СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура конфликта.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание занятия: участники конфликта, предмет/объект спора, причины, эмоции, потребности, стратегии поведения.

Просмотр содержимого документа
«Структура конфликта.»

МЕДИАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ «УРОКИ ОБЩЕНИЯ»

Занятие №1. Структура конфликта.

Содержание: участники конфликта, предмет/объект спора, причины, эмоции, потребности, стратегии поведения.

Слайд 1

Отрывок из анимационного фильма «Попугай Кеша»

– О чем данный фрагмент?

– По каким признакам вы поняли, что это конфликт?


Сегодня наша задача состоит в том, чтобы вспомнить, что такое «конфликт», функции и виды конфликта, разобраться в его структуре, а также вспомнить основные модели поведения человека в конфликте.

Слайд 2

Ответы на вопрос ведущего: ≪Что такое конфликт? ≫

Слайд 3

КОНФЛИКТ – столкновение противоположных сторон, мнений, сил, серьезное разногласие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

Слайд 4

Что же является источником возникновения конфликтов, причины?

Прежде всего, это - неумение контролировать своё эмоциональное состояние; скрытность; недопонимание; агрессивность; различие целей, интересов и т.д.

Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию, не являются бездумными исполнителями.

Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют, живут без ссор.

Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и

нормальны.

(эксперимент - метафорическая карта)

Слайд 5

Функции конфликта:

Позитивные (конструктивные):

• разрядка напряжённости между конфликтующими сторонами;

• получение новой информации об оппоненте.

Негативные (деструктивные):

• большие эмоциональные, материальные затраты;

• ухудшение отношений;

• потеря контактов.

Таким образом, конфликт нельзя рассматривать только, как отрицательное явление


Слайд 6

Виды конфликтов.

-межличностный (самый распространенный; проявляется при столкновении точек зрения, характеров, убеждений, предпочтений: например, влюбленная пара решает, какой фильм посмотреть вместе, она - романтическую комедию, а он – боевик, и никто не хочет идти на уступки…);

Слайд 7

-между группой и личностью (столкновение интересов и желаний одного человека с целой группой, н-р: весь класс решил прогулять урок, а один ученик не соглашается и идет на урок; все работники фирмы согласились поработать в выходной день, а один против, у него свои планы…);

Слайд 8

-межгрупповой конфликт (может возникнуть между группами или частями одной группы, н-р: неприятие друг другом разных религий, межнациональные войны, борьба партий за власть, и т.д.)

Слайд 9

-внутриличностный (конфликт внутри одной личности пример: ребенок хочет погладить собаку, но ее боится, или хочет съесть торт, но ему запретили; человек работает на нелюбимой, но высокооплачиваемой работе, в то же время мечтает заниматься совсем другим делом, но оно не приносит так много денег);

Слайд 10

Другая классификация говорит о существовании вертикальных, горизонтальных и смешанных конфликтов. Это как?

по горизонтали (между людьми одного социального статуса, не находящимися в подчинении друг к другу) пример: конфликт двух учеников, двух учителей;

по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу), пример – учитель – ученик; учитель – директор школы.

и смешанные, в которых представлены и те, и другие.

Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех конфликтов.

Слайд 11

Структура конфликта.

Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствуют:

Слайд 12 (12 кликов)

- участники (Кеша, Вовка) - межличностный

кроме основных участников могут быть другие участники: сочувствующие, подстрекатель, примиритель, невинные жертвы.

- объект (предмет конфликта) – это конкретная материальная, или духовно-нравственная ценность, к обладанию которой стремятся конфликтующие стороны. Говорят, если нет предмета – нет и конфликта (телевизор)

- причина конфликта (нужно понять, какие цели, интересы, мотивы, ценности, установки есть у оппонентов)

- конфликтогены (это слова, действия, поступки, которые способствуют возникновению конфликта)

- инцидент стечение обстоятельств, которое дает повод для начала столкновения сторон.


Слайд 13

- стратегии поведения в конфликте:

Упражнение «Ладошки».

  1. Встаньте напротив друг друга на расстоянии не больше полуметра.

  2. Вытяните ладони вперед, соединитесь ладонями и попытайтесь путем взаимодействия только ладонями сдвинуть друг друга с места.

  3. Ваша задача — сдвинуть с места партнера по взаимодействию. Тот, кто сдвинул хотя бы одну ногу, — потерял свою позицию.

Внимание! Взаимодействуем только ладонями! Руки можно убирать, но толкать в корпус нельзя!


На самом деле каждый из вас применял определенную стратегию поведения.

Слайд 14

1. Соревнование (конкуренция) - соперничество сторон.

Слайд 15

2. Избегание уклонение от решения конфликта

Слайд 16

3. Приспособление (уступка, улаживание - в ущерб своим интересам)

Слайд 17

4. Компромисс - взаимные уступки сторон

Слайд 18

5. Сотрудничество - поиск общего решения, которое устраивало бы всех.


Какие стратегии поведения прослеживаются в нашем мультике?

Вовка предлагал компромиссный вариант: он просит не выключить телевизор, а только уменьшить громкость.


Несмотря на то, что Кеша не уменьшает громкость, Вовка старается уклониться от конфликта: сначала он просто надевает шапку, а потом даже завязывает ее уши.


Работа с видео-кейсами. Предлагается отгадать, какая стратегия поведения у героев мультфильма.

Используемые отрывки:

Слайд 19

1. М/ф ≪Маша и медведь≫ - ≪Дальний родственник≫ - Используемый

стиль - Соревнование (конкуренция).

Слайд 20

2. М/ф ≪Про белку и медведя??≫ - Используемый стиль – Компромисс/Сотрудничество.

Слайд 21

3. отрывок из фильма с К. Хабенским - Используемый стиль -Избегание (уклонение).

Слайд 22

4. отрывок из фильма – Приспособление (уступка, улаживание).


Слайд 23

Правила бесконфликтного поведения.

1.      В споре будь сдержан и тактичен.

2.      Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

3.      Научись сотрудничать, уступать, договариваться, находить компромисс.

4.      Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.

5.      Главное - относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

 



Комментированный пересказ «Похождений блудного попугая»

Начинается конфликт с ущемления Кешей Вовкиной потребности в тишине. Вовка просит сделать звук телевизора тише, но Кеша настолько увлечен просмотром детектива, что не реагирует на просьбу друга.

Вовка поясняет, что он готовится к контрольной по математике, и изначально предлагает компромиссный вариант: он просит не выключить телевизор, а только уменьшить громкость.

Несмотря на то, что Кеша не уменьшает громкость, Вовка старается уклониться от конфликта: сначала он просто надевает шапку, а потом даже завязывает ее уши.

В связи с тем, что это не помогает, Вовка пытается убавить звук «ну чуть-чуть», Кеша активно противодействует. А в результате Вовка отключает телевизор вообще: «Это безобразие, у меня контрольная, а ты!»


Кеша до крайности возмущен: ведь он не увидел, что случилось после того, как «Полищук сел на мотоцикл», а до Вовкиной контрольной ему, по-видимому, вообще нет дела. Кеша симулирует приступ и просит воды, но вместо сочувствия получает освежающий «душ» со словами: «Ну хватит кривляться!»

Кеша не пытается осознать причины случившегося, а переводит все на уровень эмоций: «Ах, вот ты как!», «Я для него жизни не жалею!», «Только смерть может избавить меня от сердечных мук!». Кеша хочет отомстить Вовке за нанесенную обиду («Ты у меня попляшешь!», «Ты у меня наплачешься!») и совершает демонстративный суицид, бросившись с балкона.

Вовка не спит, ожидая возвращения Кеши, который всю ночь трясется на ветке от страха. Под утро, в полной мере прочувствовав холод и голод, Кеша, по-видимому, начинает раскаиваться: он жалобно напевает «Родительский дом — начало начал, ты в сердце моем надежный причал…»

Эта песня привлекает внимание дворовой публики: кота, воробьев и вороны. Получив их одобрение и даже «гонорар» за выступление, Кеша забывает о раскаянии, воображает, как отказывается от Вовкиного блюда с экзотическими фруктами: «Ничего, мы еще посмотрим!»

Вызывая еще больший восторг, Кеша сочиняет историю на тему «Прилетаю я как-то на Таити…»

Так прошло лето. Кеша всем надоел своими выдумками про Таити, поэтому добывать пропитание ему становится все труднее.

Зимой Кеша, спасаясь от голода, разыскивает продукты на заснеженных балконах и случайно видит в окне Вовку. Кеша стучит в стекло, кричит и, когда Вовка распахивает створки, кидается в объятия друга.

Кеша перенес столько лишений, что боится рисковать вновь обретенным комфортом, и, когда теперь Вовке мешает громкий звук, Кеша сразу его убавляет и поясняет, что это новому щенку не слышно, а не ему.

Каким образом было достигнуто примирение, нам не показывают, но, скорее всего, обязанности по выгулу щенка стали для Кеши символическим искуплением вины.

 

Вопросы для обсуждения 1 части:

§  Что стало причиной ссоры Вовки и Кеши?

§  В каких отношениях находились герои мультфильма до конфликта?

§  Почему Кеша не выполнил просьбу друга?

§  Что делает Вовка для того, чтобы уладить конфликт? А что для этого делает Кеша?

§  Как складывается жизнь героев после расставания?

 

§  С кем теперь общается Кеша? Каким образом он завоевал внимание дворовых птиц и кота?

§  Как Кеша возвращается к Вовке?

§  Как происходит их примирение?

§   Изменилось ли поведение Кеши после возвращения к Вовке?

 

Учитель: Мы отличаемся друг от друга, давайте подумаем, как мы можем существовать рядом, чтоб всем было комфортно? Подведем итоги.

Ученики: нужно быть добрым, улыбаться человеку когда к нему обращаешься, радоваться удачам и переживать неудачи не только свои , но и одноклассников, приходить на помощь товарищу.