СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить класс спиртов: строение, изомерию, номенклатуру,  развивая познавательную активность, умение увидеть проблему и наметить пути её решения.

Просмотр содержимого документа
«Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура»



Цепкова Е.И.,

учитель химии

МАОУ «ССОШ №2»

химия

10 класс

УМК.Химия.10 класс Учеб.для общеобразва.организаций:базовый

уровень/Г.Е.Рудзитиис, Ф.Г.Фельдман-2 издание-М.:Просвещение, 2012г.

Уровень обучения-базовый.


Тема. Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы, 6 часов.

Место урока 1 урок по теме

Цель урока.

Изучить класс спиртов: строение, изомерию, номенклатуру, развивая познавательную активность, умение увидеть проблему и наметить пути её решения.

Задачи урока.

Образовательные.

  1. Дать учащимся первоначальные понятия о кислородсодержащих веществах, познакомить с составом и строением одноатомных спиртов.

  2. Дать понятие о функциональной группе атомов и влиянии ее на свойства спиртов; знать определение спиртов, общую формулу, сущность водородной связи и ее влияние на физические свойства спиртов.

Развивающие.

  1. Продолжить формирование исследовательских навыков учащихся выполнением лабораторных опытов.

  2. Используя интерес учащихся к предмету, включить их активный познавательный процесс.

  3. Вырабатывать умения и навыки поставить и задать вопрос, делать выводы, сравнивать, обобщать, логически рассуждать, анализировать.

  4. Продолжить формирование химического языка.

Воспитательные

  1. Сформировать компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде.

  2. Продолжить формирование естественнонаучной картины мира.

  3. Продемонстрировать значимость знаний о строении веществ  для объяснения их свойств.

  4. Планируемые результаты обучения. Знать состав и строение предельных одноатомных спиртов , их определение, функциональную группу спиртов, общую формулу одноатомных спиртов. Уметь составлять структурные формулы спиртов и их изомеров, называть спиы по международной наменклатуре.

Тип урока.

Урок сообщения и усвоения новых знаний.

Методы обучения.

  Лабораторный опыт.

  Наглядные (компьютерная презентация, подготовленная в Power Point).

  Беседа.

Оборудование и реактивы.

- Учебник Рудзитис . Химия 10. 2008.

- Комплекс “ Компьютер + проектор” для демонстрации компьютерной презентации.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Ориентировочно-мотивационный  этап.

  3. Изучение нового материала.

План изучения нового материала (на доске):

    1. Определение и классификация спиртов.

    2. Строение молекулы спирта.

    3. Номенклатура, изомерия.



  1. Организационный этап.

Эмоциональный настрой. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Я желаю вам, чтобы эти эмоции оставались у вас до конца урока.

II.     Ориентировочно-мотивационный  этап.

(слайд 1)Хмельной растительный напиток, был известен человечеству с глубокой древности. Считается, что не менее чем за 8000 лет до нашей эры люди были знакомы

с действием перебродивших фруктов, а позже — с помощью брожения получали хмельные напитки, содержащие этанол, из фруктов и мёда. Археологические находки свидетельствуют, что в Западной Азии виноделие существовало ещё в 5400—5000 годах до н. э., а на территории современного Китая, найдены свидетельства производства «вина», вернее ферментированных смесей из риса, мёда, винограда и, возможно, других фруктов, в эпоху раннего неолита: от 6500 до 7000 гг. до н. э.

Как вы думаете о чем пойдет речь у нас на уроке , сформулируйте тему урока .

Тема урока: Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура.

(записать в тетрадь) (слайд 2,3)

К гидроксилсодержащим соединениям относятся спирты и фенолы. Мы начинаем изучение функциональных кислородосодержащих соединений с класса спиртов. (слайд 5) Существует много видов спиртов, которые имеют большое значение в жизни человека. В классе вы познакомились с некоторыми спиртами. Вспомним определение веществ этого класса, (корректировка ответов учащихся)

Спирты-производные углеводородов, в молекуле которых один или несколько атомов водорода замещены гидроксильными группами – ОН. (записать в тетрадь)

Предельные одноатомные спирты являются производными предельных углеводородов (алканов) и содержат в молекуле одну группу – ОН. Общая формула СnН2n+1OH или СnH2n+2O. (слайд6 ) (записать в тетрадь)

Разобраться в многообразии спиртов поможет их классификация.(слайд7)

  1. По природе углеводородного радикала :

а) предельные спирты СН3 – СН2 – СН2 – ОН пропиловый спирт;

б) непредельные спирты СН2 =СН – СН2 – ОН акриловый спирт;

в) ароматические спирты СН2 – ОН

бензиловый спирт.




2. По числу гидроксильных групп – ОН;

а) одноатомные спирты (ол) СН3 – ОН метанол (метиловый спирт);

б) двухатомные спирты (диол, гликоли) НО – СН2 – СН2 – ОН 1,2-этандиол (этиленгликоль) ;

в) трехатомные спирты (триол, глицерин) СН2 –СН2 – СН2

ОН ОН ОН

Соединения, имеющие две или три группы ОН у одного атома углерода, неустойчивы и стабилизируются, отщепляя молекулу Н2О, поэтому группы ОН у стабильных спиртов находятся у разных атомов углерода.

3. По положению гидроксильной группы;

а) первичные R – СН2 – ОН;

б) вторичные R – СН2 – ОН ;

R

в) третичные R

R – С – ОН

R

Строение молекулы спирта (на примере метанола) (слайд8)


Н Нδ+

109о28

С Оδ-

Н Н

  1. атом углерода - в состоянии sp3 - гибридизиции;

  2. валентный угол равен 109 28;

  3. электроотрицательность атома кислорода больше, чем электроотрицательность атома водорода, поэтому общая электронная пара связи ОН смещена в сторону атома кислорода. На атоме кислорода накапливается частично отрицательный заряд δ- , а на атоме водорода, от которого сместилась электронная пара, - частично положительный заряд δ+, что обуславливает большую подвижность атома водорода гидроксильной группы

  4. связи С-О и О-Н разрываются более легко, чем связи С-Н и С-С;

  5. группа -ОН участвует в образовании водородной связи.




Номенклатура. (слайд 9)

1 систематические названия: к названию углеводорода добавляется суффикс - ол и указывается цифрой местонахождение гидроксильной группы;

2 тривиальные или устаревшие названия

Изомерия. (слайд 10)

  1. углеродной цепи молекулы;

  2. положение гидроксильной группы

  3. межклассовая изомерия с простыми эфирами

Изомеры имеют спирты с большими радикалами, начиная с пропилового спирта. Помочь разобраться в изомерии номенклатуре спиртов вам поможет таблица.

эмпирические формулы

структурные формулы

международная номенклатура

тривиальная, радикально- функциональная номенклатура.

СН3ОН

СН3 - ОН

Метанол

древесный спирт, карбинол

С2Н5ОН

СН3 - СН2 - ОН

Этанол

Винный спирт

С3Н7ОН

СН3 - СН2 - СН2 - ОН

Пропанол- 1

Пропиловый спирт


СН3 - СН - СН3

ОН

Пропанол -2

Изопропиловый спирт

С4Н9ОН

СН3 - СН2 - СН2 - СН2 - ОН

Бутанол- 1

Первичный бутиловый спирт


СН3 - СН - СН2 – СН3

ОН

Бутанол- 2

Вторичный бутиловый спирт


СН3 - СН - СН2 – ОН

СН3

2- метилпропанол- 1

Изобутиловый спирт


СН3

СН3-С-ОН

СН3

2- метилпропанол- 2

Третбутиловый спирт или триметилкарбинол.


Закрепление материала

        1. Какие вещества называются спиртами? Приведите общую формулу спиртов и общую формулу предельных одноатомных спиртов.

        2. Опишите электронное строение молекулы спиртов.

        3. Приведите названия веществ и укажите, к каким классам (группам) они относятся. Какие из веществ являются изомерами? (слайд 11)

а) СН3 – СН2 - СН – СН3 б) С6Н5ОН в) НО-СН2-СН2

ОН


г) СН3 - СН - СН2 – ОН д) СН2-СН-СН2 е) С6Н13ОН

СН3 ОН ОН ОН



ж) СН3 з) СН3-СН-СН2-СН-СН3 и) С 6Н 5СН 2ОН

СН-С-ОН ОН ОН

СН3

  1. Для веществ, имеющих состав С3Н8 О и С4 Н10 О, составьте структурные формулы и приведите названия всех возможных изомеров.


Ребята, сегодня на уроке мы с вами постарались «вникнуть в суть» вопроса, не боялись ошибаться и исправляться. Не бойтесь своих мыслей и в жизни не бойтесь признавать ошибки, но помните слова китайского мыслителя – «при этом важно исправиться самому». Смелых вам идей и хорошего настроения. Спасибо за урок.

                                                                                                                 

Дом.задание п. 20 упр 1-7 с 88 Дополнительная информация «Влияние спиртов на растущий организм»

Список литературы

  1. Химия .Органическая химия .10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 13е изд.-М.: Просвещение, 2009.

  2. Химия 8-11 класс (тематическое планирование по учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана)/ сост. Брейгер Л.М.-Волгоград:Учитель-АСТ,1999

  3. Химия . Большой справочник для подготовки к ЕГЭ: учебно- методическое пособие/ Под редакцией В.Н. Доронькина.- изд.2-е, перераб.- Ростов н/ Д: Легион, 2016.

  4. Суровцева Р.П. и др. Химия.10-11 классы: Методическое пособие.-М.: Дрофа,2000.