Сценарий концерта «Полифоническая музыка»
Цель: познакомить слушателей с понятием «полифония в музыке», а также с представить музыкальные произведения, содержащие разные виды полифонии. Вызвать интерес у обучающихся к изучению полифонической музыки.
Задачи:
Совершенствование игры на фортепиано и повышение уровня мастерства учащихся
Воспитание сценического самоконтроля
Развитие осознанного отношения к результату своей работы
Повышение сценической культуры
Расширение кругозора в сфере музыкального искусства
Ведущий:
Сегодняшняя наша встреча посвящена знакомству с полифонической музыкой. Полифония поистине является самым сложным и многоэлементным видом музыкального искусства. Те, кто слушает и исполняет полифоническую музыку (в особенности музыку великого Иоганна Себастьяна Баха) ощутимо повышают свой уровень интеллектуального развития, а по словам всеми известного ученого Альберта Энштейна, соприкасаются с гармонией Вселенной.
В Германии детям с малого возраста дают слушать произведения Баха для их быстрого и гармоничного развития. Учеными доказано, что эта музыка на подсознательном уровне способна творить чудеса, делать человека духовнее и благороднее.
Ведущий: А кто-нибудь знает, что означает слово «Полифония?» (ответы из зала)
Полифония (от греческого «поли» — «много», «фон» — «звук») — вид многоголосной музыки, в котором одновременно звучат несколько самостоятельных равноценных партий. В полифонии нет главных и второстепенных (аккомпанирующих) голосов, они все равны. Это как диалог равных собеседников на определенную тему. В этом ее отличие от гомофонии (от греческого «гомо» — «равный»), где лишь один голос является ведущим, а другие его сопровождают (как, например, в песне с аккомпанементом или танцевальной музыке).
Существует несколько видов полифонии, с которыми мы с вами сегодня познакомимся.
Самый простой вид – это подголосочная полифония — форма народной многоголосной песни. При хоровом пении происходит варьирование основного напева песни, и образуются самостоятельные варианты мелодии — подголоски. В каждом куплете звучат разные сочетания голосов: они, сплетаясь между собой, то расходятся, то вновь сливаются воедино с главным голосом.
В инструментальном творчестве мы также слышим такой вид полифонии.
Сейчас послушайте в исполнении Шайдуллиной Амалии пьесу «Зима» М.Крутицкого.
А теперь Цапыгина Софья сыграет нам «Колыбельную» Д.Левидовой.
Ведущий:
Следующий вид полифонии - Контрастно-тематическая полифония. Скажите, пожалуйста, что вы понимаете под словом контраст? (ответы из зала)
Контрастно-тематическая полифония (или полимелодизм) – это вид полифонии, где одновременно звучат разные мелодии. Впервые появилась в XIX веке. Она широко представлена в старинных танцах. Какие старинные танцы вы знаете? (ответы – менуэт, полонез, гавот, жига, ригодон, бурре).
Полина Ростова исполнит старинный танец «Ригодон» А.Гедике.
Сейчас мы услышим в исполнении Закировой Даны «Менуэт» Сперонтеса
Менуэт - не простой танец. Знаете как его называли? Танец королей и король танцев!
Еще одно произведение прозвучит в исполнении Полины Ростовой. Слушаем Менуэт Ре минор Леопольда Моцарта, отца знаменитого Вольфганга Амадея Моцарта.
А теперь познакомимся с еще одним старинным французским танцем – бурре. «Бурре» Л.Моцарта сыграет для нас Абузярова Динара.
Ведущий: Мы с вами познакомились с подголосочной и контрастной полифонией. Но еще существует более сложный тип полифонического изложения: имитационный. Скажите, что такое имитация? (Ответы) Имитация (от латинского— «подражание») — проведение одной и той же темы поочередно в разных голосах, чаще на разной высоте. Имитация называется точной, если тема повторяется полностью, и неточной при наличии некоторых изменений в ней.
Сейчас мы услышим еще одно произведение русского композитора Александра Гедике Инвенция соч.60. Исполнит его Андреева Анастасия.
Ведущий: Нельзя не заметить, что исключительное первенство в жанре полифонической музыки принадлежит гениальному И.С.Баху. Даже Бетховен склонял перед ним свою голову. «Бах» означает по-немецки «ручей».
«Не ручьем, а морем надо было ему называться», - сказал Бетховен о своем
гениальном предшественнике.
Отец Баха скоропостижно скончался, когда Иоганну Себастьяну было девять лет, и мальчик был отдан на воспитание старшему брату, органисту города Ордруфа – Иоганну Кристофу Баху.
У Кристофа имелся сборник произведений знаменитых тогда композиторов: Фробергера, Пахельбеля, Букстехуде. Но этот сборник ‘модной’ музыки старший брат запирал в шкаф, пряча, чтобы Иоганн Себастьян не развратился и не потерял уважение к общепринятым музыкальным авторитетам.
Однако по ночам юный Бах умудрялся каким-то способом подцепить и вытащить из-за решетки нотный сборник… Он тайком переписывал его, чтобы была возможность познакомиться с шедеврами этой музыки, но вся сложность заключалась в том, что достать свечи было невозможно и приходилось писать при лунном свете.
Полгода десятилетний Иоганн Себастьян ночами переписывал ноты, но, увы… Когда нелегкий труд близился к завершению, Иоганн Кристоф застал младшего брата на месте преступления и отобрал у непослушного и оригинал, и копию сочинений.
Горе Баха не знало предела, в слезах он крикнул:
- Раз так, я сам напишу такую музыку, напишу еще лучше!
Брат посмеялся в ответ и сказал:
- Иди спать, болтун.
Но Иоганн Себастьян не бросал слов на ветер и свое детское обещание выполнил.
В заключение концерта прозвучит еще один пример имитационной полифонии, теперь уже великого И.С. Баха. Шпак Виолетта сыграет нам «Маленькую прелюдию» №12, ля минор.
Программа концерта
1. Шайдуллина Амалия (1класс). М.Крутицкий «Зима»
2 Цапыгина Софья (1 класс). Д.Левидова «Колыбельная»
3. Ростова Полина (1 класс). А.Гедике «Ригодон»
4. Закирова Дана (подг.класс). Сперонтес Менуэт
5. Ростова Полина (1 класс). Л.Моцарт Менуэт
6. Абузярова Динара (1 класс). Л.Моцарт Бурре
7. Андреева Анастасия ( 3 класс общее фортепиано) А.Гедике Инвенция
8. Шпак Виолетта И.С.Бах Маленькая прелюдия №12.