МЕДИАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ «УРОКИ ОБЩЕНИЯ»
Занятие №1. Структура конфликта.
Содержание: участники конфликта, предмет/объект спора, причины, эмоции, потребности, стратегии поведения.
Слайд 1
Отрывок из анимационного фильма «Попугай Кеша»
– О чем данный фрагмент?
– По каким признакам вы поняли, что это конфликт?
Сегодня наша задача состоит в том, чтобы вспомнить, что такое «конфликт», функции и виды конфликта, разобраться в его структуре, а также вспомнить основные модели поведения человека в конфликте.
Слайд 2
Ответы на вопрос ведущего: ≪Что такое конфликт? ≫
Слайд 3
КОНФЛИКТ – столкновение противоположных сторон, мнений, сил, серьезное разногласие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.
Слайд 4
Что же является источником возникновения конфликтов, причины?
Прежде всего, это - неумение контролировать своё эмоциональное состояние; скрытность; недопонимание; агрессивность; различие целей, интересов и т.д.
Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию, не являются бездумными исполнителями.
Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют, живут без ссор.
Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и
нормальны.
(эксперимент - метафорическая карта)
Слайд 5
Функции конфликта:
Позитивные (конструктивные):
• разрядка напряжённости между конфликтующими сторонами;
• получение новой информации об оппоненте.
Негативные (деструктивные):
• большие эмоциональные, материальные затраты;
• ухудшение отношений;
• потеря контактов.
Таким образом, конфликт нельзя рассматривать только, как отрицательное явление
Слайд 6
Виды конфликтов.
-межличностный (самый распространенный; проявляется при столкновении точек зрения, характеров, убеждений, предпочтений: например, влюбленная пара решает, какой фильм посмотреть вместе, она - романтическую комедию, а он – боевик, и никто не хочет идти на уступки…);
Слайд 7
-между группой и личностью (столкновение интересов и желаний одного человека с целой группой, н-р: весь класс решил прогулять урок, а один ученик не соглашается и идет на урок; все работники фирмы согласились поработать в выходной день, а один против, у него свои планы…);
Слайд 8
-межгрупповой конфликт (может возникнуть между группами или частями одной группы, н-р: неприятие друг другом разных религий, межнациональные войны, борьба партий за власть, и т.д.)
Слайд 9
-внутриличностный (конфликт внутри одной личности пример: ребенок хочет погладить собаку, но ее боится, или хочет съесть торт, но ему запретили; человек работает на нелюбимой, но высокооплачиваемой работе, в то же время мечтает заниматься совсем другим делом, но оно не приносит так много денег);
Слайд 10
Другая классификация говорит о существовании вертикальных, горизонтальных и смешанных конфликтов. Это как?
по горизонтали (между людьми одного социального статуса, не находящимися в подчинении друг к другу) пример: конфликт двух учеников, двух учителей;
по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу), пример – учитель – ученик; учитель – директор школы.
и смешанные, в которых представлены и те, и другие.
Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех конфликтов.
Слайд 11
Структура конфликта.
Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствуют:
Слайд 12 (12 кликов)
- участники (Кеша, Вовка) - межличностный
кроме основных участников могут быть другие участники: сочувствующие, подстрекатель, примиритель, невинные жертвы.
- объект (предмет конфликта) – это конкретная материальная, или духовно-нравственная ценность, к обладанию которой стремятся конфликтующие стороны. Говорят, если нет предмета – нет и конфликта (телевизор)
- причина конфликта (нужно понять, какие цели, интересы, мотивы, ценности, установки есть у оппонентов)
- конфликтогены (это слова, действия, поступки, которые способствуют возникновению конфликта)
- инцидент – стечение обстоятельств, которое дает повод для начала столкновения сторон.
Слайд 13
- стратегии поведения в конфликте:
Упражнение «Ладошки».
Встаньте напротив друг друга на расстоянии не больше полуметра.
Вытяните ладони вперед, соединитесь ладонями и попытайтесь путем взаимодействия только ладонями сдвинуть друг друга с места.
Ваша задача — сдвинуть с места партнера по взаимодействию. Тот, кто сдвинул хотя бы одну ногу, — потерял свою позицию.
Внимание! Взаимодействуем только ладонями! Руки можно убирать, но толкать в корпус нельзя!
На самом деле каждый из вас применял определенную стратегию поведения.
Слайд 14
1. Соревнование (конкуренция) - соперничество сторон.
Слайд 15
2. Избегание уклонение от решения конфликта
Слайд 16
3. Приспособление (уступка, улаживание - в ущерб своим интересам)
Слайд 17
4. Компромисс - взаимные уступки сторон
Слайд 18
5. Сотрудничество - поиск общего решения, которое устраивало бы всех.
Какие стратегии поведения прослеживаются в нашем мультике?
Вовка предлагал компромиссный вариант: он просит не выключить телевизор, а только уменьшить громкость.
Несмотря на то, что Кеша не уменьшает громкость, Вовка старается уклониться от конфликта: сначала он просто надевает шапку, а потом даже завязывает ее уши.
Работа с видео-кейсами. Предлагается отгадать, какая стратегия поведения у героев мультфильма.
Используемые отрывки:
Слайд 19
1. М/ф ≪Маша и медведь≫ - ≪Дальний родственник≫ - Используемый
стиль - Соревнование (конкуренция).
Слайд 20
2. М/ф ≪Про белку и медведя??≫ - Используемый стиль – Компромисс/Сотрудничество.
Слайд 21
3. отрывок из фильма с К. Хабенским - Используемый стиль -Избегание (уклонение).
Слайд 22
4. отрывок из фильма – Приспособление (уступка, улаживание).
Слайд 23
Правила бесконфликтного поведения. 1. В споре будь сдержан и тактичен. 2. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо. 3. Научись сотрудничать, уступать, договариваться, находить компромисс. 4. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков. 5. Главное - относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. |
Комментированный пересказ «Похождений блудного попугая»
Начинается конфликт с ущемления Кешей Вовкиной потребности в тишине. Вовка просит сделать звук телевизора тише, но Кеша настолько увлечен просмотром детектива, что не реагирует на просьбу друга.
Вовка поясняет, что он готовится к контрольной по математике, и изначально предлагает компромиссный вариант: он просит не выключить телевизор, а только уменьшить громкость.
Несмотря на то, что Кеша не уменьшает громкость, Вовка старается уклониться от конфликта: сначала он просто надевает шапку, а потом даже завязывает ее уши.
В связи с тем, что это не помогает, Вовка пытается убавить звук «ну чуть-чуть», Кеша активно противодействует. А в результате Вовка отключает телевизор вообще: «Это безобразие, у меня контрольная, а ты!»
Кеша до крайности возмущен: ведь он не увидел, что случилось после того, как «Полищук сел на мотоцикл», а до Вовкиной контрольной ему, по-видимому, вообще нет дела. Кеша симулирует приступ и просит воды, но вместо сочувствия получает освежающий «душ» со словами: «Ну хватит кривляться!»
Кеша не пытается осознать причины случившегося, а переводит все на уровень эмоций: «Ах, вот ты как!», «Я для него жизни не жалею!», «Только смерть может избавить меня от сердечных мук!». Кеша хочет отомстить Вовке за нанесенную обиду («Ты у меня попляшешь!», «Ты у меня наплачешься!») и совершает демонстративный суицид, бросившись с балкона.
Вовка не спит, ожидая возвращения Кеши, который всю ночь трясется на ветке от страха. Под утро, в полной мере прочувствовав холод и голод, Кеша, по-видимому, начинает раскаиваться: он жалобно напевает «Родительский дом — начало начал, ты в сердце моем надежный причал…»
Эта песня привлекает внимание дворовой публики: кота, воробьев и вороны. Получив их одобрение и даже «гонорар» за выступление, Кеша забывает о раскаянии, воображает, как отказывается от Вовкиного блюда с экзотическими фруктами: «Ничего, мы еще посмотрим!»
Вызывая еще больший восторг, Кеша сочиняет историю на тему «Прилетаю я как-то на Таити…»
Так прошло лето. Кеша всем надоел своими выдумками про Таити, поэтому добывать пропитание ему становится все труднее.
Зимой Кеша, спасаясь от голода, разыскивает продукты на заснеженных балконах и случайно видит в окне Вовку. Кеша стучит в стекло, кричит и, когда Вовка распахивает створки, кидается в объятия друга.
Кеша перенес столько лишений, что боится рисковать вновь обретенным комфортом, и, когда теперь Вовке мешает громкий звук, Кеша сразу его убавляет и поясняет, что это новому щенку не слышно, а не ему.
Каким образом было достигнуто примирение, нам не показывают, но, скорее всего, обязанности по выгулу щенка стали для Кеши символическим искуплением вины.
Вопросы для обсуждения 1 части:
§ Что стало причиной ссоры Вовки и Кеши?
§ В каких отношениях находились герои мультфильма до конфликта?
§ Почему Кеша не выполнил просьбу друга?
§ Что делает Вовка для того, чтобы уладить конфликт? А что для этого делает Кеша?
§ Как складывается жизнь героев после расставания?
§ С кем теперь общается Кеша? Каким образом он завоевал внимание дворовых птиц и кота?
§ Как Кеша возвращается к Вовке?
§ Как происходит их примирение?
§ Изменилось ли поведение Кеши после возвращения к Вовке?
Учитель: Мы отличаемся друг от друга, давайте подумаем, как мы можем существовать рядом, чтоб всем было комфортно? Подведем итоги.
Ученики: нужно быть добрым, улыбаться человеку когда к нему обращаешься, радоваться удачам и переживать неудачи не только свои , но и одноклассников, приходить на помощь товарищу.