Сценарий квест-игры по профилактике правонарушений среди воспитанников интерната для детей из числа КМНС..
Цель: снижение подростковой преступности среди воспитанников интерната для детей из числа КМНС.
Задачи мероприятия:
Повышение и проверка уровня знаний по кодексам Р.Ф среди воспитанников интерната для детей из числа КМНС;
Повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора воспитанников интерната для детей из числа КМНС;
Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу среди воспитанников интерната для детей из числа КМНС;
Умение работать в команде, сотрудничать.
Добрый день уважаемые воспитанники. Вы пришли на стойбище, которая называется «Профилактика правонарушений».
На этом стойбище вас ждёт квест-игра, которая называется «Закон на нашей земле». Наше мероприятие я хочу начать со сказки народа ханты «Три мудрых слова».
Жили муж с женой. Жили бедно. Не было у них запасов еды. Собирали крохи — тем и жили. Однажды муж говорит жене:
- Пойду я по земле, поищу работу.
Сказал так, собрался и ушёл.
Шёл-шёл он, пришёл в город. Нанялся богачу служить. Богач дал мужику кисы и сказал:
- Будешь работать у меня до тех пор, пока кисы не износишь.
Нечего делать бедняку – сам напросился, согласился на такое условие.
Работает мужик месяц, а кисы все как новенькие. Работает полгода - а кисы все такие же. Однажды работал, работал мужик да и не заметил, как белобородый старик к нему подошёл.
Сказал ему старик:
- Я хочу тебе помочь, слушай меня. Кисы эти не износишь - они из человечьей кожи. Их можно век носить - всё как новые будут. Ты после работы ставь их сушить на горячую печь: кожа потрескается, быстрее износятся. Когда закончишь службу, хозяин предложит тебе выбор: или триста рублей, или три мудрых слова. Ты денег не бери, а проси, чтоб он сказал три мудрых слова.
Сказав это, старик исчез.
Мужик после работы ставил теперь сушить кисы у горячей печки. Когда кисы износились, пришёл он к хозяину и говорит:
- кисы износились - кончилась моя служба!
- Ну, что ж,- сказал хозяин. –Только тебе удалось быстро износить кисы. Выбирай, что тебе нужней: или триста рублей, или три мудрых слова.
Подумал работник и говорит:
— Бедному от трёхсот рублей не разбогатеть. Говори мне три мудрых слова.
— Тогда слушай внимательно. Когда очень захочешь пить, ищи воду в углублениях между кочками. Когда идёшь в чужой дом, приостановись перед дверью. И последний мой совет: когда захочешь что-нибудь перерубить, остановись на мгновение, перед тем как опустить топор.
Выслушал это мужик и думает: «Эх, зря я отказался от денег - что это за мудрые слова, когда их всякий знает».
Делать нечего, отправился он домой. Шёл день, шел два, на третий, к полудню, видит - впереди сбилось большое стадо коров и косяк лошадей, а со стадом - люди. Подошел мужик поближе, спросил, что случилось. Оказалось, люди гнали скот в дальние земли и несколько дней без воды шли, много скота потеряли. Теперь вот так обессилели, что дальше идти не могут.
Вспомнил мужик тут первый совет. Нашёл воду между кочками, напоил людей и скот. Обрадовались люди и подарили мужику много коров и лошадей.
Теперь в путь отправились все вместе. К вечеру подошли к городу, остановились здесь торговать.
Местный князь пригласил приезжих на пир, а те взяли с собой мужика. Не хотел идти наш мужик, да уговорили.
Подошёл он к княжескому дому последним. Только было протянул руку, чтобы открыть дверь, вспомнил второй совет и тут же услышал за дверью такой разговор. Женский голос сказал:
- Сам бог подарил нам сегодняшний день. Сегодня приехали гости в наш город. Случай удобный, чтобы убить мужа: подозрения падут на приезжих. Ты женишься на мне и князем станешь.
Незаметно мужик приоткрыл дверь, у обоих говоривших отрезал от платьев по лоскутку и ушел к себе.
На другой день в городе поднялся большой шум. Оказалось, князя ночью убили. Схватили всех гостей. Стали допрашивать, но никто не сознаётся. Тут толпа расступилась. Мужик вышел вперед и рассказал всё, что слышал и видел вчера вечером. Потом подошел к княгине и тому человеку, что с нею вчера был, достал лоскутки платьев, приложил их - они точно на место легли.
Жену князя и мужчину того тут же схватили. А мужик от горожан большую награду получил.
Отправился мужик домой. Долго шёл он, но пришел в свою деревню.
Пришёл он в свою деревню и видит: на месте старой его избушки стоит новый дом. Вошёл в дом, жену свою увидел спящей. А рядом с ней спал какой-то молодой парень. Не понравилось это мужику. Решил он убить чужого. Взял топор, только занёс было над головой, как вспомнил третий совет. А тут и жена проснулась.
Проснулась и сказала:
- Что ты делаешь, безумный! Это наш сын. Сколько времени тебя не было, наш мальчик так вырос!
Стали они жить счастливо. Может, до сих пор живут.
В хантыйской сказке «Три мудрых слова» главный герой получает совет от белобородого старика, как ему поступить с кисамии. Мужик выбирает три мудрых слова, которыми он в дальнейшем воспользовался, а не деньги. Эти советы оказались для него полезней.
Я думаю, что каждый из нас в жизни сталкивался с мудрыми советами родителей, бабушек, дедушек, учителей. Часто эти советы, а не материальные блага помогают нам в жизни. Таким образом, мудрые слова – это лучшее богатство. Потому что полезный и правильный совет не купить. Но мудрость не дается при рождении, она приобретается с годами. Мудрости человек учится, когда слушает старших, когда формирует выводы на основе пережитого кем-то или на собственном опыте. А также мудрый человек - тот,
кто помогает другим, не совершает противоправных действий по отношении к другим, главным считает доброту, милосердие и любовь.
Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
И сегодня я предлагаю вам пройти квест-игру Мы попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность».
СТОЙБИЩЕ №1 «Гражданин своей страны»
1. В каком возрасте человеку выдается паспорт? (14 лет)
2. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фотографией? (Ф. И. О., пол, дата рождения, место рождения).
3. Какие еще сведения имеются в паспорте? (воинская обязанность, семейное положение дети, сведения о ранее выданном паспорте).
4. В каких случаях гражданину могут поменять паспорт? (при утрате паспорта и при смене фамилии)
5. Как выглядит флаг России? (трехцветное полотнище. Цвета с низу вверх: Красный, синий, белый)
6. Что изображено на гербе нашей страны? (двухглавый орел)
7. Кто является президентом нашей страны? (В. В. Путин)
СТОБИЩЕ №2 «Наш интернат»
1. Как правильно называется наш интернат? (Интернат для детей из числа КМНС при «МАОУ «Школа № 1 им. В.И.Муравленко»)
2. Сколько дней в неделю учатся в школе? (6 дней)
3. Сколько месяцев в году наши воспитанники находятся в интернате и учатся в школе? (9 месяцев)
4. Кто является заведующим нашего интерната?
Распределите, что является правами, а что является обязанностями воспитанников.
Уважать воспитателей и учителей (обязанность)
Бесплатное образование (права)
Удобное рабочее место (права)
Отдыхать во время занятий в школе и интернате (права)
Охрана здоровья (права)
Соблюдать правила проживания в интернате (обязанность)
Выбирать кружки с секции по своему интересу (права)
Хорошее поведение в интернате (обязанность)
Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения в городе и во время проживания на стойбище(обязанность).
Бережное отношение к имуществу интерната (обязанность).
СТОЙБИЩЕ №3 «Виды юридической ответственности»
В: А теперь я расскажу вам о видах юридической ответственности за нарушения.
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет;
2. Административная ответственность – применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы;
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т. е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины;
4. Гражданско–правовая ответственность – регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Сейчас я дам вам задания, а вы постарайтесь правильно ответить: к какому виду ответственности относится нарушение:
1. Порвал футболку соседа по комнате. (Гражданская)
2. Появление подростка в интернате в нетрезвом виде. (Административная)
3. Избил соседа по комнате. (Уголовная)
4. Совершил кражу мобильного телефона. (Уголовная)
5. Совершил прогул, не пришел в интернат вовремя. (Дисциплинарная)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (Административная)
7. Разбил мячом окно. (Гражданская)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (Административная)
9. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (Уголовная)
10. Подростки писали на стенах интерната нецензурные слова. (Административная)
СТОЙБИЩЕ №4 «Герои сказок народа ханты»
Вам необходимо по описанию назвать героя сказки:
1. Он именуется младшим братом человека и всех зверей. Его образ занимает значительное место в сказаниях, священных песнях, обрядах. Выступал в роли судьи и поборника справедливости. Ханты избегают называть его настоящим именем, употребляя иносказательные термины "он", "старик", "зверь". С одной стороны, он зверь, объект охоты, источник пищи, а с другой бывший человек, родственник, родоначальник. (медведь)
2. Эту сказку сочинили для детей люди, которые жили на берегу реки и питались недорогой речной рыбой (окунями, ершами). Через образ этого зверька взрослые учат детей, как нужно осторожно есть костлявую рыбу, чтобы косточка не застряла в горле. Другая важная мысль этой маленькой сказки — не переедай, не ешь столько, чтобы живот надувался, как пузырь — это опасно для здоровья (мышонок).
3. Эта сказка своими героями учит развивать наблюдательность, рассудительность, ум, осуждает хвастливость. В споре с большим зверем маленький зверек победил, благодаря уму и рассудительности, но он, же спровоцировал большого зверя на драку своим поведением («Медведь и Бурундук»).
4. Представляется в виде семиязычной женщины в красном платье; во многих мифах требует возмездия за нарушение традиционных запретов, связанных с ним, обращались почтительно и заботливо, ему приносили жертвы. С его помощью угадывали будущее, клялись, отпугивали злых духов (огонь).5. Долго терпела мать своенравие своих сыновей, но когда они не захотели принести ей, больной, воды напиться, решила мать превратиться в птицу и покинуть непослушных детей (Кукушка).
6. А потом она нашла брата, жена которого обернулась когда-то медведицей. Извинилась девушка в очередной раз и устроили они пир горой (девочка Маченкат).
7. В этой сказке произошла ссора, ногой как пнула, что у той на горле появилось чёрное пятно. Столько лет прошло, а пятно до сих пор осталось ( Мышка и трясогузка).
СТОЙБИЩЕ №5 «Раскрытие преступления»
У нас произошло преступление! Вам нужно поскорее раскрыть его. Вот ваше задание. Ответив на вопросы кроссворда, вы узнаете, кто совершил преступление.
| | | | | 1 | З | А | К | О | Н | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | Е | | | | | | | | | |
| | | | | | 2 | П | Р | Е | С | Т | У | П | Л | Е | Н | И | Е | |
| | | | | 3 | У | Г | О | Л | О | В | Н | А | Я | | | | | |
| | | | | | 4 | П | Р | А | В | О | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | Е | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 5 | П | Р | И | Г | О | В | О | Р | | | |
6 | П | Р | А | В | О | Н | А | Р | У | Ш | Е | Н | И | Е | | | | | |
| | | | | | | | | | Е | | | | | | | | | |
| | | 7 | Н | А | К | А | З | А | Н | И | Е | | | | | | | |
| | | | | | | | | | Н | | | | | | | | | |
| | 8 | О | Б | Я | З | А | Н | Н | О | С | Т | Ь | | | | | | |
| | | | | | | | | | Л | | | | | | | | | |
| | | | | | 9 | К | О | Д | Е | К | С | | | | | | | |
| | 10 | А | Д | М | И | Н | И | С | Т | Р | А | Т | И | В | Н | А | Я | |
| | | | | | | | | | Н | | | | | | | | | |
| | | | 11 | К | О | Н | Ф | Л | И | К | Т | | | | | | | |
| | | | | | | | | | Й | | | | | | | | | |
Нормативный акт, принятый высшим представительным (то есть избранным всем народом) органом государства.
Действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.
Какая ответственность следует за совершение общественно опасного деяния, посягающего на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок
Совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, регулятор общественных отношений.
Решение принятое в ходе судебного заседания.
Противоправное виновное умышленное или неосторожное действие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Мера воздействия против совершившего преступление, проступок.
Определённый круг действий, возложенный на кого-нибудь и безусловных для выполнения.
Как называется свод законов, регламентирующий ответственность в административном/уголовном праве?
К какой ответственности привлекаются за нарушение правил дорожного движения?
Столкновение, серьёзное разногласие, спор.
ОТВЕТ: Несовершеннолетний.
Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать.
Наше мероприятие подходит к завершению. Была ли полезна сегодняшняя встреча для каждого из вас?
Вы видите «Березу мнений». На этом древе каждый из вас поместит либо красную ленточку, что значит - я выбираю законопослушное поведение, либо зеленую ленточку, что значит - я задумаюсь, либо голубую ленточку - я останусь при своем мнении. (Дети выполняют задание.)
Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.