СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий бала- маскарада "Мятежный гений" (по творчеству М.Ю.Лермонтова)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий бала- маскарада "Мятежный гений" (по М.Ю.Лермонтову) позволяет расширить границы изучения темы, привлечь учащихся и студентов к  творчеству.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий бала- маскарада "Мятежный гений" (по творчеству М.Ю.Лермонтова)»

Сценарий

Бал к 204 годовщине со дня рождения Лермонтова.

Зал, где проходит мероприятие,  оформлен  в стиле начала 19 века. На сцене заставки в виде больших канделябров со свечами, по сцене расставлены свечи. Задник сцены  задрапирован синей тканью, на фоне которой  из белой бумаги  выполнен парус, по обе стороны написаны цифры (дата рождения – смерти поэта). На начало – торжественная музыка. 

Звучит медленная музыка «Средь шумного бала…»
Распорядитель (Андрей Шекель): 
Почти все съехались, и здесь нам будет тесно,
Прошу вас в залу, господа,
Mаsdames, пожалуйте туда.
Здравствуйте, милостивые государыни и милостивые государи! Благодарим за оказанную честь и чрезвычайно рады видеть вас на нашем великолепном бале! Встречайте - г-жа Хозяйка и г-н Хозяин бала!
Хозяин (Александр Манашев):
Мы счастливы приветствовать гостей,
На нашем бале-маскараде,
Где, в вихре вальса и страстей
Закружимся, искусства ради. 
Хозяйка (Виолетта): 
Прошу вас, господа - не стойте в стороне,
Мазурки, вальсы – все для вас сегодня. 
Доставьте радость и себе, и мне –
В сезоне этом наши балы модны! 


Хозяин: Так и хочется процитировать великого поэта…

И в залу высыпали все.

И бал блестит во всей красе…

Хозяйка: Мелодия любви зовет и манит,

Сиянием опускается с небес.

И обаянием своим дурманит,

Сердца соединяет полонез!

Звучат аккорды полонеза

Гости встают в круг и начинается полонез

После танца Хозяин обращается ко всем гостям

Хозяин: Полонез наш бал открыл

И разгорячил наш пыл.

Чтоб его нам охладить …предлагаю … побалагурить, обсудить новости. И у нашей милой Хозяйки бала, как я вижу, уже есть чем нас занять!

Хозяйка несет в руках альбом

Хозяйка: Да-да! Я хотела бы показать дорогим гостям свой альбом, в котором каждый гость оставляет свои мысли. О чем эти мысли, спросите Вы…О чем угодно: о бале, обо мне, о жизни, о любви, о дружбе, о верности и чести… А я становлюсь не только Хозяйкой бала, но и хранительницей мыслей, чьих-то сомнений, любовных переживаний!

1-ая Дама (Ильяна): Ну и что необыкновенного в Вашем альбоме, дорогая? «Люби меня, как я тебя»?

Хозяйка: Ну что Вы! Мог бы меня поразить этот детский лепет! Вот послушайте:

Когда судьба тебя захочет обмануть
И мир печалить сердце станет – 
Ты не забудь на этот лист взглянуть
И думай: тот, чья нынче страждет грудь,
Не опечалит, не обманет!

Или вот еще:

Что может краткое свиданье
Мне в утешенье принести?
Час неизбежный расставанья
Настал и я сказал: прости.
И стих безумный, стих прощальный
В альбом твой бросил для тебя,
Как след единственный, печальный,
Который здесь оставлю я.

1-ая Дама (Ильяна): Сколько любви и боли… Беру свои слова обратно! Кто автор этих строк? Они посвящены Вам?

Хозяйка: Что Вы! Я об этом могу лишь мечтать… Эти строки Михаила Лермонтова. Я списала их из альбома моей доброй подруги…

1-ый Кавалер (Виктор Б.): Лермонтов… Лермонтов… Позвольте, это не тот ли малый, который за стишок на Кавказ угодил?..

2-ой Кавалер (Кирилл): Ничего себе стишок!

…Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде... и убит!..

3-ой Кавалер (Артём Н.): Кто из нас, господа, позволит себе такую роскошь, как восстать против мнений света?.. А на то время ему было лишь 23 года! Сорви -голова, честное слово! Но КАКАЯ голова! Одной красавице он написал в альбом:

Дай бог, чтоб вечно вы не знали,

Что значат толки дураков,

И чтоб вам не было печали

От шпор, мундира и усов…


2-ая Дама (Аня Б.): Не Лопухиной ли адресованы эти строки?

3-ая Дама (Катя): А что между ними летали стрелы Амура?

4-ая Дама (Диана): Они безумно любили друг друга, но судьба разлучила.

5-ая Дама (Рузалия): Да и как это могло быть, ведь большая часть его жизни прошла на Кавказе….

4-ый Кавалер (Сергей): Говорят, Лермонтов не любил балы?

5-ый Кавалер (Никита): Говорят! Но на это есть свои причины! Не до балов было!

И скучно, и грустно

и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно

И вечно желать!

А годы проходят – все лучшие годы!

6-ый Кавалер (Виктор К.): А правда ли, что этот ваш Лермонтов преуспел и в музыке?

6-ая Дама (Таня): Что вы! Он был удивительно музыкален: играл на скрипке, на фортепиано, пел, писал музыку. Почитайте его творения. Каждое несет неизъяснимую прелесть, каждое слово музыкально. Он легко решал сложные математические задачи, был сильным шахматистом.

7-ой Кавалер (Лёша): А как его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева боготворила внука, не жалела средств на его образование.

В центре на стене портрет М. Лермонтова. На сцене - кресло, в котором сидит Е. Арсеньева,

бабушка поэта.

Звучит отрывок оперы М. Мусоргского «Хованщина».

Сценическая постановка эпизода «Маленький хозяин Тархан».

Лермонтов (Алан): Бабушка!

Арсеньева (Юля): Что, Мишенька?

Лермонтов (Алан): Я хочу Вас о чем-то попросить. Только обещайте, что исполните мою просьбу.

Арсеньева (Юля): Господи, конечно, исполню, радость моя! Что подарить тебе, Мишенька? Ведь завтра твой день рождения.

Лермонтов. Дайте мне один день поуправлять имением.

Арсеньева. Имением? Да зачем это тебе?

Лермонтов. Вы же обещали исполнить любое мое желание!

Арсеньева. Исполню, видит свет. Но объясни хоть, зачем это тебе.

Выходят крестьянские ребята. Лермонтов выступает вперед и торжественно произносит:

Лермонтов. Я, наследник старинного рода Столыпиных, повелеваю отдать в вечное пользование крестьянам Тархан барскую Долгую рощу, а также выдать из нее столько леса, сколько нужно будет, чтобы построить каждому новую избу!

Бабушка всплескивает руками, а Лермонтов смеется и убегает.

Ведущий 1 (Артём): Так Миша Лермонтов в день своего рождения подарил крестьянам Долгую рощу.

Ведущий 2 (Никита): Только бабушка на следующий день рощу эту отобрала назад.

1-ый Кавалер (Витя Б.): Мне рассказывал знакомый, родственник госпожи Арсеньевой, что Михаил Юрьевич занимался ещё и акварелью.

2-ый Кавалер (Кирилл): Он еще и художник?

3-ой Кавалер (Артём): Гениальный художник! А писал он не только акварели, я видел его картины маслом. Шедевр русского искусства! И это в его-то молодые годы! Андрея Первозванного он написал в 14 лет!

7-ая Дама (Лиза): Писал не только с натуры, на память он мог воспроизводить лица, пейзажи, кипение боя. Любил рисовать горячих, нетерпеливых коней. Если бы он профессионально занимался живописью, он мог бы стать настоящим художником. В каждом его творении такая музыкальность!

4-ый Кавалер (Сергей): Господа, ну раз мы столь много говорим о Лермонтове как о незаурядной творческой натуре, может быть, кто-то даже знает романс Лермонтова?

1-я Дама (Ильяна): Если позволите, я спою!

5-ой Кавалер (Никита): Интересно-интересно, будем рады послушать!

Звучит  музыка к романсу «Белеет парус одинокий». Под эту музыку выходит

исполнительница романса, зажигая на ходу свечи.

Звучит романс М.Лермонтова «Парус»


6-ый Кавалер (Виктор К.): Лермонтов? Это действительно Лермонтов?.. Он везде! Я скоро научусь его понимать!

Хозяин: Да, талант необыкновенный! Я слышал, Пушкина и его поэзию сравнивают с равнинной рекой, а поэзию Лермонтова - с горной, стесненной скалистыми берегами. 

7-ой Кавалер (Лёша): Позвольте влить каплю дегтя в ваши хвалебные оды! Я ведь, признаюсь, тоже его почитывал, было дело!

Мир для меня - колода карт,
Жизнь - банк; рок мечет, я играю,
И правила игры я к людям применяю.

- Согласитесь, весьма цинично!

1-ый Кавалер (Витя Б.): Не забывайте, он поэт!

Я не хочу, чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть;

Как я любил, как я страдал,

Тому судья лишь Бог да совесть!..


- Не торопитесь обвинять, постарайтесь понять…


Хозяйка: Господа, кажется, мы заговорились! Приглашаю всех играть в фанты!


Гости играют

После игры:

2-ой Кавалер (Кирилл): Я молод, но кипят на сердце звуки… Чудесные звуки бала…

3-ий Кавалер (Артём): Эти поэтические эмоции не по поводу бала, я знаю продолжение…


Я молод; но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел:
У нас одна душа, одни и те же муки; —
О если б одинаков был удел!..


2-ая Дама (Аня): Понятно, откуда эти романтические ноты в его поэзии….Он увлекался Байроном?


4-ый Кавалер (Сергей): А кто им не увлекался в юные годы? Это классика! Думаю, Вы не будете с этим спорить.

5-ый Кавалер (Никита) Никита:

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Je suis un autre que Byron, фр
Nouveau sur cette terre ronde.
Comme Byron haï du monde
Mais Russe jusqu’à mon tréfonds.


3-ья Дама (Катя): Да, в таком юном возрасте такие глубокие строки!!!


Лермонтов (Андрей): Андрей:


Сон

The Dream

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.

And in a dream I saw an evening feast англ
That in my native land with bright lights shone;
Among young women crowned with flowers, 
A merry talk concerning me went on.

7-ый Кавалер (Лёша): Дайте угадать… Это тоже все Лермонтов?

4-ая Дама (Диана): Он владел французским, немецким, английским, читал по-латыни, впоследствии, на Кавказе, изучал «татарский», то есть азербайджанский язык, в Грузии записывал слова грузинские.

А одной из своих поэм дал грузинское название — «Мцыри». Он помнил тысячи строк из произведений поэтов великих и малых, но особенно выделял двух авторов: Байрона и Пушкина. 

Хозяйка: Послушайте!

На воздушном океане,
Без руля и без ветрил,
Тихо плавают в тумане 
Хоры стройные светил.
Средь полей необозримых 
В небе ходят без следа 
Облаков неуловимых 
Волокнистые стада.
Час разлуки, час свиданья —
Им ни радость, ни печаль,
Им в грядущем нет желанья 
И прошедшего не жаль.

5-ая Дама (Рузалия): Восхитительно! Какая это прелесть! Это пушкинский талант!

Хозяин: Нет. Это стихи из «Демона». Это лермонтовский талант, и это стоит пушкинского!
А ведь начал писать эту поэму Лермонтов еще в 15 лет! Он предчувствовал, что Демон станет его спутником на всю жизнь...


1-ой Кавалер (Витя Б.):

Жизнь лишь дорога, пока она прекрасна,
А долго ль!.. жизнь как бал -
Кружишься - весело, кругом все светло, ясно...

Хозяйка: Так давайте кружиться! Давайте не будем грустить! На балу принято играть!

Игры любят все на свете!

Встанем в ручеек, как дети!

Я начинаю игру!

Игра «Ручеек»

Хозяйка: Замечательные гости, потрясающая обстановка, чудесная игра, но, дорогой хозяин, думаю, гостям нашим нужен отдых!

Хозяин: А не позволите ли вы, уважаемая хозяйка, повеселить гостей парой новых анекдотов?

Хозяйка: Отчего бы и нет!

2-ой Кавалер (Кирилл): У одной деликатной дамы вскочил на руке прыщик, она в ту же минуту послала за доктором. Доктор, степенный, серьезный старичок, осматривает прыщик и требует немедленно чернил и бумаги: «Скорее, скорее! Боюсь, чтобы не зажило, пока напишу рецепт»

3-ий Кавалер (Артём): А вот мой вклад!

Кто-то, желая смутить Пушкина, спросил его в обществе:

- Какое сходство между мной и солнцем?

Поэт быстро нашелся:

– Ни на вас, ни на солнце нельзя взглянуть, не поморщившись.

4-ый Кавалер (Сергей): А вот еще об остроумии Александра Сергеевича и о его любви к родному языку:

Спросили у Пушкина на одном вечере про барыню, с которой он долго разговаривал, как он её находит, умна ли она?

– Не знаю, - отвечал Пушкин, очень строго  и без желания поострить, - ведь я с ней говорил

по-французски.

5-ый Кавалер (Никита):

- Частенько трудитесь, батюшка? – спросил врач священника на похоронах.

- По вашей милости, - отвечал с поклоном священник.

Хозяйка: Ах, господа, какие вы злые! Поучиться бы вам хорошим манерам у Лермонтова!

Она не гордою красою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.

Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной красоты.

6-ая Дама (Таня): А ведь Лермонтов был шутник и ловелас! Знаете, какой стих на балу он написал Мусиной-Пушкиной? Вот, у меня в блокноте записано:

Графиня Эмилия -

Белее чем лилия,

Стройней ее талии

На свете не встретится.

И небо Италии

В глазах ее светится.

Но сердце Эмилии

Подобно бастилии.


Хозяйка: Как изящно одарил комплиментами! Хочется получить такое же в свой альбом!

Слышится звук гитары:

8-ой Кавалер (Паша): ...У гитары нежный звук,
Как прикосновенье рук.
У гитары тихий звук,
Словно шепчет друг!..

Звучит гитара, в конце исполнения звучат звуки вальса

Хозяйка: Позвольте поблагодарить нашего гостя за чудесное исполнение, а в конце я услышала знакомые звуки… Звуки вальса!

Хозяин:

Звуки вальса тихонько коснулись души, 
В глубину всех сердец незаметно проникли.
Пригласить свою даму на танец спеши, 
Пусть сердца закружат в зачарованном ритме!

- Я приглашаю гостей на вальс!

Гости встают в круг, и начинается Венский вальс

7-ая Дама (Лиза): Замечательный танец! Потрясающий вечер! Но мне всё равно печально.

Хозяин: Почему? Вам что-то не нравится?

1-ая Дама (Ильяна): Мне нравится всё! Но ОН, Лермонтов, занял все мои мысли, захотелось перечитать его стихи, познать его, понять, почувствовать!

6-ой Кавалер (Витя К.): Хочу признаться, вы не одиноки в своём желании… Мне тоже вдруг стал безумно интересен этот загадочный поэт, этот смелый воин, эта тонкая личность!

7-ой Кавалер (Лёша): Да, это гений, который ещё долго будет великой тайной!

Чтение за кадром на фоне вальса:

Чтец 1 (Денис Клепиков):

Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! – любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.

Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно,

Хочу, чтоб труд мой вдохновенный

Когда-нибудь увидел свет…

Ведущий 1 (Артём). В истории короткой жизни и гибели Лермонтова есть какая-то тайна, неуловимая предопределенность, рок. Он страдал более, чем жил.

Ведущий 1 (Артём): Воспитывался Мишель в пензенском имении Арсеньевых в Тарханах под бдительным надзором любящей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Там прошли его детские годы, там он дружил с деревенскими ребятами, слушал народные предания и песни, богатую и чистую русскую речь.

Ведущий 2 (Никита): Во всяком сердце, во всякой жизни пробежало чувство, промелькнуло событие, которых никто никому не откроет, а они-то самые важные и есть…

Ведущий 1. В жизни Лермонтова таким событием явилась любовь к Вареньке Лопухиной…Первая любовь и первые стихи…

В центре заставка сад, беседка. По сцене прогуливаются юноша и девушка. Они беседуют,

садятся на скамейку, читают  книгу.

Ведущий 2. Он был студентом, она - молоденькой, милой, умной и восхитительной. Роскошные волосы, продолговатое лицо, прямой нос, задумчивые черные глаза, родинка над бровью...

В ней не было никакого кокетства, но были удивительная природная грация, мягкость...

Лермонтов смотрел на нее, и в нем, словно от какого-то кошмарного сна, просыпалась душа. Это была радость, как увидеть, проснувшись после грозовой ночи, голубое небо.

Ведущий 1. Он смотрел на Вареньку, как на утраченную ещё до встречи свою единственную и настоящую любовь. Встречи с ней он называл своим счастьем. Он трепетал от одной мысли, что это счастье может как-нибудь замутиться…вот уж тут как тут её маменька. У неё одна забота: выдать дочку замуж, не прозевать жениха. Ну, Лермонтов, конечно же, не жених. Мальчик…

Лермонтов (Андрей):

Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.

Ведущий 2. Близился день отъезда Лермонтова в Петербург. Бабушка поддержала решение внука продолжить обучение в Петербургском университете.

Бабушка (Юля): А как же Варенька?


Лермонтов остановился перед зеркалом, с недоумением посмотрел на себя и

развёл руками.


Лермонтов (Андрей): Никак! Можно писать письма, а потом и приехать… Время покажет – судьба ли это.

Ведущий 1: В 1834 году Лермонтов оканчивает обучение в Школе юнкеров в звании корнета. После чего он направился на службу в лейб-гвардию Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе под Петербургом. В конце 1835 года по поэта до поэта дошёл слух, что Варвара Лопухина, которую он издавна любил и не переставал любить до конца жизни, выходит замуж за Н.И. Бахметьева, богатого мужчину и много старше её.

Лермонтов: Вот он последний удар… Теперь отнято всё. Ну что ж, ни горя, ни рыданий, ни скрежета зубовного – ничего не будет!

Ведущий 2: Лермонтов побледнел, глаза налились глубоким мраком. Несмотря на всю неожиданность этого известия, Лермонтов будто ожидал его. Он вспоминал её лицо. Она смотрела грустно, почти скорбно. Лицо её было тихое, милое, единственное…

У ног других не забывал
Я взор твоих очей;
Любя других, я лишь страдал
Любовью прежних дней...

Звучит романс «Я не люблю Вас и люблю»

Лермонтов: Милый друг! Что бы ни случилось, я никогда не назову Вас иначе; это значило бы порвать последние нити, ещё связывающие меня с прошлым.

Сберегу ли я в себе хоть частицу молодой и пламенной души, которой столь некстати одарил меня Бог? Не разочаруюсь ли я во всём окончательно, что движет вперёд нашу жизнь?

Я знаю, мне жить осталось немного. Неужели мы приходим в мир, чтобы исчезнуть без следа? Зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные.

Чтец 1 (Дмитрий Логвинов): «Мы случайно сведены судьбою...»

Мы случайно сведены судьбою,

Мы себя нашли один в другом,

И душа сдружилася с душою;

Хоть пути не кончить им вдвоём!

Так поток весенний отражает

Свод небес далекий голубой

И в волне спокойной он сияет

И трепещет с бурною волной.

Будь, о будь моими небесами,

Будь товарищ грозных бурь моих;

Пусть тогда гремят они меж нами,

Я рожден, чтобы нежить без них.

Я рожден, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей,

Но с тобой, мой луч путеводитель.

Что хвала иль гордый смех людей!

Души их певца не постигали,

Не могли души его любить,

Не могли понять его печали,

Не могли восторгов разделить.


Ведущий 1. Через несколько лет Лермонтов встретился с Варенькой и понял, что она любит его и невыносимо страдает. Они долго смотрели в глаза друг другу.

Варенька (Диана): Я не могу без тебя жить.

Лермонтов (Андрей): И я без тебя.

Ведущий 2. Они прощались. И чувствовали, что навсегда...


Чтец 2 (Алина):

Они прощались навсегда,
Хотя о том пока не знали.
Погасла в небе их звезда,
И тихо свечи догорали:
«Я обещаю помнить Вас.
Дай Бог дожить до новой встречи»
И каждый день, и каждый чаc
Звучать в нем будут эти речи.
Она его не дождалась,
С другим печально обвенчалась.
Он думал: «Жизнь не удалась».
А жизнь лишь только начиналась…

На экране фото муз Лермонтова

Ведущий 2: Кто же они — вдохновительницы и мучительницы поэта? Это Сушкова Екатерина Александровна, Щербатова Мария Алексеевна и БыховЕц Екатерина Григорьевна.
Екатерина Александровна Сушкова, заставившая юного Лермонтова испытать всю жестокость неразделённой любви, похожей на обман. Она обращалась с Лермонтовым как с мальчиком, но отдавала должное его уму. Она искала удачного замужества, но Лермонтов в качестве жениха её не привлекал: слишком юн. Спустя несколько лет она сама влюбится в Лермонтова, он украсит её жизнь и станет её кумиром.

Ведущий 1: Сушкова подсмеивалась над Мишелем, как его звали друзья и близкие. А он спорил с ней до слёз, доказывая свою правоту.

Ведущий 2: Александра Верещагина раньше многих разгадала в Лермонтове настоящего поэта по-настоящему талантливого человека. Она берегла его автографы: он помещал свои рисунки и стихи в её альбомах (как принято было в те времена).

Ведущий 1: Ещё одной возлюбленной Лермонтова была Мария Алексеевна Щербатова. Она была высокая, тонкая, с бронзовым блеском в волосах. Зимой 1839 г. поэт был сильно заинтересован этой молодой вдовой. Любила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил ей всю землю.

Ведущий 2: Поэт посвятил 40 стихотворений Наталье Фёдоровне ИвАновой, с которой пережил большую и мучительную любовь.
Ведущий 1: Последней женщиной в жизни Лермонтова стала Екатерина Григорьевна БыховЕц - дальняя родственница поэта. Бронзовый цвет лица и черные очи... Она имела много поклонников из окружения Михаила Юрьевича. Но сам он искал в Екатерине Григорьевне милые черты Вареньки Лопухиной. И находил, что радовало его безмерно.

Лермонтов:  Когда меня исключили из Московского университета, я уехал из Москвы. Меня ждал Петербург и Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских Юнкеров. Я сразу невзлюбил этот хмурый город. Но здесь была написана драма «Маскарад».


Сцена из пьесы «Маскарад»

Звучит «Романс» из музыки Хачатуряна к драме «Маскарад» 

За дамой гонится Кавалер, она убегает, он скрывается.

Дама (Аня): Ах?.. я едва дышу … он всё бежал за мною,
Что если бы он сорвал маску … нет,
Он не узнал меня… да и какой судьбою
Подозревать, что женщина, которой свет
Дивится с завистью, в пылу самозабвенья
К нему на шею кинется, моля
Дать ей два сладкие мгновенья
И дерзко скажет — я твоя?..
Он этой тайны вечно не узнает …
Пускай … я не хочу … но он желает
На память у меня какой-нибудь предмет,
Кольцо … что делать … риск ужасный! 
(Видит на земле браслет и поднимает.) 
Вот счастье. Боже мой — потерянный браслет
С эмалью, золотой … отдам ему, прекрасно …
Пусть ищет с ним меня. 

Распорядитель (Андрей): Поручик, Вам ведь случалось бывать на балах-маскарадах? 
Поручик (Витя Б.): Конечно. В них есть особенная прелесть, ведь маска - это тайна, не правда ли? 
Бал-маскарад - не ярмарка невест, карает он неискушенных! 
Скрывая маской лица, маскарад скрывает имя в сочинении интриги.
Распорядитель: Увлекшись маскою коварною, не знаешь, к чему интрига приведет!

На сцене появляется Красавица в маске, пока она в ней и остаётся

Арбенин (Кирилл) (надевает маску в стороне): Под маской все чины равны,
У маски ни души, ни званья нет, — есть тело.
И если маскою черты утаены,
То маску с чувств снимают смело.
Поручик (Витя Б.). О да…
Бывают балы ли в раю? - не знаю. 
Не стоит маскам верить. Ведь игрою 
Является, по сути, маскарад.
Но жаль – порой с печальным окончаньем. 

Красавица (Аня К.) (мужу): Так жарко, отдохнуть я сяду в стороне!
Мой ангел, принеси мороженого мне. 


Арбенин всыпает яд в мороженое
Арбенин (в сторону): Смерть, помоги.
Нина (ему): Мне что-то грустно, скучно,
Конечно, ждет меня беда (Снимает маску)
Арбенин: Предчувствиям я верю иногда.
Возьми, от скуки вот лекарство. (Подает.
Нина:  Да, это прохладит. (Ест.)
Арбенин: О, как не прохладить?
Нина:    Здесь нынче скучно.
Арбенин: Как же быть?
Чтоб не скучать с людьми — то надо приучить 
Себя смотреть на глупость и коварство!
Вот все, на чем вертится свет!
Нина:   Ты прав! Ужасно...
Арбенин: Да, ужасно!
Нина:    Душ непорочных нету...
Арбенин: Нет.
Я думал, что нашел одну, и то напрасно. 
Нина:    Что говоришь ты?
Арбенин: Я сказал,
Что в свете лишь одну такую отыскал я.
Тебя...

(Целует ее руки, и вдруг на одной не видит браслета, останавливается и бледнеет.

Нина: Ты побледнел, дрожишь…о, боже! 
Арбенин (вскакивает): Я? Ничего! Где твой другой браслет?

Нина (задыхаясь): Я, кажется, больна…

И голова в огне…

Я мучусь… я больна..

Арбенин: А мало ли мучений,

Которые сильней, ужаснее твоих.

Нина: Пошли за доктором, Евгений

Арбенин: Жизнь-вечность,

Смерть- лишь миг

Нина (с трудом) Но я… я жить хочу…

Я…умираю

Арбенин: Так скоро?. Осталось полчаса

Нина: О, ты меня не любишь…

Арбенин: А за что же?

Тебя любить?

За то ль, что целый ад

Мне в грудь ты бросила? (помолчав)

В мороженом был яд!
Нина: Творец небесный, пощади

Арбенин: Остановись. Хоть перед ним не лги.

Нина (с трудом): Сюда,, на помощь.. Умираю.

Я умираю…, но невинна

Ты- злодей…Евгений, я…твоя жена

И все же… я тебя… любила одного…

Арбенин: Какая ложь…

Нина: Браслет мой – князь нашёл, потом каким-нибудь клеветником Ты был обманут.
Арбенин (ходит по комнате, сложив руки): Теперь молиться время, Нина: Ты умереть должна чрез несколько минут.
Нина: Как? умереть! теперь, сейчас – нет, быть не может.
Арбенин (смеясь): Да, я тебе на бале подал яд. (Плачет) – Да, я тебя люблю, люблю, Здесь, как дитя, рыдаю над тобой…
Нина (слабо): Прощай, Евгений! Я умираю, но невинна… ты злодей. Теперь мне всё равно…я всё ж невинна перед Богом. (Умирает.)

Неизвестный: Твоя жена невинна — слишком строго

Ты обошелся.


На переднем плане сцены на стуле – умирающая Нина, перед ней на коленях, рыдая, стоит Арбенин.
На заднем плане сцены – Маски. Под музыку А. Хачатуряна они танцуют. Никому нет дела до этой трагедии.

Звучит романс «Мне грустно»

Видео «Дуэль Пушкина»

В центре на экране – большой портрет Лермонтова. Под портретом – маленький столик. На нём стоят цветы. Середина сцены пуста, но справа и слева полукругом стоят по три стула (два салона – друзей и врагов). Появляются дамы в бальных платьях, мужчины во фраках занимают места в своих салонах. В центре сцены появляется портрет А.С. Пушкина (или ведущий выносит и ставит на стол портрет). Звучит «Реквием» Моцарта.

1-ый Кавалер (Витя К.): Господа, великое горе! Сегодня, холодным январским днём 1837 г., скончался раненый на дуэли Пушкин.

Входит Чтец 1 (Денис Клепиков), он приносит пачку листочков, которые передаёт разным персонажам этой группы.

- Вы обратили внимание на эти стихи?! Говорят, они были написаны сегодня, этой вьюжной ночью.

3-ья Дама (слева) (Катя) читает:  Погиб поэт! – невольник чести –

                                           Пал, оклеветанный молвой,

                                               С свинцом в груди и жаждой мести,

                                               Поникнув гордой головой!..

                                               Не вынесла душа поэта

                                               Позора мелочных обид,

                                               Восстал  он против  мнений  света

                                               Один, как прежде… и убит!

2-ой Кавалер (справа) (Кирилл):   Убит!.. К чему теперь рыданья,

                                                Пустых похвал ненужный хор

                                                И жалкий лепет оправданья?

                                                Судьбы свершился приговор!

2-ая Дама (справа) (Диана) читает:      Не вы ль сперва так злобно гнали

                                                    Его свободный, смелый дар

                                                    И для потехи раздували

                                                    Чуть затаившийся пожар?

3-ий Кавалер (справа) (Артём):        Что ж? веселитесь… - он мучений

                                                    Последних вынести не мог:

                                                    Угас, как светоч, дивный гений,

                                                    Увял торжественный венок.

4-ый Кавалер (слева) (Сергей):  В петербургских гостиных эти строчки боятся даже произносить вслух. Да ведь это же – воззвание к революции!

Все (слева возмущённым  шёпотом): Воззвание  к  революции! Воззвание  к  революции! Воззвание  к революции!

5-ый Кавалер (справа) (Никита): Воззвание  к  революции! Они так назвали стихи «На смерть поэта».

5-ая Дама (справа) (Рузалия):  Более того, с такой надписью положили рукопись на стол самому императору.

6-ая Дама (слева) (Таня):  Вы знаете автора этих стихов, призывающих к бунту?

6-ой Кавалер (слева) (Витя К.): А как же! Это поручик лейб-гвардии Лерманофф. Куда смотрит государыня?

7-ая Дама  (слева) (Лиза): Царь увидел Лермонтова на балу в Аничковом дворце и повелел немедленно выслать поэта  - снова на Кавказ.

1-я Дама (слева) (Ильяна):  Он должен покинуть столицу в 48 часов. В ссылку – с бала!

2-ая Дама (справа):  Ай-ай-ай! Ведь он же поэт. И поэт признанный!

2-я Дама (слева): Тем хуже! Цари не любят поэтов!

1-я Дама (справа): Здесь читал Пушкин!

Звучат вступительные аккорды «Тройки» из сюиты Свиридова, написанной к повести «Метель». 

 Выходит Лермонтов на край сцены, меряет шагами узкое свободное пространство. 

Лермонтов:  Раз-два, три-четыре… Четыре шага в сторону. В другую – пять. Есть о чём подумать в тюрьме, если к тому же тебе 22 года.

Звучит тема «Тройки». Лермонтов меряет камеру вдоль и поперёк.

Лермонтов:  Моего гувернёра звали Капе. Он был бывший гвардеец Наполеона. Мне было семь лет, когда он рассказал мне о взятии Бастилии. Навсегда запомнился девиз республики: Свобода. Равенство. Братство.

Liberte! Egalite! Fraternite! (либерте, эгалите, фратерните)

3-ий Кавалер (справа):  Liberte! Egalite! Fraternite! – какая музыка слов!

6-ая Дама  (слева)Liberte! Egalite! Fraternite! – это девиз цареубийц!

Ведущий 2: Николай I отвечал: «Приятные стихи, нечего ска­зать: я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермон­това и, буде обнаружатся еще другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а за­тем мы поступим с ним согласно закону». 

Ведущий 1: Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, дал миру Лермонтова. Знамя русской литературы, выпавшее из рук Пушкина, высоко поднял его наследник и преемник. На Руси явилось новое дарование, новая яркая звезда – Лермонтов. Щедро наградила его судьба. Сразу же после написания стихотворения «Смерть поэта» на него обрушились слава и опала – ссылка на Кавказ.

Ведущий 2: Кавказ, далекая страна, жилище вольности свя­той. Лермонтов полюбил «синие горы Кавказа» еще тогда, когда, приехав сюда маленьким мальчиком, с бабушкой, увидел их впер­вые. Сияющие горы, бурные реки, зеленеющие долины Лермонтов щедро прославляет не только пером поэта, но и кистью вдохновенного художника. Из письма Лермонтова С. Раев­скому: «С тех пор, как выехал из России, поверишь ли, я находился до сих пор в непрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом; изъездил Линию всю от Кизляра до Тамани... Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал, и везу с собой порядочную коллекцию...» 


Чтец 1 (Денис)


Синие горы Кавказа! Приветствую вас!

Вы взлелеяли детство моё,

Вы носили меня на своих одиноких хребтах,

Облаками меня одевали,

Вы к небу меня приучили,

И я с той поры все мечтаю о вас и о небе.


Он символ гордого Кавказа,
В нем грация есть и напор,
В нем чистота и свет алмаза,
"ЛЕЗГИНКА"- яркий танец гор!

Горянка двигается плавно,
Джигит чуть сдерживает пыл...
Меж ними диалог о главном,
Флюидов нежных чувств посыл.

Как искра тихо разгораясь,
Воспламеняется костром,
И им, как-будто обжигаясь,
Кружит, кружит джигит орлом!

Мелодия звучит так страстно
И зажигает вновь и вновь!...
И ритму танца все подвластно,
В нем мужество есть и любовь!


Исполняется танец лезгинка

Ведущий 1: Кавказ стал поэтической родиной Лермонтова. Там, под пулями, в дыму сражений создаются его лучшие стихотворения, поэмы. Возвратившись из ссылки в 1838 году, Лермонтов имел невероятный успех в свете и при дворе. Но вот дуэль с сыном французского посла Барантом – и снова ссылка на Кавказ.

Ведущий 2: Перед отъездом Лермонтов случайно попал к знаменитой гадалке Кирхгоф.

Лермонтов: Скажи мне, Цыганка, выпустят меня в отставку или, быть может, оставят в Петербурге? Цыганка Кирхгоф: (раскинув карты) Нет, милок, никогда больше не бывать тебе в Петербурге… и ожидает тебя другая отставка… после неё уж ни о чем просить не станешь.

Лермонтов посмеялся такому гаданию, но в груди его похолодело.

Ведущий 2: Там, на Кавказе, создаётся первый в русской литературе реалистический роман в прозе «Герой нашего времени». Его творения становятся известными широкой общественности.

Звучит музыка Моцарта, симфония № 40.

Ведущий  2. Поэта посылали под пули на Северный Кавказ. На этот раз он уезжал из Петербурга иначе, чем в 1837 году, с тяжелым сердцем и тяжелыми предчувствиями. Поэт видел себя изгнанником.

Сцена в салоне Карамзиных.

Ведущий 1: Последний день перед отъездом Лермонтов провел среди друзей, в салоне Карамзиных.

1-я Дама (Ильяна): Вы очень расстроены сегодня?

Лермонтов (Андрей): У меня нет причин веселиться, сударыня.

1-я Дама: Право, Мишель, вы совершенно пали духом. Я вас не узнаю.

Лермонтов: Простите. У меня дурные предчувствия.

1-я Дама: Вам нездоровится?

Лермонтов: Нет, но у меня весь день такое чувство, будто я попал в железное кольцо, оно все время сжимается  и вот-вот меня  раздавит.

1-я Дама: Забудьте эти мысли. Когда вы вернетесь с Кавказа…

Лермонтов: Я не вернусь. В этом-то я единственно уверен.

1-я Дама: Прочтите нам что-нибудь новое.

Лермонтов: Новое? Извольте.

Звучит Моцарт «Маленькая ночная серенада»

Лермонтов (Андрей):

Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало ,говорят,
Мне остается жить!
А если спросит кто-нибудь…
Ну, кто б не спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был,
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря
И что родному краю
Поклон я посылаю.

Ведущий 1: Что ждАло его впереди?

Ведущий 2: Ему было всего 26 лет.

Лермонтов: Я так же, как и Печорин, предавался безумным мечтам о счастье.

Сцена из «Героя нашего времени»

Бэла (Айдана): Уж не случилось ли с ним чего? Я вчера целый день думала, думала, — отвечала она сквозь слезы, — придумывала разные несчастия: то казалось мне, что его ранил дикий кабан, то чеченец утащил в горы... А нынче мне уж кажется, что он меня не любит.

— Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его, — я княжеская дочь!..

Печорин (Андрей):  Бэла! Ты знаешь, как я тебя люблю. Я решился тебя увезти, думая, что ты, когда узнаешь меня, полюбишь; я ошибся: прощай! Оставайся полной хозяйкой всего, что я имею; если хочешь, вернись к отцу, - ты свободна. Я виноват перед тобой и должен наказать себя: прощай, я еду - куда? почему я знаю! Авось, недолго буду гоняться за пулей или ударом шашки: тогда вспомни меня и прости меня»

(Печорин отворачивается - и протягивает руку на прощанье. Бэла молчит и не берёт руки. Печорин направляется к выходу. Едва он коснулся двери, как Бэла вскочила, зарыдала и бросилась ему на шею).

Лермонтов (Андрей): Я знаю: мне жить осталось немного. Неужели мы приходим в мир, чтобы исчезнуть без следа? Зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные.

Современник (Никита): Помните легенду о том, что «Реквием» Моцарт в итоге написал для самого себя? Не то ли случилось (в какой-то мере) и с этим стихотворением? Или правда, что все гении — еще и пророки?

Ведущий 1: Поражают пророчества поэта. Лермонтов не только предчувствовал свою смерть, но и прямо видел её заранее. То видение, которое описывает поэт в стихотворении «Сон», не имеет ничего подобного во всемирной поэзии, подтверждая очередной раз его гениальность.

Чтец 2 (Анатолий Добрынин):

Сон


В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижимя;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их желтые вершины

И жгло меня– но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями

Вечерний пир в родимой стороне.

Меж юных жен, увенчанных цветами,

Шёл разговор веселый обо мне.

Но в разговор веселый не вступая,

Сидела там задумчиво одна,

И в грустный сон душа ее младая

Бог знает, чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;

Знакомый труп лежал в долине той;

В его груди, дымясь, чернела рана,

И кровь лилась хладеющей струей.

Видео «Дуэль Лермонтова с Мартыновым»

На заднике сцены фотография могилы Лермонтова. Звучит «Реквием» Моцарта.

Ведущий 2: Лермонтов – гордость русской  литературы. Его стихи стали достоянием мировой поэзии. Он оставил огромное художественное наследие… И парус, созданный им, будет бесконечно нести вас в прекрасную страну новых открытий, которые сделают вашу жизнь интересной и содержательной.
Лермонтов (Андрей): Из письма бабушке: «Дорогая бабушка, пишу вам с того света. Когда вы получите это письмо, меня уже не будет в живых. Завтра у меня дуэль с Мартыновым, Мартышкой, черкесом с большим кинжалом. Сам виноват: не шути с дураком, нарвался на вызов. Стрелять я в него не стану, а он выстрелит и не промахнётся. Я понял по его злобному взгляду». 

Хозяйка: Кто-то считал его жёстким, кто-то отмечал его необычайную душевную тонкость, кого-то он раздражал, для кого-то был кумиром… Он разный, потому что он гений!

Хозяин: А гений остаётся современным во все века.

Распорядитель (Андрей):
Простимся здесь и мы – закончен маскарад,
И маски сняты с лиц, и страсти разгорелись…
Ведь балов Петербургских длинный ряд
Интригой полон был.. Быть может, в этом прелесть
Известная была. Но только без интриг 
Мы обошлись сегодня в этот вечер,
Лишь радость танца нынче здесь царит,
И лишь любовь нам зажигает свечи. 


Хозяйка бала: Итак, господа – объявляем последний танец!! 


Хозяин: Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.

Исполняется танец мазурка


Ведущий 1:
Вереницей идут года,
И не видно их черты конечной.
Лермонтов… Он с нами, навсегда.
В строй живых записан он навечно!
…Это жизни дни его вернулись,
Он в нее хозяином вошел.
Именем библиотек и улиц,
Пароходов, институтов, школ…
В книгах трудным временем проверен,
В ярком блеске добрых смелых глаз
Он – живой, - не памятником в сквере
Вновь и вновь рождается для нас!

Хозяйка: Кто-то считал его жёстким, кто-то отмечал его необычайную душевную тонкость, кого-то он раздражал, для кого-то был кумиром… Он разный, потому что он гений!
Хозяин: Именем М.Ю.Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Жизнь его была коротка, но ослепительна. Поэзия Лермонтова удивительно созвучна нашему времени: наполнена чувством гражданского долга, свободы и справедливости, любовью к родине.

Хозяйка: Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так рано ушедшего.


Чтец 3 (Анатолий Добрынин)


Бессмертный парус


Забронзовела память, отрывая

От прошлого за лоскутом лоскут,

И полтора столетья открывая,

Воспоминанья душу мне секут.

Они бушуют, как в буран барханы,

И шелестят как юные леса...

С татарским именем село– Тарханы,

Отчизны среднерусской полоса...

Да здесь покоится России честь и гордость,

Ее надежда и орлиный взлет,

Любовь и доблесть, мужество и горесть,

Неумирающие, как и сам народ.

К тебе приходит наше время лучших–

Сквозь горы горь, Через хребты Голгоф,

К тебе, полка Тенгинского поручик

К тебе, фельдмаршал огненных стихов.

В паломничестве нашем– воскресение Твоё, Поэт.

ОНо гудит, зовет И вечный парус облаком весенним

По небу осени в бессмертии плывёт.


1 Кавалер (Витя Б.): И новый вальс был так хорош!
6 Дама (Таня): Я в Лермонтовское время окунулась
2 Кавалер (Кирилл): Там каждый на себя как в зеркале похож

7 Дама (Лиза): Как быстро мы однако в 21 век вернулись.

3 Кавалер (Артём): В наш век, в наш 21 век
1 Дама (Ильяна): Где Лермонтова помнят,
4 Кавалер (Сергей): Любят, чтут
2 Дама (Аня): Где знает его каждый человек
5 Кавалер (Никита): И кажется он рядом тут.

3Дама (Катя): Он рядом с нами на века,
6 Кавалер (Витя К.): И мы его не забываем,
4 Дама (Диана): Пока мила его строка,
7 Кавалер (Лёша): Пока стихи его читаем.

Чтец (Дмитрий Логвинов):

Боль памяти

Как в прошлый век, печально и светло
Слетает лист березы в день осенний,
Как будто в мире не произошло
С тех пор ни войн, ни бед,
Ни потрясений.
Но лист коснулся гробовой плиты,
И содрогнулся мир, покой разрушив,
И нас вернул из тлена суеты
Вот в этот день
к живым и мертвым душам.
И я гляжу с тоской на облака,
Плывущие сквозь вечность над планетой,
И прихожу к подножью Машука,
Чтоб ощутить трагедию поэта.
Мятущийся, как парус над волной,
И жаждущий неистовствующей бури,
Он оборвал на взлете голос свой,
Шагнув навстречу смертоносной пуле!
...Богаты мы ошибками отцов!
Как страшно вдруг понять сквозь годы это
Не сгинувшее в сонме голосов
Жестокое пророчество поэта.

Я: Заканчиваем мы наш бал своеобразным обрядом. Я зажигаю свечу - символ памяти, и произношу лермонтовские строчки. Передаю свечу следующему участнику, который, прочитав «свои» любимые строчки поэта, передаёт свечу дальше.
Пока будет жив русский человек, будет жива память о великом русском поэте - Михаиле Юрьевиче Лермонтове.