ПАМЯТЬ. ХХ век
Сценарий подготовила учитель истории и обществознания МКОУ «Приобская СОШ»
Людмила Александровна Бутенко
Чтецы
Светлана Геннадьевна Брелик, учитель русского языка и литературы
Людмила Александровна Бутенко, учитель истории и обществознания
Елена Васильевна Красикова, учитель истории
Анна Андреевна Медведева, социальный педагог
Роман Фаритович Саматов, учитель физической культуры
Сценарий историко-литературной композиции «Память. ХХ век» разработан для организации внеурочного занятия среди обучающихся 9 – 11 классов в рамках проведения в школе недели гуманитарных наук.
Сцена: на сцене установлен стол, задрапированный льняной скатертью. На столе старые фотографии в рамах, большая свеча и стакан, накрытый кусочком чёрного хлеба.
Звучит первый музыкальный отрывок:
Ю. Шевчук и «ДДТ» «Это всё, что останется после меня» (припев).
Чтецы выходят на затемнённую сцену и становятся в центре световых пятен.
В руках у чтецов красные гвоздики.
Звучит второй отрывок:
Альфред Шнитке «Полёт» из к/ф «Сказка странствий»
1 чтец: У вас, конечно же, есть заветная коробочка, шкатулка, где вы храните самые дорогие памятные вещи...
2 чтец: Память — воспоминание о ком-то или о чем-то
3 чтец: Память имеет свойство сохранять лучшие воспоминания.
4 чтец: Принято делить время на прошлое, настоящее и будущее.
5 чтец: Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим.
1 чтец: И порой хочется отказаться от прошлого, которое тяжело и неприятно
2 чтец: Но ведь память — это преодоление времени, преодоление смерти
3 чтец: С каждым уходящим человеком тебя остаётся меньше
4 чтец: А мне Родина – это не домик милый,
С любимой скамеечкой у ворот.
Это – прежде всего терпеливый,
Добродушный, простой народ!
Без музыкального сопровождения
5 чтец: М. Цветаева
Плач матери по новобранцу (1928)
Уж вы, батальоны —
Эскадроны!
Сынок порожённый,
Бе — ре — женый!
Уж ты по младенцу —
Новобранцу —
Слеза деревенска,
Океанска!
В который раз вспо́рот
Живот — мало!
Сколько б вас, Егорок,
Ни рожала —
Мало! Мои сучья!
Кро́вь чья? Со́ль чья?
Мало! Мала куча:
Больше! Больше!
Хоша б целый город
Склала — живы!
Сколько б вас, Егорок,
Ни ложила —
В землю. Большеротый,
Башка — вербой
Вьется. Людям — сотый,
А мне — первый!
Теки, мои соки,
Брега́ — через!
Сосцы пересохли —
Очам — чéред!
Реви, долговласа,
По армейцу!
Млецо́м отлилася —
Слезой лейся!
Звучит третий музыкальный отрывок:
Альфред Шнитке «Реквием»
2 чтец: Реквием (1934 – 1964)
А. Ахматова
Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что красивой тряхнув головой,
Сказала: "Сюда прихожу, как домой".
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем - не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Без музыкального сопровождения
И. Бродский
Мой народ (1965)
3 чтец: Мой народ, не склонивший своей головы,
Мой народ, сохранивший повадку травы:
В смертный час зажимающий зёрна в горсти,
Сохранивший способность на северном камне расти.
4 чтец: Мой народ, терпеливый и добрый народ,
Пьющий, песни орущий, вперёд
Устремлённый, встающий — огромен и прост —
Выше звёзд: в человеческий рост!
5 чтец: Мой народ, возвышающий лучших сынов,
Осуждающий сам проходимцев своих и лгунов,
Хороня́щий в себе свои муки — и твёрдый в бою,
Говорящий бесстрашно великую правду свою.
1 чтец: Мой народ, не просивший даров у небес,
Мой народ, ни минуты не мыслящий без
Созиданья, труда, говорящий со всеми, как друг,
И чего б ни достиг, без гордыни глядящий вокруг.
2 чтец: Мой народ! Да, я счастлив уж тем, что твой сын!
Никогда на меня не посмотришь ты взглядом косым.
Ты заглушишь меня, если песня моя не честна.
Но услышишь её, если искренней будет она.
3 чтец: Не обманешь народ. Доброта — не доверчивость. Рот,
Говорящий неправду, ладонью закроет народ,
И такого на свете нигде не найти языка,
Чтобы смог говорящий взглянуть на народ свысока.
4 чтец: Путь певца — это родиной выбранный путь,
И куда ни взгляни — можно только к народу свернуть,
Раствориться, как капля, в бессчётных людских голосах,
Затеряться листком в неумолчных шумящих лесах.
5 чтец: Пусть возносит народ — а других я не знаю суде́й,
Словно высохший куст, — самомненье отдельных людей.
Лишь народ может дать высоту, путеводную нить,
Ибо не́ с чем свой рост на отшибе от леса сравнить.
1 чтец: Припада́ю к народу. Припада́ю к великой реке.
2 чтец: Пью великую речь, растворяюсь в её языке.
3 чтец: Припада́ю к реке, безконечно текущей вдоль глаз
Все чтецы: Сквозь века́, прямо в нас, мимо нас, дальше нас.
Звучит четвёртый музыкальный отрывок:
Ю.Шевчук и «ДДТ» «Это всё, что останется после меня»
Чтецы по очереди кладут цветы на стол у фотографий и уходят со сцены.