните наличие общих и отличительных признаков.
2-я карточка*
1. Приготовьте препарат листа элодеи и рассмотрите его под микроскопом (лучше брать листья с верхушки стебля.)
* Перед наблюдением элодею необходимо поместить в теплую воду и поставить на освещенное место. Движение цитоплазмы в клетках можно активизировать, подействовав ни микрообъект каплей слабого раствора этилового спирта
2. Что вы наблюдаете? Попробуйте объяснить наблюдаемое явление (см. с. 16 учебника, статья «Цитоплазма»).
3. Сделайте схематический рисунок клеток листа элодеи.
IV. Решение познавательной задачи.
Каждая группа выполняет свое задание самостоятельно. Группы 5 и 6 после ответа на свои вопросы обмениваются информацией, обсуждают выдвинутые гипотезы, делают логические заключения.
Пока все группы заняты решением своих задач, учитель работает с остальной частью класса в нужном ему режиме: опрос, короткая проверочная работа (тесты) по изученному материалу (вопросы и задания в конце глав на с. 8—9, 14—15). Как правило, это задачи минимального уровня, умение их решать должно быть отработано до автоматизма.
Перед тем как перейти к обсуждению результатов работы в группах, учитель подводит ребят к представлению о единстве происхождения жизни. (Факты, свидетельствующие о единстве происхождения всех живых организмов: сходный химический состав и общий план строения клеток.)
V. Совершенствование знаний в виде устного отчета.
Группа 1. Представитель группы делает сообщение о
распределении заданий среди членов группы. Ученикам класса предлагается записать в словарик этимологию терминов, с кратким указанием функций органоидов.
(Подробное строение и функционирование этих органоидов изучается в курсе общей биологии в старших классах.)
Группа 2. Представитель группы знакомит учащихся класса со своим заданием.
Оппонентами выступают ученики группы 3.
Группа 4. Результаты работы этой группы вносятся в таблицу «Сравнение признаков растений и животных», которую начали заполнять на 2-м уроке.
Учащиеся групп 5 и 6 приводят примеры взаимосвязи строения и функции органоидов клетки (наличие плотной клеточной оболочки у растительных клеток исключает у них фагоцитоз, но обеспечивает опору).
VI. Обобщение. Подведение итогов.
Учащиеся дают следующие обобщения:
Клетка — целостная система.
Все организмы состоят из клеток.
Клетки всех организмов имеют общий план строения.
Отличия растений и животных определяются набором органоидов клеток в этих организмах.
VII. Закрепление материала.
Видеофрагмент о строении и функции клеток.
VIII. Задание на дом.
Учебник, гл. 3, с. 22—23, повторить тему « Химический состав клетки».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Световой микроскоп дает увеличение не больше, чем в 1500 раз и позволяет рассмотреть объект размером не меньше 200 им (10~9 м); в клетках это ядро, вакуоли, пласгиды,
Лизосомы (от lisis - растворение и soma — тело) — органоид клеток животных и грибов, осуществляет внутриклеточное пищеварение.
Эндоплазматическая сеть (ЭПC )(endon — внутри и плазма- структура; оформление) - образование сложных органических веществ.
Рибосома (рибонуклеиновая кислота и soma) — органоид клетки, осуществляющий сборку молекулы белка.
Пластиды (plastos — созданный) — органоиды растительных клеток.
Хлоропласт (chloros — зеленый) — зеленая пластида, органоид растительной клетки, в которой осуществляется фотосинтез.
Хлорофилл (chloros — зеленый и phyllon — лист) — зеленый пигмент (краска), улавливающий солнечную энергию.
Митохондрии (mhos — нить и chondrion — зернышко, крупинка) — органоид ядерных организмов, обеспечивающий организм энергией, «энергетическая станция».