СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий классного часа "Песни в солдатской шинели"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа "Песни в солдатской шинели"»



Внеклассное мероприятие с учащимися

3г класса





Классный руководитель:

Лунина Ульяна Владиславовна

























Саранск, 2019 год


Песня в солдатской шинели


(слайд 1) Ребята, каждый день вы слышите десятки песен. Некоторые песни приобретают сумасшедшую популярность и внезапно забываются. Но есть такие песни, которые пережили своё время и стали классикой. Классический – значит образцовый, безупречный. Авторы этих песен уловили какой-то тайный механизм, который воздействует на слушателя даже спустя десятилетия. И делает песню вечной. К таким песням можно отнести песни Великой Отечественной войны.

Тема сегодняшнего классного часа «Песня в солдатской шинели».

Действительно, песня – это и боец, и грозное оружие. Сегодня мы будем говорить о песнях Великой Отечественной войны.

Эти песни провожали наших солдат на фронт и встречали в освобождённых городах.

Песни поднимали в бой и помогали пережить потерю близких.

Песни шагали вместе с пехотой и ехали с танкистами по пыльным дорогам войны.

Песни поднимались в небо на крыльях с красными звёздами и бороздили морские просторы.

Песня – это музыкальная летопись Великой Отечественной войны. Я передаю слово творческой группе, которая подготовила информационный блок сегодняшнего классного часа.

(пенние птиц, соловьи, речь Левитана о начале войны)

1 чтец (слайд 2)

Мы помним день, когда был мир расколот

Когда несчастий хлынула волна

И как на наковальню тяжкий молот

На нашу жизнь обрушилась война.


(песня «Священная война» - тихо)

Учитель:

(слайд 3) «Священная война» - это песня родилась в первые дни войны. За одну ночь поэт Василий Лебедев-Кумач написал стихотворение, и его сразу же напечатали в газете, а композитор Александров, прочитав, сразу же сел за рояль. Военный хор, которым руководил композитор, после нескольких репетиций уже через день пел его на Белорусском вокзале, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.


2 чтец (слайд 4)

И на вольном, на синем, на Тихом Дону

Походная песня звучала

Солдат уходил на большую войну

Невеста его провожала.


(песня «Огонек»)

Учитель:

(слайд 5) Когда враг напал на нашу страну, повсеместно —в тылу России, — было введено затемнение. На улицах — ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами черной бумаги.

Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет! Песня еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл».

19 апреля 1943 года газета «Правда» опубликовала на своих страницах стихотворение Михаила Исаковского «Огонек» с подзаголовком «Песня».

К «Огоньку» музыку стали сочинять и подбирать повсюду и все — профессиональные композиторы и самодеятельные, дирижеры, музыканты, певцы.

3 чтец. (слайд 6)

Поспешно все построились в колонны

И уходили в грозовой рассвет

С собою вместо хлеба взяв патроны (пауза)

Смотрели скорбно женщины им вслед.


(«Синий платочек»)

Учитель:

Это любимая песня бойца 196-й стрелковой дивизии Логвиер Доры Григорьевны.

В 1942 известная артистка Клавдия Шульженко попросила молодого лейтенанта переделать легкую джазовую песенку. Лейтенант сочинял всю ночь. Так и появилась песня с военными словами. Она сразу полюбилась всем. Ведь у каждого воина была родная женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за разлуку с которой он будет мстить врагу.

Песни военных лет. В них отразились многие страницы Великой Отечественной войны.

4 чтец (слайд 7)

Комбату приказали в этот день

Взять высоту и к сопкам пристреляться

Он может умереть на высоте

Но раньше должен на нее подняться.


«На безымянной высоте»

Учитель:

Это любимая песня Антюфеева Семена Саватеевича. На войне с ним произошел похожий случай. Но у этой песни своя история.

  В августе 1943 года в дивизию прибыло пополнение - сибиряки – добровольцы. Группа должна была произвести смелую операцию - пройти в ночь на 14 сентября в тыл противника и захватить высоту Безымянную.

Восемнадцать солдат приняли бой против двухсот!! В песне поется: «Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят».

(слайд 8) Лишь в этой цифре поэт не был предельно точен. Увы, только двое, всего лишь двое остались в живых - сержант Константин Власов и рядовой Герасим Лапин. Раненые и контуженные, они чудом спаслись. Об этом эпизоде войны рассказала песня.


Чтецы: 5 и 6 (девочка и мальчик)

5 чтец (слайд 9)

Охнуть - нельзя.

Крикнуть - нельзя.

Даже слова прощания

6 чтец

Даже когда в озноб темноты

В черную прорву ночи

Все понимая, рушишься ты

Напрочь срывая ногти

5 чтец

Душу твою ослепит на миг

6 чтец

Жалость, что прожил мало.


(девушка в одной стороне, солдат перевязанный у костра в землянке)


Солдат Ветер

Девушка Вьюга

Солдат Снег

Девушка Метель

Солдат И ночь морозная смотрит в окно

Девушка Я б хотела к тебе прилетать

Не видала тебя я давно

Не грусти, не печалься родной

Пусть огонь не погаснет в груди

Я в холодной землянке с тобой

И победа нас ждет впереди.

«Землянка» (пусть споют 1 куплетик)

Учитель:

Эту песню поэт Алексей Сурков написал зимой в 1941 году в землянке под Москвой. Он просто писал жене письмо в стихах, описывал свои чувства после трудных боев. Через год композитор К.Листов попросил у поэта что-нибудь песенное. Сурков предложил письмо-стихотворение. Композитор на тетрадном листе начертил пять линеек, записал ноты. Слова напечатали в «Комсомольской правде». Песня вместила все, что переполняло душу каждого солдата: ненависть к врагу, боль разлуки с любимыми, веру в победу.


7 чтец (слайд 10)

Кто сказал, что на войне

Песня не нужна.

Тот не знает, как она

Для бойца важна.


8 чтец

- Песня ведет в бой.

- Пока люди поют песни, они верят в победу.

- Песня поднимает дух воинов, делает их сильнее.

- В песнях солдаты поют о том, что им дорого, за что они будут воевать до последней капли крови.

- Песня помогает солдатам переносить тяготы фронтовой жизни.


«Три танкиста»

Учитель:

В конце 30-х годов по экранам страны триумфально прошла веселая музыкальная кинокомедия «Трактористы».

Первые кадры сопровождались песней про трех танкистов — «Экипаж машины боевой». Но сначала песни не было. Была просто задорная, зажигательная и очень мелодичная мелодия, которая должна была стать лейтмотивом картины.

(слайд11) Но когда режиссер пригласил к себе поэта Бориса Ласкина и сказал ему, что нужна песня, тот ответит: подумаю. «Этому трудно поверить, но песня была готова уже через 40 минут. Это был тот счастливый случай, когда слова и мелодия сразу нашли друг друга. Песню очень полюбили, ее можно было услышать всюду.

(слайд 12) Большим событием на фронте был приезд концертной бригады. А после концерта всегда были танцы. При свете костра или автомобильных фар под звуки старенького патефона танцевали. И пусть вместо бальных платьев и туфелек выгоревшие гимнастерки и тяжелые сапоги, танцевали самозабвенно.

(выключить свет, свет фонаря – «Случайный вальс») (слайд 13)

9 чтец. (слайд 14)

Без малого четыре года

Гремела грозная война

И вот дорогою обратной

Не покоряемый вовек

Идет, свершивший подвиг ратный

Великий русский человек.


Учитель: (видео Помни) Победа. Как долго шел народ к ней. Полями сражений, хороня своих сыновей, тянулся из последних сил но выстоял и победил.

И вот долгожданная тишина. Казалось, мир и радость будут вечны.

и на то есть 7 причин, чтобы не забывать войны


(слайд 15) Нельзя забывать войну, потому что она ставит не мирные, созидающие, а убийственные, разрушающие цели в развитии страны и в жизни нации. И это - первая причина.


(слайд 16) Пусть наши заводы никогда больше не будут выпускать сталь для танков и снарядов! Пусть сталь и руда наша будет предназначена только для жизни! 
И это - вторая причина


(слайд 17) Нельзя забывать какой ценой была завоёвана победа. Нам нужно беречь святыни, связанные с прошедшей войной. И это - третья причина

(слайд 18) Говорят, что у войны «не женское лицо». А какое тогда? Получается, мужское? Нет, ребята, у войны вовсе нет лица, ни мужского, ни женского. Никакого! Потому что война - это безумие, которое ни с чем живым, человеческим сравнить нельзя. И это - четвертая причина


(слайд 19) Война наносит раны не только человеку, но и самой Земле, нашей планете. Раны глубокие, трудные, долго заживающие. Страдает природа: гибнут звери и птицы, горят леса, даже реки, говорят, мелеют. И это - пятая причина.


(слайд 20)... У неё был удивительный голос, а волосы скорее пепельные, чем русые. А глаза? Карие. Или голубые? Мы никогда так и не узнаем, какого цвета были у неё глаза. Потому что она... не родилась. Потому что война оборвала главную пуповину: их родителей убило. И дети не родились. Это – шестая причина.


(слайд 21) В эти дни можно услышать много воспоминаний участников тех страшных военных событий. Они наполнены, скорбью, даже несмотря на праздник Победы. И это понятно: слишком дорогой ценой она досталась нашему народу. Так вот, чтобы мы никогда больше не праздновали никаких юбилеев победы в других, новых войнах. И это -седьмая причина, чтобы не забывать войну.


(слайд 22) Учитель. Всё дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не уходит память о подвиге народа. Она остаётся в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах прадедов.


А песни хранят не просто память – они сохраняют душу народа. Слушая эти песни, понимаешь, что фашизм победили не сказочные богатыри, а простые люди. Им было страшно, холодно, больно. Но они выстояли. В этом сила и величие наших прадедов. А песни им помогали побеждать, поэтому в эти майские победные дни давайте вспомним и них.

День Победы (поют все)