СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура работы по краеведению в условиях реализации ФГОС второго поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание целостной системы по информационно-библиографической поддержке образовательных програм ОУ.

Просмотр содержимого документа
«Структура работы по краеведению в условиях реализации ФГОС второго поколения»


Масленникова Э.А.,

педагог-библиотекарь МБОУ «СОШ № 36» г. Курска

Структура работы по краеведению в условиях реализации ФГОС второго поколения

Создание целостной системы по информационно-библиографической поддержке образовательных программ ОУ не может состояться без организации чёткой стратегически выверенной структуры КДБ.

Рассмотрим системный подход в организации структуры КБД в условиях реализации ФГОС второго поколения, позволяет наиболее конструктивно, выстраивать обширную КДБ через внутренние творческие, внешние деловые связи и социальное партнёрство:

Организация краеведческих ресурсов → Организация краеведческой деятельности → формирование, организация и хранение фондов краеведческих документов → формирование и использование КСБА → библиографическое обслуживание → подготовка библиографических указателей → предоставление краеведческих документов → распространение краеведческих знаний → методическая помощь в повышении квалификации для педагогических работников в работе по краеведению → информационное сопровождение научно-исследовательской деятельности ОУ по краеведению.














Глава 3 Руководство по организации краеведческой деятельности школьных библиотек

«Руководство по организации краеведческой деятельности школьных библиотек» подготовлено педагогом-библиотекарем МБОУ «СОШ № 36» г. Курска.

Цель «Руководства» — упорядочение краеведческой деятельности библиотек ОУ, закрепление сложившихся в них рациональных и эффективных форм и методов и отражение новых возможностей, связанных с меняющимися общими условиями и задачами работы школьных библиотек России.

В условиях значительного разнообразия условий, задач и возможностей библиотек ОУ «Руководство» определяет необходимый уровень краеведческой деятельности, требования к ее результатам и общие принципы ее организации.

«Руководство» развивает основные положения Федерального законодательства в области организации деятельности школьных библиотек и «Манифеста школьных библиотек (ИФДА)» применительно к библиотечному краеведению.

«Руководство» может быть использовано в качестве основы для разработки аналогичных документов в конкретных библиотеках ОУ с учетом их традиций, возможностей и задач.

«РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК»

Цель: Создание системы краеведческой деятельности по эффективному использованию местных информационных ресурсов в информационно-библиографическом сопровождении образовательных программ образовательных учреждений.

Задачи:

- организация краеведческой деятельности для информационно-библиографического сопровождения образовательных программ образовательных учреждений;

- формирование фонда краеведческих документов;

- организация и использование краеведческий справочный библиографический аппарат (далее КСБА);

- предоставление краеведческих документов;

- распространение краеведческих знаний;

- методическая помощь для педагогических работников в работе по краеведению

- информационное сопровождение научно-исследовательской деятельности ОУ по краеведению.

1. ОБЩИЙ РАЗДЕЛ

1.1.КДБ — часть профессиональной краеведческой деятельности, осуществляемая библиотеками.

1.2.Целями КДБ являются:

— обеспечение доступности краеведческих информационных ресурсов;

— распространение краеведческих знаний, формирование и развитие краеведческих информационных потребностей.

1.3.В КДБ выделяются два основных направления:

— работа с краеведческими документами;

— работа с местными изданиями.

Работа с краеведческими документами создает основу для использования краеведческих знаний в современной практической, научной, образовательной, общественной деятельности; формирует документную базу для будущих проектных исследований.

Работа по выявлению, собиранию, хранению и библиографическому отражению местных изданий создает источниковую базу для краеведческой деятельности.

1.4. В рамках КДБ ОУ выполняет следующие виды работ:

— выявляет по широкому кругу источников краеведческие документы о своей территории;

— сосредотачивает в своем фонде основное, наиболее полное собрание краеведческих документов о своей территории и обеспечивает их надежное постоянное хранение; собирает и хранит основные краеведческие издания о регионе;

— с максимальной полнотой отражает сведения о краеведческих документах о своей территории и все доступные на данной территории краеведческие издания о регионе в целом в своем краеведческий справочный библиографический аппарат (далее КСБА);

— предоставляет краеведческие документы пользователям своей библиотеки (по системам МБА);

— информирует о краеведческих документах (о своей территории и регионе) в соответствии с разовыми и длительно действующими краеведческими библиографическими и фактографическими запросами;

— участвует в формировании системы краеведческих библиографических пособий региона, создавая библиографические указатели о своей территории в рамках книжного фонда БОУ;

— распространяет краеведческую информацию о своей территории;

— оказывает методическую и информационную помощь педагогическим работникам ОУ в реализации образовательных программ ОУ и обеспечивает повышение профессиональной подготовки в области краеведения;

— организует и проводит краеведческие исследования.

1.5. Краеведческие ресурсы БОУ являются открытыми и общедоступными. Не допускаются никакие ограничения доступа к ним, связанные с характером потребностей и запросов, содержанием запрашиваемых документов или информации (кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством).

БОУ обеспечивает по возможности равную доступность краеведческих ресурсов для пользователей.

Эти задачи решаются:

в отношении полноты фондов краеведческих документов:

— приобретением самих краеведческих документов и их копий;

— копированием краеведческих документов (на бумажные и электронные носители) для пополнения фондов.

в отношении доступности краеведческих документов:

— рациональной организацией фондов краеведческих документов;

— обеспечением необходимой экземплярности краеведческих документов;

— комплексом мер по обеспечению их сохранности;

— широким использованием МБА.

в отношении доступности библиографической информации о краеведческих документах и

фактографической информации из них:

— подготовкой и оформлением (в бумажной и электронной форме) библиографических указателей, отражающих краеведческие документы, отражающих авторитетную информацию о них;

— справочно-библиографическим и информационно-библиографическим обслуживанием по запросам пользователей.

в отношении доступности информации о краеведческой деятельности библиотек и краеведческих ресурсах:

— отражением этих сведений в печатных изданиях (справочниках по краеведческим информационным ресурсам территории и региона, описаниях краеведческих фондов и коллекций), СМИ, на сайте библиотеки.

1.6.КДБ осуществляется во взаимодействии с другими учреждениями, ведущими профессиональную краеведческую деятельность (библиотеками ЦБС, архивами, музеями, учреждениями дополнительного образования и др.), и участниками общественного краеведческого движения.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1.Краеведческая работа ведется под общим руководством педагога-библиотекаря.

2.2.БОУ является:

— центром комплектования и обработки краеведческих документов и местных изданий;

— местом хранения основного краеведческого фонда;

— центром библиографирования краеведческих документов и местных изданий и подготовки библиографических указателей;

— местом хранения КСБА;

— центром библиотечно-библиографического обслуживания;

— организатором научно-краеведческой деятельности ОУ.

2.3.При библиотеке создаются краеведческие клубы и кружки, общественные краеведческие музеи. Библиотека содействует их организации и работе, обеспечивая документами, информацией, методической помощью и пр.

3. ФОРМИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ХРАНЕНИЕ ФОНДОВ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

3.1.Основу КДБ ОУ составляет фонд краеведческих документов (по своей территории и региону в целом). В него включаются:

— опубликованные документы о своей территории и о регионе — независимо от физической формы (печатные, электронные издания, аудиовизуальные материалы, микрофильмы и микрофиши), типа и вида издания, языка, времени и места издания;

— неопубликованные документы о своей территории (нормативно-правовые акты местных органов власти и управления; рукописи, коллекции фотографий, собрания изоматериалов и пр.), передаваемые в библиотеку на постоянное хранение частными лицами или учреждениями или создаваемые самой библиотекой.

3.2. Фонд краеведческих документов комплектуется:

— документами о своей территории — по принципу максимальной полноты, в расчете на активное использование и постоянное хранение;

— документами обо всем регионе — выборочно: преимущественно библиографические, справочные, статистические; литература общего характера, с учетом информационной ценности и пр.

3.3.БОУ ведет текущее и ретроспективное комплектование фонда краеведческих документов региона и своей территории, используя в качестве источников: подписку, дар или передачу, книгообмен, покупку (в том числе на аукционах и у частных лиц), копирование и репродуцирование отсутствующих или имеющихся в недостаточном количестве экземпляров документов (на электронные, бумажные носители, в виде микрофильмов, микрофиш и пр.).

3.4. В целях обеспечения надежной сохранности и рационального использования краеведческие документы выделяются в качестве самостоятельной части основного фонда БОУ. Этот подфонд (или его активно используемая часть) хранится в фонде читального зала библиотеки.

3.5. Фонд краеведческих документов организуется в систематическом порядке в соответствии с принятой в библиотеке схемой в расчете на возможности непосредственного использования в обслуживании читателей.

3.6. Причинами исключения краеведческих документов из фонда БОУ могут быть:

— избыточное количество экземпляров;

— ветхость издания (при наличии достаточного числа экземпляров и нецелесообразности реставрации).

Краеведческие документы не могут исключаться по причине моральной устарелости, наличия более поздних переизданий, низкого спроса.

3.7. Неопубликованные краеведческие документы (рукописи, документы, коллекции фотографий и пр.), передаваемые в БОУ на постоянное хранение частными лицами или учреждениями принимаются на хранение, учитываются и хранятся в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с требованиями архивных учреждений.

3.8. Краеведческий фонд БОУ рассматривается как ценная часть совокупного библиотечного фонда региона, и библиотека принимает меры по обеспечению его сохранности:

— регулярно обследует физическое состояние краеведческих документов (с выделением экземпляров, требующих срочной консервации или реставрации, ограничения использования, первоочередного копирования и перевода на другие носители информации);

— контролирует условия их хранения и использования;

— регулирует условия предоставления пользователям уникальных (неопубликованных, редких и имеющихся в библиотеке в единственном экземпляре) краеведческих документов;

— создает страховые и защитные копии краеведческих документов (с учетом интенсивности спроса, физической сохранности и ценности).

4. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КСБА

4.1. КСБА представляет собой специализированную часть СБА БОУ, нацеленную на максимально полное раскрытие состава и содержания краеведческих документов в различных аспектах.

4.2.КСБА включает сведения обо всех краеведческих документах, хранящихся в БОУ.

4.3.Краеведческие каталоги (электронные и карточные) отражают состав фондов краеведческих документов и местных изданий библиотеки.

4.4. Система БД представляет собой относительно самостоятельную часть электронного СБА БОУ и связана с другими его элементами в локальной сети. Этим обеспечивается технологическая возможность одноразовой обработки краеведческих документов, оперативного и комфортного библиотечно-библиографического обслуживания пользователей библиотеки.

4.5.Состав системы карточных каталогов и картотек определяется традициями и условиями данной БОУ. Карточные каталоги сохраняют свое значение в качестве средства доступа к краеведческим ресурсам и страховой копии электронных каталогов.

В БОУ ведутся:

обязательно при отсутствии соответствующей БД:

— систематический краеведческий каталог (включающий библиографические записи на все виды краеведческих документов);

факультативно:

— фактографические картотеки (адресные, персональные и др.).

4.6.Фонд справочных и библиографических пособий включает опубликованные и неопубликованные документы (библиографические указатели, списки, справочники) в печатной и электронной форме, в том числе электронные версии и оригинал-макеты печатных изданий.

4.7.КСБА является открытым и общедоступным.

4.8. Электронные и карточные краеведческие каталоги и картотеки рассматриваются как уникальные и особо ценные неопубликованные документы. Поэтому БОУ принимает меры для обеспечения их гарантированной сохранности. К ним относятся:

— ретроконверсия карточных элементов КСБА в электронную форму;

— дублирование вновь создаваемых БЗ в карточной форме.

4.9. Краеведческие каталоги и БД, создаваемые библиотекой, являются ее интеллектуальной собственностью. Библиотека вправе контролировать копирование значительных по объему массивов БЗ из карточных и электронных каталогов и ограничивать его программными или иными средствами. Предоставление больших массивов записей может осуществляться на основе договоров или за плату.

5. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

5.1. БОУ является центром краеведческого справочно-библиографического обслуживания в школе.

5.2.Библиографические запросы и ответы на них обязательно учитываются (по единой форме — специально или в общих документах учета справочно-библиографической работы) и регулярно анализируются для получения объективных сведений о потребностях в краеведческой информации, качестве КСБА, эффективности системы краеведческих библиографических изданий и пр.

5.3.Библиографическое обслуживание отдельных пользователей и коллективов по длительно действующим краеведческим запросам осуществляется в формах, свойственных библиографическому информированию в целом.

5.4. БОУ планомерно осуществляет информационное обеспечение краеведческого компонента в учебном процессе.

6. ПОДГОТОВКА БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ УКАЗАТЕЛЕЙ

6.1.БОУ участвует в формировании системы краеведческих библиографических пособий по темам учебных программ ОУ, оформляя преимущественно рекомендательные указатели. Сферой прямой ответственности БОУ являются:

— тематические рекомендательные указатели основной литературы о территории, обновляемые раз в пять–семь лет;

7. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

7.1. Выдача краеведческих документов из основного фонда библиотеки осуществляется в соответствии с общими правилами пользования библиотекой ОУ.

7.2. Ограничение доступа к краеведческим документам, связанное с их содержанием, не допускается (за исключением случаев, предусмотренных законодательством).

Краеведческие документы, имеющиеся в библиотеке в единственном экземпляре, выдаются пользователям только в читальном зале. Библиотека имеет право в целях обеспечения сохранности ограничивать их использование, предоставляя пользователям копии на бумажных, электронных или других носителях (микрофильмы, фотокопии, микрофиши).

7.4. Краеведческие документы из фонда БОУ выдаются по МБА в другие БОУ, за исключением единственных экземпляров: вместо них по возможности изготавливаются и высылаются копии.

7.5. В целях рациональной организации краеведческой деятельности в БОУ может быть организован специальный учет спроса и выдачи краеведческих документов во всех обслуживающих подразделениях.

8. РАСПРОСТРАНЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

8.1.БОУ ведет планомерную и целенаправленную работу по распространению объективных и достоверных знаний о своей территории и регионе, используя формы, рассчитанные на педагогический состав и обучающихся ОУ; в сотрудничестве и координации с другими участниками учебного процесса, а так же с учреждениями занимающимися распространением краеведческих знаний (музеями, архивами, инспекциями и отделами охраны памятников истории и культуры, учреждениями дополнительного образования и др.).

8.2. Эта деятельность может осуществляться по нескольким основным направлениям:

—распространения краеведческих знаний в ходе информационного сопровождения краеведческими документами учебных программ ОУ;

— организация и проведение массовых мероприятий (краеведческих конференций, чтений и семинаров, выставок краеведческой литературы, встреч с краеведами и авторами книг и др.);

— публикаций в СМИ;

— создание комфортной информационной среды, обеспечивающей возможность самостоятельного получения краеведческой информации для удаленных пользователей. С этой целью школьная библиотека создает и поддерживает краеведческий блок на своем сайте, а при отсутствии доступа в Интернет — на сайте ОУ.

8.4.В филиалах, специализирующихся на обслуживании детей и юношества, используются специфические формы распространения краеведческих знаний, характерные для детских и юношеских библиотек.

9. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В РАБОТЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

9.1. БОУ является информационно-методическим центром для своей школы в области краеведческой деятельности. В этом качестве она:

— анализирует состояние этой деятельности по классам;

— готовит, оформляет и по возможности публикует методические и методико-библиографические материалы, обзоры практического опыта, аналитические отчеты и справки;

— оказывает консультационную и методическую помощь по конкретным вопросам краеведческих информационных документов;

— организует творческие лаборатории, проводит обучающие семинары, практикумы, групповые и индивидуальные стажировки и пр.

10. ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

10.1. Информационное сопровождение научно-исследовательской и исследовательской деятельности ОУ по краеведению БОУ тесно связана с практическими задачами формирования краеведческих ресурсов и обслуживания читателей и нацелена главным образом на пополнение краеведческих ресурсов, раскрытие их состава и возможностей; повышение достоверности и точности накапливаемых и распространяемых краеведческих знаний; расширение и повышение надежности фактографической краеведческой информации, повышение уровня краеведческой квалификации сотрудников.

10.2.Информационное сопровождение научно-исследовательской и исследовательской деятельности ОУ по краеведению библиотекой ОУ носит плановый характер и основывается на результатах обследования информационной обеспеченности различных краеведческих объектов на своей территории (географических объектов, памятников природы, истории и культуры, исторических событий, учреждений, категорий персон и пр.).

К основным направлениям, по которым собирается информация, относятся краеведческие темы, включённые в образовательные программы ОУ по отраслям знаний.

— история изменения границ и административно-территориального деления территории; даты создания и изменения статуса или административно-территориальной подчиненности населенных пунктов;

— списки и происхождение местных топонимов;

— хроника основных событий;

— генеалогия и история семей;

— местонахождение, даты создания и преобразования основных учреждений и предприятий своей территории;

— основные биографические сведения о выдающихся уроженцах и жителях территории (в т.ч. руководителях местной администрации, заслуженных учителях, врачах и пр.); их портреты;

— даты создания, описания и изображения памятников архитектуры, истории и культуры;

— описания и изображения памятников природы;

— описания и изображения местных промыслов и ремесел, обрядов и обычаев местного населения, фольклорные записи.

10.3. БОУ ведет краеведческую научно-исследовательскую деятельность в сотрудничестве и координации с другими учреждениями, занимающимися изучением территории (музеями, архивами, инспекциями и отделами по охране памятников и др.), по возможности в рамках местных и региональных программ.

10.4. БОУ осуществляет составление программы «Краеведческая деятельность библиотеки ОУ»; выделяет в плане работы библиотеки раздела «краеведческая работа »; создаёт программы работы школьной библиотеки по краеведению; разрабатывает программы развития интереса к чтению «Читаем Курское» и др.