Просмотр содержимого документа
«Структура занятий при работе с детьми ТМНР»
Структура занятий с обучающимися с ТМНР .
Учитель домашнего обучения КГКОУ ШИ 11:
Фотина Елизавета Николаевна
Структура занятия при ТМНР
- Звук и буква : весь речевой материал занятия должен проходить с активным использованием одного определенного звука (в начале слова, в середине, в конце, с смягчением, на стыке с согласными звуками)
- Цель : образовательные , коррекционные , воспитательные .
- Тема: всё занятие должно проходить внутри одной темы .
Примечания:
- 1. При подборе заданий для этапов 2 - 9 необходимо активно задействовать коррекционно-развивающие задания и игры, направленные на коррекцию и развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, эмоционально волевой сферы.
- 2. Задания должны закреплять и автоматизировать ранее полученные знания, умения и навыки.
- 3. Ребёнок должен быть вовлечен в активную деятельность за счет альтернативных средств коммуникации. Он должен иметь возможность выражения с той скоростью и теми способами, какие ему доступны.
1. Организационный момент
- Первым этапом организационного момента является сознательное, активное, волевое включение ребенка в процесс совместной с педагогом деятельности. Психотерапия предполагает индивидуальный подход к ребенку с учетом возраста, особенностей личности, структуры дефекта в целом. На этом этапе необходимо вселить в ребенка уверенность в успех, доказать ему его значимость, возможности и способности. Методами одобрения, похвалы, восхищения, постановки цели, необходимо увлечь ребенка, заинтересовать, побудить мотив. Положительный эмоциональный настрой и мотивация – это первый шаг к успеху и для ребенка, и для взрослого.
Ход занятия :
- Организационный момент с психотерапией и созданием специальных условий (исключение раздражающих и пугающих факторов, звукоусиливающая аппаратура, цветовой фон)
- Общее расслабление .
- Развитие слухового восприятия и остаточного слуха .
- Развитие общей моторики .
- Развитие ручной моторики .
- Развитие мимических мышц, массаж лица.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Работа над просодикой .
- Объявление темы ( через коррекционно-развивающие игры и задания)
- Формирование новых БУД и предметных результатов .
- Физкультминутка(мышечная релаксация, нормализация эмоционального состояния )
- Закрепление нового материала .
- Итог урока, рефлексия ребенка .
2. Общее расслабление
- Мышечная и эмоциональная раскованность – это главное условие для благоприятной работы с ребенком и получения результативности занятия.
- Регуляцию эмоционального состояния у ребёнка с ТМНР связывают, главным образом, с нормализацией мышечного напряжения.
- Обучение ребенка навыкам релаксации начинается с игровых упражнений, с применением игрушек, которые позволяют ему почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением.
- Необходимо учитывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – достаточно длительным.
3. Развитие слухового восприятия и остаточного слуха
- В традиционной методике сурдошкол этот этап рассматривается как самостоятельный, ему отводится отдельные часы. При работе с ребёнком с ТМНР, данный этап необходимо включать в каждое занятие.
- Ребенок должен знать, как звучит голос. В ситуации, когда слуховая функция грубо нарушена, тренировка слухового восприятия означает, что ребенок учится слушать.
- По мере накопления речевого запаса развивается слуховое восприятие глухого ребёнка, которое в свою очередь становится источником накопления новых речевых звучаний, т.е. совершенствуется встречная речевая активность. Особенности, роль, основы, содержание, технология развития, формы организации учебной деятельности по развитию слухового восприятия глухих описаны в учебном пособии Л.П. Назаровой (2001 «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха»).
4 . Развитие общей моторики
- В этап и содержание работы по развитию общей моторики входят:
- нормализация мышечного тонуса;
- коррекция пространственного гнозиса
- развитие пространственной организации движений, их произвольного торможения;
- формирование пространственных представлений;
- совершенствование восприятия схемы собственного тела;
- развитие пространственной ориентировки.
- развитие ритмического чувства темпа движений
- развитие статической и динамической организации движений
- развитие двигательной памяти, переключаемости, самоконтроля.
5. Развитие мелкой моторики .
- Многими авторами доказано, что функции движения руки тесно связано с функциями речи и развитие первой способствует развитию второй.
- Реализуя задачи, направленные на нормализацию, развитие, совершенствование ручной моторики с целью улучшения речи, к традиционным упражнениям, тренирующих движение пальцев необходимо включать нетрадиционные, при этом вторые должны занимать 80 % от работы
- Это объясняется двоякого рода причинами: 1. Традиционные упражнения в основном используются на сжатие, лишь изредка на растяжение и почти никогда на расслабление .
- Нетрадиционные же методы отвечают принципу комплексного подхода и влияют на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности и оздоровление организма в целом.
К нетрадиционным методам коррекции моторного праксиса относятся :
Гимнастика Тай – Ди (древнекитайская).
Самомассаж биологически активных точек.
Антистрессовый самомассаж.
Пальцевый самомассаж (пальцевая йога) ).
( работа с глиной , деревом , воскотерапия , медитренинг ).
Применение этих методов способствует:
- стимулирующему воздействию на все системы организма: дыхания, зрения, слуха, С.С.С. и т.д.
- психологическому успокоению и предотвращению, развития утомления в мозговых центрах;
- нормализации мышечного тонуса всего организма, иннервации нервов;
- улучшению процессов регуляции вегетативных функций и обменных процессов.
7. Развитие артикуляционной моторики
- В структуру данного этапа необходимо включить серию общеразвивающих статических и динамических артикуляционных комплексов. Эти подготовительные упражнения способствуют выработке полноценных движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков. Кроме того, с их помощью происходит объединение простых движений в сложные движения.
- Коррекционная работа начинается со знакомства ребёнка с органами артикуляции – учим находить и правильно называть язык, губы, зубы, верхнюю, нижнюю челюсти, небо. Уточняем, что язык имеет переднюю часть (кончик), спинку и корень. Вначале находим нужные органы на фотографиях, рисунках, затем ребёнок учится понимать схематическое положение, рассматривает артикуляционные органы у себя и педагога, запоминает названия.
- Движения органов артикуляции в процессе речи должны быть точными и координированными. Ребенку необходимо ощущать и контролировать те двигательные акты, которые он выполняет при произношении определенных звуков.
8 . Работа над просодикой
- Этап работы по формированию речевого дыхания включает в себя следующие задачи:
- Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).
- Формирование длительного фонационного выдоха.
- Формирование речевого выдоха
9. Объявление темы
- Цель этого этапа – подвести ребенка к самостоятельному пониманию того что и зачем должно быть достигнуто по окончанию урока. Нельзя давать ребенку сухую установку, часто ничего не говорящую ребенку, а значит и не стимулирующую его к действию.
- Учитель – дефектолог должен так продумывать этот этап, подобрать такое задание, которое способствовало бы работе и развитию первой сигнальной системы с учетом актуального уровня развития , а так же стимулировало его дальнейшую деятельность на уроке, побуждало мотив. Здесь можно использовать приемы сравнения, логического умозаключения, игровые приемы, загадки, ребусы .
10. Формирование БУД, предметных результатов
- Подача нового материала должна быть оформлена в заинтересовывающей игровой форме. При подаче нового материала, необходимо учитывать сформированные БУД, предметные результаты ребёнка и постепенно их усложнять.
12. Закрепление новых БУД, предметных результатов
- Здесь необходимо использовать метод совместно – разделённых действий, который рекомендует сначала делать всё совместно с ребёнком и постепенно увеличивать долю его активности, доведя её до полной самостоятельности. Закреплять материал необходимо в тесной связи с житейским опытом, развивая социально бытовую ориентировку ребёнка.
13. Итог урока. Рефлексия ребёнка.
- На первых этапах следует самостоятельно обращать внимание ребёнка, чему он научился сегодня, чего достиг.
- Можно рассматривать совместно с ребёнком его рисунок, поделку, работу
14. Оценка работы, поощрение .
- В конце занятия обязательно нужно дать оценку работе. Учить ребёнка адекватно на неё реагировать и воспринимать. Проводить работу над ошибками.
15. Окончание занятия .
- Ребёнок должен научиться понимать окончания занятия.