СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий для проведения мастер класса "Приёмы развития памяти на уроках в начальной школе с применением мнемотехники".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку вы можете использовать как для собственного ознакомления, так и для проведения мастер-класса. Рекомендую применять этот материал с презентацией, приклепленной ниже.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий для проведения мастер класса "Приёмы развития памяти на уроках в начальной школе с применением мнемотехники".»


Ход мастер-класса

2.1. Организационный момент, сообщение темы мастер - класса

Новые стандарты, инновации,

Технологии, проблемные ситуации,

Методы, формы, приёмы…

Что в современном уроке применить мы готовы?

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на нашем мастер - классе. Меня зовут Екатерина Витальевна, я будущий учитель начальных классов.

- Тема мастер – класса «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» приёмы развития памяти на уроках в начальной школе с применением мнемотехники.

Поляна " Надежда".

При работе с детьми мною было замечено, что заучивание стихотворений вызывает у некоторых детей большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Я столкнулась с проблемой - недостаточная сформированность психических качеств: внимания, мышления, воображения, памяти.

Передо мной стояли вопросы:

- Как научить школьников прочно запоминать необходимую информацию в короткий промежуток времени?

- Как научить выделять главное в тексте или в речи?

Одна из основных задач, стоящая перед нами учителями, это помочь ученикам преодолеть возникающий барьер между возрастающим объемом информации, которую должен обработать ученик.

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы мнемотехники, которые я буду использовать в своей работе с детьми по развитию памяти.

Надеюсь, что вы проявите творческую активность и поможете мне в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.

2.2. Актуальность проблемы развития памяти детей младшего школьного возраста.

- Многие младшие школьники испытывают затруднения при пересказе текстов, при заучивании стихотворений, и вот здесь нам помогут приемы мнемотехники. Глядя на схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю» (Конфуций).

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету», - писал К. Д. Ушинский.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, я хочу использовать в работе по развитию памяти приёмы мнемотехники.

2.3. Технология использования приемов мнемотехники в работе с детьми.

- Уважаемые коллеги, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово МНЕМОТЕХНИКА?

Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Всем знакомый пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это рисуночное письмо, пиктограмма, схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу) придумывается значок, картинка, изображающая предмет, действие, признак и т.п.; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет. Очень важно, чтобы этот значок (рисунок) придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Так как ему достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст. (Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания.)

Этапы работы с мнемотаблицами

Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей младшего школьного возраста. С помощью мнемотехники   решаются следующие задачи:

  • развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;

  • развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти;

  • развитие связной речи.

- В зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, учитель сам решает, как будет проходить работа с мнемотаблицей. Если это первая (пробная) мнемотаблица, то основную задачу берёт на себя учитель.

В дальнейшем, уяснив правила работы с мнемотаблицей, ребенок активно включается в процесс создания своей схемы. Сначала дети работают с загадками, составляя мнемодорожку.

Затем переходят к составлению мнемотаблиц. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при пересказе текста. Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей разделён необходимый для запоминания материал.

На уроках можно использовать индивидуальный подход к каждому ученику, предлагая дифференцированные задания.

1 вариант: «Сильные» ученики самостоятельно воспроизводят мнемотаблицу на листе бумаги. Для «слабых» учеников можно предложить следующие варианты : предложить разрезной дубликат мнемотаблицы , или необходимо заготовить бланк с 1-2-3 пустыми клетками, куда нужно вставить необходимые элементы.

2 вариант: Можно организовать работу по подгруппам (в данном случае учащимся предлагается воспроизвести только строчку или столбик мнемотаблицы). Затем всё объединяется и анализируется. В этом варианте задача усложняется, так как теряется связка ассоциаций.

Благодаря приему мнемотехники, мне удалось достичь следующих результатов:

  • у детей появился интерес к заучиванию стихотворений, появилось желание пересказывать художественные произведения;

  • активизируется словарный запас,

  • улучшилась память детей,

  • многие дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед классом.

2.4. Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.

А теперь мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники.

Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению.

К. Бальмонт «Осень»
Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветках благовонья.

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья.

Вторая группа – составление мнемотаблицы по загадке.

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?

(Ответ: Февраль)

Третья группа – составление мнемотаблицы по рассказу:

«Весна»

Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Из далеких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы. Я очень люблю весну!

Сказка

На выбор

3. Подведение итогов, рефлексия

Применение приема символизации при запоминании позволяет глубже понять запоминаемый материал. Символизация запоминаемых понятий — это как раз и есть то, что обычно называют «думать при запоминании», «осмыслить запоминаемый материал».

Таким образом, использование методов мнемотехники:

• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;

• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;

• развивает творческое познание детей.

Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в работе с детьми.

Я попрошу вас выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии: о ваших ощущениях, о том, что понравилось или не понравилось, о том, что получилось или не получилось, о том, оправдались ли ваши ожидания. (Участникам предлагается: на цветах записать, насколько оправдались их ожидания от мастер - класса; цветы прикрепить на листья, озвучивая свое мнение.)

В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу мы видим в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом нам помогают образовательные технологии.

Спасибо, уважаемые коллеги, за работу! Желаю вам творческих успехов!


P.S. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе на уроках обучения грамоте (при изучении букв алфавита); на уроках литературного чтения по развитию памяти и связной речи детей (при обучении составлению рассказов, при пересказах художественного произведения, при заучивании стихотворений, потешек, загадок); на уроках русского языка (для обогащения словарного запаса, для развития речи - обучающие изложения и сочинения; на уроках математики (при решении задач); на уроках окружающего мира. Кроме того, мнемосхемы служат дидактическим материалом не только для развития памяти, но и для развития речи, особенно у детей с ОНР.