Сценарий игры-викторины по прочитанным летом произведениям, 2 класс.
Цели: расширение читательского кругозора учащихся, развитие познавательного интереса к литературным произведениям.
Этот сценарий будет полезен не только учителям начальных классов и педагогам дошкольного образования, но и бабушкам и мамам, которые захотят разнообразить досуг ребенка.
В конце мая дети получают список для чтения на лето. В сентябре на первом уроке литературного чтения я провожу эту викторину.
Сегодня наша викторина посвящена литературным произведениям и сказочным героям. Играют три команды. (три ряда)
1. Представление команд.
Каждая команда представляет своё название.
Учитель: Сказки бывают народные, а бывают авторские. Посмотрите, ребята, на верхнюю часть нашей выставки. Это русские – народные сказки. Называются они так потому, что их придумал народ. А на нижней части выставки представлены авторские сказки. Сказки, которые придумал и записал какой-то определенный человек-автор. А почему они волшебные?
Дети: Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший), происходят чудеса – лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.)
2. Разминка.
Учитель: Назовите вторую часть названия сказки:
Гуси –… (лебеди); Аришка-…трусишка
Красная –… (Шапочка); Аленький –… (цветочек); Заюшкина –… (избушка);
Царевна – …(Лягушка); Крошечка – …(Хаврошечка); Доктор –… (Айболит);
Мальчик – …(С пальчик); Бременские – …(музыканты).
3. Предметы из мешочка.
В мешочке лежат «предметы из сказок»: цветик-семицветик, стальное колечко, стрекоза, шляпа, топорик, заплатка (кусочек ткани), кувшин.
Задача: отгадать название сказки .
4. «Расположи правильно картинки».
На доске для ребят учитель вывешивает картинки из сказок: Гуси-Лебеди, Русачок, цветик-семицветик.
Ребята должны расположить картинки из сказки в правильном порядке и назвать эту сказку, её главных героев, можно ответить на вопросы по содержанию. За каждый правильный ответ они получают фишки.
5. Восстанови названия рассказов:
ОШРИВКА (ВОРИШКА)
УЧОКСАР (РУСАЧОК)
РИТОСКА (СИРОТКА)
КАЗПАТЛА (ЗАПЛАТКА)
НАУШ (УШАН)
МЕЙКАУНЕ (НЕУМЕЙКА)
6. Узнай из какого стихотворения, басни этот отрывок:
Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть…
Но только я лёг —
Звонок! (ТЕЛЕФОН)
Присел почтальон,
Отдохнул
И опять
Отправился в путь —
Неумейку искать.
ПисьмоПолучателя ищет по свету.
Но что же в письме?
Рассказать по секрету?
Два слова
В конверте
Письма заказного:
«ПОЗОР НЕУМЕЙКЕ!»
Обидных два слова. (НЕУМЕЙКА)
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный! (СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ)
7. «Кто больше?»
За 1 минуту дети на листочках должны написать как можно больше героев из одной сказки К.Чуковского «Телефон»
8.Отгадать, кому из сказочных героев принадлежат слова, как называется сказка.
Упражненье началось!
Ноги вместе! Руки врозь!.. (мартышка «Зарядка для хвоста)
Белка, белка, расскажи
Белка, белка покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку. (Ребята «Как найти дорожку» В.Берестов)
Я лечу,
Я парю,
Что хочу, то творю! («Змей хвастунишка» В Берестов)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели. (Женя, «Цветик – Семицветик» В.Катаев)
Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз! (Серый кот «Кот и лодыри» С.Маршак)
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!( Лисица «Ворона и лисица» Крылов)
- Ай-ай-ай! - и бегом в сторону.
- Чего ты? - спрашивает Вадик.
- Она жи-жи-живая!
- Кто живая?
- Шля-шля-шля-па.
- Что ты! Разве шляпы бывают живые?
- По-посмотри сам! (Н.Носов «Живая шляпа)
9. «Живая картинка»
Каждая команда инсценирует фрагмент из сказок: «Храбрый утенок», «Лиса и журавль», «Девочка Снегурочка»
Подведение итогов, награждение победителей. Это могут быть и самые активные дети из проигравшей команды.
Игра «Дорогою добра» (по сюжету сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева») — духовно-нравственное направление
Цель: формирование этических представлений, осознания значимости нравственных качеств личности, понимания важности подтверждать добрые слова и пожелания добрыми поступками.
Задачи: формирование умения общаться, развитие правильного восприятия реальной жизненной ситуации, адекватного оценивания и реакции; способствовать проявлению чувства дружеского участия, поддержки и взаимопомощи, учить ценить дружбу и дорожить тёплыми отношениями; воспитывать терпимые отношения друг к другу, построенные на уважении и милосердии и стремлении помогать окружающим, творить добрые дела; вовлечение в мир общечеловеческих ценностей.
План мероприятия:
Угадай героя. Учитель описывает персонажа сказки и просит детей назвать его имя.
Каждой команде выдаётся комплект карточек с именами героев, которых необходимо охарактеризовать.
Ребятам предлагают рассмотреть иллюстрации, изображающие сцены из жизни, и обращаются с просьбой отсортировать их по принципу хорошо-плохо и объяснить своё решение.
Следующий этап игры потребует от ребят соединить по смыслу фрагменты пословиц или афоризмов о добре и зле.
Детям предстоит написать пожелание на открытке своим родным, друзьям, учительнице или сказочному герою.
«Открываем детское кафе» — исследовательское направление, 2-й класс
Цель: развитие детской инициативности, творческой фантазии и умения моделировать. Задачи: формирование умения ставить задачу, планировать деятельность, разделяя её на этапы; обучение навыкам организации коллективной работы в группе; развитие внимания, мышления, умения рассуждать, сравнивать, видеть причину происходящего; совершенствование интеллектуальных, коммуникативных навыков, пробуждение творческого потенциала, исследовательской активности.
План:
Ребята получили важное и интересное задание спроектировать кафе, в котором могли бы весело отмечать праздники дети всего города. Учитель предваряет получение задания рассказом в котором контекстом звучит проблема, которую дети самостоятельно должны определить и сформулировать.
Этап планирования оформлен в виде игры в карточки, которые необходимо разместить в правильной последовательности (вопрос аренды земли, заключение договоров на право строительства, стройматериалы, оборудование, коллектив строителей, дизайн, реклама и т. д.).
Детям раздают большие листы ватманов и картинки с мебелью, цветами, посудой, интерьером и т. д. Весело и задорно под энергичную музыку ребята моделируют своё кафе, а затем презентуют свой этап работы.
«Здоровое питание» проект-презентация курса «Азбука здоровья», 2-й класс — оздоровительное направление
Цель: дать представление о принципах и правилах здорового питания.
Задачи: развивать навыки внимательного восприятия речи собеседника, умения слушать учителя или одноклассников; способствовать обретению опыта самооценки и самоанализа, свободной инициативности и ответственного поведения; формировать умение правильного ведения беседы, умения выслушивать, вовремя вступать в диалог, держать нить разговора, отслеживать логику; научить планировать свои действия, корректировать предварительные планы в зависимости от ситуации, осуществлять контроль своего поведения и эмоциональной реакции, искать эффективные пути преодоления возникших трудностей.
Сценарий проведения:
Учитель читает письмо от Карлсона, в котором он сообщает, что чрезвычайно болен и просит ребят помочь ему снова стать бодрым и весёлым.
Определение причин болезни литературного героя, обсуждение проблемы неправильного питания и образа жизни.
Рекомендации Карлсону для скорейшего выздоровления: режим дня, здоровое питание, физическая активность, соблюдение гигиены и т. д.
Отгадывание загадок, проведение дискуссии о вредной и здоровой кухне. Подведение итогов, систематизация и обобщение приобретённого опыта.
“Открытое пространство и архитектура» – общекультурное направление
Цель: дать представление о таком виде искусства, как архитектура, освоить навыки художественной техники рисования с помощью картона.
Задачи: изучить понятие открытое пространство и архитектура; научиться изображать природу родных мест; овладеть поисковыми навыками работы с информацией; научиться высказывать своё мнение о произведениях искусства, проявлять эмоциональную реакцию; анализировать причины успеха или неудачи в достижении поставленной цели; трезво оценивать свои действия и вовремя вносить коррективы в планы с учётом ранее допущенных промахов.
Задание: нарисовать рисунок на тему «Мой любимый уголок природы».
Сценарий игры:
Готовится экспозиция детских работ в различных жанрах искусства.
«Кто больше?». Ребята должны внимательно проанализировать выставленные работы и правильно определить их жанровую принадлежность (природный, сельский, городской, архитектурный пейзаж, открытое пространство). Название каждого термина сопровождается демонстрацией соответствующего слайда.
Работа с толковыми словарями, учитель просит найти слово архитектура.
Обсуждение будущей работы, беседа вокруг темы пейзажа, продумывание подходящего названия своего рисунка.
Дети начинают творить. Самыми толстыми кистями закрашиваем поверхность листа, передавая линию горизонта, разделяющую небо и землю. Учитель предлагает поэкспериментировать, используя картон в качестве инструмента для рисования, например, широкая полоска картона поможет изобразить дом лёгким движением руки, а более узкие пригодятся для прорисовки окна, дверей или забора. Наконец, тонкими кистями завершаем прорисовку деталей пейзажа.
Задание на дом: нарисовать морской или горный пейзаж.
К сожалению, многие родители воспринимают факультативы, классные часы, игровые методики и детские творческие проекты как второстепенную и обременительную нагрузку на ребёнка. Однако, стоит заметить, что именно деятельность ученика вне традиционной формы урока раскрепощает и открывает для ребёнка новые горизонты познания и экспериментирования, заинтересовывает и увлекает, вселяет уверенность и помогает ему успешно реализоваться, найти своё я, позволяет школе уходить от рутины ежедневного однообразия монотонно сменяющих друг друга уроков. Будем надеяться, что это перспективное нововведение все же благополучно преодолеет период недопонимания и благодаря энтузиазму и мастерству педагогов приживётся в российской школе, на радость детям, а также их родителям.