СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий классного часа "Животные и растения Ростовской области"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий классного часа "Животные и растения Ростовской области"

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа "Животные и растения Ростовской области"»

Тема: «Красная книга Ростовской области. Будь природе другом».

Цель:

1. Познакомить детей с представителями животного и растительного мира занесённых в

Красную книгу Ростовской области, расширить и углубить знания детей о животных и

растениях встречающихся в нашей местности, охарактеризовать некоторые нарушения в

природе, возникающие вследствие бездумного и безответственного отношения к ней;

2. Развивать формирование правил поведения в природе; дать первые представления о

Красной книге;

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютерная презентация

Ход урока:

1. Организационный момент. Проблемная ситуация.

- Человек часть природы, как и все живые существа: насекомые, звери, птицы. Природа

кормит, лечит, одевает людей. Не может человек жить без природы!

- А что вы думаете по этому поводу?

- Шли годы, и человек позабыл о том, что он часть природы. Природа не производит

столько продуктов, сколько у неё отнимает человек, не может разрушить и переработать

столько мусора, сколько остаётся после человека.

- У человека 2 пути. Первый – всем людям вместе улететь в космос и расселиться на

других планетах. Но если это и станет возможным, то ещё очень не скоро, может быть,

через сотни и сотни лет. Второй путь – приспосабливаться самим к природе, учиться

относиться к ней бережно, попытаться восстанавливать погубленное, испорченное,

сохранять то, что осталось.

-Как вы думаете какой путь выбрать людям? (Верно, этот путь – единственно

возможный)

2. Сообщение темы и целей урока. Введение в тему.

Слайд № 1

- Наш родной край – древняя русская земля, часто которую именуют краем тихого Дона.

Наш край – это край широких просторов, красочных полей, живописных рек и балок – это

Ростовская область. Ростовская область находится в природной зоне зоне степей – это

холмистая равнина. Но чтобы полюбить природу по-настоящему, надо хорошо знать её.

- Сегодняшний урок будет тревожным. Мы узнаем о ранах, которые люди наносят

природе: о загрязнении воздуха и воды, о животных, исчезнувших навсегда, и тех,

которые находятся на грани исчезновения. Речь пойдет о том, как сохранить природу

Земли. Человек - часть природы. Он должен беречь природу, как самого себя. Почему?

- Шли годы, и человек забыл о том, что он часть природы. Ведёт он себя, как будто он

единственный хозяин планеты.

Слайд № 3

Экологическая тревога «Вырубка леса»

Человеку необходим строительный материал и он вырубает всё больше и больше леса с

каждым годом. А новые леса не успевают вырасти, ведь дереву нужно много лет, чтобы

стать взрослым. Улетают лесные птички, спасаются насекомые, убегают звери и многие

гибнут.

Слайд № 4

Экологическая тревога «Загрязнение воздуха»

Один завод дымит, два завода дымят. А отчего дымят? Оттого, что в топках уголь или

нефть горит. Но дымят не только заводы и фабрики, но и тепловые электростанции,

крупные и мелкие котельные, миллионы автомобилей, тракторов, тепловозов.

Выделяются в воздух вредные вещества и воздух загрязняется.

Слайд № 5

Экологическая тревога «Разноцветная речка»

Текла по равнине речка с чистой – пречистой водой – речка Прозрачная. Построили на её

берегу завод игрушек. Для работы ему надо много воды – вот и проложили от завода к ней

2 трубы. По одной вода в завод вливается, по другой обратно выливается. Вливается

чистая вода, прозрачная, а выливается грязная, отработанная. И стала речка здесь, словно

от стыда за творимые безобразия. Ниже по течению построили ещё один завод –

резиновых сапог. И стала речка здесь, словно от досады, чернее сходящих с заводского

конвейера чёрных резиновых сапог. Ещё дальше вырос на берегу третий – ситцевый

завод, отчего речка сделалась здесь – пестрее самого ситца.

Слайд № 6

Экологическая тревога «Пожар»

(Чтение стихотворения на слайде)

Слайд № 7

Экологическая тревога «Нефтяная плёнка»

Перевозил человек нефть из одной страны в другую. Из – за своей жадности загрузил

человек в нефтяной танкер нефти больше, чем судно может перевезти. И посреди океана

раскололось судно пополам, разлилась нефть и покрыла поверхность воды тонкой

ядовитой плёнкой, которая не пропускает воздух в воду. Погибли морские животные,

растения, птицы.

Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты находится в опасности.

Поэтому ведётся работа по охране природы. Многие заводы и фабрики переоборудованы

и уже не загрязняют воздух и воду. На месте вырубленных лесов сажают новые.

Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.

3. Знакомство с животными и растениями Красной книги.

Слайд № 8

Но, к сожалению, многие растения, животные из – за пагубного влияния человека стали

очень редкими, занесены в Красную книгу. Это книга не совсем обычная. Цвет переплёта

у этой книги – красный.

- Как вы думаете, что символизирует красный цвет? (Это сигнал тревоги, опасности,

предупреждения.)

- Правильно. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может

случиться беда».

- В этой книге перечислены животные и растения. Которые могут безвозвратно

исчезнуть. И, если люди не защитят растения и животных, попавших в Красную книгу,

они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охрана в

заповедниках, забота об их размножении.

- Давайте познакомимся с некоторыми редкими растениями и животными, которые

занесены в Красную книгу. В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Сначала все

сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе.

Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее количество видов.

Поэтому второе издание Красной книги вышло в 1984 году в двух томах. В них о каждом

животном и растении кратко, но точно сказано всё: насколько бедственно его положение,

в каких краях встречается, в каких лесах обитает, по каким причинам исчезает. Но главное

– что надо сделать, чтобы уберечь от вымирания.

Слайд № 9

Касатик

В Ростовской обл. встречается во всех районах; в настоящее время не редок, однако имеет

тенденцию к сокращению численности. В области произрастает.

Слайд № 10

Горицвет

В Ростовской обл. встречается очень редко на Донецком кряже и в Сев. Приазовье, к югу

от нижнего течения Дона — единично (балка Хомутец).

Слайд № 11

Василек Гербера

— В Ростовской обл. встречается в Верхнедонском,Тарасовском (с. Александровка,

песчаная гора Городище по р. Калитве) и в Цимлянском р-нах.

Василек донецкий

Распространен в Вост. Европе на песчаных массивах левобережья Северского Донца от

Харьковской обл. на Украине до Ростовской обл. в России. В Ростовской обл. отмечен в

Тарасовском р-не в окрестностях ст-цы Митякинской, вероятно, встречается ниже по

течению Северского Донца до г. Каменска.

Василек Дубянского

Распространен только в России в бассейне среднего течения Дона и Хопра: и на севере

Ростовской обл. В Ростовской обл. отмечен в Верхнедонском р-не (окрестности ст-цы

Казанской и с. Колодези.

Слайд № 12

Тюльпан поникающий

Распространен в Средней Азии; в России — в Заволжье, Нижнем Поволжье, Западной

Сибири]. В Ростовской обл. весьма редок: отмечен в Константиновском и Усть-

Донецком р-нах.

Тюльпан двуцветковый

Распространен в Средней Азии, Иране, Мал. Азии; в России — в Калмыкии, Заволжье,

Ниж. Поволжье, Предкавказье, на юго-западе Сибир. В Ростовской обл. встречается в

восточных р-нах — Орловском, Зимовниковском, Дубовском, Заветинском,

Ремонтненском.

Тюльпан Геснера

Распространен на юге Украины, в Зап. Казахстане, Арало-Каспийском регионе,

Закавказье, Сев. Иране и Китае; в России — на юге и юго-востоке европейской части, в

Предкавказье, Калмыкии, на Ю. Урале. — В Ростовской обл. встречается во многих р-нах,

но более или менее обильно — в юго-восточных.

Слайд № 13

Чабрец известколюбивый

Распространен на Украине и в России в бассейне Дона в его среднем и нижнем течении .

В Ростовской обл. встречается на выходах каменистых пород в р-нах к северу от нижнего

течения Дона, южнее — на берегу Цимлянского водохранилища в Дубовском р-не.

Слайд № 14

Налим

Редкий в Дону, в прошлом промысловый вид. Распространение: Пресные водоемы сев. р-

нов. В Дону встречается от устья до верховьев.

Шемая азово-черноморская

подвид ценной промысловой рыбы, сокращающийся в численности.

Обитает: Вдоль вост. побережья Азовского и Черного морей, р. Кубань с притоками, по

Дону поднимается до Воронежской обл., по Сев. Донцу — до Украины. р. Большой

Егорлык.

Слайд № 15

Пеликан кудрявый

в России и Ро сокращающийся в численности гнездящийся вид.

Распространение: В евр. части России размножается в Вост. Приазовье, на оз. Маныч-

Гудило, в Ро гнездится в р-не оз. Маныч-Гудило и здесь же часто наблюдаются

кормящиеся и кочующие особи. Зимует на Каспии.

Аист черный

в России редкий, а в Ростовской обл. очень редкий пролетный, возможно, гнездящийся и

перелетный исчезающий вид, возможно гнездование небольшой группы в лесах

Шолоховского района

Слайд № 16

Казарка краснозобая

редкий вид; встречающийся в Ростовской обл. на пролете. В Ро регулярно встречается во

время весенних и осенних миграций, соответственно в марте и апреле. Единичные особи

этой казарки могут проникать в сев. р-ны Ро.

Лебедь малый

в РФ восстанавливающийся, в Ро очень редкий залетный вид. Некоторые особи зимуют

на берегах Каспийского и, вероятно, Азовского морей. В Ро зарегистрированы

единичные экземпляры этого вида.

Беркут

в РФ редкий хищник; в Ро редкий пролетный и зимующий вид. В Ро — редкие

кочующие особи.

Слайд № 17

Лунь степной

Гнездящийся и перелетный хищник. В Ро исчезающий гнездящийся и малочисленный

пролетный вид.

Орел степной

редкий, в Ро находящийся на грани исчезновения степной вид; гнездящийся, перелетный

Осоед обыкновенный

в Ро исчезающий на гнездовании, перелетный и пролетный вид. В Ро наблюдается в

пойменных лесах по Дону и Сев. Донцу, изредка в других лесных массивах.

Слайд № 18

Еж ушастый

Сокращающийся в численности вид. В Ро характерный обитатель засушливых вост. р-нов,

проникающий периодически до зап. Границ области.

Корсак

сокращающийся в численности вид. В Ро встречается преимущественно в юго-вост. и

вост. р-нах (Орловский, Пролетарский, Ремонтненский). В последнее десятилетие, по

словам охотоведов, отмечался в восточных и северных р-нах.

Сайга

в Ро редкий, иногда заходящий из Калмыкии в летний период вид. В степи Ро

(Ремонтненский, Пролетарский, Орловский р-ны) иногда проникает из соседней

Калмыкии.

Слайд № 19

Зубр

находящийся под угрозой исчезновения вид; ранее обитал на территории Ро , но

полностью истреблен; была предпринята попытка восстановления кавказско-беловежской

формы. В настоящее время в Фоминском заказнике, возможно, сохранилось 2-3 зубра.

Свинья морская (черноморский подвид), азовка

редкий, уменьшающийся в численности подвид. Распространение: Черное и Азовское

моря, Таганрогский залив, эпизодически заходит в низовья Дона.

Хорек черный, или лесной

малочисленный в Ро вид. В Ро отмечается в старых пойменных и байрачных лесах,

искусственных зрелых насаждениях лесхозов.

- Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у неё, всё снова само

собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а

некоторые находятся под угрозой исчезновения. Это означает, что их мало, они тоже

могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им.

и пролетный хищник. В Ро размножается в самых восточных р-нах.

Слайд № 20 - Стерллерова корова

Слайд №21 - Птица Додо

Слайд № 22 - Птица Купидон

4. Обобщение.

5. Будьте природе другом – беседа.

- Сейчас мы с вами говорили о том, что охрана растений и животных – проблема

государственная, а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? (Можем: не

будем рвать цветы, ломать деревья, разорять гнёзда и т. д.)

- Можете ли вы предложить свои правила? (Не разорять муравейники, не жечь костры,

не шуметь в лесу.)

Слайды № 23 – 30.

6. Итог урока.

- Что нового сегодня узнали на уроке?

- Как нужно относиться к животным и растениям, занесённым в Красную книгу? К

животным и растениям вообще?

- Что такое Красная книга?

- Почему становятся редкими многие растения и животные?

- Как спасти редкие растения и животных от полного исчезновения?

- Что значит быть природе другом?

Слайд №31 – Чтение стихотворения на слайде.