СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий круглого стола "Классическая литература - это "машина времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая наработка сценария круглого стола "Классическая литература - это "машина времени" для 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Сценарий круглого стола "Классическая литература - это "машина времени"»

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ

3.1 Сценарий круглого стола «Классическая литература – это «машина времени»

(для учащихся 6 класса)

Вступительное слово педагога-библиотекаря:

…Лежу на диване. Удобно. Приятно.
Смотрю телевизор, и всё мне понятно.
Другие придумали – мне показать.
Не надо ни думать, ни воображать.

Но мама сказала: – Ты видишь чужое.
Занятие это, считаю пустое.
А с книгой полезнее время твоё:
Читаешь чужое, а видишь своё!

На книжном пути сам себе режиссёр,
Художник, артист, музыкант, каскадёр…
Когда интересную книгу читаешь,
С писателем вместе свой мир сочиняешь:

Ты воин-герой, ты спаситель миров,
Ты храбрый Комарик для всех Пауков.
И сказка и быль, и мгновенье и вечность…
Над книжной страницей лететь в бесконечность!

Сказала когда-то мне мама сама,
Что книги читать – это пища ума.
Твой ум развивается воображеньем,
И чтение – лучшее в мире ученье!

Что сейчас читаю люди? Что сейчас читает молодежь? Незнанский, Донцова, Полякова.... Почему? Потому что это самые МОДНЫЕ авторы сегодня. Я не скажу, что они плохо пишут. Но это не та литература, которая сейчас нужна современным людям, молодым людям, наконец, просто мыслящим людям.

Джон Ро́нальд Ру́эл То́лкин - практически культовая личность. Кумир многих людей. Его книги сметаются с прилавков моментально, и тут же эти прилавки заполняются новыми томами "Властелина колец». Потом приходят домой, и с умным видом читают первые десять страниц, закрывают книгу, ставят на полку и в дальнейшем показывают всем гостям, мол, посмотри, какая у меня большая, мудрая, интеллектуальная книжка.

Но чему нас учит тот же Толкин со своими орками, эльфами и хоббитами? Чему нас учат бесконечные "звездные войны"? Ведь у нас есть своя РУССКАЯ литература, которая учит нас самому главному – быть Человеком.

Ребята, а каких писателей-классиков вы знаете?..............

Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883) принадлежит к числу писателей, внесших значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX века. Реальная картина современной жизни в произведениях Тургенева овеяна глубоким гуманизмом, верой в творческие и нравственные силы родного народа, в прогрессивное развитие русского общества. Писатель знал, что историческое движение сопровождается борьбой сил, интересов и устремлений. Он был убежден, что литература помогает обществу осознать свои цели. Выражая мысли, чувства и чаяния современников, литература запечатлевает и передает грядущим поколениям духовный опыт эпохи, имеющий непреходящую ценность, как и характеры людей, порожденные временем. Внимание Тургенева было постоянно приковано к новым явлениям жизни общества. Глубоко уважая традиции национальной культуры, черпая в них творческие импульсы, Тургенев с интересом и сочувствием следил за намечающимися, еще не заметными для большинства современников изменениями общественной психологии, за вновь возникающими идеологическими течениями и социальными типами. В художественном осмыслении действительности он отличался исключительной прозорливостью и чуткостью.

- Какие произведения Ивана Сергеевича Тургенева вы читали?

Прошло 150 лет, а Чехов и его рассказы не теряют своей актуальности до сих пор. Им восхищаются, удивляются, его изучают. Для многих он становится неким идеалом, за которым они следуют всю свою жизнь, которому подражают, пытаются стать таким как он: прекрасными и в лице, и в одежде, и в душе, и в мыслях. Не у каждого получается, но благодаря Чехову, прекрасных людей становится всё больше.

- Назовите пожалуйста произведения Антона Павловича Чехова?……….

Ясная Поляна, усадьба великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, неразрывно связана с его жизнью и творчеством. Здесь он родился в 1828 году и в общей сложности прожил около 60 лет. Здесь он провел счастливые дни своей жизни, ощутил золотую зрелость творческой мысли, остроту духовного восприятия мира... „Без своей Ясной Поля­ны,- говорил Лев Николаевич,- я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней". В Ясную Поляну приходили и приезжали люди из окрестных деревень и со всех концов света — за советом, за правдой, за помощью. Этот уголок тульской земли в конце XIX — начале XX века стал культурным центром России. Сюда стекался цвет творческой интеллигенции- писатели, композиторы, ученые, художники.

- Какие произведения Льва Николаевича Толстого вы читали?.............

В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим считается Иван Андреевич Крылов. Он прошел суровую школу жизни, смог отразить свой опыт в прекрасных баснях,
ставших неотъемлемой частью классической русской литературы. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми. Неоспоримы были заслуги Ивана Андреевича перед русской словесностью. И сегодня даже самый необразованный взрослый, поднапрягшись, вспомнит пару расхожих цитат из крыловских басен.

- Назовите басни Ивана Андреевича Крылова?...............

Пушкин вошёл в историю русской и мировой литературы, прежде всего, как великий национальный поэт. Однако прославился он и благодаря прозаическим произведениям, затрагивавшим важные проблемы, стоявшие перед обществом Российской империи первой половины девятнадцатого века. Его роман «Дубровский» рассказывает нам несколько романтизированную историю, которая, однако, даёт нам довольно яркую и достоверную картину быта российского дворянства и русского крестьянства. Считается, что идея для романа возникла у поэта после того, как его друг – Павел Нащокин, рассказал ему историю белорусского дворянина Островского, который, собрав банду из собственных крестьян, прибегнул к разбою после того, как в результате судебных тяжб был лишён своего имения. В основу романа «Дубровский» легла и социальная обстановка в России в целом. Кризис крепостничества и упадок дворянства к тридцатым годам становились всё очевиднее. Они ещё не достигли последней стадии разложения, однако потребность в реформах была очевидна для многих просвещённых граждан Российской империи. Пушкин стремился обратить внимание людей на общественные проблемы, показать власть имущим назревающие социальные катаклизмы.

Звучит отрывок романса Владимира из оперы «Дубровский» в исполнении Сергея Лемешева.

Ребята, вы на протяжении нескольких уроков знакомились с произведением А.С. Пушкина «Дубровский». Сегодня я предлагаю проверить, насколько вы внимательно читали роман. А для этого мы с вами проведем литературную игру.

Интеллектуальная литературная игра по роману А. С. Пушкина «Дубровский»

Класс делится на 2 команды. Игра начинается с разминки.

Вопросы первой команде:

1. Каким образом Маша пыталась уговорить князя Верейского отказаться от женитьбы?

(Написала ему слёзное письмо).

2. Любимое занятие Андрея Дубровского? (Охота)

3. Сколько гончих и борзых жило у Троекурова? (50)

4. Сколько крепостных было у Андрея Дубровского? (70)

5. С какого возраста Владимир Дубровский жил вдали от отца? (с 8 лет)

6. Как Дефорж – Дубровский расправился с разъярённым медведем? (убил его)

7. Как называлось село, где жили Дубровские? (Кистенёвка)

8. В каком городе учился Владимир Дубровский ? (в Петербурге)

9. Почему шайка разбойников не мстила Троекурову? (Дубровский влюбился в Машу)

10. Что подарил Владимир Дубровский Маше пи последнем свидании? (кольцо)

11. Какова профессия единственного грамотного слуги в селе Дубровских? (повар Харитон).

12. Какому предмету учитель Дефорж обучал Машу? (музыке)

Вопросы второй команде:

1. Какие деревья росли около дома Дубровских? (берёзы)

2. Кого спас кузнец Архип во время пожара? (кошку)

3. Любимы звери Троекурова? (кошка, собака, медведь)

4. С кем Спицын ночевал в доме Троекурова? (с Дубровским)

5. О чём была первая записка Дубровского к Маше? (о свидании)

6. Что любила читать Маша Троекурова? (французские романы)

7. Кто оскорбил Дубровского в гостях у Троекурова? (слуга - псарь)

8. Какое дерево было « связным» между Машей и Владимиром? (дуб)

9. Какие ягоды воровал мальчик Владимира Дубровского в имении Троекурова? (малина)

10. Куда был ранен Владимир во время нападения войск правительства? (в плечо)

11. Чей портрет висел в доме Дубровских? (матери)

12. Какая река протекала рядом с имением князя Верейского? (Волга)

На столе лежат листочки со словами «Узнай, кто это?», «Что бы это значило?», «Почему?», «Хорошо ли знаете текст?», «Продолжите текст». Команды выбирают, на какие вопросы они будут отвечать. Вопросов в каждом разделе от двух до восьми, по мере ответов вопросы убираются из списка.

Вопросы к табличке «Узнай, кто это?»:

1. «От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой» (В. Дубровский)

2. «… около 50-ти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нём свою неизгладимую печать. Несмотря на то наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами» (Князь Верейский)

3. «… толстый мужчина лет 50-ти с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком…» (Антон Пафнутьич Спицын)

4. Чьё это письмо?

«Государь ты наш, Владимир Андреевич, - … решилась тебе доложить о здоровье папенькином. Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем в Песочное». (Орина Егоровна Бузырёва)

Кто послужил прототипом героини? (Арина Родионовна Яковлева)

Вопросы к табличке «Что бы это значило?»:

1) Стремянный

(крепостной слуга, ухаживал за лошадью хозяина, во время охоты был возле господина)

2) Исправник (начальник местной полиции)

3) Повесничать (бездельничать)

4) Камердинер (комнатный слуга)

5) Яства (кушанья)

6) Подорожная (документ, дававший право на получение почтовых лошадей)

7) Смотритель (начальник почтовой станции)

8) Лазарет (больница)

Вопросы к табличке «Почему?»:

1. Почему Троекуров и Дубровский, такие разные, сначала были на удивление дружны, а потом стали врагами? (Гордость и независимость Дубровского)

2. Почему Маша, не обратившая сначала внимания на гувернёра, изменила к нему своё отношение?

(Педагог-библиотекарь – род слуги или мастерового, а они не казались ей мужчинами. После испытания с медведем она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному дворянскому сословию.)

3. Почему на предложение Троекурова поженить детей Андрей Гаврилович отвечал: «Мой Володька не жених Марии Кириловне»?

(Неравный брак – несчастливый брак. Лучше жениться на бедной дворянке и быть хозяином в доме.)

4. Почему К.П. Троекуров решил выдать дочь замуж за кн. Верейского? Что было решающим в этом вопросе? (Богатство и знатность князя)

5. Почему Мария Кириловна сначала обратилась за помощью к Дубровскому, а потом отвергла её?

( Безвыходное положение: лучше стать женой разбойника, чем ненавистного старика. Но помощь Дубровского опоздала: она обвенчана с князем)

6. Почему Дубровский не стал грабить помещицу Глобову?

(Справедлив: грабил только богатых, да и брал лишь половину. А Глобова посылала деньги сыну – офицеру в столицу, как когда-то старик Дубровский Владимиру).

7. Почему князь Верейский отдал Троекурову письмо Маши? Как вы оцениваете его поступок? (Лицемерен, неблагороден, эгоистичен, жесток)

8. Почему дворовой Митя не струсил перед Троекуровым, а Саша, испугавшись отца, всё ему выложил?

(Изнеженный и избалованный Саша предал сестру, а Митя готов вынести побои, но остаться верным Дубровскому)

Вопросы к табличке «Хорошо ли знаете текст?»:

1. Что подтолкнуло Владимира к решению сжечь родной дом?

(Портрет матери, чтоб спасти его от насмешек равнодушных людей)

2. Где хранил Спицын свои деньги?

(В красной шкатулке сначала, а после – в кожаной сумке на груди под рубашкой)

3. Каким развлечением закончился первый визит Марии Кириловны и Кирила Петровича к князю Верейскому? (Фейерверк)

4. Почему Дубровский оставил своих товарищей – разбойников на произвол судьбы?

(Дубровский хотел отомстить Троекурову, но полюбил Машу. Хотел жениться на ней, но её выдали за кн. Верейского. Надеяться больше не на что, поэтому он уезжает за границу.

А преданные ему товарищи – разбойники – всего лишь крепостные. Он не думал искать правды и свободы для них ).

Вопросы к табличке «Продолжите текст» (можно своими словами, но правильно передать смысл):

1. «Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока ….»

( «… не вышлите вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших хлопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин» Андрей Гаврилович Дубровский)

2. Во владение Кириллу Петровичу! Господь упаси и избави…

( … у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерёт» Кучер Антон).



ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Молодцы ребята! Вы показали хорошие знания романа А.С. Пушкина «Дубровский».

Классическая литература - это "машина времени",  способная перенести человека в другую эпоху и пережить вместе с героями их эмоции и поступки. Классическая литература - это связь с предками, далекими и близкими.  Помогает понять свой народ, историю и культуру своей страны.  Дает человеку почву под ногами, национальное сознание, понятие родины. Во всяком случае, чтение - это увлекательное и познавательное занятие.  Литература развлекает и развивает. Классическая литература - это богатство народа! По книгам узнаем мы о предках, по книгам узнают о нас потомки.   

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!» ( Константин Георгиевич Паустовский).



Список использованных источников:

1.Александров, И.Б. Иван Андреевич Крылов - баснописец / И.Б. Александров // Русская речь. - 2004. - №6. - С. 3-6.

2. Алпатова, Т.А. Уроки Ивана Андреевича Крылова / Т.А. Алпатова // Литература в школе. - 2008. - №12. - С. 7-12.

3.Белинский В.Г. Иван Андреевич Крылов/ В.Г.Белинский [Электронный
ресурс] URL: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0370.shtml

4.Жуковский В.А. О басне и баснях Крылова/ В.А.Жуковский
[Электронный ресурс] URL:
http://az.lib.ru/z/zhukowskij_w_a/text_0360.shtml.

5.Зинченко В.Г. Методы изучения литературы. Системный подход: Учебное
пособие/ В.Г.Зинченко, В.Г.Зусман, З.И.Кирнозе.− М.:Флинта: Наука,
2002 − 200с.
6.Иванова Э. Басня: древняя и вечно юная традиция / Э.Иванова
[Электронный ресурс] URL: http://www.svmihalkov.ru/press/2013/media.

7.Самые любимые басни/ Под ред. Е. Серединцовой.-М.: Олма Медиа Групп, 2010.

8.Данилина Т.М. Роман А.С.Пушкина «Дубровский» // Литература в школе. – 1998. - №7. – С. 91-99
9. Школьная библиотека в формате А4 для старшеклассников, учителей словесности и абитуриентов (иллюстрации)