СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура урока нового знания в рамках деятельностного подхода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Структура урока нового знания в рамках деятельностного подхода»


Структура урока нового знания в рамках деятельностного подхода

Мотивирование к учебной деятельности. Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется мотивирование ученика к учебной деятельности, а именно:

1.Актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (надо);

2.Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);

3.Устанавливаются тематические рамки (могу). Сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я – идеальный ученик», осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Данный этап предполагает:

1.Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания;

2.Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3.Мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4.Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании;

Выявление места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1.Восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;

2.Соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа.

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (устранение затруднений), согласовывают тему урока. Выбирают способ. Строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Включение в систему знаний и повторение. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносится её цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов, возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Структура технологической карты:

1.название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

2.планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);

3.межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);

4.этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

5.контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволит учителю:

1.реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

2.системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

3.проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

4.на практике реализовать межпредметные связи;

5.выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Так что же для  нас современный урок ?

это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие , развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность,  потребность.

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

 Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо уточить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

 

Литература

1. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

3. От действия к мысли : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150. - ISBN 978-5-09-022831-2.

4. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.

5. Климанова Л.Ф.   Универсальные учебные действия обучающихся : примеры формирования / Л. Ф. Климанова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 20-25.

6. Кузнецова М.И.   ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников / М. И. Кузнецова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 3. - С. 19-23. - Библиогр.: с. 23.

7. Кузнецова О.В.   Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. 8.В. Дудырева// Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.

9. Осипова Н.В.   Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 26-33.
10. Песняева Н.А.   Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / Н. А. Песняева// Методист. - 2010. - № 4. - С. 61-67.

11. Песняева Н.А.   Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева// Управление начальной школой. - 2010. - № 7. - С. 15-22

12. Петерсон Л.Г.   Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения "Школа 2000..." / Л. Г. Петерсон// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3. - С. 17-23. - Библиогр.: с. 23.

Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023809-0. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г.

13. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7.