СТРУКТУРА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ( УРОВНИ И ПОДХОДЫ )
МЕТОДОЛОГИЯ -
- Учение о методе научного познания и преобразования мира.
- Учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
СТРУКТУРА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ( Э.Г. ЮДИН ):
- Философский уровень – составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом.
- Общенаучный уровень – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин.
- Конкретно-научный уровень – включает совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.
- Технологический уровень – составляют методика и техника исследования, обеспечивающие получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.
Уровень философской методологии
представляет собой философские знания, полученные при помощи методов философии разрабатываемые обычно профессиональными философами.
Философия выполняет двоякую методологическую роль: «во-первых, осуществляет конструктивную критику научного знания с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций его развития.
Во-вторых, философия дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки. Философская методология, становясь неотъемлемой частью мировоззрения психолога, определяет постановку им исследовательских и практических задач, задает наиболее существенные мировоззренческие предпосылки для видения той реальности, с которой имеет дело психолог.
Уровень общенаучных общенаучных принципов и форм исследования
Как отмечают В.П. Зинченко и С. Д. Смирнов, получил развитие лишь в XX в. К нему относятся содержательные научные концепции (например, концепция ноосферы В.И. Вернадского), универсальные концептуальные системы (тектология А. А. Богданова, общая теория систем Л. фон Берталанфи) и некоторые современные общенаучно-методологические подходы (синергетика Г. Хакена, концепция автопоэзиса У. Матураны и Ф. Варелы, теория диссипативных структур И.Р. Пригожина), Методологию системного проектирования Г. П. Щедровицкого также можно отнести к данному уровню.
Уровень конкретно-научной методологии
применяется к конкретной науке и специфическим для нее познавательным задачам. Методология этого уровня разрабатывается прежде всего специалистами в данной области знания. На этом уровне методологических исследований философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает.
Уровень методики и техники исследования
связан с исследовательской практикой. Он представляет собой нормы и требования к приемам ведения исследовательской практической работы. В психологии к нему относятся нормы проведения экспериментально-психологических исследований классификации видов эксперимента, требования к разработке психодиагностических методов и их.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
- обязывает исследователя рассматривать психические явления как систему, не сводимую к простой сумме ее частей (сумма частей больше целого, т. е. свойства системы шире, чем совокупность свойств ее частей);
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
- к пониманию человеческой психики составляет общеметодологическую основу психологии и признает единство внешней (материальной) и внутренней (психической) деятельности, социальную обусловленность развития психики и сознание как высший этап ее развития;
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД
- требует проведения исследований с учетом индивидуально-психологических особенностей человека;
НОМОТЕТИЧЕСКИЙ И ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ
- направлен на выявление различного рода обобщений в психической жизни субъектов;
- наоборот, нацелен на описание единичного, уникального в психике человека .
ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ПОДХОД
- к решению задачи прогнозирования поведения индивида базируется на информации, полученной статистическими методами;
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !