Сценарий.
Оформление сцены.
Макет аула, Годекан /площадка обставленная камнями/, на годекане сидят аксакалы, недалеко родник, где- то в стороне играют мальчишки в национальные игры, оформляется книжная выставка: «Вековая мудрость- народа».
В каждом ауле имеются излюбленные места, где в свободное время от работы собираются мужчины, они известны под названием «Годекан». Годекан своего рода клуб, трибуна. Своеобразная школа на открытом воздухе. В старину, да и сейчас каждый мужчина считает своим долгом посетить годекан. Годекан делится на две части. На одной- собираются аксакалы, женатые, семейные, а на другой- молодежь. Вот как в ауле Цатаних описал годекан поэт Элдарилав из селения Ругуджа: «На площади собирался почти весь аул. Посреди годекана ярко горели костры, народ толпился у костра. С папахами на затылках, опираясь на рукоятку кинжалов, молодежь прислушивалась к рассказам стариков о далеком времени. Кое где сказочники тешили народ преданиями о богатырях».
Годекан действительно был школой нравственного воспитания. Сюда не пускали тех, кто не придерживался адатов. Юноши, стоя в стороне, наблюдали за взрослыми, видели хорошее и плохое в поступках и в поведении людей. Они замечали, с каким уважением старшие относятся к друг другу, как красиво умеют говорить. Молодежь обслуживали сидящих, выполняли поручение. Часто взрослые устраивали у годекана детские игры, учили борьбе и бросанию камня.
/Звучит гимн селения Цатаних./
Ведущая: Дорогие ребята! Сегодня мы собрались , чтобы ознакомиться с традициями, которые соблюдаются нашим народом и передаются из поколения в поколение. И поведаем этот разговор с годекана.
Чтец: Звучит стих о годекане.
Зовется эта площадь годеканом
Она лежит аула посреди
Сюда отцы и дети шли веками,
Чтоб в разговорах душу отвести.
/Затем с помощью компьютера и проектора на доске показывается видео фотомонтаж с фотографиями годеканов всех хуторов селения Куяда/.
Ведущий: Человек, оказавшись впервые в каком-нибудь ауле, если у него не было знакомого, приходил в годекан и представлялся. Старейшина забирал его к себе, или определял к кому-нибудь из сидящих на годекане. Любой, сидящий на годекане был рад пригласить к себе гостя. Эта одна из древнейших традиций. Традиция гостеприимства, умение из гостья сделать кунака- является общенародной. К тому же, национальных ограничений, куначество не знало. Этой прекрасной традиции посвящено стихотворение Р.Гамзатова «Кунаки».
Кунаки
Шире, чем Донские степи,
Их сердца в теснине горной,
И под черной буркой совесть
Никогда не станет черной
И ни песен их, ни тостов
Кто слыхал, то не забудет-
Это гор моих высоких
Замечательных людей.
Ведущий: На годекане главные люди – это аксакалы, старейшины, с богатым жизненным опытом. Другая древнейшая традиция- это уважение к старшим и почитание младших, проявление милосердия и отзывчивости.
/Показывается инсценировка народной сказки «Сыновья»/.
Сыновья.
Инсценировка.
Две женщины несут кувшин с водой мимо годекана, догоняет их третья. Аксакалы сидят на годекане и мило беседуют.
Между собой переговариваются женщины и говорит одна другой: «Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит».
- А мой поет, как соловей. Ни у кого такого голоса нет- говорит другая.
- А третья молчит. /Старики на годекане прислушиваются к разговору женщин/. А ты, что молчишь- спрашивают женщины у третьей.
- Что сказать – говорит женщина- ничего особенного в моем сыне нету. Вот набрали женщины воду и идут. И вдруг навстречу им трое мальчиков выбегают, один через голову другого что- то бормочет, смеются, другой песни поет, а третий подбегает к матери и кувшин берет у нее.
Спрашивают женщины у аксакалов- ну, какие у нас джигиты?
Хором старик отвечают:
- А где же они? Мы только одного увидели /показывают на мальчика, который с кувшином в руках/.
Ведущая: Ребята! Как вы думаете почему аксакалы одного только джигита заметили?
Любой спор на годекане решили сообща. Здесь обсуждали дела, рассуждали о новостях и просто вели «хабары».
Ведущий: Хабары, конечно хорошо. На годекане молодежь училась постигать мудрость старшего поколения, внимательно слушали пословицы и поговорки, шутки и анекдоты.
Ребята, а вы знаете дагестанские пословицы и поговорки?
/проводится викторина: «Кто больше знает пословиц и поговорок о мудрости»/.
Ведущий: Здесь же на годекане испытывали силу, мужество, устраивали различного рода состязания. Среди вас тоже наверное, есть пехлеваны. А, ну, ребята, выходите, силу нам свою вы покажите. /Игры: с перетягиванием каната, метание камней и т.д./
/участвуют ребята из зала, желающие./
Ведущая: Дорогие ребята! Мы обязательно должны ценить то, что оставили нам в наследство наши предки, стараться сохранить самое лучшее. Доброго вам здоровья. Веселой и радостной жизни, дорогие зрители и участники нашего школьного годекана.
/Звучит песня, исполняется танец/.
/Танцуют желающие, в том числе и аксакалы/.им.
Сценарий
по родной литературе
внеклассного мероприятия
«Сельский годекан»