Структура и содержание обновленных ФГОС НОО.
Подготовила: учитель МБОУ « Зеленогорская СШ»
Куртсеитова Эльзара Ибраимовна
Опубликовано на официальном интернет- портале правовой информации 05.07.2021 г.
Вступил в силу с 16 июля 2021 г.
Ключевые изменения в обновленных ФГОС НОО
Приводят Стандарты в соответствие Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»
Устанавливают
вариативность сроков реализации программ (не только в сторону
Детализируют условия
увеличения, но и в сторону
реализации образовательных программ
сокращения)
Оптимизированы требования к основной образовательной программе и рабочей программе
Конкретизированные результаты систематизированы
создание условий инициирующих действие обучающегося
Требования к результатам реализации ОП
сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода
Ключевая
педагогическая задача :
Системно-деятельностный
подход
Ориентация на формирование системы ценности и мотивов
Личностные результаты (ценности и мотивация)
Три группы УУД: познавательные,
коммуникативные и регулятивные действия
Метапредметные
результаты («soft skills»)
Конкретизация и систематизация предметных результатов
Предметные результаты
Изменения в обновленных ФГОС НОО
Новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам
!
18
Перечисленные во ФГОС НОО предметные результаты включают:
- типы и объем высказываний;
- объем текстов для аудирования и чтения;
- типы понимания при аудировании и чтении;
- чтение несплошных текстов (таблиц);
- типы и объем письменных высказываний;
Помимо языковых и социокультурных аспектов, включены умения работы с доступной информацией и электронными ресурсами, умения проектной деятельности, умения применять ИКТ.
Одна из задач этих документов – обеспечить единство образовательного пространства, усилить преемственность результатов
обучения, обеспечить возможность максимально «бесшовного» перехода из школы в школу детям, чьи родители часто меняют место жительства, сделать работу учителя удобнее.
Изменения в обновленных ФГОС НОО
Требования к рабочим программам
Критерий
Старый ФГОС
Виды программ
Новый ФГОС
Рабочие программы учебных предметов и курсов, в том числе и внеурочной деятельности
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, в том числе и внеурочной деятельности, учебных модулей
Структура рабочих программ
Различается для рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
Тематическое планирование рабочих программ учебных предметов, курсов
Тематическое планирование рабочих программ курсов
Одинаковая для всех рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности
С учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
внеурочной деятельности
Учет рабочей программы воспитания
С указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, возможности использования по этой теме ЭОР и ЦОР
С учетом рабочей программы воспитания
Только в разделе «Тематическое планирование»
Особенности рабочей
Во всех разделах рабочей программы
программы курса
В содержании программы должны быть указаны формы организации и виды деятельности
внеурочной деятельности
В программе должны быть указаны формы проведения занятий ( п. 31.1 ФГОС НОО)
Учесть рабочую программу воспитания
Рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания ( п. 31.1 ФГОС НОО ).
Педагог может выбрать один или несколько из способов, которые
определит школа в положении о рабочей программе, НАПРИМЕР:
- указать формы учета рабочей программы воспитания в пояснительной
записке к рабочей программе;
- оформить приложение к рабочей программе «Формы учета рабочей программы воспитания»;
- указать информацию об учете рабочей программы воспитания в разделе
«Содержание учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля» в описании разделов/тем или отдельным блоком;
- отразить воспитательный компонент содержания программы в отдельной колонке таблицы тематического планирования.
КАК СОСТАВИТЬ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Структуру рабочей программы
- содержание предмета, курса, модуля;
- планируемые результаты освоения предмета, курса, модуля;
- тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, и возможность использования по этой теме ЭОР и ЦОР, которые являются учебно- методическими материалами
!
Любые другие разделы , например такие, как «Пояснительная записка»,
«Календарно- тематическое планирование», не являются обязательными . Включить такие разделы в рабочую программу педагоги обязаны только в том случае, если они закреплены в ее структуре локальным актом .
Тематическое планирование
В этом разделе учителя должны отразить три обязательных элемента:
- перечень тем, планируемых для освоения учениками;
- количество академических часов, отводимых на освоение каждой темы;
- информацию об электронных учебно-методических материалах, которые можно использовать при изучении каждой темы
В качестве электронных учебно-методических материалов учителя могут указать:
электронные учебники и задачники
электронные библиотеки
мультимедийные программы
коллекции цифровых
образовательных ресурсов
игровые программы
виртуальные лаборатории
Электронные учебно- методические материалы должны позволять использовать дидактические возможности ИКТ, а их содержание – соответствовать законодательству об образовании.
№ п/п
Количество часов, отводимых на освоение темы
Тема/раздел
Электронные учебно- методические
материалы
Примерные рабочие программы соответствуют требованиям ФГОС и обеспечивают:
- равный доступ к качественному образованию.
-единые требования к условиям организации
образовательного процесса.
- единые подходы к оценке образовательных результатов.
Примерные рабочие программы
Обеспечивает повторяемость тем;
В рамках каждой темы – поступательное развитие, например:
Тема: Моя любимая еда. 2 класс – названия любимых блюд, 3 класс – способы приготовления любимых блюд, 4 класс – какие из любимых блюд – наиболее полезные?
Концентрическое построение сохраняет возможность гибкого построения учебника и работы учителя, и в то же время обеспечивает траекторию развития знаний ученика.
Концентрическая модель
2 класс
4класс
3 класс
2 класс
3 класс
Module 2 “Family Moments”
Module 4 “Come in and play”
Module 5 “Furry friends”
Module 6 “Home, sweet home!”
- Умение анализировать иллюстративный материал (новые установки на аудирование)
- Смысловое чтение
Заполнять простые анкеты и формуляры с указанием личной информации
Создавать устные связные монологические высказывания (4-5 фраз)
Создавать устные связные диалогические высказывания (4-5 реплик с каждой стороны)
Алгоритм разработки рабочей программы учебного предмета, курса, модуля
Этап
Что нужно сделать
1. Целеполагание
Что получится в
Изучение целевых установок ФГОС.
2. Описание планируемых результатов освоения учебного предмета, учебного курса,
учебного модуля,
результате
Внесение изменений в цели и задачи учебного предмета.
Изучение требований ФГОС к результатам
Проект пояснительной записки к рабочей программе учебного предмета, курса,
освоения ООП.
Проект раздела
модуля
Характеристика учебного предмета и его места
учебного курса внеурочной деятельности
в учебном плане
Внесение изменений в перечень планируемых результатов обучения (предметные,
«Планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса, учебного модуля, учебного курса
метапредметные, личностные).
внеурочной деятельности»
Выделение двух видов предметных результатов обучения: базового и углубленного для предметов уровня ООО – физика, химия, биология, математика, информатика
Этап
Что нужно сделать
3. Определение содержания учебного предмета
Что получится в результате
Изучение требований ФГОС к содержанию рабочей программы учебного предмета, учебного курса, учебного модуля, курса
внеурочной деятельности.
Проект раздела
Описание содержания рабочей программы в соответствии с уровнем изучения (базовый, углубленный).
«Содержание рабочей программы учебного предмета, учебного курса, учебного
Описание содержания рабочей программы в соответствии с планируемыми результатами освоения учебного предмета, учебного курса, учебного модуля, курса внеурочной деятельности.
модуля, курса внеурочной деятельности»
Описание содержания рабочей программы в соответствии с рабочей программой
воспитания
Этап
Что нужно сделать
4. Составление тематического планирования учебног о предмета, учебного курса, учебного модуля, учебного курса внеурочной деятельности
Что получится в результате
Изучение требований ФГОС к тематическому планированию.
Составление таблицы тематического планирования с указанием:
Проект раздела
- количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы
«Тематическое планирование учебного предмета, учебного курса, учебного модуля, учебного курса
учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
внеурочной
- возможности использования по конкретной теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно- методическими материалами, которые представлены в электронном
деятельности»
(цифровом) виде