СТРУКТУРА
СОВРЕМЕННОГО
УРОКА
Выполнила
Малкина Светлана Николаевна
учитель начальных классов
МОУ – ГИМНАЗИИ №2
г. Клина Московской области
2022 год
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи
В последние годы система российского образования претерпевает серьезные изменения, затронувшие все важные элементы школьного обучения. И современный учитель должен решать очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, искать ответ на вопрос, как обучать в новых условиях.
Основной формой организации обучения является урок, в рамках системно-деятельностного подхода учителю необходимо знать:
- принципы построения урока;
- современные педагогические технологии;
- методы ведения урока;
- средства;
- приёмы;
- примерную типологию уроков;
- критерии оценивания урока .
Современный урок начинается с учителя…
Современный урок – удивление, удовольствие, усилия, успех!
В основе своей работы современный учитель использует системно – деятельностный подход. Результат этого – развитие личности ученика.
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «личность»?
Л – личностный рост, И – индивидуальность, интеллект Ч – человечность Н – новаторство
О – оптимизм С – саморазвитие, самообразование, сознание Т – творчество, талант, труд Ь –
Какие требования предъявляются к современному уроку:
• хорошо организованный урок должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся ;
• урок должен быть проблемным и развивающим;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации;
• вывод делают сами обучающиеся;
• минимум шаблонной работы и максимум творчества и сотворчества;
• здоровьесбережение;
• в центре внимания урока — дети;
• учет уровня и возможностей обучающихся;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым;
• урок должен иметь результат!!!
Правила на каждый день,
которые помогут учителю:
- Я не источник знаний на уроке.
- Ребёнок должен знать, зачем ему это.
- Исключи из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д.
- Никаких монологов на уроке!
- На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах.
- Самое главное –эмоциональный настрой урока.
Принципы обучения
- деятельности; целостности; непрерывности; минимакса; психологической комфортности; вариативности; творчества.
- деятельности;
- целостности;
- непрерывности;
- минимакса;
- психологической комфортности;
- вариативности;
- творчества.
Основные компоненты урока ФГОС
- Организационный
- Целевой
- Мотивационный
- Коммуникативный
- Содержательный
- Технологический
- Контрольно-оценочный
- Рефлексия
Организация рабочего времени
по видам деятельности:
- Занятость направленной деятельностью (плотность урока) - от 60 до 80 % времени
- Продолжительность различных видов деятельности от 5 до 10 минут
- Частота чередований различных видов деятельности через 7-10 минут
- Продолжительность физкультминуток – на 20-35 минуте по 1 минуте из 3 лёгких упражнений с 3-4 повторами, гимнастика для глаз, позвоночника.
К современным педагогическим технологиям реализации ФГОС относятся 8 основных технологий:
- развития критического мышления;
- технология проектного метода;
- технология проблемного обучения;
- игровые технологии;
- технология продуктивного чтения;
- информационно-коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология формирования УУД.
Типология уроков
по ФГОС
- Урок изучения нового.
-Урок закрепления знаний.
-Урок комплексного применения знаний.
-Урок обобщения и систематизации знаний.
-Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
- Урок комбинированный.
Тип урока отражает
методические цели и задачи
Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.
Образовательные – это задачи, которые направлены на усвоение учебного материала, расширения собственного мировоззрения, формирования определенных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной реализации в жизни
Развивающие задачи урока – предполагают развитие психических свойств и качеств, необходимых в деятельности (мышление, память, внимание, познавательные умения, самостоятельность и т.д.)..
Воспитательные – это задачи, направленные на воспитание личности учащегося, овладение им общечеловеческой культурой и нормами поведения, принятыми в современном обществе.
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Скаткин М.
Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
1.Структура урока усвоения новых знаний:
1).Организационный этап
- Девиз, эпиграф , смысл которого обсуждаем вместе с учащимися.
«С малой удачи начинается большой успех».
2).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Ребусы, загадки, кроссворды
- Диалог, эвристическая беседа (учитель формулирует проблему, учащиеся пытаются ее решить)
- Анаграмма (учащимся предлагают зашифрованные слова, которые необходимо расшифровать). Таким образом, осуществляется переход к изучению нового материала.
3).Актуализация знаний
- Аукцион. Как и на обычном аукционе выставляется лот, который «продается» не за деньги, а за знания. Учащиеся по очереди называют свои знания по данному определению. Лот достается тому, кто ответил последним.
- «Найди ошибку». Например, перед изучением темы «Формулы сокращенного умножения» необходимо повторить тему «Умножение многочлена на многочлен».
- Реклама. Я предлагаю прорекламировать предмет. На подготовку отвожу 5 минут. Работу можно организовать в группах. Например, придумать рекламу к слову «Уравнение» или создать рекламный слоган к понятию «Координатная плоскость».
4). Первичное усвоение новых знаний
- Подводящий диалог.
- Мудрые советы. Учащимся предлагается самостоятельно поработать с тестом учебника(индивидуально или в группе). Затем они получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки данной информации.
- Что не ждали? (Выбрать в тексте новую информацию, которая является неожиданной)
- Ты уже знаешь последние новости? Запишите ту информацию, которая является для вас новой.
5). Первичная проверка понимания
Лови ошибку. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера, который оглашает результаты учителю.
6).Первичное закрепление
- Сорбонки – карточки, с одной стороны которых записывается вопрос, а с другой – ответ. Таким образом, ученик отвечает на вопрос и тут же проверяет себя. Использование сорбонки позволяет заучивать падежи, определения, формулы, теоремы, даты, значения иностранных слов.
- Самостоятельная работа со взаимопроверкой
7).Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8).Рефлексия (подведение итогов урока)
- Дерево успеха. (Используются результаты самостоятельной работы с самопроверкой) . На доске прикреплено дерево, вырезанное из ватмана, на которое каждый ученик прикрепляет 1 из трех листочков:
Зеленый – ни одной ошибки
Желтый – 1 ошибка
Красный – 2 – 3 ошибки
- Телеграмма. Кратко написать самое важное, что учащийся уяснил с урока . Затем обменяться «Телеграммами» с соседом по парте.
2.Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1). Организационный этап
2).Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4).Первичное закрепление …..в знакомой ситуации (типовые) …..в изменённой ситуации (конструктивные)
5).Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6).Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7).Рефлексия (подведение итогов занятия)
3.Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1).Организационный этап
2).Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач
3).Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
4).Актуализация знаний …..с целью подготовки к контрольному уроку ИЛИ …..с целью подготовки к изучению новой темы
5).Применение знаний и умений в новой ситуации
6).Обобщение и систематизация знаний
7).Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
8).Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9).Рефлексия (подведение итогов занятия )
4.Структура урока
систематизации и обобщения знаний и умений
1).Организационный этап
2).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
3).Актуализация знаний
4).Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщённой деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)
5).Применение знаний и умений в новой ситуации
6).Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
7).Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5.Структура урока контроля знаний и умений
1). Организационный этап
2).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
3).Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объёму или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика)
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля. Уроки сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4).Рефлексия (подведение итогов занятия)
6.Структура урока коррекции знаний, умений и навыков
1). Организационный этап
2).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
3).Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков.
4)Пути их устранения и совершенствования знаний и умений
5).Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
6). Рефлексия (подведение итогов занятия)
7.Структура комбинированного урока
1). Организационный этап
2).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
3).Актуализация знаний
4).Первичное усвоение знаний
5). Первичная проверка понимания
6).Первичное закрепление
7).Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
8).Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9). Рефлексия (подведение итогов занятия)
10 шагов к успеху
Шаг 1 . Любить и уважать себя.
Шаг 2 . Быть лично заинтересованным в успехе ребенка, его продвижении в предмете.
Шаг 3 . Быть мотивированным на положительный результат.
Шаг 4. Эмпатия к учению.
Шаг 5. Я – профессионал в областях: теория предмета, педагогика, дидактика.
Шаг 6 . Я – творец: творю себя ежедневно, творю ученика, творю новое в уроке.
Шаг 7. Процесс обучения взаимный, и я помню об этом.
Шаг 8. Отрицательный результат – это тоже результат – пища для размышления.
Шаг 9. Мои эмоции вне урока не влияют на его качество.
Шаг 10. Я помню, что несу ответственность за каждое свое слово и действие .
Каждый из нас талантлив в чём – то, а вместе мы гениальны!
ЖЕЛАЕМ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!