Сценарий культурно-массового мероприятия на тему: «Узнай себя»
Цель: формирование основ позитивной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма у подростка посредством выполнения диагностических методик по определению психологического типа личности
Задачи:
Воспитательные:
- формирование правильного отношения к чертам характера другого человека;
-формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
Обучающие:
-получение представлений о понятии «Характер», «Самооценка»
-приобретение первичного личного опыта самодиагностики и обработки результатов;
Развивающие:
-развитие мотивации обучающихся к самонаблюдению и саморазвитию;
-развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
Форма проведения: Классный час
Оборудование:
1.Доска;
2. Листы бумаги форматом А4,
3. Ручки, карандаши, фломастеры
Дидактический материал:
1.Тесты;
2. Методики.
Содержание сценария:
На доске:
Характер – умение быть собой. (В.Г.Кротов)
Характер – черты характера;
– цельность характера;
– сила характера;
– слабость характера.
Черты характера (напечатаны на листах)
Эпиграф к началу классного часа:
Если все, кто помощи душевной
У меня просил на этом свете…
Мне прислали б по одной копейке,-
Стала б я богаче всех в Египте…
Но они не слали мне копейки,
А со мной своей делились силой.
И я стала всех сильней на свете… (А.Ахматова)
1.Вопросы к размышлению:
- О чем это стихотворение?
- Что такое характер?
- Трудно ли быть самим собой?
- Слышали ли вы когда-нибудь: «Не узнаю его. Он стал другим человеком»?
- Бывает ли такое с вами? С чем это связано?
2. На уроках литературы вы иногда слышите слова: характерный герой, бесхарактерный человек.
- О каких качествах идет речь?
- Какое определение можно дать слову «характер»?
Характер – это совокупность устойчивых качеств личности, которые определяют типичный для данного человека способ поведения и способы отношений.
Характер человека характеризуется его чертами. На доске вы видите различные качества человека, черты его характера.
Черты характера некоторых людей проявляются всегда ярко, и тогда мы используем слова, которые являются четкой и точной характеристикой этих людей (трудяга, трус)
Вспомните литературные персонажи, которые могут быть охарактеризованы подобным образом. Объясните, почему их называют так.
3. Поговорим о свойствах характера.
Цельность – единство слова и дела, воля, целеустремленность, верность долгу.
Сила характера – способность достигать поставленной цели, умение преодолевать трудности, активность деятельности, умение отстаивать убеждения.
Слабость характера – трусость, малодушие, неуверенность в себе.
4. Тест «Мой портрет»
- На листке бумаги справа напишите все ценные черты своего характера, слева – черты, от которых вы хотели бы избавиться.
- Время выполнения 5 минут, вы можете продолжать список на протяжении всего классного часа.
5.Итак, мы увидели, что характер человека и его черты проявляются в различных ситуациях. Как сказал великий философ Спиноза: «Человек познается в трех случаях: в критических ситуациях, при абсолютной свободе и в ситуации успеха».
Очень важно уметь не только видеть характер другого человека, но и уметь видеть свой собственный характер.
-Как назвать умение видеть себя со стороны?
-Именно благодаря самооценке вы сумели или не сумели составить свой собственный портрет.
Самооценка – это мнение человека о самом себе, сформировавшаяся в результате сравнения себя с другими людьми.
6. Тест «Каков уровень вашей самооценки».
Давайте посмотрим на уровень вашей самооценки. Сравним результаты с «Моим портретом».
Отвечая на вопросы, указывайте, как часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале:
Очень часто – 4 балла
Часто – 3 балла
Иногда – 2 балла
Редко – 1 балл
Никогда – 0 баллов
Я часто волнуюсь понапрасну.
Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
Я боюсь выглядеть глупцом.
Я беспокоюсь за свое будущее.
Внешний вид других куда лучше, чем мой.
Как жаль, что многие не понимают меня.
Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
Люди ждут от меня очень многого.
Чувствую себя скованным.
Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
Я не чувствую себя в безопасности.
Мне не с кем поделиться своими мыслями.
Люди не особенно интересуются моими достижениями.
Обработка результатов.
Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям.
Если меньше 10, вам надо избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьмите за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую вы высекли сами или помогли разжечь.
Если сумма превышает 30 баллов, то вы себя недооцениваете.
Набранное количество баллов от10 до 30 свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется, прежде всего, в адекватности самоотражения, т.е. реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Вам по плечу серьёзные дела. Дерзайте!
Ничего страшного, если результаты теста показали низкий уровень самооценки. Ее можно повысить, если следовать правилам, которые напечатаны на листках (распечатки у каждого ученика).
Ребята по очереди читают «15 шагов на пути к повышению своей самооценке»
15 шагов на пути к повышению своей самооценке:
1) Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и сформулируйте свои цели.
2) Проанализируйте свои жизненные планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня.
3) Всегда помните о былых успехах, пусть даже самых маленьких.
4) Чувство вины и стыда не помогает добиться успеха.
5) Критикуйте себя, но при этом ищите в этой критике положительные аспекты.
6) Смотрите на себя и других реальными глазами.
7) Не позволяйте другим людям критиковать вас как личность.
8) Никогда не говорите о себе плохо, это разрушает человека.
9) Помните, иногда поражение – это удача.
10) Если рядом с другими людьми вы чувствуете собственную неполноценность, не тратьте время на этих людей.
11) Позволяйте себе общаться с собой наедине.
12) Будьте открытыми для общения с людьми.
13) Старайтесь хвалить себя за успешные дела раньше, чем вас будут хвалить другие люди.
14) Помните! Вы не сами по себе!
15) Вы воплощение надежд других людей и поэтому должны бороться с любыми препятствиями на своем пути.
7. Итог. Мы надеемся, что сегодня вы более глубоко взглянули внутрь своего характера, задумались о его чертах.«15 шагов» - это правила, которым старайтесь следовать, положите их в дневник и результат не заставит вас ждать.
Для желающих можно провести еще дополнительные тесты:
Тест «Насколько ты эмоционален?»
Инструкция. На каждый вопрос ответь «да» или «нет».
1. Стыдно ли тебе плакать при чужих людях?
2. Думаешь ли ты, что слезы — признак слабости?
3. Должны ли, по твоему мнению, мужчины и мальчики скрывать свои слезы?
4. Смущаешься ли ты, если плачешь во время демонстрации фильма или чтения книги?
5. Станешь ли ты сдерживать слезы на похоронах?
6. Считаешь ли ты, что слезы — это ненужное выражение эмоций?
7. Ты позволяешь себя утешать?
8. Смущаешься ли ты, если видишь взрослого мужчину плачущим?
9. Всегда ли ты стараешься скрыть свой гнев?
10. Стараешься ли ты скрывать свое разочарование?
11. Случается ли, что ты не в состоянии овладеть собой?
12. Возникали ли у тебя когда-нибудь проблемы из-за своего нрава?
13. Веришь ли ты, что мог бы стать лучше, если бы тебе удалось избавиться от своей гневливости?
14. Склонен ли ты размышлять о том, что тебя на сей раз рассердило?
15. Легко ли ты раздражаешься?
16. Стараешься ли ты прикоснуться к тому, кого любишь, хотя бы один раз в день?
17. Тебе нравится физическое выражение любви?
18. Появляется ли у тебя родительское чувство при виде грудных детей?
19. Нравится ли тебе массаж?
20. Было ли у тебя домашнее животное, которое ты очень любил?
21. Нравится ли тебе, когда тебя целуют и обнимают?
22. Смеешься ли ты громко, когда смотришь комедии?
23. Когда слушаешь музыку, случалось ли тебе притопывать или жестикулировать в такт?
24. Тебе свойственно аплодировать во время концертов или спортивных зрелищ?
25. Выражаешь ли ты вслух свою поддержку героям фильмов или спортивных состязаний?
26. Можешь ли ты вспомнить, когда в последний раз смеялся?
Обработка и интерпретация результатов.
В вопросах 1-6, 8-10 и 14 один балл тебе дает отрицательный ответ, а в вопросах 7, 11-13 и 15-26 — положительный.
От 13 до 26 баллов: у тебя здоровое отношение к эмоциям. Тебе не стыдно иногда показывать свои чувства.
От 4 до 12 баллов: ты знаешь, как показать свои эмоции. Но в силу каких-то причин предпочитаешь скрывать их. Проявление чувств поможет укрепить твое здоровье.
3 балла или меньше: ты слишком сдержанный человек. Не будет ничего плохого, если люди узнают, что ты чувствуешь. Чем больше ты будешь бороться, сдерживая твои естественные порывы, тем вероятнее, что эти порывы ухудшат твое здоровье.
Тест «Каков ваш творческий потенциал?»
Инструкция. Выберите один из предложенных вариантов ответов на следующие вопросы и утверждения.
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен?
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы собираетесь работать?
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить в своей жизни и в жизни других людей?
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание?
а) да;
б) часто думаете, что не сумеете;
в) да, часто.
6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которого абсолютно не знаете?
а) да, неизвестное вас привлекает;
б) неизвестное вас не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства?
а) да;
б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
в) да, но только если вам это нравится.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?
а) да;
б) нет, вы хотите научиться только самому основному;
в) нет, вы хотите только удовлетворить ваше любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу;
б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;
в) продолжаете делать ваше дело, даже когда становится, очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, должных перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
а) да;
б) нет, боитесь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось?
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не сможете;
в) запоминаете только то, что вас интересует.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения?
а) да, без затруднения;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторите, но не совсем правильно, тем вероятнее, что эти порывы ухудшат твое здоровье.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) оставаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
б) вы более или менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать.
16. Когда вы один:
а) любите мечтать о каких-то, даже может быть, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, связанных с вашей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
б) вы можете делать это только в одиночестве;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Обработка и интерпретация результатов.
Подсчитайте очки, которые вы набрали, следующим образом:
за ответ «а» — 3 очка;
за ответ «б» — 1 очко;
за ответ «в» — 2 очка.
Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности; вопросы 2, 3, 4, 5 — веру в себя; вопросы 9 и 15 — постоянство; вопрос 10 — амбициозность; вопросы 12 и 13 — слуховую память; вопрос 11 — зрительную память; вопрос 14 — ваше стремление быть независимым; вопросы 16, 17 — способность абстрагироваться; вопрос 18 — степень сосредоточенности.
Эти способности и составляют качества творческого потенциала. Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.
49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У вас вполне хороший творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, еще не обрел силу, и его необходимо развивать. Но быть может, вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этих мыслей и таким образом решите проблему.
Методика «Твой цвет и твой характер»
Большинство людей отдают предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере не больше чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются: в одежде, обстановке и т. д.). Ответ на вопрос, «Какой твой любимый цвет?» может приоткрыть тайны характера, эмоционального склада личности. Конечно, нельзя отрицать, что приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Ведь мы и сами меняемся...
Белый — это синтез всех цветов, поэтому он является идеальным цветом, «цветом мечты». В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает.
Черный цвет противостоит белому. Это цвет неуверенности, символизирует мрачное восприятие жизни. Это цвет максимализма, критики, суда. Тот, кто предпочитает одеваться в черное, нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой, более яркий, — показатель того, что пессимистические настроения рассеиваются.
Серый — это любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-нибудь решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера.
Красный — цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смелый, волевой, властный тип, вспыльчивый, общительный. К тому же альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает, — комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях.
Оранжевый — любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей.
Коричневый цвет и все его оттенки (цвет земли) предпочитают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Когда он неприятен, то это говорит о себялюбии и эгоизме, о том, что этот человек скрытен, с трудом идет на откровенность.
Желтый цвет символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспосабливаемость и умение получать удовольствие от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенном, с которым трудно завязать знакомство.
Салатный — цвет мизантропов и циников. Нравится он только людям властным, которые стремятся навязать свою волю другим, но сами боятся действовать, дабы не попасть в затруднительное положение.
Розовый — это цвет жизни, всего живого, он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по любому, самому незначительному поводу. У людей прагматичных этот цвет вызывает раздражение.
Фиолетовый цвет говорит об очень большой эмоциональности, чувствительности, высокой духовности и деликатности. Когда он неприятен — это признак развитого чувства долга, желания жить только настоящим. Это типичный цвет гармонично развитых людей.
Синий. Поскольку это цвет неба, то его обычно связывают с духовной возвышенностью человека, его чистотой. Если он нравится, это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать. Он быстро и легко устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление того, что он может все на свете. Но, в сущности, он — образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, скрытом под маской обходительности.
Зеленый — цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способа самоутверждения, так как это для него жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще — всех трудностей.
Список литературы:
Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. М.: ВАКО, 2006. – 128с.
Предчувствие портрета: Сб. тестов/сост. Е.Владимирова. – Екатеринбург: Изд-во «Ладъ»,1992.-160 с.;
Психология [электронный источник]-http://www.psihologu.info.