СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий историко-литературной композиции "Память. XX век"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Историко-литературная композиция для обучающихся 9 - 11 классов. Исторические факты сопровождаются чтением стихов современников XX века (М. Цветаевой, А.Ахматовой, И. Бродского) и музыкальными отрывками из творчества С. Рахманинова и А. Шнитке.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий историко-литературной композиции "Память. XX век"»


ПАМЯТЬ. ХХ век


Сценарий подготовила учитель истории и обществознания МКОУ «Приобская СОШ»

Людмила Александровна Бутенко


Чтецы

Светлана Геннадьевна Брелик, учитель русского языка и литературы

Людмила Александровна Бутенко, учитель истории и обществознания

Елена Васильевна Красикова, учитель истории

Анна Андреевна Медведева, социальный педагог

Роман Фаритович Саматов, учитель физической культуры


Сценарий историко-литературной композиции «Память. ХХ век» разработан для организации внеурочного занятия среди обучающихся 9 – 11 классов в рамках проведения в школе недели гуманитарных наук.


Сцена: на сцене установлен стол, задрапированный льняной скатертью. На столе старые фотографии в рамах, большая свеча и стакан, накрытый кусочком чёрного хлеба.


Звучит первый музыкальный отрывок:

Ю. Шевчук и «ДДТ» «Это всё, что останется после меня» (припев).

Чтецы выходят на затемнённую сцену и становятся в центре световых пятен.

В руках у чтецов красные гвоздики.


Звучит второй отрывок:

Альфред Шнитке «Полёт» из к/ф «Сказка странствий»


1 чтец: У вас, конечно же, есть заветная коробочка, шкатулка, где вы храните самые дорогие памятные вещи...


2 чтец: Память — воспоминание о ком-то или о чем-то


3 чтец: Память имеет свойство сохранять лучшие воспоминания.


4 чтец: Принято делить время на прошлое, настоящее и будущее.


5 чтец: Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим.


1 чтец: И порой хочется отказаться от прошлого, которое тяжело и неприятно


2 чтец: Но ведь память — это преодоление времени, преодоление смерти


3 чтец: С каждым уходящим человеком тебя остаётся меньше


4 чтец: А мне Родина – это не домик милый,

С любимой скамеечкой у ворот.

Это – прежде всего терпеливый,

Добродушный, простой народ!


Без музыкального сопровождения

5 чтец: М. Цветаева

Плач матери по новобранцу (1928)


Уж вы, батальоны —

Эскадроны!

Сынок порожённый,

Бе — ре — женый!


Уж ты по младенцу —

Новобранцу —

Слеза деревенска,

Океанска!


В который раз вспо́рот

Живот — мало!

Сколько б вас, Егорок,

Ни рожала —


Мало! Мои сучья!

Кро́вь чья? Со́ль чья?

Мало! Мала куча:

Больше! Больше!


Хоша б целый город

Склала — живы!

Сколько б вас, Егорок,

Ни ложила —


В землю. Большеротый,

Башка — вербой

Вьется. Людям — сотый,

А мне — первый!


Теки, мои соки,

Брега́ — через!

Сосцы пересохли —

Очам — чéред!


Реви, долговласа,

По армейцу!

Млецо́м отлилася —

Слезой лейся!


Звучит третий музыкальный отрывок:

Альфред Шнитке «Реквием»


2 чтец: Реквием (1934 – 1964)

А. Ахматова


Опять поминальный приблизился час.

Я вижу, я слышу, я чувствую вас:


И ту, что едва до окна довели,

И ту, что родимой не топчет земли,


И ту, что красивой тряхнув головой,

Сказала: "Сюда прихожу, как домой".


Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список, и негде узнать.


Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.


О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде,


И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,


Пусть так же они поминают меня

В канун моего поминального дня.


А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,


Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем - не ставить его


Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,


Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,


А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.


Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь,


Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.


И пусть с неподвижных и бронзовых век

Как слезы, струится подтаявший снег,


И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.





Без музыкального сопровождения

И. Бродский

Мой народ (1965)


3 чтец: Мой народ, не склонивший своей головы,

Мой народ, сохранивший повадку травы:

В смертный час зажимающий зёрна в горсти,

Сохранивший способность на северном камне расти.


4 чтец: Мой народ, терпеливый и добрый народ,

Пьющий, песни орущий, вперёд

Устремлённый, встающий — огромен и прост —

Выше звёзд: в человеческий рост!


5 чтец: Мой народ, возвышающий лучших сынов,

Осуждающий сам проходимцев своих и лгунов,

Хороня́щий в себе свои муки — и твёрдый в бою,

Говорящий бесстрашно великую правду свою.


1 чтец: Мой народ, не просивший даров у небес,

Мой народ, ни минуты не мыслящий без

Созиданья, труда, говорящий со всеми, как друг,

И чего б ни достиг, без гордыни глядящий вокруг.


2 чтец: Мой народ! Да, я счастлив уж тем, что твой сын!

Никогда на меня не посмотришь ты взглядом косым.

Ты заглушишь меня, если песня моя не честна.

Но услышишь её, если искренней будет она.


3 чтец: Не обманешь народ. Доброта — не доверчивость. Рот,

Говорящий неправду, ладонью закроет народ,

И такого на свете нигде не найти языка,

Чтобы смог говорящий взглянуть на народ свысока.


4 чтец: Путь певца — это родиной выбранный путь,

И куда ни взгляни — можно только к народу свернуть,

Раствориться, как капля, в бессчётных людских голосах,

Затеряться листком в неумолчных шумящих лесах.


5 чтец: Пусть возносит народ — а других я не знаю суде́й,

Словно высохший куст, — самомненье отдельных людей.

Лишь народ может дать высоту, путеводную нить,

Ибо не́ с чем свой рост на отшибе от леса сравнить.


1 чтец: Припада́ю к народу. Припада́ю к великой реке.

2 чтец: Пью великую речь, растворяюсь в её языке.

3 чтец: Припада́ю к реке, безконечно текущей вдоль глаз

Все чтецы: Сквозь века́, прямо в нас, мимо нас, дальше нас.


Звучит четвёртый музыкальный отрывок:

Ю.Шевчук и «ДДТ» «Это всё, что останется после меня»

Чтецы по очереди кладут цветы на стол у фотографий и уходят со сцены.