Интеллектуально-познавательная игра
«Мы – грамотеи»
Цели:
Способствовать развитию интереса учащихся к изучению родного языка.
Способствовать воспитанию бережного отношения к родному языку, гордости за русский язык.
Способствовать повышению грамотности учеников.
Оборудование: мультимедийная презентация с заданиями турнира, видеоролики, раздаточные карточки с заданиями, оформление класса плакатами с высказываниями о русском языке.
Звучит песня о русском языке (видеоклип)
Ведущий:
Здравствуйте, ребята. Мы рады приветствовать вас на игре «Мы – Грамотеи».
Русский язык – один из самых красивых и богатых языков мира. Но он не прост в изучении, имеет множество разделов и правил, орфограмм и упражнений. Это все то, что мы изучаем на уроках русского языка. И грамотному человеку следует их знать и понимать. Как говорится: «Без букв и грамматики не обходятся и математики.», «Сначала аз да буки, потом все науки».
Известный русский писатель К. Паустовский говорил о величии русского языка: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»
Я надеюсь, что вы покажете прекрасное знание русского языка.
В игре принимают участие 4 команды школьников.
В каждой команде по 6 игроков. В течение игры команды принимают участие в различных конкурсах, зарабатывая баллы. Победителем становится команда, набравшая больше баллов за игру.
– Начинаем игру «Мы — Грамотеи».
– Давайте познакомимся с командами.
– Задания будут не только для членов команд, но и для болельщиков. Будьте внимательны.
– Команды готовы, болельщики тоже готовы, тогда представим наше жюри
Оно будет проверять правильность выполнения заданий, определять количество набранных баллов и назовет победителей нашей игры.
Задание 1. «АЗ, БУКИ, ВЕДИ».
Игроки получают группу из 6 однокоренных слов, которые нужно расставить в алфавитном порядке. До 1 ошибки в цепочке по 1 баллу за правильный ответ. Полный правильный порядок принесет команде 6 баллов. + 1 балл за скорость, если команда закончила первой.
МЕДВЕДЬ
МЕДВЕЖИЙ
МЕДВЕДИЦА
МЕДВЕЖОНОК
МЕДВЕЖАТИНА
МЕДВЕЖАТНИК
(Ответ: медведица, медведь, медвежатина, медвежатник, медвежий, медвежонок).
Задание 2.
Игроки получают 12 слов, буквы в которых изменили место. Надо расставить буквы по местам и собрать слово. Время выполнения 1 мин.
За каждое правильно расставленное слово команда получает 1 балл. Команда, которая первой выполнит задание, получит дополнительный балл, если у неё нет ошибок. Максимальное количество баллов – 13.
ПРА, КУШПА, ДЛЕП, СЫЛЕСОП, ТУХПЕ, ЛОП, ЛАЧЕП, ПСЕ. ТОКЛОМО, МОВАРСА. ЗОРЛЕВИТЕ, ДАКОМАН.
(ответы: пар, пушка, плед, пылесос, петух, пол, пчела, пес, молоток, самовар, телевизор, команда).
Ведущий: как мы и обещали, задание получат не только наши команды, но и болельщики.
Конкурс болельщиков.
Всем болельщикам предлагается слово контрабас, из букв этого слова необходимо составить как можно больше слов. Победит тот, кто составит большее количество слов из данного слова. Можно работать в паре и в группах.
Просим болельщиков сдать листочки с составленными словами из исходного слова «контрабас». Жюри тоже подсчитает их количество и определит победителя. Максимальное число слов, которые можно составить из этого слова 250.
Чтобы вас понимали, очень важно правильно произносить слова, правильно ставить ударения, а то ведь слово может и обидеться, и стать непонятным или смешным, как в песенке. Послушайте ее.
Клип «Песня о грамотности».
Задание 3.
Как вы догадались, сейчас будет орфоэпический конкурс «Ударь меня, если сможешь».
У каждой команды есть 30 секунд, чтобы поставить ударение. Каждое правильно расставленное ударение приносит команде 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.
ОПТОВЫЙ, ТАНЦОВЩИЦА, ЩАВЕЛЬ, ВРУЧИТ, МОЗАИЧНЫЙ, КРАСИВЕЕ,
БАЛОВАТЬСЯ, ВКЛЮЧИШЬ, ЗАВИДНО, БАНТЫ
Задание 4. «Перевертыши».
Русский язык очень сложный, и иногда одна или несколько букв меняют значение всего слова. Как называются такие слова? Определите значение этих слов. Чем они отличаются?
Абонент-абонемент
Невежа-невежда
Дипломат-дипломант
Зачинатель-зачинщик
Паронимы – близкие по звучанию слова, обозначающие разные понятия.
Абонемент – абонент
абонемент – право пользования чем-либо в течение определённого срока, а также документ, удостоверяющий это право.
абонент – владелец абонемента (лицо или учреждение).
Дипломант – дипломат
дипломант – 1. Лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т. п. 2. Студент, готовящий выпускную, дипломную работу.
дипломат – 1. Должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений. 2. перен. О человеке, действующем тонко, умело (разг.).
Зачинатель – зачинщик
зачинатель – основоположник чего-либо.
зачинщик – тот, кто начинает что-то неблаговидное.
Невежа – невежда
невежа – грубый, невоспитанный, невежливый человек.
невежда – малообразованный человек, неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан.
Задание 5.
Следующий конкурс – «ЛЕПОТА».
Командам нужно дать определения устаревшим словам. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл. Время 30 секунд.
ВЫЯ
УСТА
ОКО
ПЕРСТ
ЧЕЛО
ДЛАНЬ
ВЕЖДЫ
ЛАНИТЫ
ДЕСНИЦА
ШУЙЦА
РАМЕНЬ
ВОПРОСЫ для болельщиков
Что обозначает слово ШОРНИК?
(Шорами называли наглазники, закрывающие лошади обзор по бокам. Элемент сбруи дал название целой профессии. Однако мастер занимался изготовлением всей конской амуниции: седел, уздечек, стремян. Каждая упряжь должна была быть уникальной. Первые шорники существовали еще в Древней Руси, а сейчас только редкие специалисты украшают породистых лошадей для скачек).
Задание 6. Вопросы на засыпку «Зри в корень»
– Что обозначает слово «ЗРИ»? (Смотри)
Этимология – раздел науки о языке, который изучает происхождение слов. Название этого раздела науки происходит от греческого «этимо» − «истинное значение слова» и «логос» − «учение». Этимология поясняет, откуда появилось слово, как оно выглядело и что обозначало раньше.
- Каждой команде задаётся по вопросу. На обдумывание у игроков есть 1 минута. Правильный ответ приносит команде 5 баллов.
- Если команда не дает ответа, право передается участникам других команд.
Вопрос №1
Слово свидетель первоначально писали сведетель. Какова этимология этого слова, судя по устаревшему написанию? или
Почему сведетель стал свидетелем?
(Ответ: под влиянием народной этимологии слово стало мотивироваться не глаголом ведать, а глаголом видеть)
Вопрос№ 2
Можно ли считать этимологически родственными слова «ПОДОЛ» и «ДОЛИНА»?
Эти слова образовались от одного корня –дол–, который значил в древнерусском языке «низ». Слово «долина» и его родственное слово «подол» и в современном русском языке сохраняют связь со своим исконным значением, ведь долина – это впадина, низина, а подол – нижний край одежды (по долу – по низу, краю одежды). Есть и еще одно слово в русском языке с таким корнем – наречие «долой», которое первоначально значило, видимо, «прочь вниз».
Вопрос № 3
1812 год… Ранее непобедимая наполеоновская армия, измученная холодами и партизанами, отступала из России. Бравые «завоеватели Европы» превратились в замерзших и голодных оборванцев. Теперь они не требовали, а смиренно просили у русских крестьян чего-нибудь перекусить, обращаясь к ним «сher ami» («дорогой друг»).
Как по одной из версий прозвали французов русские неграмотные крестьяне?
Крестьяне, в иностранных языках не сильные, так и прозвали французских попрошаек – «шаромыжники». Не последнюю роль в этих метаморфозах сыграли, видимо, и русские слова «шарить» и «мыкать». (любитель поживиться за чужой счет).
Вопрос №4
Слово «праздник» произошло от старославянского слова «праздный», которое в свою очередь произошло от исконно русского слова, означающего «пустой». Загаданным словом можно описать день, свободный от работы и трудовых забот, не заполненный ничем. Что это за исконно русское слово? (порожний).
Конкурс для болельщиков (за правильный ответ – жетон) А знаете ли вы цвета?
Какого цвета вороной конь – ЧЁРНЫЙ
Буланый – СВЕТЛО-ЖЁЛТЫЙ,
гнедой – КРАСНО-РЫЖИЙ,
саврасый – СВЕТЛО-ГНЕДОЙ,
сивый – СЕРЫЙ,
каурый – СВЕТЛО-КАШТАНОВЫЙ,
пегий – В БОЛЬШИХ ПЯТНАХ, КРАПИНАХ.
Задание 7.
Наш следующий конкурс называется «ПОСЧИТАЙ МЕНЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ».
Вы получаете по 4 числительных, нужно поставить их в заявленных падежах. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл. Команда, ответившая раньше, получит дополнительный балл, если у неё нет ошибок. Максимальное количество баллов – 5.
У каждой команды есть 30 секунд.
843 – Д. п
4455– Д. п
76538– Т.п
94249 – П. п
Задание 8. «Пан или пропал»
Конечно, наш турнир «Мы– грамотеи» не может пройти без конкурса на самую грамотную команду. Поэтому заключительный конкурс «Орфографический».
В каждой команде остается по 1 игроку. За каждый правильный ответ дается по 1 баллу. Но если допускается хоть одна ошибка, все баллы за этот конкурс сгорают.
ВЕНИГРЕТ
ПОЛЕСАДНИК
ПРИДТИ
ИССКУСТВЕНЫЙ
УЧАВСТВОВАТЬ
ЧЕРЕЗЧУР
ПРОПАРЦИОНАЛЬНО
ЛЕГКО-АТЛИТИЧЕСКИЙ
КАЛОСАЛЬНЫЙ
ВО ЧТОБЫ – ТО НЕ СТАЛО
ЭКСПИРЕМЕНТИРОВАТЬ
А пока ваши одноклассники исправляют ошибки, мы посмотрим увлекательный
Видеоролик «9 занимательных фактов о русском языке»
Ведущий:
Пока жюри поводит итоги и определяет победителя, давайте посмотрим еще один веселый видеоролик «Урок русского языка».
Подведение итогов, выступление жюри, награждения.
Ведущий: Игра закончилась, но я надеюсь, что интерес к изучению русского языка у вас не пропал, а наоборот, вам захотелось заглянуть в словарь, почитать книги о русском языке. Помните, «С русским языком можно творить чудеса» (К.Г.Паустовский).