СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий классного часа "Затменье сердца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный классный час проводолся в 10 классе. Его тема - конфликт. Цель - показать, что конфликты разъединяют людей, что их надо избегать, а также объяснить, как это можно будет это сделать. На мероприятии звучат стихотворения русских поэтов, музыка знаменитых композиторов, демонстрируется видеосюжет, инсценируются различные ситуации. Всё это делает классный час интересным, динамичным, эффективным.

Просмотр содержимого документа
«Раздатка»

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты --

Ведь это все любви счастливые моменты.


Давайте горевать и плакать откровенно,

то вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не нужно придавать значения злословью --

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.


Давайте понимать друг друга с полуслова,

чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всем друг другу потакая, --

Тем более, что жизнь короткая такая.















Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты --

Ведь это все любви счастливые моменты.


Давайте горевать и плакать откровенно,

то вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не нужно придавать значения злословью --

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.


Давайте понимать друг друга с полуслова,

чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всем друг другу потакая, --

Тем более, что жизнь короткая такая.







  • Ваш одноклассник попросил подежурить сегодня за него. Ему срочно надо на тренировку. Вы говорите…






  • Ваш знакомый (-ая) приглашает вас к себе на вечеринку. Но вы знаете, что там вам будет не очень интересно. Вы говорите знакомому…








  • Вы смотрите фильм в кинотеатре. Позади вас кто-то громко разговаривает и мешает вам смотреть картину. Вы оборачиваетесь и говорите…







  • Вы чувствуете на себе упорный взгляд постороннего человека. Вы подходите и говорите…






  • На улице вы встретили одноклассника, который по причине болезни не ходит в школу. Вы говорите ему…





Просмотр содержимого документа
«Сценарий кл. часа»

Классный час «Затменье сердца»

Цель: донести до ребят мысль, что конфликтов надо избегать, и главное, что нам помогает в этом, – любовь и уважение к людям.

Оборудование: медиаоборудование, сердечки из бумаги, слова песни «Пожелание друзьям», карточки-задания.

Ход мероприятия:
  1. *Звучит песня в исполнении В.Леонтьева «Затменье сердца» (муз. Р. Паулса, слова А Вознесенского) – 1 куплет и припев.

Наверно, мы сошли с ума:

Я твой враг,

Ты мой враг.

Сад потемнел средь бела дня.

Что ж ты так? Что ж ты так?

Но кто-то грубые слова

сказал за нас. сказал за нас.

И мы молчим, как два врага,

В последний раз, в последний раз.

Затменье солнца темнит небосвод.

Затменье сердца прошло и пройдет.

Затменье сердца какое-то нашло.

Ты не волнуйся все будет хорошо…


  1. Слово учителя.

- *Наш классный час так и называется «Затменье сердца». Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня поговорим? Да, мы сегодня побеседуем о конфликтах, ссорах. Об их причинах, последствиях и о том, что нужно делать и помнить, чтобы их избегать.

  1. Беседа:

- Что такое конфликт? *(Общее определение: Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.)

- Какие бывают конфликты? *

- К чему приводят столкновения между людьми?* Психологи и социологи утверждают, что конфликты имеют как негативные, так и позитивные последствия. Но нашей задачей не является рассмотрение конфликта как научного явления. *Для нас с вами конфликт – это ссора, несогласие, нежелание уступить, столкновение, приводящее к отрицательным результатам. И главное последствие такой ссоры – раскол между людьми.*


- Иногда последствия конфликтов бывают достаточно трагичны.

  1. Просмотр серии «Ералаша» «Битва».*

  2. Осмысление:

- Так к чему привела самая обычная ссора между двумя товарищами? Почему это произошло? (Никто не хотел уступить, признать бессмысленность столкновения и пойти на примирение.) А можно было бы этого избежать? Как, например?

- А ведь действительно, из конфликтов между отдельными людьми нередко вырастают глобальные столкновения. Вот что рассказывают об этом мудрый древнегреческий миф о яблоке раздора.*

  1. Рассказ подготовленного ученика.

Для своей дочки Фетиды Зевс выбрал в мужья простого смертного, царя Фессалии Пелея, - мудрого правителя и храброго героя. На предстоящее празднество были приглашены боги, которые подарили молодоженам много подарков.

Однако на свадьбу, оказывается, были приглашены не все. Забыли об Эриде, богине ссор и споров. Любое место, которое она озаряла своим присутствием, ждало горе и раздор. Поэтому о неприглашенной гостье никто даже не вспоминал.
Эрида решила отомстить с помощью золотого яблока. На нем она написала только одно слово – «Прекраснейшей» и незаметно бросила в толпу.
Яблоко увидели все присутствующие на свадьбе. Среди них – Гера, Афина и Афродита. Все они были красавицами, и каждая из них считала, что яблоко должно принадлежать только ей. 
Вот тут-то и возникла ссора. За разрешением конфликта обратились к Зевсу, а тот передал яблоко божественному посланцу Гермесу и велел отнести его к царю Трои, Парису.

Вместе с Гермесом к юноше прибыли три красавицы. Они умоляли, чтобы тот назвал самую красивую из них. Афина обещала ему в награду воинскую славу и мудрость, Гера – могущество, а Афродита – красивейшую на всем белом свете жену.
Недолго думал Парис. Ведь он уже давно приобрел мудрость и имел власть над укрепленным поселением. Всё, чего ему не хватало в жизни, – любовь и счастье. Слушая свое сердце, он выбрал Афродиту. И богиня впоследствии помогла ему похитить жену спартанского царя Менелая Прекрасную Елену. Гера и Афина решили отомстить. Всю свою злость и ненависть они приложили, чтобы встреча Париса с Еленой оказалась роковой. Так и случилось. Встреча с Еленой привела Париса к гибели, а Трою - к падению. 


- Так, неуступчивость трёх красавиц породила Троянскую войну. А из истории мы узнаём, например, что притязания английского короля Эдуарда III на галльский престол стали одной из причин кровопролитной Столетней войны между Англией и Францией.


  1. Беседа.

- В нашей повседневной жизни нам часто приходится быть втянутым в конфликт. И нередко по нашей собственной вине. Бывают ли конфликты у вас? С кем обычно? (С родителями, с соседями, с одноклассниками, друзьями, учителями, с посторонними людьми…) Из-за чего они могут возникнуть? (Из-за упрямства, неуступчивости, грубости…)

- Как вы ведёте себя во время ссоры? Имеете ли вы привычку переосмысливать произошедшее? Всегда ли вы бываете довольны собой? Почему?

- Согласны ли вы, что часто столкновения бывают из-за необдуманного ответа, грубого слова?.. Ведь ещё Ф.И.Тютчев писал:*

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

- Сейчас мы это проиллюстрируем.


  1. Разыгрывание сценок.

Ребятам в парах раздаются карточки с заданиями: надо разыграть сценку дважды – первый раз так, чтобы конфликт возник, второй раз – чтобы избежать ссоры. Если надо, количество участников можно увеличить.

Задания.

  • Ваш одноклассник попросил подежурить сегодня за него. Ему срочно надо на тренировку. Вы говорите…

  • Ваш знакомый (-ая) приглашает вас к себе на вечеринку. Но вы знаете, что там вам будет не очень интересно. Вы говорите знакомому…

  • Вы смотрите фильм в кинотеатре. Позади вас кто-то громко разговаривает и мешает вам смотреть картину. Вы оборачиваетесь и говорите…

  • Вы чувствуете на себе упорный взгляд постороннего человека. Вы подходите и говорите…

  • На улице вы встретили одноклассника, который по причине болезни не ходит в школу. Вы говорите ему…

Пока ребята готовятся, остальные ученики отвечают на вопросы учителя.

- В литературе тоже часто описываются конфликтные ситуации. Давайте вспомним их.

- Из-за чего возникает конфликт между Тарасом Бульбой и его сыном Андрием?

- Почему ссорятся Кай и Герда из сказки Андерсена «Снежная королева»?

- Как решается спор об избушке в сказке «Заинькина избушка»?

- В русской народной сказке «Теремок» упрямый медведь разрушает домик. Но конфликта не происходит. Почему?

- Из-за чего возникает конфликт между Карабасом Барабасом и Буратино?


  1. Просмотр сценок.

  2. Беседа.

- Какие выводы мы можем сделать? (От нас очень много зависит. Нередко в конфликте бывают виноваты обе стороны. Нельзя быть грубым и неуступчивым. Надо сначала подумать, а потом отвечать. От сказанных слов меняется многое. Надо стараться сдерживать отрицательные эмоции.)

- Но главное, что мы должны понять, - конфликта надо избегать, если мы не хотим, чтобы наша жизнь превратилась в ад.* (Слайд с последствиями конфликтов.) Может быть, не всегда, но чаще всего у нас есть выбор – создать конфликтную ситуацию, поддержать её ИЛИ избежать её, чтобы сохранить физическое и душевное здоровье себе и другим людям.


  1. Знакомство с пословицами про ссоры.

- Русский народ всегда умел постоять за себя перед внешним врагом. Но наш народ очень миролюбив и к конфликтам относится крайне отрицательно. Это видно из пословиц.* (Дети читают их.)

Худой мир лучше доброй ссоры.

То же слово, да не так бы молвить.

Ссора – враг здоровью.

Не бранись – состаришься.

Кто зря на людей сердит, у того всё болит.

Ссоры да упрямство до добра не доведут.

Любишь браниться, умей и примириться.


  1. Вопрос:

- Как можно избежать ссор и столкновений? (Дети отвечают.) А вот ещё что советуют психологи. *Что мы не назвали? (Обратить внимание на последний пункт – это крайнее, силовое решение проблемы.)


  1. Слово учителя.

- К сожалению, чаще всего ссоры возникают между родными людьми. Зная, что самые близкие всегда поймут и простят, мы нередко забываем о терпимости и выдержке. Мы даём волю своим эмоциям, не думая о последствиях. И все советы психологов в момент домашней ссоры забываются.

Молодая поэтесса Анастасия Прилепа даёт свой совет, как сделать, чтобы между близкими людьми всегда царили мир и понимание.


  1. Чтение стихотворения подготовленным учеником.


Поссорились? И дуешься ещё?
Твой выбор! Только мой тебе совет:
Когда ты на кого-то держишь зло,
Представь, что человека больше нет…

Что он исчез. Не будет никогда
Как прежде видеть, чувствовать, дышать…
Он больше не услышит те слова,
Которые ты так хотел сказать.

И будет всё равно, кто виноват:
Ничтожной станет ссора в этот час!
«Прости» на ветер сотни раз подряд…
Ну, что же ты? Не лучше ли сейчас?

Нам нужно научиться просто жить.
Жить без желания всё вновь начать сначала.
А, знаешь, чтобы искренне любить
Так много времени и так ничтожно мало!

Обиду держишь? Дуешься ещё?
Твой выбор! Только мой тебе совет:
Когда ты на любимых держишь зло,
Представь, что их на свете больше нет…

Анастасия Прилепа


  1. Учитель читает стихотворение.

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все - как будто бы под небом
И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.

Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе...
- Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!

К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто - слишком грустно
И только двадцать лет,

За то, что мне прямая неизбежность -
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру...
- Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.


Так писала юная Марина Ивановна Цветаева. Она уже в 20 лет понимала, что самое главное лекарство против конфликтов, столкновений, ссор, которые рождают непонимание, злобу, ненависть, - это любовь. И с этим нельзя не согласиться.*


  1. На партах у вас лежат сердечки. Напишите сидящему с вами на этом сердечке какое-нибудь хорошее пожелание и подарите вместе с ним частичку своего душевного тепла. Обменяйтесь сердечками. (Играет музыка.*)

  2. Совместное исполнение песни Булата Окуджавы «Пожелание друзьям».*

Ю.Трифонову

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты -

ведь это все любви счастливые моменты.


Давайте горевать и плакать откровенно,

то вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не нужно придавать значения злословью --

поскольку грусть всегда соседствует с любовью.


Давайте понимать друг друга с полуслова,

чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всем друг другу потакая, --

тем более, что жизнь короткая такая.


1975