СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий интеллектуально-познавательного мероприятия Тема мероприятия: «Понимаем права человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

тема прав человека чрезвычайно важна и актуальна на сегодняшний день. Права человека – это ценности, которые делят и принимают все страны мира. Знакомство с примерами интолерантности и дискриминации поможет лучше понимать ценности демократии, потребности общества в преодолении ксенофобии, стереотипов и предубеждений, осознавать необходимость взаимопонимания и сотрудничества

Просмотр содержимого документа
«Сценарий интеллектуально-познавательного мероприятия Тема мероприятия: «Понимаем права человека»»















Тематическое направление: Сценарий интеллектуально-познавательного мероприятия

Тема мероприятия: «Понимаем права человека»









Автор:

Черная Анна Викторовна,

преподаватель

ГБПОУ «Горловский колледж технологий и сервиса»
















«Лишь тот достоин чести и свободы,

кто каждый день идёт за них на бой»

И.В. Гете



Тема: «Понимаем права человека»

Обоснование актуальности: тема прав человека чрезвычайно важна и актуальна на сегодняшний день. Права человека – это ценности, которые делят и принимают все страны мира. Знакомство с примерами интолерантности и дискриминации поможет лучше понимать ценности демократии, потребности общества в преодолении ксенофобии, стереотипов и предубеждений, осознавать необходимость взаимопонимания и сотрудничества.

Целевая аудитория: школьники, студенты.

Цель мероприятия: углубить знания о правах человека; способствовать лучшему пониманию понятий «толерантность», «социальные стереотипы»; формировать осознание собственной ответственности за участие в жизни общества. Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать знания о правах человека;
  • сформировать осознание собственной ответственности за участие в жизни общества.

Развивающие:

  • развивать память, внимание, аналитическое мышление участников;
  • повышать мотивацию и интерес к изучению правовых основ;

- расширять социальный кругозор студентов.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к изучению прав и свобод человека;
  • воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, командного духа;

Форма проведения мероприятия: занятие - тренинг

Продолжительность мероприятия: 1 час 30 минут

Педагогическая технология / методы / приемы:

Для достижения планируемых результатов применялись технологии использования игровых методов, информационно-коммуникационная, позволяющая вовлекать в работу всех обучающихся.

Методы: словесный, наглядный.

Приемы: беседа, коллективная работа, ассоциации.

Ресурсы: раздаточный материал: таблица «Правила работы в группах», таблица «Так считает большинство», дерево ожиданий, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка.


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ


  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

  1. Приветствие студентов;

  2. Объявление темы и цели мероприятия.

  3. Представление команд (название и девиз)


  1. МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слово преподавателя: Тема прав человека чрезвычайно важна и актуальна на сегодняшний день. Права человека – это ценности, которые делят и принимают все страны мира. Знакомство с примерами интолерантности и дискриминации поможет лучше понимать ценности демократии, потребности общества в преодолении ксенофобии, стереотипов и предубеждений, осознавать необходимость взаимопонимания и сотрудничества.


1. Упражнение «Знакомство»

Давайте познакомимся. Назовите, пожалуйста, свое имя, расскажите, что оно означает. Известно ли вам, почему именно это имя вам дали родители? Вспомните, как называли вас в детстве близкие вам люди.

Вывод: Человек имеет право на имя. Ребенку при рождении родители с любовью дают имя, с которым он идет по жизни, и ничто так не унижает человека, как осквернение его имени. (Это одно из нарушений прав человека – ст. Всеобщая декларация прав человека.)

2. Приветствие «Хорошего дня»

Встаньте, пожалуйста, возьмитесь за руки и вместе пожелайте: «Всем, всем – хорошего дня!»


  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ


3. Упражнение «Правила работы группы»

Для чего в обществе существуют правила? Правила – это определенные нормы поведения, которые необходимы для того, чтобы можно было поладить, сообща выполнять работу для достижения цели. Я предлагаю правила работы, которые зашифрованы в половицах (Приложение 1).

Эталон ответа (Правила работы группы)

Пословица

Правила

Век живи – век учись

Будьте открытыми к новым знаниям, идеям.

Как тут говорить, когда не дают и рта открыть

Не перебивайте, говорите по очереди

Нужно знать, что и где говорить

Не отклоняйтесь от темы обсуждения

Не допекай другим, найдутся такие, которые допекут вам

Не критикуйте и не осуждайте никакие высказывания участников

Расскажи другу – пойдет по кругу

Придерживайтесь конфиденциальности работы группы

Можно и шутить, можно и дело делать

Работайте в хорошем настроении, с юмором


- Если у вас еще есть предложение по поводу правил группы?

- Согласны принять эти? Принимаем!


4. Ожидания от тренинга

Что вы ожидаете от нашего тренинга? Напишите, пожалуйста, на стикерах, зачитайте и прикрепите на дерево ожидания (Приложение 2).


5. Упражнение «Круг ассоциаций»

Цель: оценить уровень информированности участников по поводу темы тренинга.

Продолжите по кругу предложение: «Для меня права человека – это …».


  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.


6. Упражнение «Новая планета»

Цель: осмыслить, какие общественные правила необходимы для того, чтобы обеспечить уважение к человеческому достоинству. Понять, что права человека – это правила, вызванные решать именно такие задания.

Чтобы создать общество, в котором будет обеспечено уважение к человеческому достоинству, необходимы правила. Законы и правила необходимы для создания стабильности, предусмотрительности и мира. Некоторые философы называли такие правила «Общественным соглашением», в котором каждый человек осознанно жертвует частью своей свободы, взамен получая защиту и стабильность.

Но какого сорта правила нам нужны на самом деле?

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, объединимся в группы по принципу «пора года».

Этап 1

На Земле случилась катастрофа, и вся жизнь была уничтожена. Вы – единственный человек, которому выпала возможность и для кого нашлось место на ракете, которая летит к новой планете. Эта планета подобна Земле: там есть горы, озера, долины и моря, атмосфера, которая позволяет нам дышать. Единственное, чего там нет, - людей, вы – первые. Постепенно вас становится все больше. У вас, как самых первых людей, есть привилегии: определить, какие правила будут действовать в обществе на этой планете.

Ваше задание: дать название новой планете и выработать 10 правил, которые будут касаться всех людей, чтобы они могли жить счастливо.

Очень важно, чтобы члены группы пришли к согласию по поводу правил.

Правила необходимо записывать на большом листе бумаги. Через 20 минут вам необходимо представить результаты своей работы всем, а также аргументировать правила, которые были разработаны группой.

Презентуя свои законопроекты всей группой, дайте ответы на вопросы:

1. Почему именно эти правила вы считаете самыми необходимыми?

2. Как эти правила будут работать в вашем обществе?

3. Кто является ответственным за их выполнение?

4. Что случится, если кто-то нарушит правила?

Этап 2

Представление Всеобщей декларации прав человека: группы получают текст Всеобщей декларации прав человека (Приложение 3).

Участникам необходимо сравнить правила своей планеты со статьями Всеобщей декларации, определить, какие именно статьи регулируют те самые отношения, что и их правила. Рядом с правилом необходимо записать номер статьи (фломастером другого цвета).

Группам необходимо представить результаты работы всем, зачитывая каждую статью Всеобщей декларации, которые регулируют выработанные ими правилами.

Вывод: права человека – это ценности и нормы, общие для человеческого сообщества по всей земле. Это знали и раньше, ведь выбрали немало одинаковых ценностей и норм для своей собственной планеты. В 1948 г., в год принятия /Всеобщей декларации, права человека впервые стали универсальными обязанностями.


7. Упражнение «Пантомима о правах человека»

Цель: ознакомиться с правами детей

Материалы: список статей Конвенции о правах ребенка, по которым группы будут представлять пантомимы (Приложение 4).

Методические рекомендации:

1. Объедините участников в малые группы и выдайте каждой группе одну статью из Конвенции о правах человека.

2. Поставьте задание – создать пантомиму (немая сценка – скетч), которая демонстрирует ситуацию, в которой статья нарушена. Важно, чтобы группы не знали, кому выдана какая статья, и проводили репетиции пантомимы в отдельных помещениях.

3. Посадите всех участников полукругом, чтобы каждый из них мог видеть все, что происходит в передней части комнаты. Участники должны держать в руках экземпляры Конвенции о правах ребенка.

4. Каждая группа по очереди выступает со своей пантомимой, а остальные участники пробуют отгадать, о какой статье Конвенции идет речь.

5. Участник, угадавший пантомиму, зачитывает соответствующую статью Конвенции, о которой была пантомима.


8. Упражнение «От стереотипов к предубеждениям»

Цель: осознание ложности большинства этнических стереотипов и их вреда для развития взаимоотношений.

Стереотипы – «картинка в нашей голове»

Стереотипы – это обобщенная, упрощенная система распространенных представлений людей, к которой каждый человек рассматривается как носитель тех самых наборов ведущих характеристик, приписываемых любому члену такой группы безотносительно его реальных эмоций.

Таблица «Так считает большинство» (Приложение 5)

Стереотипы

Русские

Американцы

Немцы

Жизнерадостные




Скрытные




Пунктуальные




Трудолюбивые




Лживые




Умные и практичные




Улыбчивые




Лентяи




Нетерпимые к другим




Ненадежные





Методические рекомендации:

1. Рассказать участникам, что часто люди склонны приписывать определенной нации определенные черты;

2. Предложить индивидуально заполнить таблицу с перечнем утверждений, которые касаются разных национальностей или этнических групп;

3. Пояснить, что к какому стереотипу можно сделать лишь одну отметку напротив представителя той этнической группы, которой эту черту приписывают чаще всего.

  • Объедините участников в группы и предложите сравнить их ответы.

  • Изучить, есть ли такие ответы, которые совпадают. Чем это объяснить?

  • Дать слово участникам, к ему привели бы стереотипы, если бы люди руководствовались ими по отношению к людям с плохим зрением, светловолосым, тем, кто родился весной?

  • К чему могут привести эти стереотипы?

  • Предложить участникам закончить предложение: «Человек, который руководствуется стереотипами, рискует…».

Вывод: Необходимо понимать природу и источники стереотипов, научиться различать этнические стереотипы и предубеждения. Помнить, что стереотипы являются первой ступенью к предубеждениям, осознавать ложность большинства этнических стереотипов и их вред для развития взаимоотношений.

10. Упражнение «Карта города Прав человека»

Цель: визуализация и обобщение знаний о правах человека.

Объединить участников в малые группы, раздать листы ватмана и предложить изобразить карту города, где живут толерантные жители, где разные объекты – улицы, здания, парки, скверы, памятники, реки – имеют названия, связанные с нашей темой – правами человека.


  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Подведение итогов.

Давайте мысленно вернемся в начало тренинга. Вспомните свои ожидания. Осуществились ли они в полной мере?

  1. Рефлексия

Сегодня мы говорили о правах человека. Права человека – это ценности и нормы, общие для человеческого общества на всей земле

Счастья!


Наилучшие пожелания!


Всего хорошего!




Удачи

Всего хорошего!

Всего самого наилучшего!







Приложение 1



Правила работы группы

Пословица

Правила

Век живи – век учись

Как тут говорить, когда не дают и рта открыть

Нужно знать, что и где говорить

Не допекай другим, найдутся такие, которые допекут вам

Расскажи другу – пойдет по кругу

Можно и шутить, можно и дело делать























Приложение 2





Приложение 3 Всеобщая декларация прав человека

Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года

Преамбула

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея,

провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 6

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Статья 7

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10

Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Статья 11

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Статья 12

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Статья 13

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 14

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 15

1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Статья 16

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Статья 17

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Статья 18

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 19

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Статья 20

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Статья 21

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Статья 22

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Статья 23

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

Статья 25

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Статья 26

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 27

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Статья 28

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Статья 29

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.




Приложение 4 Конвенция о правах ребенка

Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года

Статья 7

1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

2. Государства-участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии с их национальным законодательством и выполнение их обязательств согласно соответствующим международным документам в этой области, в частности, в случае, если бы иначе ребенок не имел гражданства.

Статья 8

1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.

2. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.

Статья 9

1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.

Статья 11

1. Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

2. С этой целью государства-участники содействуют заключению двусторонних или многосторонних соглашений или присоединению к действующим соглашениям.

Статья 12

1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

2. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган, в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.

Статья 13

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

a) для уважения прав и репутации других лиц; или

b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (ordre public), или здоровья или нравственности населения.

Статья 14

1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

2. Государства-участники уважают права и обязанности родителей и в соответствующих случаях законных опекунов руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка.

3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.

Статья 15

1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка (ordre public), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Статья 16

1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.

Статья 17

Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства-участники:

a) поощряют средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях, и в духе статьи 29;

b) поощряют международное сотрудничество в области подготовки, обмена и распространения такой информации и материалов из различных культурных, национальных и международных источников;

c) поощряют выпуск и распространение детской литературы;

d) поощряют средства массовой информации к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинств или коренному населению;

e) поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию, учитывая положения статей 13 и 18.

Статья 18

1. Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

2. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в настоящей Конвенции, государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.



Приложение 5

Таблица «Так считает большинство»


Стереотипы

Русские

Американцы

Немцы

Жизнерадостные




Скрытные




Пунктуальные




Трудолюбивые




Лживые




Умные и практичные




Улыбчивые




Лентяи




Нетерпимые к другим




Ненадежные


































Список использованной литературы

1. Абашидзе А. Х. Договорные органы по правам человека : учебное пособие/ А. Х. Абашидзе; Рос. ун-т дружбы народов. -Москва: РУДН, 2012.-390 c.

2. Бизнес и права человека : учебное пособие/ А. Х. Абашидзе [и др.] ; ред.: А. Х. Абашидзе, Н. Ф. Кислицына, А. М. Солнцев; Российский университет дружбы народов, Консорциум университетов России. -Москва: Российский университет дружбы народов, 2017.-183 c.

3. Майерс Д. Социальная психология: - СПб. ; М. : Прайм-Еврознак, Олмз-Пресс, 2019.

4. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Л. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. – М. : Генезис, 2018.