СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура современного урока

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной  статье рассмотрены 7типов уроков по новым ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Структура современного урока»

СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.

Джон Дьюи

Слайд 2

В последние годы система российского образования претерпевает серьезные изменения, затронувшие все важные элементы школьного обучения. И современный учитель должен решать очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, искать ответ на вопрос, как обучать в новых условиях.

Введение ФГОС второго поколения кардинально изменило представление учителя о том, какими должны быть содержание основного образования и его образовательный результат; изменились подходы к подготовке и проведению урока, к системе оценивания.

Поэтому все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т. е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

1) применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

2) создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли; соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Таким образом, одной из ведущих компетентностей педагога является знание типологии и структуры уроков.

Отказ от построения урочной формы образовательной деятельности по традиционной схеме обусловил проектирование для основной школы семи типов уроков по ФГОС, структура которых разберем ниже. Типология школьных занятий остается на этапе разработки ввиду продолжения ведения педагогических поисков по данному направлению.

Слайд 3 Основной формой организации обучения является урок, в рамках системно-деятельностного подхода  учителю необходимо знать:

  • принципы построения урока;

  • современные педагогические технологии;

  • методы ведения урока;

  • средства;

  • приёмы;

  • примерную типологию уроков;

  • критерии оценивания урока

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Слайд 4. Современный  урок     начинается  с учителя… Современный урок – удивление, удовольствие, усилия, успех!

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Как построить урок в рамках системно-деятельностного подхода, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является главная задача - развитие личности ученика.

Слайд 5 Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «личность»? Давайте составим кластер.

Л – личностный рост

И – индивидуальность, интеллект
Ч – человечность
Н – новаторство

О – оптимизм
С – саморазвитие, самообразование, сознание
Т – творчество, талант, труд
Ь –

Слайд 6 Какие требования предъявляются к современному уроку:

•    хорошо организованный урок  должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

•    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся при планировании урока, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

•    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

•     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;

•    вывод делают сами обучающиеся;

•    минимум шаблонной работы и максимум творчества и сотворчества;

•    здоровьесбережение;

•    в центре внимания урока — дети;

•    учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся, настроение детей;

•    планирование обратной связи;

•     урок должен быть добрым;

•     урок должен иметь результат!!!

Слайд 7 Правила на каждый день, которые помогут учителю:

- Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;

- Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;

- Исключи из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д.

Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагай обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…»;

- Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все;

- На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах.

Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её другим.

- Самое главное –эмоциональный настрой урока. - Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.

Слайд 8 Принципы обучения:

    • деятельности;

    • целостности;

    • непрерывности;

    • минимакса;

    • психологической комфортности;

    • вариативности;

    • творчества.

1.  Принцип деятельности предполагает такую организацию обучения, когда обучающийся не получает готовое знание, а «открывает» его в процессе собственной деятельности

2.  Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук.

3.  Принцип непрерывности означает организацию учебного процесса, при которой результат деятельности на предыдущем этапе обеспечивает включение в деятельность на последующем этапе.

4.  Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню и обеспечить усвоение этого знания по минимальному уровню.

5.  Принцип психологической комфортности предполагает снятие стресс образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6.  Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, т. е. формирование способности к систематическому перебору возможных вариантов и выбору оптимального варианта.

7.  Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Слайд 9 Основные компоненты урока ФГОС

Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

Целевой – постановка целей учения, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всём курсе.

Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.

Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

Технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

 Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

Рефлексия – анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Слайд 10 Организация рабочего времени по видам деятельности:

  • Занятость направленной деятельностью (плотность урока) - от 60 до 80 % времени

  • Продолжительность различных видов деятельности от 5 до 10 минут

  • Частота чередований различных видов деятельности через 7-10 минут

  • Продолжительность физкультминуток – на 20-35 минуте по 1 минуте из 3 лёгких упражнений с 3-4 повторами, гимнастика для глаз, позвоночника.

Слайд 11 Современные педагогические технологии:

К современным педагогическим технологиям реализации ФГОС относятся 8 основных технологий:

  • развития критического мышления;

  • технология проектного метода;

  • технология проблемного обучения;

  • игровые технологии;

  • технология продуктивного чтения;

  • информационно-коммуникативные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии

  • технология формирования УУД.

Типология уроков важная дидактическая проблема. Она должна способствовать приведению данных об уроке в порядок, систему для широкого круга целей, так как представляет основу для сравнительного анализа уроков, для суждения о сходном и различном в уроках. Отсутствие точной и обоснованной типологии уроков препятствует повышению эффективности практической деятельности.

Слайд 12 Типология уроков по ФГОС

-Урок изучения нового - традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.

-Урок закрепления знаний - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

-Урок комплексного применения знаний - практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.

-Урок обобщения и систематизации знаний - семинар, конференция, круглый стол и т.д.

-Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет и т д

Слайд 13 Тип урока отражает методические цели и задачи:

Задачи  урока – шаги по направлению  к цели: что нужно сделать для достижения результата.

Образовательные – это задачи, которые направлены на усвоение учебного материала, расширения собственного мировоззрения, формирования определенных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной реализации в жизни

Развивающие задачи урока – предполагают развитие психических свойств и качеств, необходимых в деятельности (мышление, память, внимание, познавательные умения, самостоятельность и т.д.)..

Воспитательные – это задачи, направленные на воспитание личности учащегося, овладение им общечеловеческой культурой и нормами поведения, принятыми в современном обществе.

В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому типу урока.

Слайд 14

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Скаткин М.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Урок, с точки зрения логики процесса обучения, приводит нас к понятию «структура урока».

Слайд 15 Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Рациональную структуру урока обеспечивают:

  • комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;

  • выделение в содержании урока и темы главного, существенного;

  • определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;

  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;

  • дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;

  • создание необходимых учебно-материальных условий обучения.









Структура урока Слайд 16-29

Особенности  в содержании  урока

1.Структура урока усвоения новых знаний:

1).Организационный этап

  • Девиз, эпиграф, смысл которого обсуждаем вместе с учащимися.

«С малой удачи начинается большой успех».

2).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  • Ребусы, загадки, кроссворды

  • Диалог, эвристическая беседа (учитель формулирует проблему, учащиеся пытаются ее решить)

  • Анаграмма (учащимся предлагают зашифрованные слова, которые необходимо расшифровать). Таким образом, осуществляется переход к изучению нового материала.

Кластер. Пример.

3).Актуализация знаний

  • Аукцион. Как и на обычном аукционе выставляется лот, который «продается» не за деньги, а за знания. Учащиеся по очереди называют свои знания по данному определению. Лот достается тому, кто ответил последним.

  • «Найди ошибку».

Например, перед изучением темы «Формулы сокращенного умножения» необходимо повторить тему «Умножение многочлена на многочлен». Я предлагаю вот такое задание:

  • Реклама. Я предлагаю прорекламировать предмет. На подготовку отвожу 5 минут. Работу можно организовать в группах.

Например, придумать рекламу к слову «Уравнение» или создать рекламный слоган к понятию «Координатная плоскость»

4). Первичное усвоение новых знаний

  • Подводящий диалог.

  • Мудрые советы. Учащимся предлагается самостоятельно поработать с тестом учебника(индивидуально или в группе). Затем они получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки данной информации.

  • Что не ждали? (Выбрать в тексте новую информацию, которая является неожиданной)

  • Ты уже знаешь последние новости? Запишите ту информацию, которая является для вас новой.

5). Первичная проверка понимания

Лови ошибку. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера, который оглашает результаты учителю.

6).Первичное закрепление

  • Сорбонки – карточки, с одной стороны которых записывается вопрос, а с другой – ответ. Таким образом, ученик отвечает на вопрос и тут же проверяет себя. Использование сорбонки позволяет заучивать падежи, определения, формулы, теоремы, даты, значения иностранных слов.

Самостоятельная работа со взаимопроверкой











7).Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8).Рефлексия (подведение итогов урока)

  • Дерево успеха. (Используются результаты самостоятельной работы с самопроверкой)

На доске прикреплено дерево, вырезанное из ватмана, на которое каждый ученик прикрепляет 1 из трех листочков:

Зеленый – ни одной ошибки

Желтый – 1 ошибка

Красный – 2 – 3 ошибки

  • Телеграмма. Кратко написать самое важное, что учащийся уяснил с урока . Затем обменяться «Телеграммами» с соседом по парте.








  • указание на то, что учащиеся должны запомнить;

  • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;








  • сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

  • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;














  • первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;













  • контроль результатов первичного запоминания;







  • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

  • внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

  • частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

2.Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1). Организационный этап

2).Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.



3).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4).Первичное закрепление  …..в знакомой ситуации  (типовые)                                 …..в изменённой ситуации (конструктивные)


5).Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6).Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7).Рефлексия (подведение итогов занятия)





  • воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

  • сообщение учащимся цели предстоящей работы;


  • выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

  • проверка выполнения работ;


  • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;


  • задание на дом (если это необходимо).

3.Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1).Организационный этап





2).Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач

3).Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

4).Актуализация знаний …..с целью подготовки к контрольному уроку   ИЛИ         …..с целью подготовки к изучению новой темы

5).Применение знаний и умений в новой ситуации

6).Обобщение и систематизация знаний










7).Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция



8).Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9).Рефлексия (подведение итогов занятия)



  • организация начала урока;

  • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

  • проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий.


  • подведение к цели урока



  • проведение тренировочных упражнений



  • использование практической и мыслительной деятельности направленной на умозаключение, основополагающих знаний, умений, способов деятельности.

  • На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание.

  • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

  • задание на дом

4.Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1).Организационный этап

2).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3).Актуализация знаний




4).Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщённой деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

5).Применение знаний и умений в новой ситуации







6).Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

7).Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу




  • постановка цели урока;


  • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

  • проведение проверочных упражнений;

  • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;


  • упражнения на их освоение;

  • упражнения на их закрепление;

  • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

  • упражнения творческого характера;

  • задание на дом.



  •  итог урока;


5.Структура урока контроля знаний и умений

1). Организационный этап












2).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся









3).Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объёму или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика)

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля. Уроки сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4).Рефлексия (подведение итогов занятия)



  • организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

  • постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

  • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.



  • подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

  • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

6.Структура урока коррекции знаний, умений и навыков

1). Организационный этап



2).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3).Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков.


4)Пути их устранения и совершенствования знаний и умений









4).Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5). Рефлексия (подведение итогов занятия)



  • организация начала урока (психологический настрой учащихся);

  • сообщение темы урока и его задач;


  • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях.

  • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

  • упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

  • творческое применение знаний и умений;

  • упражнение по отработке навыков;

  • домашнее задание;

  • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

7.Структура комбинированного урока

1). Организационный этап

2).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3).Актуализация знаний






4).Первичное усвоение знаний


5). Первичная проверка понимания




6).Первичное закрепление





7).Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

8).Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению




9). Рефлексия (подведение итогов занятия)


  • организация начала урока;

  • проверка домашнего задания, постановка цели урока;

  • подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

  • изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;

  • закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

  • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

  • подведение итогов и результатов урока;

  • задание на дом;

  • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Вся наша работа сегодня позволяет сделать вывод: успешность современного урока, зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам.
Форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке, современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего ученика.

«Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет».

Уильям Уорд (британский политический деятель)

Слайд 30 10 шагов к успеху

Шаг 1. Любить и уважать себя.

Шаг 2. Быть лично заинтересованным в успехе ребенка, его продвижении в предмете.

Шаг 3. Быть мотивированным на положительный результат.

Шаг 4. Эмпатия к учению.

Шаг 5. Я – профессионал в областях: теория предмета, педагогика, дидактика.

Шаг 6. Я – творец: творю себя ежедневно, творю ученика, творю новое в уроке.

Шаг 7. Процесс обучения взаимный, и я помню об этом.

Шаг 8. Отрицательный результат – это тоже результат – пища для размышления.

Шаг 9. Мои эмоции вне урока не влияют на его качество.

Шаг 10. Я помню, что несу ответственность за каждое свое слово и действие.

Слайд 31

Каждый из нас талантлив в чём – то, а вместе мы гениальны!

ЖЕЛАЕМ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!