СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий конкурса чтецов, посвященный творчеству А.С.Пушкина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий конкурса чтецов, посвященный творчеству А.С.Пушкина

Просмотр содержимого документа
«Сценарий конкурса чтецов, посвященный творчеству А.С.Пушкина»

Цели и задачи:


- Познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии поэта;

- пробудить интерес к творчеству поэта;

- Воспитывать умение видеть красоту родной природы слушая и читая стихи поэта;

- Формирование художественного вкуса.

- Развитие чувства патриотизма, любви к Родине через творчество А. С. Пушкина.

- Обучение выразительному чтению и актёрскому мастерству.

Оборудование:

ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Ведомость оценивание участников конкурса чтецов (каждому члену жюри)

Грамоты или дипломы победителю и призёрам конкурса, благодарности участникам.

Выставка произведений А. С. Пушкина.


Ведущий 1: (1слайд)

Добрый день, ребята, уважаемые педагоги! Наша Неделя детской книги посвящена творчеству Александра Сергеевича Пушкина. В этом году великому русскому поэту исполняется 215 лет со дня рождения.

Александр Сергеевич оставил нам изумительные стихи. (1слайд)


Ведущий 2: Сегодня мы проводим конкурс чтецов по выразительному чтению стихотворений Пушкина, отдаем дань уважения великому поэту, известному во всем мире.

Ваши выступления, ребята, будет оценивать строгое, но справедливое жюри. Прошу приветствовать:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ведущий 1: Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательных произведений этого поэта. Еще при жизни его называли “солнцем русской поэзии”. Он был у нас, по верному слову Горького «началом всех начал». Пушкин – первый поэт, который открывается нам в детстве и остается с нами на всю жизнь.

«Нет! Весь я не умру!» - верил поэт. Два века подтвердили эту веру! Пушкин почитаем и XXI веке!


Чтец 1:

Есть имена, как солнце!

Имена – как музыка!

Как яблоня в расцвете!

Я говорю о Пушкине: поэте,

Действительном в любые времена. ( И. Северянин)


Ведущий 2: Пушкин первым из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка.


Чтец 2:

По-русски говорим мы с детства,

Но волшебство знакомых слов

Мы обретаем, как наследство,

В сиянье пушкинских стихов.

Поэт не стал далекой тенью,

Святыней, отданной в музей,

Он шумно празднует рожденье

Среди бесчисленных друзей.

С.Маршак «Бессмертие»

И эти друзья поэта сегодня – мы с вами, его благодарные читатели и потомки.


Ведущий 1: (2слайд)

А.С.Пушкин родился в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина, принадлежавшего к старинному, но обедневшему дворянскому роду.

(3слайд) Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой любимца Петра 1 арапа Ганнибала. В ней чувствовалась африканская кровь. Она была смуглая с черными густыми кудрями, с темными глазами, тонким орлиным носом и гордо посаженой головой. Она была очень красива.


Ведущий 2: (4слайд)

В семье Пушкиных было трое детей: старшая дочь Ольга (первый слушатель ранних стихов поэта), два сына – Александр и Лев.

Александр рос молчаливым и замкнутым ребенком, родители не предвидели в нем никакого особого таланта, напротив, им казалось, что из него ничего в жизни не выйдет.


Ведущий 1: Но уже в детстве Пушкин имел возможность приобщиться к литературе. У родителей часто собирались знаменитые гости: историки, литераторы, поэты. Маленький Саша затихал, садился в уголок и жадно вслушивался в умные разговоры взрослых. Когда родители уезжали на бал, Саша тайком забирался в библиотеку отца и читал часами напролет. (5слайд)


Ведущий 2: (5слайд)

До 12 лет Александр воспитывался дома и получил первоначальное домашнее образование у гувернёров и учителей французов, языком общения был французский. Поэтому Александр говорил по-русски хуже, чем на французском.

(6слайд) Его первым учителем русского языка была бабушка Мария Алексеевна. Она была превосходной сказительницей интересных историй, любила их рассказывать, а Пушкин обожал их слушать.


Ведущий 1:

(7слайд)Когда детство окончилось, он уехал в лицей. Лицей стал вторым домом и настоящей семьей.

( 8слайд)Здесь он встретил людей, которые на всю жизнь стали его друзьями – Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг. И не было больше на Руси ни одного поэта, для которого дружба играла бы такую роль. Шесть лет продолжалась учеба в Лицее, а дружба осталась на всю жизнь.

Стихотворение, написанное А.С. Пушкиным 19 октября 1825г. прочтет____________________________________________________________


Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен,

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастье куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское село.


Ведущий 1: Стихотворение, посвященное Ивану Ивановичу Пущину прочтет_________________________________________________________

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует тоже утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

1826г


Стихотворение, посвященное Вильгельму Карловичу Кюхельбекеру прочтет_________________________________________________________


Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья!

Прошли лета соединенья;

Разорван он, наш верный круг.

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!


Ведущий 2: (9 слайд)

Тема дружбы очень тесно переплетается у поэта с мечтами о свободе, об освобождении народа от самодержавия.

Пушкин был также дружен со многими декабристами, поэтому царь Николай I старался изолировать его от общества, отправляя в ссылки в Кишинев, в Михайловское.

Стихотворение «Узник», написанное поэтом в ссылке, читает_______________________________________________________

Стихотворение «В Сибирь» прочитает_________________________________

Ведущий 1: (10 слайд)

Лирический мир произведений Пушкина необычайно разнообразен и многогранен. «Все волновало нежный ум», - писал Пушкин о себе.

Пушкин был патриотом своей Родины. Он в своих стихах открывает неповторимую прелесть родной природы, которую полюбил с детских лет. Учит нас видеть ее красоту, слышать ее чарующие звуки.

(11 слайд)

Приглашаем для выступления уч-ся ___кл.______________________________

«Зимнее утро»


Стихотворение «Еще дуют холодные ветры» прочитает учении __ кл.______________________

Для чтения стихотворения «Зимняя дорога» прочитает уч-ся ___ кл.________________


«Зима крестьянин торжествуя» выступает уч-ся ____ кл.__________________________________


Стихотворение «Зимний вечер» - прочитает учени ___ кл.______________________________


Ведущий 2: (12 слайд)

Излюбленным временем года Пушкина была осень « И с каждой осенью я расцветаю вновь» - однажды написал поэт. С его именем связано и знаменитое выражение «болдинская осень»: находясь в изгнании в своем имении Болдино, Александр Сергеевич за короткое время написал 40 произведений.


Для чтения стихотворения «Уж небо осень дышало» приглашается уч-ся___ кл._________________________

«Унылая пора..» читает уч-ся ____кл. _________________________________

«Октябрь уж наступил» читает уч-ся___ кл._____________________________

Ведущий 1: (13слайд)

В жизни и творчестве великого поэта женщины сыграли решающую роль. Они вдохновляли Александра Сергеевича, и рождались новые произведения. После встречи с очаровательной Анной Петровной Керн появилось известное стихотворение «Я помню чудное мгновенье» прочтет его_______________________________________________________


Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье.

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты.

И я забыл твой голос нежный.

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись долго дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье.

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье.

И для него возникли вновь

И божество, и вдохновенье.

И жизнь и слезы, и любовь.


Ведущий 2: (14слайд)

Стихотворение, которое А.С.Пушкин посвятил своей молодой жене Наталье Николаевне (он звал ее просто Натали) прочтет ______________________________________________________


Я думал, сердце позабыло

Способность легкую страдать.

Я говорил тому, что было,

Уж не бывать! Уж не бывать!

Прошли восторги, и печали,

И легковерные мечты…

Но сердце вновь затрепетало

Пред мощной властью красоты…

Звезда моя! Свет предреченных дней!

Твой путь и мой. Судьба их сочетает.

Твой луч светя звучит в душе моей.

В тебе она заветное читает.

И жар её, твой отблеск верный здесь

Гори, гори! Не выгорит он весь!..


Стихотворение «Мадонна», которое поэт тоже посвятил Наталье Николаевне прочтет________________________________________


Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,

Чистейшей прелести чистейший образец


Ведущий 1: (15слайд)

Но особое место в сердце поэта занимала няня Арина Родионовна. Она была самым лучшим его другом преданная, приветливая. Ей Александр Сергеевич доверял свои сердечные тайны, жаловался на одиночество. Арина Родионовна разделяла с ним трудности изгнания, до конца жизни оставаясь ангелом – хранителем своего любимца.

От нее, большой выдумщицы, узнавал он о старине. Няня Арина Родионовна знала много пословиц и поговорок, говорила складно. Именно у нее будущий поэт получил первые уроки литературного мастерства.

Стихотворение «Няне» читает___________________________________


Ведущий 2: (16слайд)

Пушкин любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня и бабушка. Он записывал их в отдельную тетрадь и позже на их основе создавал свои сказки, которые мы все знаем.

(17слайд) Удивительные сказки писал Пушкин. В них отразился весь мир добра, где царствует дружба, верность слову, где ценятся уважение к человеку, где наказано зло, жадность, обман и алчность.


Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» (У лукоморья дуб зеленый) читает ____________________________

Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях» читает_______________________

Отрывок из «Сказки о золотом петушке» читает_______________________

Отрывок из «Сказки о царе Салтане» читает____________________________


(18слайд)

Одно из последних стихотворений А.С.Пушкина «Я памятник воздвиг себе». Оно написано им за полгода до его гибели, в котором он как бы подводит итог своему творчеству.

Читает его________________________________________________

«Я памятник воздвиг себе».

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.


Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.


Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.


И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.


Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.


Ведущий 1: (19слайд)

А.С.Пушкин оставил нам огромное наследство – свои стихи, хотя прожил всего 37 лет. Он был убит на дуэли.


(20слайд)

Похоронен недалеко от Михайловского, в ограде Святогорского монастыря.

Вот как отозвался на смерть поэта русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.

Стихотворение «Смерть поэта» читает ________________________________

Всенародное признание А.С.Пушкин получил еще при жизни. Его имя носит город (бывшее Царское село), его именем названы улицы и площади, театры и библиотеки. Стихи поэта переведены на многие языки мира.

(21слайд) В тех местах, куда судьба забрасывала его, созданы музеи, стоят памятники.


Ведущий 2: (22слайд)

Дорогие, ребята! Огромное вам спасибо за ваши выступления. Сегодня мы с вами лишь приоткрыли дверь в мир Пушкина, в мир его стихотворений. Но у Пушкина помимо стихов, очень много и других произведений: повести, поэмы, роман. И теперь вы сами продолжите знакомство с ними.


Чтец:

Конечно, Пушкин беспределен,

Неиссякаем, как родник.

Но завершить вам выступленье

Граница времени велит.

Но Пушкин есть и будет с нами

И через сто, и тысячу лет.

Он не померкнет, не увянет…


Ведущий 1: Слово предоставляется жюри.



Использованные источники

  1. «Жизнь и творчество А.С.Пушкина. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке». – М.: Детская литература, 1989.

  2. Соловьёва В.М. «Золотая книга русской культуры». – М.: Белый город, 2006.