СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структурирование учебных материалов как средство достижения планируемых результатов освоения обучающимися ООП курса "Русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа была подготовлена для II Всероссийского Конкурса педагического мастерства "Планета ПРОФИ" (диплом победителя). Опыт структурирования учебных материалов может быть полезен для учителей при планировании учебной деятельности (на примере темы "Буквы О, Е, Ё после шипящих и Ц"

Просмотр содержимого документа
«Структурирование учебных материалов как средство достижения планируемых результатов освоения обучающимися ООП курса "Русский язык"»

Структурирование учебных материалов как средство достижения планируемых результатов освоения обучающимися ООП курса «Русский язык»

Наверное, каждый учитель в последние годы заметил, что ухудшается качество освоения обучающимися образовательных программ. Среди причин, в первую очередь, могу выделить объективные. Меня не устраивают «размытые» правила, предложенные авторами учебников, в которых зачастую сложно разобраться , не имея специального образования (а чего мы хотим от школьников или людей, давно оставивших школу?) Меня также не устраивают и предложенные в учебниках упражнения, но сейчас не об этом речь. Во вторую очередь, есть и субъективные причины: обучающиеся плохо осваивают текстовую информацию, информацию большого объёма, не могут удерживать внимание в течение длительного времени, не могут делать выводы.

Выход вижу один: учить обучающихся структурировать материал, т.к. он воспринимается лучше, легче удерживается в памяти, всегда можно вернуться, если что-то забыл, можно сравнить похожие случаи и сделать верный вывод.

Мною были изучены опорные конспекты В. Ф. Шаталова, обобщающие таблицы Ю. С. Меженко и другие материалы. Некоторые принципы взяла оттуда, но переосмыслила, усовершенствовала и получила таблицы, понятные и полезные для всех участников образовательного процесса (опробованы учениками школы, их родителями, студентами средних учебных заведений очного и заочного отделений, абитуриентами).

Мы пробовали пользоваться печатным вариантом, но он не даёт такого эффекта. Ученик должен сам создать таблицу в словаре-справочнике, каждый вносит своё, может сделать её в цвете.

Покажу, как это делаю, на примере темы «Буквы О,Е,Ё после шипящих и Ц». В этой таблице зафиксировано, по меньшей мере, 9 (!) правил.

В 5 классе (если это школа) заготавливаем матрицу, которую постепенно наполняем изучаемым в 5-7 классах материалом.

Итак, работа по созданию таблицы проходит в несколько этапов.

Этап 1. Заголовок и матрица.

Этап 2. После Ц возможны только О и Е (зависит от ударения).

Этап 3. Буквы в корне.

Этап 4. Буквы в суффиксах существительных, прилагательных, наречий и в окончаниях существительных и прилагательных.

Этап 5. Суффиксы отглагольных форм и окончание глагола.





В качестве примера приведена таблица одного из учеников.. Кроме обязательных, изложенных в школьных учебниках правил, в таблице имеется информация, взятая из дополнительной литературы.

Такие таблицы по всем темам помещены в словарь-справочник. Всегда в помощь ученику. Научившись с ними работать, обучающийся достигает планируемых результатов ООП курса «Русский язык».

Такие таблицы помогают обучающимся освоить программу, подготовиться к любой работе проверочного характера, ВПР,ОГЭ, ЕГЭ. У всех исчезает страх перед сложным предметом –«Русский язык», исключаются стрессовые ситуации. Более того, принципы структурирования используются при изучении теоретического материала и при выполнении упражнений, а также переносятся и на другие учебные предметы.