Цель мероприятия: формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа, Формирование патриотических чувств к подвигу солдат.
Задачи:
- ознакомление с творчеством поэтов, композиторов, художников разных эпох, отражающих военную тематику;
- развитие интереса учащихся к культурному и историческому наследию России;
-развитие творческих способностей
Форма: литературная композиция
Участники:
Учащиеся - 7кл, 6кл, 1кл.
План подготовки мероприятия.
1. Поисковая работа по сбору материала.
2. Подбор реквизита, отражающего определённую историческую эпоху, для оформления места проведения.
3. Репетиции по составленному графику
Ведущий 23 февраля…. Более девяноста лет сильная половина человечества отмечает праздник силы, выносливости, патриотизма и добра. В ознаменовании победы над немецкими захватчиками под Нарвой и Псковом 23 февраля 1918года был издан декрет о праздновании Дня Красной Армии, позже переименован в День Советской Армии и Военно – Морского флота. А в настоящее время -это День Защитника
С незапамятных времён люди с уважением относились к своим воинам. Тема армии отражалась и отражается в искусстве
Древнерусская литература с давних времен являлась ярким, образным и эффективным средством патриотического воспитания. В этом смысле она не потеряла своей актуальности и по сей день. Уже в самых первых произведениях древнерусской литературы становится приоритетной тема любви к Отчизне, гордости за родную землю и героев, мужественно защищавших ее от врага; независимости, величия и непревзойденной красоты Руси.
Патриотическими идеями наполнены древнерусские произведения разных жанров, но особенно ярко тема любви к Родине и готовности к ее самопожертвованию ради Отечества звучит в поучениях и летописях.
В «Слове о полку Игореве», посвященному походу Новгород-Север- ского князя Игоря 1185 г. против половцев, звучит похвала и самому знатному князю-воину, его смелости и патриотизму. Автор, не ставивший себе целью характеризовать князя, а уделивший основное внимание войску и сражению, все же отмечает традиционные черты идеального облика главы дружины.
1Танец под песню «Улетай на крыльях ветра» из оперы Бородина «Князь Игорь»
Ведущий Во второй половине четырнадцатого столетия в Средней Азии появился завоеватель, создавший огромное государство. Тимур известен на Востоке как Тимурленг (Железный хромец), отсюда – европейское Тамерлан. Подчинив себе Среднюю Азию, Тимур в
1385 году предпринял поход в Иран и Азербайджан. По завершении этого похода, в 1396 году, Тимур с огромным количеством трофеев, добычей вернулся в Дагестан и остановился в крепости Тарки, расположив свою армию в окрестностях этого села. Еще при первом появлении в Стране гор он оставил в Тарках военный гарнизон
Объединенные силы дагестанцев противостояли намного превосходящим силам противника. И в помощь им были только храбрость, самоотверженность и воинская доблесть. Эти качества и помогли им одержать великую победу.
Строки героической поэмы, созданной на основе лакского сказания о Парту Патиме, прекрасно передают смысл и значимость ее подвига, в критический момент грандиозного сражения одолевшей в поединках прославленных вражеских богатырей Тугая и Мубашира. «Туда, где противники самые злые, летит она с гордым бесстрашием льва», – говорится в народном сказании.
Сравнительно малочисленный народ лаков почти всегда противостоял намного превосходящим силам противника, и, чтобы не допустить врага к родным очагам, не подвергнуться унижению, а то и уничтожению, в оборонительных боях против агрессоров участвовали и отважные горянки. ПАРТУ ПАТИМА – СИМВОЛ МУЖЕСТВА, СВОБОДЫ, ЛЮБВИ К РОДИНЕ
2 Исценировка эпоса Парту –Патима
ПартIу-ПатIима – Гаджиева Патимат, ученица 6 класса
АхIмад - Алиев Галим, ученик 8 класса
АхIмадлул дус - Сулейманов Сайпутин, ученик 6 класса
Темирлан - Магомедов Нураттин ученик 7 класса
ПатIимал нину - Парханова Патимат, ученица 7 класса
ЧIаххущар - Гаджиева Бадружинан,ученица 7 класса
2-ма дус - Сулейманова Аймисай,ученица 7 класса
Тугъай -Курбанов Гаджимурад,ученик 7 класса
Темирланнул аьралуннаву -Айдиева Хадижа, ученица 6 класса
ПартIу-ПатIима Ссалам булавугу, душнин къалайкьри,
Цуксса къалайкьнугу, жагьилтал ссалам!
Ххаржантрай буклайсса душман гъаннурив?
Турду палцIа тIисса, дяъви бунурив?+
ХIурнирду ларххусса аьрххилий найрив?
БакIрай такьиярду – ссапарданийрив?
Вааьлайкум ссалам, ПартIу- ПтIимай,
Ина бувсса ниттин алжан буливуй,
Ми дяркъусса щинал бувцIу варакъи,
ХъачIрая бучIан ба, щинал ххув учин.
ПартIу-ПатIима ХъачIрайсса варакъи бучIан бан ччарча,
Вай дяркъусса щинал ххув чин зун ччарча,
Дулара ттухьхьунгу ккуртта мисри тур,
Ххал бан душниву ци гьунар бурив.
АхIмад Лажинни, ПатIимай, бунияларав,
Ина палцI дур турлил чув ивчIайссарив?
Душнил бувсъсса махъру чувнал махърурив?
ПартIу-ПатIима ЧIахху оьрчI пахрулий ттул хьхьичI авцIусса,
Ххаралий кIиллуву хъюлчай тIутIисса,
Ттухь зума цIухлайсса, виричув тIийрав?
Ришхантру дуллайсса, душ бур да тIирав?
Була бидав ттухьхьун, бурттий нанисса,
БакIрай дишин дула мусил такьия,
Чурххай лаххан дула ганз муххал хIурни,
ХIал ххал бигьин дула ккуртта мисри тур.
АхIмад На буртти ивкI бидав – чувнал бидаври,
БакIрайсса такьия багьадуралли,
Чурххай лархсса хIурни – асландалулли,
Канихьсса мисри тур –виричуналли.
ПартIу-ПатIима Бидав чай бурттийсса,хъинсса виричуй,
Такьия бакIрайсса, хъин багьадурай,
Чурххай хIурни лархсса, да хIакьсса аслан,
ХIадурхьу ккаккан дан вила чувшиву! (Чухъраву)-
ПартIу-ПатIима Ссаламун аьлайкун да хъинсса вирттал,
Тти булун бучIирхха на зухьхьун ссалам?
Тти къабусланхьуву хъуни хаварду?
Тти къабулланхьуву пахру-ххарарду?
Вааьлайкум ссалам, хъинсса буттал душ,
Цанни кьмул къабан виричувнал махъ?
Вааьлайкум ссалам, ПартIу- ПатIимай,
Ялтту бучIу жуя, дакIнин щухьурча.
АхIмад Лажинни миннатри ПартIу –ПатIимай,
Жун ина ккаккайвав анжагъ щинав най,
ХIаллил дирсса чIумал, къурув къав бахIлай,
Чув лахьхьав , та лахьхьав чувнал гьунарду,
Паргалну парцIа тIун чаннан мисри тур?
ПартIу-ПатIима Ачу, жаньил, ачу, тIуркIу баннуча,
Чаннан мисри турлил хIал ккакканнуча,
Бургъил парча буцан кьаст лахIиннуча.
ПартIу-ПатIима Утти ттуй яржари
АхIмад Лажинни миннатри ПартIу- ПатIимай,
Ялтту бучIу ттуя, ттул пахрулия,
Виричув цумарив тти чIалай урча,
Пахру бан лайкьмагу тти ккавккуннича.
ПартIу-ПатIима Заннаху, заннаху, ххира чIахху оьрчI,
Мадутара муксса вила бакI хьхьичIун,
Нигьа бувсъсса ттуккул барцI бутайссарча,
Хархавар бакъасса даву хьуннича.IIIII
ПатIимал нину Гьарай нач щарния ларх янналуя,
Душру мукун буклай, вин та ккавкссия,
Тти инсантуравун на къадуккавав?
ИвкIу уссил ивссун ина цан лаххав?
ПартIу-ПатIима Маначдара, дадай, ттул янналуя,
Ттул дусцири душру циняв мирича,
Дукку, бавай, дуккуинсантуравун
Цайминнал душругу вайва вайрича.
ЧIаххущар Цуксса ссуманачну нара дунугу,
Ялун бихьулущал вичIан дуркIссияв,
Гьаксса ккаккан ххуйри , чурхгу чинар бур,
Циняв жагьилтурав язима цув ур.
ПатIимал нину СалихIат, чIаххущар, гъалгъа щиятур?
Ташулулхияллу щил дакIниватур?
ЧIаххущар Гъалгъа, ттул ххира душ, АхIмадлуятур,
Ташулул хияллу нарт дакIниватур.
Ххари а, ххира душ, оьккину урча,
КIирисса эшкьилул ччуччавай урча,
КуртIсса ччаврил щатIал лакьавай урча.
ПартIу-ПатIима ССаламун аьлайкум , цIадурксса вирттал,
Аьрал Вааьлайкум ссалам, хъинсса виричуй,
Вирттаврал дяниву аслан кунмасса.
Темирлан Дунияллийх занай, шагьрурду ласлай,
Билаятру ласлай, паччахIтал бугьлай,
Къаккавкссар ттун тачIав душ бакIсса аьрал,
Ттул цIа дурк аьскарнайн биян нанисса.
Бакьи вила аьрал, бурттигьалт бакьи
Сагъну бугьи та душ, ттучIан биян ба,
Сагъну дитан ччарча вила чурххай бакI?
Cилий дитан ччарча ттул ххют дияйний.
ПартIу-ПатIима БатIияра вирттал ливтIу- бивщуми ,
Буттал кIанттул цIаний жанну дуллуми,
Лавсун бухьхьи шиккун ттул ххира АхIмад,
Къиргъулул яруннил макь рутIиннача.
Шавай уцивияв –ххуллу лахъири,
Шикку уччивияв- аьйб дуванссари,
Ци, бави, жагьилтал, ци бувну хъинни,
Чурххаву дикIул дакI цукун дуччиви.
АхIмадлул дус Аьрай шагьид хьума аьрай уччайссар
Аьдат буттахъая жунна лирчIун дур
Шиккува уччинну,аьдатрайн бувну.
Асландалул му дакI муксса гъагъаяр,
Аман мунал бивкIу ттун хьуссания!
Нитти – буттахь чинну: «ДакI кьянкьа дара!
Гъапарисса Заннал чичрур, учинну.
ОьхIалсса душманнайн данди увккуну,
Къирият дусса тIул ккаккан дурунни.
Къизгъинсса рищаврил дайдихьу дурну,
Тур хIала даркьунни Аьчамайарив,
Дурк кьини ларкьунни ка кутав хьуннин!»
2-ма дус Бачияра, вирттал, махъунмай шаппай,
Лажин кIялассарча жула вирттаврал,
Бачияра, оьрчIрув, жула Ватаннайн,
Ларай хьуссарича жулу кIа ватанI
Ведущий Русская кампания (в западном именовании) получила в России название Отечественной, именно этим объясняя разгром Наполеона. К его поражению привела совокупность факторов: всенародное участие в войне, массовый героизм солдат и офицеров, полководческое дарование Кутузова и других генералов, умелое использование природных факторов. Победа в Отечественной войне вызвала в народе подъём национального духа.
Несомненно героем является предводитель партизанской войны Денис Давыдов
Партизан Давыдов (Читает стих Сулейманова А, ученица 7 кл)
Федор Глинка
Усач. Умом, пером остер он, как француз,
Но саблею французам страшен:
Он не дает топтать врагам нежатых пашен
И, закрутив гусарский ус,
Вот потонул в густых лесах с отрядом —
И след простыл!.. То невидимкой он, то рядом,
То, вынырнув опять, следом
Идет за шумными французскими полками
И ловит их, как рыб, без невода, руками.
Его постель—земля, а лес дремучий—дом!
И часто он, с толпой башкир и с козаками,
И с кучей мужиков, и конных русских баб,
В мужицком армяке, хотя душой не раб,
Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,
И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.
Но милым он дарит, в своих куплетах, розы.
Давыдов! Это ты, поэт и партизан!..
Песня гусара (выступление 1 –го класса)
В мундирах с эполетами и шпорами звеня
Поручики с корнетами и вместе с ними я
Долой пустые споры, дурные (дувные) разговоры
По улицам проехала гусарская семья
Гусары, гусары красивые герои
Гусары, гусары мечты прекрасных дам
Гусары, гусары побыть бы в вашей роли
Мне очень бы хотелось, да воз и ныне там
2. Конечно же, все это просто интересный сон
Но только в этих храбрецов огромный мир влюблен
Бои, погони, драмы, шампанское и дамы
Гусары озорные, вы все мои друзья
Ведущий 27 января (9 февраля) 1904- 1905 капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт- Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо. Французские и английские корабли встретили гордо идущий «Варяг» оркестром. Капитаны кораблей отдали честь российским морякам. При выходе из порта на расстоянии 10 миль корабли встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми. Уриу сигналом предложил русским кораблям сдаться, но, не получив ответа, открыл огонь. Неравный бой длился 50 минут. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» — 52 снаряда (орудия корабля были слабее и «Кореец» вступил в бой в конце сражения). Согласно рапорту командира, огнём «Варяга» был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера («Асама», «Чиода», «Такачихо» и флагман «Нанива»). «Варяг» получил 5 подводных пробоин и лишился почти всех орудий; потери экипажа — 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было. Большинство знает, что это песня «Варяг» времён Русско-японской войны. Но далеко не все знают, что слова к этой песне написал совсем не русский поэт, а австриец Рудольф Грейнц
.В 1904 году под впечатлением подвига крейсера «Варяг» написал стихотворение, которое вскоре было переведено в России и положено на музыку.
ВАРЯГ ( песня в исполнении учеников 7 класса)
Наверх вы, товарищи! Все по местам!
Последний парад наступает.
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает.
Все вымпелы вьются, и цепи гремят,
Наверх якоря поднимают.
Готовьтеся к бою! Орудия в ряд
На солнце зловеще сверкают.
Свистит, и гремит, и грохочет кругом,
Гром пушек, шипенье снарядов.
И стал наш бесстрашный и гордый «Варяг»
Подобен кромешному аду.
В предсмертных мученьях трепещут тела,
Гром пушек, и дым, и стенанья...
И судно охвачено морем огня...
Настала минута прощанья.
Прощайте, товарищи! С богом, ура!
Кипящее море под нами!
Не думали мы еще с вами вчера,
Что нынче умрем под волнами.
Не скажет ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы русского флага.
Лишь волны морские прославят в веках
Геройскую гибель «Варяга»
Ведущий Если мы обратимся к периоду после Гражданской войны, то очень любопытно проследить, как идея патриотизма, слова о патриотизме плотно вошли в воспоминания, в мемуары, в памятники о Гражданской войне. Казалось бы, мы имеем дело с классовым, политическим конфликтом, когда, согласно большевистской риторике, рабочие и крестьяне воевали против эксплуататорских классов, но в мемуарах, памятниках мы постоянно видим, что речь идет во многом о защите интересов страны от иностранного вторжения.
По долинам и по взгорьям (песня в исполнении учеников 6 класса)
По долинам и по взгорьям
Шла дивизия вперед,
Чтобы с бою взять Приморье -
Белой армии оплот.
Чтобы с бою взять Приморье -
Белой армии оплот.
Наливалися знамена
Кумачом последних ран,
Шли лихие эскадроны
Приамурских партизан.
Шли лихие эскадроны
Приамурских партизан.
Этих лет не смолкнет слава,
Не померкнет никогда -
Партизанские отряды
Подымали города.
Партизанские отряды
Подымали города.
И останутся, как сказка,
Как манящие огни,
Штурмовые ночи Спасска,
Волочаевские дни.
Штурмовые ночи Спасска,
Волочаевские дни.
Разгромили атаманов,
Разогнали воевод,
И на Тихом океане
Свой закончили поход.
И на Тихом океане
Свой закончили поход.
Ведущий 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением гитлеровских полчищ. Наша страна вступила в смертный бой с коварным , жестоким и беспощадным врагом. В ходе войны было несколько битв, которые определили её исход. Благородные освободительные цели внезапно начавшейся войны были горячо поддержаны всем советским народом. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» вошел в основной смысл жизни всех наших людей.
Массовым проявлением патриотизма стали героические подвиги советских воинов – от защиты Брестской крепости до водружения Знамени Победы над рейхстагом и разгрома Японии.
Первым множественным проявлением высочайшего патриотизма стали многотысячные очереди добровольцев в военные комиссариаты. Многие патриоты, забракованные, как тогда говорилось, по состоянию здоровья или имевшие «броню» (обеспечение пребывания в тылу), рвались на линию огня. Летом и осенью 1941 г. было создано около 60 дивизий и 200 отдельных полков народного ополчения, численность которых составила до 2 млн человек. В ополчение вступали и не прошедшие медкомиссии, и имевшие «бронь», и не подлежавшие мобилизации по возрасту Война высветила лучшие патриотические качества советских граждан — тружеников тыла. Жизнь людей в годы войны была сопряжена со смертью: на фронте — от пули, снаряда, бомбы; в тылу — от тяжелого труда, недоедания, болезней..
(читает стихотворение Курбанов Г , ученик 7 класса)
Стелются черные тучи,
Молнии в небе снуют.
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют.
С бандой фашистов сразиться
Смелых Отчизна зовет.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
Ринулись ввысь самолеты,
Двинулся танковый строй.
С песней пехотные роты
Вышли за Родину в бой.
Песня — крылатая птица —
Смелых скликает в поход.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
Славой бессмертной покроем
В битвах свои имена.
Только отважным героям
Радость победы дана.
Смелый к победе стремится,
Смелым дорога вперед.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
От героев былых времён(песня в исполнении Сулеймановой А, ученицы 7 кл)
От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых,
Этот вечный огонь,
Нам завещанный одним,
Мы в груди храним.
Погляди на моих бойцов,
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю,
Снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти,
Трудный путь им пришлось пройти.
Это те, кто в штыки
Поднимался, как один,
Те, кто брал Берлин.
Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя
Ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.
---------------------------------
Ведущий Начиная с 80-х годов, в обществе происходили сложные процессы, результаты которых стали явными лишь к середине 80-х годов. Резко замедлились темпы развития экономики, произошла утрата прежних идеологических ориентиров. Усилились агрессивность среды, социальная нестабильность, изменился характер общения между людьми, что было связано с утратой традиций общинности, взаимопомощи и взаимной поддержки. молодежь понимает и принимает патриотизм как ценность, но слабо представляет его на практике. Отсутствуют достойные примеры патриотизма в современном обществе, а если и есть, о них не принято напоминать молодежи При воспитании подрастающего поколения не следует забывать о героях современной России. Это участники Афганской войны, Ликвидаторы Чернобыльской АЭС, Участники Чеченской войны….
Нам, поколению XXI века, их жизнь, мотивация поступков более близки и понятны. Мы можем представить себя на месте героя, выводящего людей из горящего здания, накрывающего собой гранату, ведущего переговоры об освобождении заложников и т. д. Безусловно, современная жизнь отличается от предшествующих эпох бешенным ритмом, индивидуализмом, ценностью материальных благ. И в то же время и она оставляет место подвигу. Быть патриотом или нет зависит от самого человека. Героем может стать каждый, кто совершает хорошие поступки от чистого сердца. Ведь большой героизм рождается из маленьких поступков. Каждый должен знать историю своей страны и чтить память героев. Героизм мёртвым не нужен, героизм нужен живым!
Родины сыны (песня в исполнение Парзановой П. и Гаджиевой Б)
Сегодня вновь бессонница,
На сердце давит ранами,
И нет лекарств для памяти,
Хранящей стон войны,
Сегодня звезды алые,
как маки над курганами,
Пылают цветом кровушки,
На зелени весны
Кто вышел с сорок пятого,
Безногими, безрукими,
Но навсегда героями,
За Родину, За вас,
С медалями и звездами,
С пожизненными муками,
Любая власть обязана,
Их знать и уважать.
Припев:
Ведь это Родины Сыны,
Присяге воинской верны,
Что за Отечество свое,
Стояли до конца,
Кто на последнем рубеже,
Кто на смертельном вираже,
Гимн своей Родины поет,
Под струями свинца.
Лаос, Камбоджа и Вьетнам,
Афганистан и Косово,
Ирак, Ливан и Сирия,
У черта на зубах,
Для блага своей Родины,
Решали все вопросы мы,
И звались Миротворцами,
Но с кровью на губах,
Могилами усеяна,
Земля наша казацкая,
А на могилах надписи,
На всех одних триптих,
Погиб при исполнении,
И лишь звезда солдатская,
На обелиске памяти,
Награда для живых.
Ведущий Патриотизм в буквальном смысле слова означает любовь к Родине, такой, какая она есть, со всеми ее достоинствами и недостатками. Патриот — человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу. Патриотизм – это высокое, доминирующее чувство. Патриотизм – база любой идеологии. Если патриотизмом охвачено большинство народа, значит, это общество обладает силой, способной решить любую проблему. Такую, какая была решена советским народом в годы Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг.
Родная земля (хор в исполнении учеников 7 и 6 классов)
Край любимый, край заветный мой,
Край, что я зову родной землёй,
Лишь в твои просторы возвращаясь,
Я знаю, что вернулся я домой.
Вот опять, как в детстве, я смотрю
На твою огромную зарю,
И уходят прочь мои печали,
И вновь я говорю,
С волнением и любовью говорю…
Припев:
Родная, родная, родная земля,
Холмы и равнины, леса и поля,
Ты доброй судьбою на счастье дана,
Одна ты на свете и в сердце одна.
Припев.
Много стран на белом свете есть,
Где чудес невиданных не счесть,
Много стран на свете есть, но знаю,
Что счастлив только здесь,
что счастлив быть могу я только здесь.