СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий игры "Турнир юных математиков"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий игры может использоваться учителями математики во внеурочное время. Многие задания, по усмотрению учителя,  можно включать в этапы урока. Направлен на развитие интереса к математике, познавательных способностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Турнир юных математиков»

Турнир юных математиков.

Подготовила учитель математики МБОУ «Косиновская ООШ»

Малыхина Валентина Васильевна

Проводится: с учащимися 5-9 классов.


Основная цель: развитие познавательных способностей и эрудиции обучающихся.

Задачи:

  • образовательная: использование для достижения поставленной задачи уже полученных знаний.

  • воспитательная: воспитание познавательной активности, развитие личностных качеств – настойчивости, самостоятельности; способности принимать правильные решения; чувства коллективизма и взаимопомощи.

  • развивающая: развитие логического мышления для сознательного восприятия учебного материала, внимания.

  • Прогнозируемый результат:

эмоциональные переживания, радость победы, огорчение при поражении, удовлетворение или неудовлетворение собой или другими, т. е. проведённое мероприятие не должно оставить учеников равнодушными;

Оборудование: высказывания о математике, презентация, проектор, карточки с пословицами.

  Вступительное слово ведущих.

 

Учитель: Здравствуйте дорогие друзья! Мы рады Вас приветствовать на нашем математическом турнире. Мы надеемся, вы поймете, что математика не только сложная и серьезная наука, но и очень веселая и интересная.

И так, начинаем математический турнир!

Учитель: На нашем турнире работает самое справедливое в мире жюри, которое будет оценивать выступления команд (представляет жюри). Также на турнире работает счетная комиссия (представляет учеников счетной комиссии)

Ребята, вы много раз читали и слышали такие высказывания в адрес математики:

  1. Математика – это царица наук (С.Ковалевская) (слайд 2)

  2. Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит (М.В.Ломоносов)

  3. Счёт и вычисления – основа порядка в голове (Иоганн Песталоцци)

  4. Высшее назначение математики – находить порядок в хаосе, который нас окружает (Норберт Виннер).

Всё это верно! Но сегодня мы постараемся, чтобы вы поняли, что математика может быть интересной, познавательной, весёлой, а иногда и смешной.

1 ведущий

Кто сказал, что математика скучна, Что она сложна, суха, тосклива?. В этом вы не правы, господа, Знайте: математика - красива.



2 ведущий:

Вам приятно жить в опрятном доме Где у каждой вещи место есть? Математика создать такой порядок может, И за это ей хвала и честь!

1 ведущий:

Математика – наука, она – гимнастика ума. Есть в ней точность и смекалка, Цифры, буквы и …игра. Тот, кто учит, понимает, Что наука нам нужна Так как в трудной жизни нашей Без нее никак нельзя: математика повсюду, математика везде. Тот, кто учит, понимает… И порядок в голове.

2 ведущий:

Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Явился гость - царица всех наук,
И не забыть нам радость этих встреч.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова,
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даёшь,
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодёжь,
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде,
Выручаешь в трудные моменты, Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.

Учитель: Ребята! Вы познакомитесь сегодня с загадочным и интересным миром занимательной математики. Увидите, как разнообразен и увлекателен этот мир. Вам будут предложены интересные различные вопросы и задания. Чтобы победить вы должны быть активными, стремиться быстрее других ответить на вопрос или выполнить задание.

Итак, мы начинаем нашу игру. (Звучит музыка. Команды занимают свои места.)

конкурс «Представление команд». (В этом конкурсе команды должны представиться: название команды, девиз, приветствие)

Участник 1-й команды:
Вот команда «треугольник»
Пусть узнает каждый школьник, 
Будут им, сказать хочу,
Все задачи плечу!

Наш девиз: С командой нашей вы не встречались,
И наконец, настал, тот час,
Даже, если вы сейчас сильнее,
Мы очень рады видеть вас!
Есть девиз один у нас
“Защищай любимый класс,
Наше мнение таково:
Один за всех и все за одного”.


Участник 2-й команды:
Про команду номер два
Разошлась уже молва.
Называется «квадрат»
Им любой ученый рад!

Наш девиз: «Учитель дал уроки мастерства,
Теперь мы знаем их как дважды два.
Наш класс всегда един,
Если надо – победим!»

Ну, что же, ребята, команды готовы.
Пора поединок начать!
Пусть каждый готовит смекалку и юмор.
Курс на победу держать!

конкурс «Разминка» ( За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

1 ведущий: Чтоб все в игре прошло без заминки, Её мы начнем, ну, конечно же, с разминки!  

Вопросы первой команде:

Вопросы второй команде:

  1. Результат сложения? (сумма)

  2. Прибор для измерения длины отрезков? (линейка)

  3. Сколько цифр вы знаете?(10)

  4. Что найдем, если расстояние разделим на скорость? (время)

  5. 789*0=…

  6. Наибольшее двузначное число.(99)

  7. Чему равен периметр квадрата со стороной 4 см? (16см)

  8. Сколько нулей в записи числа миллион?(6)

  1. Результат вычитания? (разность)

  2. Прибор для измерения углов? (транспортир)

  3. На какое число нельзя делить? (на 0)

  4. Что найдем, если расстояние разделим на время? (скорость)

  5. 0*324=…

  6. Наименьшее двузначное число.(10)

  7. Чему равен периметр прямоугольника, если его длина 4 см, а ширина 2 см? (12см)

  8. Сколько нулей в записи числа миллиард?( 9)



Конкурс «Эрудит» (слайд3,4)

(Победившая команда получает по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание, проигравшая – 0)

1. Кто быстрее?


56:7=

63:9=

*11

*0

:44

+99

-0

:33

*0

-3

:203

:101

?

?

2.Разгадай кроссворд: По горизонтали: 1. Арифметическое действие. (Умножение)
2. Число, из которого вычитают. (Уменьшаемое)
3. Число, на которое делят. (Делитель)
4. Сумма длин всех сторон треугольника. (Периметр)
По вертикали: 5 Какая фигура изображена на рисунке? (Пятиугольник)  
6. Число, которое прибавляют. (Слагаемое)
7. 23 = 4 · 5 + 3. 3 - это … (Остаток) 8. Что это такое: 2х - 6 = 2? (Уравнение)

3.Установи правило, по которому составлен данный ряд чисел и запиши ещё 3 числа:3, 5, 9, 15, 23, _____, _____, ______ .

А сейчас мы отдохнем И частушки попоем. Да и сценки хороши. Ну-ка, хлопай от души.

Частушки:

1. Ежедневно мы считаем,
Множим, делим, вычитаем,
Отвечаем и читаем –
Сколько времени теряем!

2. Папа мне решил задачу,
В математике помог,
Мы потом решали с мамой
То, что он решить не смог.

3. Я таблицу умноженья
Перед сном учила.
Утром встала – всю таблицу
Начисто забыла!

4. Я считаю очень быстро,
В школе все гордятся мной.
Ни один мальчишка в школе
Не угонится за мной.

5. Обещал ребятам Павлик
«Единицу я исправлю.
Я немного подучу,
Сразу двойку получу!»

6. Нос уткнувши в телевизор
Пять часов сидела Лиза,
Что за чудо! – на строке
Вырос «лебедь» в дневнике.

7. Над тетрадкой Влад рыдает:
Как пример решить – не знает.
Плачет баба, плачет дед,
Ну, не сходится ответ!

8. Ваня целый день зевает,
Почему и сам не знает.
Математики урок
Не идет Ванюше впрок.

9. Мы с соседом сообща
Контрольную решили.
За нее мы на двоих
Четверку получили

10. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим
Чтоб вы нам похлопали

  • 3. Головоломки Используйте знаки арифметических действий 5 5 5 5 = 3 (5+5+5):5=3 5 5 5 5 = 4 (5*5-5):5=4 5 5 5 5 =5 5* (5-5)+5=5

Задания для болельщиков

1 ведущий:

Сейчас для болельщиков конкурс у нас,

Они пусть покажут смекалку и класс.

Команды свои пусть поддержат хоть баллом,

Ведь им от команд отставать не пристало!

Учитель: Пока наши команды работают, болельщики внесут свой вклад в победу команд. Я буду задавать вам вопросы, на которые вы будете отвечать. Вопросы будут задаваться поочередно, сначала болельщикам одной команды, затем другой. За каждый верный ответ вы получаете по 1 баллу. Счетная комиссия считает количество верных ответов.


Итак, 1 задание: отгадать загадки, в которых есть числа

  1. Пять мальчиков живут в тёмных чуланчиках ( перчатки) 2. Спинка, доска и четыре ноги – что я задумал, скорей назови! ( стул) 3. Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.( бабочка) 4. Отгадайте – ка, ребятки. Что за цифра – акробатка? Если на голову встанет. Ровно на три больше станет.( шесть) 5. Братцев этих ровно семь. Вам они известны всем. Каждую неделю кругом ходят братцы друг за другом. Попрощается последний – появляется передний. (дни недели) 6. Две сестрицы друг за другом пробегают круг за кругом: коротышка – только раз, та, что выше - каждый час.( стрелки часов) 2 задание:



Вопросы


Ответы


Вопросы


Ответы


 

Чему равно произведение всех цифр?

 

 

 

 

0

 

Отцу 30 лет, а его сыну 5 лет. Через сколько лет отец будет старше сына на 27 лет?

 

 

никогда

 

В каждом из 4 углов сидит кошка, против каждой кошки еще по 3 кошки. Сколько всего кошек?

 

 

 

 

4 кошки

 

 

Двое играли в шашки 4 часа. Сколько играл один?

 

 

 

4 часа

 

Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он весит стоя на двух ногах?

 

 

 

3 кг

 

Тройка лошадей проскакала90 км. Сколько проскакала каждая лошадь?

 

 

90 км

 

Два отца и два сына съели 3 яблока, причем каждому досталось по 1 яблоку. Как могло это случиться?

 

Яблоки ели:

 дед, отец и сын.

Возраст дедушки выражается наименьшим трехзначным числом, которое записывается разными цифрами. Сколько лет дедушке?


 

 

 

102 года

 

Сколько будет десятков, если три десятка умножить на два десятка?

 

 

 

60

 

Шла старуха в Москву, а навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву?

 

 

1

 

На двух руках десять пальцев. А сколько пальцев на десяти руках?

 

 

 

50

 

Что тяжелее кг пуха или кг железа?

 

Равны

 

Какая мера длины определяется двумя нотами?

 

 

миля

 

 

 

 

6



КОНКУРС Капитанов

2 ведущий:

Новый конкурс начинаем,

Капитанов приглашаем.

Будут трудные задачи, Пожелаем им удачи!

(Капитанам предлагается разгадать ребусы. Задание даётся одновременно для всех капитанов. Балл за правильный ответ получает тот, кто быстрее даёт ответ). (слайд 5,6)

1 задание:

Ребус 1.

 

Точка

Вершина

Минус


2 задание:


Какой из числовых рядов лишний? Третий


2

5

8

11

14

1

4

7

10

13

3

4

5

6

7



1

2

4

8

16

2

6

18

54

162

5

10

20

40

80


Математическая рекламная пауза:

Сценка: Треугольник и квадрат.

Автор: Жили – были два брата: треугольник с квадратом. Старший – квадратный – добродушный, приятный. Младший – треугольный – вечно недовольный. Стал расспрашивать квадрат: Квадрат: “Почему ты злишься, брат?” Автор: Тот кричит ему: Треугольник: “Смотри, ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три, у тебя же их четыре» Автор: Но квадрат ответил: Квадрат: “Брат! Я же старше, я – квадрат» Автор: И сказал ещё нежней: Квадрат: “Неизвестно кто нужней!” (ложится спать) Автор: Но настала ночь, и к брату, натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато срезать старшему углы.
Уходя, сказал: Треугольник: “Приятных я желаю тебе снов!
Спать ложился – был квадратом, а проснёшься без углов!” Автор: Но на утро младший брат страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата. Онемел…Стоял без слов… Треугольник: Вот так месть! Теперь у брата восемь новеньких углов.

конкурс «Пословицы

Учитель:

На некотором расстоянии, на столе лежат карточки, на обратной стороне которых записана пословица с пропущенным числительным. Задача игроков: подбежать к столу, перевернуть карточку, вставить пропущенное слово. Ведущий фиксирует скорость, а консультанты проверяют правильность ответов, которые они знают заранее. Пока подводятся итоги 1 конкурса, ведущий прочитывает каждую пословицу и вместе с участниками называет правильный ответ.

1. … за всех, все за одного (Один)
2. … раз примерь, … раз отрежь. (Семь, один) 
3. Не имей … рублей, а имей … друзей. (Сто, сто)
4. Ум хорошо, а … лучше. (Два) 
5. За … зайцами погонишься, ни … не поймаешь. (Двумя, одного)
6. У … нянек дитя без глаза. (Семи) 
7. … чудо света (Восьмое).
8. Без … и счета нет. (Десятка)

конкурс «Занимательные задачи»

Учитель: ведущий читает задачу. Команда, которая быстрее дает правильный ответ, получает 1 балл.

1. К серой цапле прилетело 7 сорок.
А из них лишь 3 сороки приготовили уроки.
Сколько лодырей сорок прилетело на урок ? (4)

2. Я, Серёжа, Коля, Ванда – волейбольная команда.
Женя с Игорем пока – запасных два игрока.
А когда подучатся, сколько нас получится? (6)

3. Мы – большущая семья, самый младший – это я.
Сразу нас не сосчитать!
Юра, Шура, Клаша, Саша и Наташа тоже наша.
Мы по улице идём, говорят, что детский дом.
Сосчитайте поскорей, сколько нас в семье детей? (6)

4. Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 13 окуней,
Рыбак Евсей – 4 карасей,
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? (19)

5. Что за цифра акробатка? Если на голову встанет –
Ровно на 3 меньше станет. (9)

6. Он давно знакомый мой, каждый угол в нём прямой,
Все 4 стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад. Как зовут его? (Квадрат)

7. Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11)

8. Мальчик лёг спать в 8 часов вечера, поставив будильник так, чтобы он прозвенел в 9 часов утра. Сколько времени проспит мальчик? (1)

9. Когда Коля и Толя были маленькими, они часто пугались, и от страха у них по спинам бегали мурашки. У Коли по спине бегало 27 мурашек, а у Толи на 3 мурашки больше. Сколько всего мурашек бегало по спинам у мальчиков? (57)

10. Я приношу с собою боль, в лице – большое искаженье,
А “Ф” на “П” заменишь коль, то превращусь я в знак сложенья. (Флюс – плюс)

КОНКУРС «Домашнее задание»


Учитель:

1 задание:

Современные люди применяют в своей жизни числа. Вряд ли кто-нибудь сейчас вкладывает в числа сказочный или мифический смысл. Но так было не всегда. Для древних людей числа были элементами особого кода, с помощью которого описывался мир человека. В наиболее древних текстах число “1” встречается крайне редко и означает единство. Число “1” приписывалось Богу и Космосу.
Число “2” лежало в основе противопоставлений, с помощью которых в некоторых мифах описывался мир. Например, Небо и Земля, День и Ночь, Жизнь и Смерть.
В любых древних культурах одно из наиболее употребляемых чисел – “12”. Оно оставило яркий след в современной культуре. Это 12 месяцев, 12 часов. Число “12”, как и “7” считается счастливым. Ему противостоит “несчастливое” число “13”. Это число называют “чертова дюжина”. Многие суеверные люди и сейчас остерегаются этого числа. Командам было дано задание приготовить рассказ о каком-либо числе. Сообщения команд.


2 задание: 

Каждая команда подготовила песни, в которых есть числительные. Учитывается как правильный выбор песни, так и качество исполнения. За каждую песню – 1 балл. 

Примеры песен: "Дважды два четыре", "Чему учат в школе", "Вместе весело шагать", "Жили у бабуси два веселых гуся", "Четыре таракана и сверчок" и др. (можно использовать и современные песни). 


1 ведущий: Вот закончилась игра,

Подвести итог пора.

Кто же лучше всех трудился,

И в турнире отличился.

На этот наш секрет

Жюри нам даст ответ.

(Жюри подводит и оглашает результаты, награждает грамотами и призами победителей.) ВСЕ ПОЮТ

Уравнения решать, вычитать и умножать,

Интересная нас ждет всегда задача!

Нужно корни добывать,

Дробь делить и умножать

Постараешься – придет к тебе удача!


Все задачи вычисляй и пропорции решай,

Ты все формулы познай без затрудненья!

И не путай никогда

Плюс и минус без стыда,

Пусть тебе всегда сопутствует везенье!


Все науки хороши

Для развития души.

Их и сами все вы знаете, конечно,

Для развития ума математика нужна,

Это было, это будет, это вечно.


Заключительное слово учителя:

Я хочу поблагодарить всех участников и гостей за активное участие в игре, за то, что мы с вами умеем жить полной жизнью, радоваться и огорчаться, увлекаться и удивляться, шутить, быть справедливыми, упорными и правдивыми.
Желаю вам хорошего настроения и удачи!

11