СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СООТВЕТСТВИИ
С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО ОВЗ
Основной идеей современного урока для детей с ОВЗ является единство обучения, воспитания и развития.
Наша школа работает с обучающимися, имеющими нарушение слуха.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Самым главным приоритетом в нашей работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
На начальном этапе обучения учащиеся нашей школы не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: «Я не могу. Я не знаю», «Я не понимаю». Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации они не могут найти границы между знанием и незнанием; поставить цель. При самоконтроле дети теряются. Им трудно осуществить мыслительную операцию в силу нарушений развития. Также учащиеся затрудняются подвести итог; забывают, какие задачи ставили в начале урока. Поэтому мы ставим главной задачей: научить детей ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно.
Подходы к уроку в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ:
- тему урока формулируют сами учащиеся (для подведения детей к теме, начиная с 1 класса, сначала обращаем внимание ребят на доску, а затем просим самих определить план работы и тему урока);
- на уроке важным является создание ситуации успеха: необходимо сначала спросить детей, которые хуже усваивают учебный материал и только потом при затруднении, дать возможность ответить сильным ученикам;
- цели и задачи формулируются учащимися;
- способы достижения цели планируют учащиеся;
- практическая деятельность осуществляется по намеченному плану с применением группового и индивидуального метода;
- контроль в форме самоконтроля и взаимоконтроля;
- учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно;
- оценка в виде самооценки и взаимооценивания;
- итог: рефлексия (осознание своей деятельности).
Рассмотрим, какие типы уроков, какие виды и формы предлагают нам новые требования.
Требования к современному уроку по ФГОС
Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
Осуществляется практический, деятельностный подход.
Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
Основные типы уроков в школе по ФГОС
Разработчики новых образовательных стандартов предлагают нам выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:
Тип №1
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цели: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины;
сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Структура урока обретения новых знаний
Мотивационный этап.
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.
Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
Первичное закрепление нового знания.
Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Включение в систему знаний и умений.
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Тип №2
Урок рефлексии
Цели: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений; закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия.
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Мотивационный этап.
Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
Обобщение выявленных затруднений.
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
Включение в систему знаний и умений.
Осуществление рефлексии.
В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.
Тип №3
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Цели: научить детей переходить от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы; научить обобщению, видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Структура урока систематизации знаний
Самоопределение.
Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
Постановка учебной задачи, целей урока.
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
Реализация выбранного проекта.
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
Этап рефлексии деятельности.
Тип №4
Урок развивающего контроля
Цели: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль; проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Структура урока развивающего контроля
Мотивационный этап.
Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
Фиксирование локальных затруднений.
Создание плана по решению проблемы.
Реализация на практике выбранного плана.
Обобщение видов затруднений.
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
Решение задач творческого уровня.
Рефлексия деятельности.
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
1 | Урок открытия нового знания | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа. |
2 | Урок рефлексии | Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок. |
3. | Урок общеметодологической направленности | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. |
4. | Урок развивающего контроля | Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы. |
Методологической основой нового стандарта является деятельностный подход, в результате чего мы формируем у учащихся УУД. Важно, чтобы ребёнок, вышедший из стен нашей школы, мог применить полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Это неотъемлемая часть нового стандарта.
Современное образование ориентирует нас на организацию поисково-исследовательской деятельности и проблемного обучения (так, работая со словарём на уроке чтения и развития речи для закрепления полученных знаний, можно попросить ребят дать определение новым словам, а затем самостоятельно найти в тексте предложения с этими словами; при этом необходимо добиваться понимания у каждого ученика).
Когда ребёнок сам наблюдает, сам анализирует, сам делает выводы, то уже нет необходимости зазубривать и заучивать учебный материал. Ребёнок может воспользоваться добытыми знаниями. Поэтому сегодня предполагаемая классификация должна быть в центре внимания.
Образовательные структурные элементы урока:
- предъявление мотива;
- постановка цели (проблемы);
- совместная деятельность;
- контроль и оценка (самоконтроль и самооценка).
Предъявление мотива. В основе любого вида деятельности лежит мотивация, т.е. ребёнок должен понимать, зачем я это должен делать; с какой целью, проявить интерес к этой деятельности. Для этого мы начинаем урок с чтения какого-нибудь стихотворения, с загадки, это может быть какой-то рассказ, о том, что могло произойти в жизни, и в результате этого дети формулируют проблему, над которой будут работать, т.е. важно не только начало урока, важен и конец урока. Проблемные вопросы и ситуации помогают учащимся сформулировать тему урока.
Следующий этап урока - это совместная деятельность. Это равноправные партнерские взаимоотношения, учитель выступает в роли равноправного партнёра, но не навязывает своего мнения. Мнение учителя рассматривается как одна из возможных точек зрения. В результате этой совместной деятельности организуется учебный диалог. Что же значит учебный диалог?
При развивающем обучении мы формулируем один вопрос проблемного характера. Выслушиваем мнения каждого ребёнка. Каждый ребёнок имеет право высказать свою точку зрения. При таком подходе характерны, как верные ответы, так и неверные в том числе. И мы ни мимикой, ни жестом не должны показать, что нам этот ответ не нравится. Мы благодарим ребёнка за то, что он высказал своё мнение. Идёт так называемый учебный диалог.
Следующим структурным элементом урока является рефлексия. На этом этапе мы организуем контроль, оценку и самоконтроль. Происходит фиксация степени соответствия поставленных целей и результатов деятельности. В конце урока нужно обязательно вернуться к первому этапу (Ребята, что надо было сделать на уроке; что мы успели сделать?).
Этап рефлексии работает на формирование следующих УДД: личностных и регулятивных. Что делать, если время поджимает, а мы не успели выполнить какие-то этапы. Мы что-то пропускаем на предыдущем этапе урока и переходим к этапу рефлексии в обязательном порядке, когда дети себя должны оценить и сделать вывод (над чем ещё надо поработать).
Способы организации этапа рефлексии: различные сигналы, условные обозначения, смайлики, эмоциональная рефлексия.
Рефлексия должна быть после каждого урока! Так, например, в конце каждого урока можно спросить учащихся:
- Чему мы научились?
- Что было интересным?
- Что было трудным?
Дети строят свои ответы, опираясь на готовый план.
Итак, современный урок для детей с ОВЗ - это:
- урок с использованием техники;
- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
- урок, содержащий разные виды деятельности;
- урок, на котором ученику должно быть комфортно;
- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
- урок предполагает сотрудничество.
Качество любого урока должно определяться тщательностью подготовки к нему учителя.
Требования, предъявляемые к построению современного урока:
- хорошо организованный урок, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, нацелить детей на определённую тему;
- урок должен быть проблемным и развивающим;
- максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Трудности перехода к современному уроку
Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока.
Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию.
Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности.
Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.
Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока.
Контрольно - оценочная деятельность.
Учебные умения, которые систематически формируются у учащихся на уроках, индивидуальных занятиях и занятиях внеурочной деятельности, позволяют нам повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие.- М., Центр педагогического образования,2011год.
2. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2011год.
3. Концепция ФГОС НОО ОВЗ.
4. Приложения ФГОС НОО ОВЗ.
8