Сценарий квест-игры
«Долгий путь к Победе»,
посвященный 75-летию Победы в
Великой Отечественной войне
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации №327 от 8 июля 2019 г. 2020-й год в Российской Федерации объявлен Годом памяти и славы. Организация тематического года возложена на Российский организационный комитет ≪Победа≫. Таким образом, новый учебный год (2019/2020) станет для системы общего образования годом интенсивной подготовки к празднованию в общеобразовательных организациях 75- летнего юбилея Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и проведения соответствующих праздничных и памятных мероприятий.
Этому знаменательному юбилею посвящена квест-игра «Долгий путь к Победе»
Цель: формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину, за наш народ и героические страницы истории России
Задачи внеклассного мероприятия:
Образовательная: формирование познавательной компетенции через актуализацию знаний студентов о Великой Отечественной войне;
Развивающая: формирование информационно-коммуникативной, социально-мировоззренческой компетенций через умения работать в команде, ясно и лаконично выражать свои мысли, ориентироваться в социальной информации и др.;
Воспитывающая: воспитание патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности), интереса и уважения к историческому прошлому Родины, культурным и историческим традициям своего и других народов, стремления сохранить и приумножить культурное наследие своей страны.
Образовательные технологии: игровая технология, информационно-коммуникативная.
Организаторы этапов: классный руководитель и учащиеся старших классов.
Оснащение: кабинеты с компьютерным оборудованием, музыкальные композиции, ватманы, раздаточные листы, стенды.
Участники: обучающиеся 5 - 11 классов.
Время проведения: 1-1,5 часа.
1. Подготовительный этап:
- определяется 6 команд, и в соответствии с этим - количество этапов (6 станций);
- определяются тематика, название, содержание и техническое обеспечение каждого этапа;
- подготовка к проведению квеста (создание презентации, подбор музыкальной композиции, маршрутных карт, раздаточных материалов.)
- обучающиеся готовят инсценированную песню на военную тематику.
2. Организационный этап.
1) Вступительное слово организатора квеста:
В 2020 году наша страна будет праздновать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. За всю историю наш народ подвергся немалым испытаниям. Но Великая Отечественная война по своим масштабам, разрушениям и человеческим жертвам не имела себе равных за всю историю нашего государства. Тем значимее наша Победа! Великая Отечественная война 1941-1945 г. длилась 1418 дней и ночей. Эта трагедия прошла через каждую семью и сердце каждого гражданина СССР. За годы Великой Отечественной войны погибло более 27 миллионов человек. Эта трагедия коснулась абсолютно каждого в нашей стране. Много людей погибло от голода, бомбёжек, артобстрелов, тяжких условий жизни и труда. В эти тяжёлые годы солдаты и обычные жители совершали героические поступки, спасая чужие жизни и приближая Великую Победу.
С каждым годом все меньше и меньше остаётся участников и свидетелей тех страшных событий. Каждый вёл ожесточённую борьбу с фашистами, кто воевал на полях сражений, кто в тылу не покладая рук, не жалея сил трудился на благо Родине, приближая Великую Победу.
Важно сохранить на века и передавать из поколения в поколение память о Великой Отечественной войне, о трагических событиях и героических поступках наших предков.
Сегодня вам предстоит поучаствовать в игре, где каждый сможет проявить себя, свои знания и способности. И как в бою, от вашей сплоченности будет зависеть успех вашей команды.
2) Объяснение основных условий игры:
каждая команда получает маршрутный лист;
необходимо пройти испытание строго в указанной последовательности указанные на маршрутной карте и заработать наибольшее количество баллов;
после прохождения всех станций каждая команда получает слово (задача заключается в том, чтобы из слов сложить одно слово ПОБЕДА в конце мероприятия).
3) Распределение учащихся по командам происходит заранее. Для этого заготавливаются фишки разных цветов, по которым затем формируются команды. Количество участников в команде – 10 человек.
4) Команды получают маршрутную карту, на которой указаны этапы- станции (у каждой команды указаны станции в разной последовательности, чтобы участники шли по своему маршруту и не мешали другим командам).
Маршрутный лист
№ | Станция | Выполнение задания (количество баллов) | Всего | Подпись организатора станции |
1 | Шифровка | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | Географическая | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | Ребусная | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | Историческая | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | Музыкальная | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | Литературная | | | | | | | | | | | | | | | |
| Итого | | | |
Основной этап
Прохождение испытаний
(предположительное время на прохождение каждого этапа 7 - 10минут)
1 станция «Шифровка»
Организатор станции:
Прочитайте внимательно Акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил и восстановите зашифрованные слова.
АКТ О ВОЕННОЙ КАПИТУЛЯЦИИ
1. Мы, нижеподписавшиеся, действуя от имени Германского Верховного Командования, соглашаемся на безоговорочную капитуляцию всех наших вооруженных сил на суше, на море и в воздухе, а также всех сил, находящихся в настоящее время под немецким командованием, — Верховному Главнокомандованию Красной Армии и одновременно Верховному Командованию Союзных экспедиционных сил.
2. Германское Верховное Командование немедленно издаст приказы всем немецким командующим сухопутными, морскими и воздушными силами и всем силам, находящимся под германским командованием, прекратить военные действия в 23-01 часа по центрально-европейскому времени 8-го мая 1945 года, остаться на своих местах, где они находятся в это время и полностью разоружиться, передав всё их оружие и военное имущество местным союзным командующим или офицерам, выделенным представителям Союзного Верховного Командования, не разрушать и не причинять никаких повреждений пароходам, судам и самолетам, их двигателям, корпусам и оборудованию, а также машинам, вооружению, аппаратам и всем вообще военно-техническим средствам ведения войны.
3. Германское Верховное Командование немедленно выделит соответствующих командиров и обеспечит выполнение всех дальнейших приказов, изданных Верховным Главнокомандованием Красной Армии и Верховным Командованием Союзных экспедиционных сил.
4. Этот акт не будет являться препятствием к замене его другим генеральным документом о капитуляции, заключенным объединенными нациями или от их имени, применимым к Германии и германским вооруженным силам в целом.
5. В случае, если немецкое Верховное Командование или какие-либо вооруженные силы, находящиеся под его командованием, не будут действовать в соответствии с этим актом о капитуляции, Верховное Командование Красной Армии, а также Верховное Командование Союзных экспедиционных сил, предпримут такие карательные меры, или другие действия, которые они сочтут необходимыми.
6. Этот акт составлен на русском, английском и немецком языках. Только русский и английский тексты являются аутентичными.
Подписано 8 мая 1945 года в гор. Берлине.
От имени Германского Верховного Командования:
Кейтель, Фриденбург, Штумпф
В присутствии:
По уполномочию Верховного Главнокомандования Красной Армии | По уполномочию Верховного Командующего экспедиционными силами союзников |
Маршала Советского Союза | Главного Маршала Авиации |
4.12. 8 21 12 16 3 1 | 20 6 5 5 6 18 1 |
| |
При подписании также присутствовали в качестве свидетелей:
Командующий стратегическими воздушными силами США генерал | Главнокомандующий __________________ армией генерал |
19 17 1 1 20 19 | ДЕЛАТР де ТАССИНЬИ |
| 22 18 1 15 24 21 9 19 12 16 11 |
Зачитайте ваши ответы.
За каждый правильный ответ организатор выставляет по 1 баллу в маршрутный лист участников квеста.
2 станция «Географическая»
Организатор станции:
Когда в июне 1941 г. фашистская Германия обрушила на наш страну всю мощь своего удара, на ее пути могучим бастионом встал каждый советский город. В них шла героическая борьба буквально за каждый квартал, за каждую пядь земли, что морально и физически изматывало противника.
Особо отличившимся городам за массово проявленное мужество и героизм их защитников впоследствии было присвоено высокое звание «Города-героя».
Звания Города-героя удостоились 12 советских городов и одна крепость. Города уже отмечены на карте, вам необходимо расставить название городов. За каждый верно расставленный город, вы получаете 1 балл. Организатор выдает карту участникам.
1. Ленинград
2. Одесса
3. Севастополь
4. Волгоград (в годы войны Сталинград)
5. Киев
6. Брестская крепость
7. Москва
8. Керчь
9. Новороссийск
10. Минск
11. Тула
12. Мурманск
13. Смоленск
3 станция «Ребусная»
Организатор станции: Сейчас вам необходимо отгадать загадки, в которых разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами и другими знаками. За каждый правильный ответ организатор выставляет по 1 баллу в маршрутный лист участников квеста. Удачи в разгадывании ребусов.
Красная Армия
Парад Победы
Отечество
Отвага
4 станция «Историческая»
Главным героем войны был простой солдат. Испокон веков русский солдат стоял на страже мира и покоя своего народа, охраняя границы родной земли. Это он вынес на своих плечах всю тяжесть кровопролитных боев, показал невиданную стойкость и беспримерный героизм.
Ни шагу назад! Пусть трус и малодушный, для кого своя жизнь дороже родины, гибнет без славы. Ему нет и не будет места на нашей земле. Россия и гитлеровская Германия бьются насмерть, но все великие битвы выиграны нами, ценой нечеловеческих усилий, потерь, кровопролитий, лишений и смертей.
Восстановите на временной ленте сражений: Дата – Событие.
За каждый правильный ответ организатор выставляет по 1 баллу в маршрутный лист участников квеста.
5 станция «Музыкальная»
Организатор станции оценивает домашнее задание (инсценированная песня на военную тематику). Организатор оценивает по 5 бальной шкале выступление.
6 станция «Литературная»
75 лет назад закончилась самая страшная в истории России война. Постепенно забывается ужас и боль, уходят последние свидетели, которые могли бы рассказать молодому поколению, как жили, страдали, сражались их предки.
Остаются только фильмы и книги про войну 1941-1945 года, задача которых показать правду и донести, что такое не должно повториться. Сейчас снова заговорили о войне, способной стать решением политических или экономических проблем.
Война ничего не решает! Она приносит разрушения, мучения и смерть. Книги о войне 1941-1945 года — это книги памяти мирному населению, солдатам и офицерам, погибшим или получившим ранения, их стойкости, мужеству и патриотизму.
Великие сражения и судьбы обычных героев описаны во многих художественных произведениях, но есть книги, мимо которых нельзя пройти и о которых нельзя забывать. Они заставляют читателя задуматься о настоящем и прошлом, о жизни и смерти, о мире и войне. Мы подготовили список из десяти книг, посвящённых событиям Великой Отечественной войны, ваша задача определить название произведения.
«А зори здесь тихие…» Борис Васильев
«________________________» — книга-предостережение, заставляющая ответить на вопрос: «А на что готов я ради своей Родины?». В основе сюжета повести Бориса Васильева лежит реально совершённый подвиг времён Великой Отечественной войны: семь самоотверженных солдат не дали немецкой диверсионной группе взорвать Кировскую железную дорогу, по которой доставляли для Мурманска снаряжение и войска. После сражения в живых остался лишь один командир группы. Уже во время работы над произведением автор решил заменить образы бойцов на женские, чтобы сделать историю более драматичной. В итоге получилась книга о женщинах-героях, поражающая читателей правдивостью повествования. Прообразами пяти девушек-добровольцев, вступающих в неравную схватку с группой фашистских диверсантов, стали сверстницы по школе писателя-фронтовика, также в них угадываются черты радисток, медсестёр, разведчиц, которых Васильев встречал в годы войны.
«Живые и мёртвые» Константин Симонов
Константин Симонов широкому кругу читателей больше известен, как поэт. Его стихотворение «Жди меня» знают и помнят наизусть не только ветераны. Однако проза фронтовика ничуть не уступает его поэзии. Одним из самых сильных романов писателя считается эпопея «______________________», состоящая из книг «______________________», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето». Это не просто роман о войне: первая часть трилогии практически воспроизводит личный фронтовой дневник писателя, который как корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. На страницах книги автор воссоздаёт борьбу советского народа против фашистских захватчиков с самых первых месяцев страшной войны до знаменитого «последнего лета».
«Судьба человека» Михаил Шолохов
В основе рассказа «____________________» лежит реальная история, произошедшая с автором. В 1946 году Михаил Шолохов случайно встретил бывшего вояку, который рассказал писателю о своей жизни. Судьба мужчины настолько поразила Шолохова, что он решил запечатлеть её на страницах книги. В повести автор знакомит читателя с Андреем Соколовым, который сумел сохранить силу духа, несмотря на тяжёлые испытания: ранение, плен, побег, гибель семьи и, наконец, смерть сына в самый счастливый день, 9 мая 1945 года. После войны герой находит в себе силы, чтобы начать новую жизнь и подарить надежду другому человеку — он усыновляет осиротевшего мальчика Ваню. В «______________________» личная история на фоне страшных событий показывает судьбу целого народа и твёрдость русского характера, который можно назвать символом победы советских войск над фашистами.
«Василий Тёркин» Александр Твардовский
Поэма Твардовского «________________________» получила всенародное признание ещё в 1942 году, когда её первые главы были напечатаны в газете Западного фронта «Красноармейская правда». Солдаты сразу признали главного героя произведения образцом для подражания. Василий — обычный русский парень, который искренне любит Родину и свой народ, с юмором воспринимает любые жизненные тяготы и находит выход даже из самого трудного положения. Кто-то видел в нём товарища по окопу, кто-то давнего приятеля, а кто-то угадывал в его чертах себя. Образ народного героя настолько полюбился читателям, что даже после войны с ним не хотели расставаться.
«У войны — не женское лицо» Светлана Алексиевич
«_____________________________» — одна из самых знаменитых книг о Великой Отечественной, где война показана глазами женщины. Роман был написан в 1983 году, но долгое время не печатался, так как его автора обвиняли в пацифизме, натурализме, в развенчании героического образа советской женщины. Однако Светлана Алексиевич писала совсем о другом: она показывала, что девушки и война — понятия несовместимые, хотя бы потому, что женщина даёт жизнь, тогда как любая война — прежде всего убивает. В своём романе Алексиевич собрала рассказы фронтовичек, чтобы показать, какими они были, девчонки сорок первого годка, и как уходили на фронт. Автор провела читателей по страшному, жестокому, не женскому пути войны.
Окончание квеста.
После прохождения всех станций, команды возвращаются в актовый зал. Сдают маршрутные листы экспертной комиссии для подсчета голосов.
Организатор выстраивает ребят по кругу и предлагает каждому вспомнить о своем родном человеке, который участвовал в войне и передавая зажженную свечу памяти из рук в руки, напоминая себе как трепетно нужно относиться к памяти своих близких людей.
75-летие Великой Победы это 75 лет гордости за мужество, за огромные подвиги и самопожертвование великого народа!
День 75-летия Победы - это память, гордость и честь за наших предков, за их героические поступки, за любовь к нашей Родине, которую мы обязаны пронести через свою жизнь и передать будущему поколению.
На последней станции вам было выдано слово, составьте, используя 6 слов одно, значимое слово (первая буква слова является буквой главного зашифрованного слова Победа»).
Патриотизм
Отечество
Будущее
Единство
Дружба
Армия
Подведение итогов квест-игры.
Я надеюсь, что наша квест- игра не оставит вас равнодушными, а может заставит вас по-новому относиться к гражданскому и воинскому долгу перед Отечеством. Сегодня мы имели возможность приобщиться к нашей героической истории, вспомнить о тех страшных годах и понять, что это больше никогда не должно повториться.