Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий»
Хоронхойский филиал ГБПОУ «БРТСиПТ»
Методическая разработка воспитательного мероприятия
«Ах, что за чудо русский чай!»
| Разработала: воспитатель Немчинова Р.Н |
Хоронхой
2018 г.
Аннотация:
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Ах, что за чудо русский чай!»
для студентов. Разработка содержит интересный сценарий проведения воспитательного мероприятия. Разработка будет интересна для кураторов групп, мастеров п/о, воспитателей.
Введение
Чай – это богатейшая аптека, чайный лист содержит стимулирующее вещество, полезные для желудка кислоты, эфирные масла, которые создают неповторимый аромат. В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном. Благодаря стольким витаминам, чай оказывает на организм благотворное влияние. Повышает умственную активность, устраняет усталость, улучшает пищеварение. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почетных мест. Писатель декабрист А.Н. Бестужев в рассказе «Шлиссельбургская станция» пишет: «Выдумка чая - прекрасная вещь; во всяком случае, в тех обществах, где этикет не изгнал из гостиных самовары и не похитил у хозяйки право разливать чай, гости садятся теснее у чайного столика; нечто общее направляет умы к общей беседе.»
Чай…Это короткое созвучие впитало в себя смысл легенд и научных трудов, народной молвы и государственных документов, высказываний великих людей.
Цель: пробуждение у студентов интереса к русским традициям чаепития, помогающим сплочению творческого объединения.
Задачи мероприятия:
– познакомить студентов с историей и традициями чаепития;
– помочь узнать и применять основы чайного этикета, правила правильного заваривания чая;
– показать значение употребления чая для сбережения здоровья человека;
– развивать у студентов интерес к русскому фольклору (загадкам, частушкам, пословицам).
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация “История чая”, , пословицы и загадки о чае и чаепитии, чайная посуда, самовар.
Продолжительность: 45 минут
Организаторы: воспитатель.
Ход мероприятия
Звучит музыкальный фрагмент русской народной песни “Чай, чай, русский чай…”.
Воспитатель: Сегодня мы, вместе с вами проводим занятие «Чай. Как он приятен, полезен, вкусен, ароматен!»
Мы узнаем много интересного из истории чая, традиций чаепития, познакомимся с чайным этикетом и попьем чайку. А как говориться в русской пословице: «Попить чайку – разогнать тоску».
А что мы знаем о чае? Откуда и когда он появился у нас в России?
Однажды, 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
Чай – китайское слово. Оно появилось там, где русские люди торговали с китайцами северных провинций: они чай называют ча-е, отсюда и наше слово чай.
Сначала Китай был единственным производителем чая, и секрет его тщательно оберегался. Тем не менее одному англичанину удалось не только похитить семена чая, но и узнать тайну его сложной обработки. Благодаря этой, почти детективной истории европейцы смогли разводить чай в своих колониях.
В России первое чаепитие состоялось в 1638 году. А самовары появились в 1679 году, а самыми известными были Тульские самовары, которые изготовлялись в городе Тула.
Шангина Настя: Чай – это богатейшая аптека, чайный лист содержит стимулирующее вещество, полезные для желудка кислоты, эфирные масла, которые создают неповторимый аромат. В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном. Благодаря стольким витаминам, чай оказывает на организм благотворное влияние. Повышает умственную активность, устраняет усталость, улучшает пищеварение. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почетных мест.
С тех древнейших времен чай признается не только вкусным, но и целебным напитком. В японском средневековом лечебнике о замечательных свойствах чая говорится так: “Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени и селезенки, снимает сонливость и вялость, оживляет мышцы тела”. Именно эти качества прославили чай как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников.
Не случайно чай был принят на “вооружение” как обязательный продукт сначала в английской, а потом и в русской армиях. Скот, который ел листья чая, лучше себя чувствовал и предпочитал его другим растениям.
Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возраст до 16 лет.
Изучая целебные свойства чая, ученые узнали много интересного и полезного. Чай – прекрасное противоядие при отравлении организма стронцием. Чай использует в борьбе с такой страшной болезнью, как рак кожи и легких.
Если регулярно пить чай, становишься благодушным и миролюбивым. Недаром дипломаты предпочитают вести переговоры за чашкой чая.
В Китае практически не встречается такое заболевание, как камни в желчном пузыре, потому что там знают, что чай является “чистильщиком” организма, выводя из него вредные вещества.
В чае присутствуют чуть ли не все витамины. В Бразилии, где любят кофе, футболисты перед матчем все-таки пьют чай – он полезнее.
Пить надо только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: “Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее”.
Воспитатель : А сейчас мы проверим, как вы запомнили эти интересные сведения о чае. Мы проведем чайную викторину.
«Чайная» викторина.
Где и когда зародился обычай чаепития?
Почему чай прославился как идеальный напиток для путешественников и моряков?
Когда чай впервые появился в России?
Почему чай собирали только женщины?
В борьбе с какими болезнями помогает чай?
Шангина Настя: В зависимости от способов заготовки, количества и качества операций, которым подвергается чайный лист, получают разные сорта и типы чая. Самыми распространенными из них являются черный и зеленый чай. Их собирают с одних и тех же кустов, но для черного чая чайные кусты подвергают специальной обработке и сушке в печах, а чай зеленый лишь подсушивают в естественных условиях, поэтому он сохраняет свой естественный цвет и вкус и в сухом виде, и в настое. При этом в нем содержится значительно больше витаминов. Дорогим, но чрезвычайно полезным является чай желтый, императорский, для которого собирают и сушат лишь верхушечные, еще одетые серебристым пушком почки чайного куста. А в России, как, впрочем, и во многих других странах, чаем считаются еще и горячие напитки, приготовленные из листьев и стеблей некоторых растений, так называемые травяные чаи.
Очень полезны такие травяные чаи: чай из лепестков белой акации, чай из листьев и листков боярышника, чай из вереска, чай из зверобоя, чай из цветов калины, чай из листьев мяты, чай из листьев и цветов шиповника и др.
Чайные загадки
Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник -
Сам заварит, сам нальет.
(Самовар)
Смесь из листьев и цветов
Заварил, и он готов!
(Чай)
Подбоченилась она
Жаль рука всего одна.
Кто ни делает глоток,
Хвать её под локоток.
(Чашка)
Темечко льет,
Нос воду льет,
Если не спит
В брюхе кипит.
(Чайник)
Бел, как снег, в чести у всех
В рот попал - там и пропал.
(Сахар)
Черный с белым, оба братцы
В животе её хранятся.
(Хлебница)
Эту сладкую сосульку
Называют Петушок.
Эта сладкая сосулька
Тает лишь под языком.
(Леденец)
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду -
Мимо рта я не пройду.
(Ложка)
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот -
Открывай пошире рот.
(Ложка)
В праздник я приду ко всем,
Я большой и сладкий.
Есть во мне орешки, крем,
Сливки, шоколадки.
(Торт)
Он живет в своей фольге,
Быстро тает он в руке.
Очень вкусен, очень сладок,
Мажет мордочки ребяток.
(Шоколад)
Я в стаканчике, рожке,
Вкусное и нежное.
Сделано на молоке,
Чаще - белоснежное.
В морозилках проживаю,
А на солнце сразу таю.
(Мороженое)
Взял я силу из плодов,
Сладких ягод, фруктов.
Для ребят я стать готов
Лучшим из продуктов.
Вы меня побольше пейте,
Наливайте, не жалейте!
(Сок)
Мы в кондитерской шуршим
Фантиками яркими.
И на праздник мы хотим
К вам попасть с подарками.
(Конфеты)
Получился торт на славу,
Съем и крошки подберу.
В торт добавили приправу,
Не простую, а кору.
(Корица)
Мы в пакете сто нулей
С маком замечаем.
Бабушка, чаек налей,
Их сгрызем за чаем.
(Баранки, сушки)
В печке выпекся он смуглый,
Как баранка, тоже круглый.
Эту мягкую баранку
Съем на завтрак спозаранку.
(Бублик)
Их бабуля с сахарком
Выпекала, сладкие.
Первый вышел - словно ком,
А другие - гладкие.
(Блины)
Мы с изюмом, миндалем
Их на пасху испечем.
А лепить их во дворе
Тоже любо детворе.
(Куличи)
Может быть оно песочным,
А порой и с кремом.
Иногда бывает с сочным
Аппетитным джемом.
И безе бывает - крошкой,
А в глазурной кожуре
Может быть оно картошкой,
Только вовсе не пюре.
(Пирожное)
Мама, милая, ну где ты?
Доставай скорей сервиз.
Есть тягучие конфеты,
Называются "Кис-кис".
(Ириски)
Сверху - ромбиком узоры,
А начинка в них внутри.
Быстро чайные приборы
В кухне с полочки бери.
Их мы к чаю предлагаем
Деду и младенцу.
И в их честь мы называем
Часто полотенце.
(Вафли)
Бабушка из сладких ягод
Наварила что-то.
И его нам хватит на год
К чаю и в компоты.
(Варенье)
На варенье я похож,
Только перетерт.
К чаю ты меня возьмешь
И добавишь в торт.
(Джем)
Я в стаканчике дрожу,
Будто я боюсь.
На десерт вам предложу
Свой приятный вкус.
(Желе)
На витрине магазинной
Долго не скучаю.
Я подсолнечной, тахинной
Прихожу к вам к чаю.
(Халва)
Очень ароматные,
Сладкие и мятные.
Сверху мы в глазурном глянце,
Словно в радостном румянце.
(Пряники)
Был листок зеленым –
Черным стал, томленым,
Был листочек зубчатым –
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине –
Стал он в магазине.
(Чай)
Бел как снег,
В чести у всех,
В рот попал –
Там и пропал.
(Сахар)
Под одной крышей
Четыре брата стоят.
(Стол)
Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо.
(Самовар)
Как начнет говорить – разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать.
(Чайник)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье.
(Бублик)
Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит.
(Самовар)
Белый камешек растает –
Чай мой сладким сразу станет.
(Сахар)
Чайный этикет.
На столе по центру располагают конфеты в вазе или в коробке, в вазе или на тарелке с салфеткой – печенье, фрукты – в вазе на высокой ножке;
В вазочке на пирожковой тарелке с ложкой для раскладки подают варенье, при этом рядом с вазочкой должны быть стопки с розеткой.
Украшением чайного стола является самовар. Он находится слева от хозяйки стола.
Фарфоровый чайник с заваренным чаем и чашки ставят около самовара;
Десертные блюда в креманке подают на пирожковой тарелке, но которую положена десертная ложка – ручкой вправо. Чай подает хозяйка. Чашку ставят на блюдце ручкой влево, а чайную ложку кладут справа. Чашку с блюдцем размещают на столе справа от десертной тарелке, на которую гость может положить пирожное, конфеты. Раскладывают их на тарелке десертной ложкой.
Воспитатель.
Мы вам о чае многое, но не все рассказали. Запомните только: на Руси за самоваром собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали дела семейные. А теперь
Самовар кипит, баранки
На скатерти-самобранке,
И конфеты, и печенье
И душистое варенье.
(Приглашение к столу)
Мероприятие заканчивается чаепитием всех участников.
Аудит занятия
Занятие проводилось со студентами, проживающими в общежитии с первым, вторым и четвертым курсом.
При проведении мероприятия студенты должны были показать свои знания об истории
чая, способность и умение правильно заваривать чай, продемонстрировать
творческие способности, правильно пригласить гостей к столу.
При подготовке к занятию мною были учтены индивидуальные особенности,
умения и навыки студентов.
Самоанализ занятия
Студенты активно участвовали в проведении и подготовке вечера. Использование презентации на мероприятии позволило сделать его красочным и интересным, что в свою очередь повысило его эффективность, стимулировало мотивацию визуального восприятия.
Общая цель праздника достигается за счёт индивидуальных усилий каждого студента. На празднике воспитатель и студенты хорошо понимали друг друга, царила атмосфера доброжелательности, сотрудничества. Считаю, что мероприятие несёт большое познавательное, воспитывающее и развивающее значение, и цель занятия достигнута.
Студенты станут более уважительно относиться к обычаям и традициям.
Рекомендуемая литература
1.Аверинцев С.С. Мифы народов мира, т.2, М, 2009
2.Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. История Древнего мира М, Просвещение, 2012
3.Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших веков до к. 17в. М., 2010
Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до к. 17в. М., 2010
4.Источники- интернет ресурсы
20