СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий классного часа "Что ты знаешь о коррупции?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка направлена на формирование у подрастающего поколения антикоррупционного мышления. Классный час проходит в виде викторины с несколькими уровнями сложности, между проведением которых приводятся интересные факты по теме. данная разработка сопровождается презентацией

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа "Что ты знаешь о коррупции?"»

ВИКТОРИНА «Что вы знаете о коррупции?»



Добрый день! Тема нашей интеллектуальной игры – коррупция и все, что с ней связано. В сегодняшнем мире очень много внимания уделяется данному явлению и борьбе с ним. А то, что борьба необходима – это очевидно.

Как сказал Александр Кабаков «Проблема коррупции – это проблема приличий…». Согласны ли вы с ним и почему?

Еще можно перефразировать «не приличий», а проблема совести. Ведь совесть в основном определяет наши поступки и действия.

В ходе нашей игры вы обобщите свои знания по теме коррупции, а может, узнаете что-то новое для себя. 

В Швеции в Средние века судье, уличенному во взятке, отрубали кисти рук. Любопытно, что с работы за это не выгоняли.

В Южной Корее дорожный патруль должен сообщать начальству о полученных за день взятках.

В Сингапуре особая служба по борьбе с коррупцией контролирует всех, включая министров и родственников премьера. Зная о неотвратимости наказания, один из депутатов предпочел бежать из страны, а член правительства, обвиненный во взятке в 400 тыс.долларов, отравился.


Задание 1. Кроссворд «Коррупция»


И для начала вам нужно разгадать кроссворд. Я зачитываю вопросы, вы записываете на листочек ответы. Свои ответы отдаете мне.

  1. Самый банальный вид коррупции (взятка)

  2. Когда берут не только то, что плохо лежит, но и то, что хорошо припрятано (воровство)

  3. Она плачет по каждому нарушителю (тюрьма)

  4. Их можно купить, их можно легко нарушить и лишиться их (права)

  5. И людской, и Божий, и конституционный, и Страшный … (суд)

  6. В этот государственный орган нужно обращаться по фактам несоблюдения закона (прокуратура)

  7. Их много не бывает (деньги)

Задание 2. Коррупция в литературных произведениях


Коррупция затронула все сферы жизни и влияния человека. Эту тему поднимали даже в литературных произведениях задолго до сегодняшнего времени.

Ваша задача - соотнести произведение и противозаконное действие, которое в нем описывается.

За каждый правильный ответ, вы получите 1 балл в виде жетона.



И.А. Крылов «Волк и ягненок» - «У сильного всегда бессильный виноват…»
Н.В. Гоголь «Ревизор» - разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества
Грибоедов А.С. «Горе от ума» - зарабатывание чинов за счет взяток
Н.В. Гоголь «Мертвые души» - коррупция в городе
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» - обогащение старухи-проценщицы
М.Е. Салтыков-Щедрин «Сатирические сказки» - образы взяточников и мздоимцев
Горький А.М.«На дне» - обогащение хозяев ночлежки
Островский А.Н. «Гроза» - обогащение Дикого и Кабанихи за счет взяток и поборов

Так же, как и в литературных произведениях, тема коррупции в народном творчестве имела место быть. Поэтому пословиц, поговорок и афоризмов о данном «порождении зла» великое множество. И сейчас мы их вспомним.


Задание 3. Объяснить значение пословиц

Вам нужно объяснить значение пословиц:

    • Положить барашка в бумажке – дать взятку.

    • Сунуть под хвост – дать взятку.

    • Легки взятки – тяжелы отдатки – легко получить/взять взятку, а ответственность за это большая.

    • Богатому идти в суд — трын-трава, бедному — долой голова – все решают деньги: человек с деньгами может откупиться от обвинения, а бедного ждет самое полное наказание.

    • Вору потакать, что самому воровать – покрывать виновного, значит принимать соучастие в краже.

    • Что мне законы, коли судьи знакомы – закон для человека ничего не значит, если есть влиятельные родственники/знакомые, все равно все сойдет с рук.



Задание 4. Соотнести начало и конец пословицы

Следующее задание тоже связано с пословицами. Ваша задача верно соотнести начало и конец пословицы

    • Закон, что дышло: … куда повернул, туда и вышло.

    • Один закон для богатых, … другой для бедных.

    • Рыба … гниет с головы.

    • Подкупленного судью … на том свете за ребра вешают.

    • Земля любит навоз, лошадь овес, … а воевода принос.

    • Когда карман сух, … тогда и суд глух.

    • Лучше бедность, да честность, … нежели прибыль, да стыд.

    • С кого судья взял, … тот и прав стал.

В Финляндии за взятку могут дать до 2 лет лишения свободы. А также, чиновнику могут запретить занимать определенные должности.

Во Франции за взятку руководители и служащие промышленных или коммерческих предприятий могут получить до 7 лет, а должностные лица – до 10 лет. Это наказание удваивается, если действия преступника имели какие-то последствия.

В Италии за взятки дают теоретически от 4 до 12 лет.

Самое жестокое наказание за взятку существует в современных коммунистических государствах – на Кубе и в Китае. Там за взятки предусмотрена смертная казнь. И если на Кубе, в силу национальных традиций и характера, на взятки часто смотрят сквозь пальцы, то в Китае с 2000 года взяточничество карается смертной казнью, причем казнь показывают по национальному телевидению.


Задание 5. Определения


А теперь задание. На слайде вы видите термины. Я буду зачитывать характеристику, а вы должны правильно выбрать, что она означает. 

  • Форма вымогательства, нарочитое затягивание рассмотрения дела с целью получения взятки. Волокита.

  • Принуждение человека заплатить деньги или предоставить другие ценности в обмен на действие или бездействие. Данное принуждение может быть осуществлено при помощи давления, в том числе и морального. Вымогательство. 

  • Одно их альтернативных свойств коррупционных правонарушений, выражающееся в стремлении обогатиться или обогатить других лиц за счет чужого имущества или прав на него с нарушением установленного правовыми нормами и договорами порядка распределения материальных благ. Корысть.

  • Действие, связанное с непосредственным или опосредствованным предложением, обещанием дать или дачей взятки государственному служащему или лицу, приравниваемому к государственному служащему, за желательное законное действие или бездеятельность в ходе выполнения им полномочий или посреднику с целью достижения тех же результатов. Подкуп. 

  • Меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия. Санкции.

  • Нахождение обвиняемого в момент, когда совершалось преступление, в другом месте как доказательство непричастности его к преступле­нию. Алиби.

  • Форма коррупции, покровительство, попустительство, получение незаконных привилегий, назначение услуг или предоставление ресурсов от должностного лица родственникам, знакомым, в соответствии с их принадлежностью к партии, религии и т.д. Фаворизм.

  • Денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором. Штраф. 

  • Тайное хищение чужого имущества. Кража.

  • Заключение под стражу. Арест.

    Ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более 1 трилл. дол­ларов. 

    По результатам исследования в 2011 году Индекса Восприятия Коррупции (ИВК) шесть стран – Новая Зеландия, Дания, Финляндия, Швеция, Сингапур и Норвегия – являются наименее коррумпированными странами мира. Самый низкий ИВК (то есть самая коррумпированная страна) зарегистрирован в Северной Корее и Сомали. Россия заняла 143-е место, расположившись рядом с Беларусью, Азейбарджаном и Нигерией.

Задание 6. Решение ситуационных задач


И последнее задание. Решение ситуационных задач по вопросам:

  • Есть ли в данной ситуации потерпевшие, если да, то кто?

  • Есть ли провинившиеся, если да, то кто?

  • Совершено ли какое-либо преступление?

  • Если совершено, то какое: кража, мошенничество, коррупция?

  1. По случаю окончания учебного года класс подарил своему классному руководителю огромный букет цветов.

  2. Высокопоставленного чиновника из министерства останавливает работник дорожной полиции за нарушение правил дорожного движения и просит показать права. Чиновник вместе с правами предъявляет и свое служебное удостоверение. Полицейский смотрит документы, предупреждает, чтобы тот больше не совершал подобных нарушений, и разрешает уехать.

  3. Директором районного музея в городе Х стал племянник председателя райсовета.

  4. Учитель по русскому языку очень много задает. Чтобы хорошо подготовить проекты, приходится много читать дополнительно, работать по вечерам и в выходные дни. Мама Андрея идет к учителю, чтобы поговорить. Никто не знает, о чем они говорили, но с тех пор Андрей получает меньше всех заданий, и они самые легкие.