Цепкова Е.И.,
учитель химии
МАОУ «ССОШ №2»
химия
10 класс
УМК.Химия.10 класс Учеб.для общеобразва.организаций:базовый
уровень/Г.Е.Рудзитиис, Ф.Г.Фельдман-2 издание-М.:Просвещение, 2012г.
Уровень обучения-базовый.
Тема. Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы, 6 часов.
Место урока 1 урок по теме
Цель урока.
Изучить класс спиртов: строение, изомерию, номенклатуру, развивая познавательную активность, умение увидеть проблему и наметить пути её решения.
Задачи урока.
Образовательные.
Дать учащимся первоначальные понятия о кислородсодержащих веществах, познакомить с составом и строением одноатомных спиртов.
Дать понятие о функциональной группе атомов и влиянии ее на свойства спиртов; знать определение спиртов, общую формулу, сущность водородной связи и ее влияние на физические свойства спиртов.
Развивающие.
Продолжить формирование исследовательских навыков учащихся выполнением лабораторных опытов.
Используя интерес учащихся к предмету, включить их активный познавательный процесс.
Вырабатывать умения и навыки поставить и задать вопрос, делать выводы, сравнивать, обобщать, логически рассуждать, анализировать.
Продолжить формирование химического языка.
Воспитательные
Сформировать компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде.
Продолжить формирование естественнонаучной картины мира.
Продемонстрировать значимость знаний о строении веществ для объяснения их свойств.
Планируемые результаты обучения. Знать состав и строение предельных одноатомных спиртов , их определение, функциональную группу спиртов, общую формулу одноатомных спиртов. Уметь составлять структурные формулы спиртов и их изомеров, называть спиы по международной наменклатуре.
Тип урока.
Урок сообщения и усвоения новых знаний.
Методы обучения.
Лабораторный опыт.
Наглядные (компьютерная презентация, подготовленная в Power Point).
Беседа.
Оборудование и реактивы.
- Учебник Рудзитис . Химия 10. 2008.
- Комплекс “ Компьютер + проектор” для демонстрации компьютерной презентации.
Ход урока.
Организационный момент.
Ориентировочно-мотивационный этап.
Изучение нового материала.
План изучения нового материала (на доске):
Определение и классификация спиртов.
Строение молекулы спирта.
Номенклатура, изомерия.
Организационный этап.
Эмоциональный настрой. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Я желаю вам, чтобы эти эмоции оставались у вас до конца урока.
II. Ориентировочно-мотивационный этап.
(слайд 1)Хмельной растительный напиток, был известен человечеству с глубокой древности. Считается, что не менее чем за 8000 лет до нашей эры люди были знакомы
с действием перебродивших фруктов, а позже — с помощью брожения получали хмельные напитки, содержащие этанол, из фруктов и мёда. Археологические находки свидетельствуют, что в Западной Азии виноделие существовало ещё в 5400—5000 годах до н. э., а на территории современного Китая, найдены свидетельства производства «вина», вернее ферментированных смесей из риса, мёда, винограда и, возможно, других фруктов, в эпоху раннего неолита: от 6500 до 7000 гг. до н. э.
Как вы думаете о чем пойдет речь у нас на уроке , сформулируйте тему урока .
Тема урока: Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура.
(записать в тетрадь) (слайд 2,3)
К гидроксилсодержащим соединениям относятся спирты и фенолы. Мы начинаем изучение функциональных кислородосодержащих соединений с класса спиртов. (слайд 5) Существует много видов спиртов, которые имеют большое значение в жизни человека. В классе вы познакомились с некоторыми спиртами. Вспомним определение веществ этого класса, (корректировка ответов учащихся)
Спирты-производные углеводородов, в молекуле которых один или несколько атомов водорода замещены гидроксильными группами – ОН. (записать в тетрадь)
Предельные одноатомные спирты являются производными предельных углеводородов (алканов) и содержат в молекуле одну группу – ОН. Общая формула СnН2n+1OH или СnH2n+2O. (слайд6 ) (записать в тетрадь)
Разобраться в многообразии спиртов поможет их классификация.(слайд7)
По природе углеводородного радикала :
а) предельные спирты СН3 – СН2 – СН2 – ОН пропиловый спирт;
б) непредельные спирты СН2 =СН – СН2 – ОН акриловый спирт;
в) ароматические спирты СН2 – ОН

бензиловый спирт.


2. По числу гидроксильных групп – ОН;
а) одноатомные спирты (ол) СН3 – ОН метанол (метиловый спирт);
б) двухатомные спирты (диол, гликоли) НО – СН2 – СН2 – ОН 1,2-этандиол (этиленгликоль) ;


в) трехатомные спирты (триол, глицерин) СН2 –СН2 – СН2
ОН ОН ОН
Соединения, имеющие две или три группы ОН у одного атома углерода, неустойчивы и стабилизируются, отщепляя молекулу Н2О, поэтому группы ОН у стабильных спиртов находятся у разных атомов углерода.
3. По положению гидроксильной группы;
а) первичные R – СН2 – ОН;
б) вторичные R – СН2 – ОН ;
R
в) третичные R
R – С – ОН
R
Строение молекулы спирта (на примере метанола) (слайд8)
Н Нδ+
1
09о28’
С Оδ-

Н Н
атом углерода - в состоянии sp3 - гибридизиции;
валентный угол равен 109 28;
электроотрицательность атома кислорода больше, чем электроотрицательность атома водорода, поэтому общая электронная пара связи ОН смещена в сторону атома кислорода. На атоме кислорода накапливается частично отрицательный заряд δ- , а на атоме водорода, от которого сместилась электронная пара, - частично положительный заряд δ+, что обуславливает большую подвижность атома водорода гидроксильной группы
связи С-О и О-Н разрываются более легко, чем связи С-Н и С-С;
группа -ОН участвует в образовании водородной связи.
Номенклатура. (слайд 9)
1 систематические названия: к названию углеводорода добавляется суффикс - ол и указывается цифрой местонахождение гидроксильной группы;
2 тривиальные или устаревшие названия
Изомерия. (слайд 10)
углеродной цепи молекулы;
положение гидроксильной группы
межклассовая изомерия с простыми эфирами
Изомеры имеют спирты с большими радикалами, начиная с пропилового спирта. Помочь разобраться в изомерии номенклатуре спиртов вам поможет таблица.
эмпирические формулы | структурные формулы | международная номенклатура | тривиальная, радикально- функциональная номенклатура. |
СН3ОН | СН3 - ОН | Метанол | древесный спирт, карбинол |
С2Н5ОН | СН3 - СН2 - ОН | Этанол | Винный спирт |
С3Н7ОН | СН3 - СН2 - СН2 - ОН | Пропанол- 1 | Пропиловый спирт |
| С Н3 - СН - СН3 ОН | Пропанол -2 | Изопропиловый спирт |
С4Н9ОН | СН3 - СН2 - СН2 - СН2 - ОН | Бутанол- 1 | Первичный бутиловый спирт |
| С Н3 - СН - СН2 – СН3 ОН | Бутанол- 2 | Вторичный бутиловый спирт |
| С Н3 - СН - СН2 – ОН СН3 | 2- метилпропанол- 1 | Изобутиловый спирт |
| СН3 С Н3-С-ОН СН3 | 2- метилпропанол- 2 | Третбутиловый спирт или триметилкарбинол. |
Закрепление материала
Какие вещества называются спиртами? Приведите общую формулу спиртов и общую формулу предельных одноатомных спиртов.
Опишите электронное строение молекулы спиртов.
Приведите названия веществ и укажите, к каким классам (группам) они относятся. Какие из веществ являются изомерами? (слайд 11)
а
) СН3 – СН2 - СН – СН3 б) С6Н5ОН в) НО-СН2-СН2
ОН
г


) СН3 - СН - СН2 – ОН д) СН2-СН-СН2 е) С6Н13ОН
СН3 ОН ОН ОН


ж) СН3 з) СН3-СН-СН2-СН-СН3 и) С 6Н 5СН 2ОН
СН-С-ОН ОН ОН
СН3
Для веществ, имеющих состав С3Н8 О и С4 Н10 О, составьте структурные формулы и приведите названия всех возможных изомеров.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами постарались «вникнуть в суть» вопроса, не боялись ошибаться и исправляться. Не бойтесь своих мыслей и в жизни не бойтесь признавать ошибки, но помните слова китайского мыслителя – «при этом важно исправиться самому». Смелых вам идей и хорошего настроения. Спасибо за урок.
Дом.задание п. 20 упр 1-7 с 88 Дополнительная информация «Влияние спиртов на растущий организм»
Список литературы
Химия .Органическая химия .10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 13е изд.-М.: Просвещение, 2009.
Химия 8-11 класс (тематическое планирование по учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана)/ сост. Брейгер Л.М.-Волгоград:Учитель-АСТ,1999
Химия . Большой справочник для подготовки к ЕГЭ: учебно- методическое пособие/ Под редакцией В.Н. Доронькина.- изд.2-е, перераб.- Ростов н/ Д: Легион, 2016.
Суровцева Р.П. и др. Химия.10-11 классы: Методическое пособие.-М.: Дрофа,2000.