КГУ «Средняя школа №12» Отдела образования г. Кокшетау
Сценарий квест-игры
по русскому языку
«Тайны русского языка»
Подготовила и провела:
Маркевич С.С.,
учитель русского языка и литературы
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Внеурочная работа по русскому языку и литературе является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается, прежде всего, в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий.
Внеурочная деятельность даёт возможность углублять приобретаемые на уроках знания, совершенствовать умение анализировать различные языковые явления, расширять лингвистический кругозор школьников.
Предлагаемое внеклассное мероприятие по русскому языку «Школа загадок» построено в форме игры-квеста (приключенческая игра (от англ. quest — поиски), adventure (англ. приключение) — один из основных жанров компьютерных игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету). Подобная форма проведения мероприятия способствует формированию ряда компетенций: учебно-познавательной, информационной, лингвистической, интеллектуальной, коммуникативной.
Внеклассное мероприятие разработано в рамках Недели русского языка и литературы.
Работу команд регулируют Помощники-Тьюторы – учителя, которые контролируют ход поиска решения задач, следят за временем подготовки, но не дают подсказок или готовых решений. Цель игры – самостоятельный поиск неизвестного.
Форма проведения мероприятия: квест- игра - путешествие по станциям
Участники: ученики 7 классов
Продолжительность квеста: 1 час
Место проведения: учебные кабинеты, территория школы
Авторы: Маркевич Светлана Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Обучающие цели:
- Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка - Формировать умения применять полученные знания на практике.
- Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.
- Формировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;
Развивающие цели:
Развивать логическое, аналитическое мышления, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
Развивать коммуникативную и кооперативную компетенции, культуру общения;
Воспитывающие цели:
Воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: словари, справочники, энциклопедии, учебники русского языка, Интернет, оборудование для мультимедиа.
Ход мероприятия
Ведущий 1. Добрый день, уважаемые гости, любители русского языка!
Ведущий 2. Язык – это острое оружие дипломатов, политиков, деятелей искусств.
Ведущий 1. Одного из видов искусства – литературы – просто не могло бы быть без языка.
Ведущий 2. Мы владеем одним из пяти основных языков мира. (В мире насчитывается 6800 языков, среди них – 5 основных: английский, русский, испанский, китайский, хинди).
Ведущий 1. Это ли не повод, чтобы гордиться…
Ведущий 2: Мы собрались сегодня, чтобы провести лингвистическую квест-игру «Тайны русского языка». Всем участникам игры предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что изучали по этому предмету, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем. Победителем станет тот, кто наберёт больше всех баллов, двигаясь по лингвистическому маршруту.
Правила игры
Ведущий 1: Итак, у нас 2 команды.
Идёт вручение маршрутных листов
Вы видите, на них указана 1-я маршрутная станция.
По мере вашего движения вы будете получать всё новые ключи, которые укажут ваш дальнейший путь.
Каждая остановка – не более 5 минут. Напоминаю, что
за каждый правильный ответ команда будет получать баллы.
У кого их будет больше к концу игры, та команда и станет победителем.
Вы должны совещаться, чтобы отвечать правильно, доверять друг другу, быть одним сплочённым коллективом.
Задание – это загадка, решив её, команда определит место, где лежит конверт с основным заданием.
Помощь можно брать у любого, в том числе в сети Интернет, кроме учителя.
Начинаем!
Задания, подсказки и комментарии для первой команды
Задание №1.
1. Ответьте на вопросы.
Сколько склонений у имени существительного?
Бывает мужским, средним и женским.
Одинаковые по звучанию, но разные по значению слова.
Антоним множественного числа.
Великий русский баснописец.
Изъявительное, повелительное и … наклонение глагола.
Вопросы этого падежа кого? /чего?
Второстепенный член предложения, обозначающий признак, качество, свойство предмета.
Бывает совершенным и несовершенным.
2. Запишите по порядку начальные буквы ваших ответов.
3. Вспомните, из какого произведения этот герой.
4. Найдите книгу.
Комментарии к заданию 1:
Ответ: Троекуров, герой повести Пушкина «Дубровский». Команда должна найти эту книгу в библиотеке. В книге спрятана первая часть заветной рукописи и следующая подсказка
Подсказка №1.
В классе этом есть цветок,
В зеленом цвете класса уголок.
Есть там карты, есть доска,
Останки хищного жука.
И скажу вам на прощанье
Там в столе вас ждет заданье
Задание №2.
Найдите в кабинете 10 слов с елью.
НАПРИМЕР: стелька
2. Обменяйте ваш список на подсказку и часть рукописи у Елены Олеговны.
Комментарии к заданию 2:
Елена Олеговна в это время прячется в одном из кабинетов и, чтобы получить от нее подсказку и вторую часть рукописи, необходимо сначала ее отыскать.
Подсказка №2.
Это интересный класс,
Директор там услышит вас,
В шкафу какие-то фигуры…
О числах там ведутся разговоры.
И скажу вам на прощанье-
Под стулом там вас ждет заданье
Задание №3.
Ответьте на вопросы (да/нет)
Верите ли вы, что…
Союз – самостоятельная часть речи.
Горький – это псевдоним.
Кириллица – это жанр фольклора.
В русском языке шесть падежей.
Шукшин учился в Царскосельском лицее.
И.С. Тургенев написал «Муму»
Предложения бывают трехсоставные.
Ахматова и Цветаева – сестры.
У глагола два спряжения.
Лермонтова убили на дуэли.
У прилагательного есть степени сравнения.
Описание, повествование, рассуждение – это стили текста.
Причастие бывает действительным и недействительным.
Я, ты, он, она – личные местоимения.
Достоевский написал «Преступление и наказание».
Выпишите по порядку все номера вопросов, на которые вы ответили «да».
Найдите в школе ноутбук
Подсказка: Ноутбук находится в помещении, в котором нет, ни доски, ни мела, ни раковины, зато есть столы, стулья и шкафы. Есть часы и компьютер.
Найдите на рабочем столе ноутбука Лист MicrosoftExcel с названием вашей команды. Откройте его.
Введите ваш код.
P.S. Не забудьте закрыть ваш Лист MicrosoftExcel!!!
Комментарии к заданию 3:
Ноутбук находится в учительской. Если команда правильно ответила на вопросы и ввела код, открывается следующая подсказка
Подсказка №3
В классе у входа шкаф с книгами стоит,
Из кранов там вода бежит.
Можно ложки там найти,
Чай из кружки поднести.
И скажу вам на прощанье –
Под столом вас ждет заданье.
Задание №4
1. В каждом предложении подчеркните сказуемое.
Он - акробат, и мир воспринимается им совсем по-другому.
Ехали медведи на велосипеде.
Не начинайте юлить вокруг да около.
Запишите по порядку начальные буквы всех слов-сказуемых.
Найдите словарь, из которого вы узнаете из какого языка заимствовано это слово.
Комментарии к заданию 4:
Ответ: авеню, Словарь иностранных слов. Команда должна найти этот словарь в библиотеке. В словаре спрятана третья часть рукописи и следующая подсказка
Подсказка №4.
Нет окон в комнате этой,
Есть вешалка с разной одеждой.
Мужские кроссовки и душ…
Много подсказок сказано уж…
Скажу вам лишь я на прощанье –
Там на полке есть заданье
Задание №5
Зачеркните повторяющиеся буквы.
ВРКЖГМФЪАЛЦЗТОРФЫБМУЦАТЫВЪЗЖСК
Выпишите оставшиеся буквы. Какое слово у вас получилось?
В каком кабинете есть этот предмет?(см. в шкафу)
Комментарии к заданию 5:
Ответ: глобус, кабинет географии. В одном из шкафов находится четвертая часть рукописи и следующая подсказка
Подсказка №5
Это необычный класс,
Плитка окружает вас.
Там вонь зловещая стоит,
За шкафом там вода журчит.
И скажу вам на прощанье –
Там между книг вас ждет заданье.
Задание №6
Решите ребус.
Составьте из букв полученного слова слово, обозначающее мероприятие по употреблению английского напитка.
В каком помещении у нас проходит это мероприятие каждый день?(см.на дверь этого помещения)
Комментарии к заданию 6:
Ответ: деепричастие, чаепитие. На дверях столовой спрятана последняя пятая часть заветной рукописи.
Задания, подсказки и комментарии для второй команды
Задание №1.
Ответьте на вопросы (да/нет)
Верите ли вы, что…
Наречие – второстепенный член предложения.
Кирилл и Мефодий – герои романа «Война и мир»
Подлежащее + сказуемое = грамматическая основа предложения.
Арина Родионовна – няня Пушкина.
Числительные изменяются по лицам.
Фонвизин не написал роман «Идиот».
Пунктуация изучает знаки препинания.
Повесть – это жанр эпоса.
Обстоятельство подчеркивается _ _ _ _ _ _.
УНТ – это устное народное творчество.
«Руслан и Людмила» - это поэма.
Наташа Ростова – героиня «Капитанской дочки».
Толстой – это псевдоним.
Слово «кофе» мужского рода.
Слово «пальто» изменяется по падежам и числам.
Выпишите по порядку все номера вопросов, на которые вы ответили «да».
Найдите в школе ноутбук
Подсказка: Ноутбук находится в помещении, в котором нет, ни доски, ни мела, ни раковины, зато есть столы, стулья и шкафы. Есть часы и компьютер.
Найдите на рабочем столе ноутбука Лист MicrosoftExcel с названием вашей команды. Откройте его.
Введите ваш код.
P.S. Не забудьте закрыть ваш Лист MicrosoftExcel!!!
Комментарии к заданию 1:
Ноутбук находится в учительской. Если команда правильно ответила на вопросы и ввела код, открывается подсказка
Подсказка №1.
Небольшой этот класс
Он Волной накроет вас.
На окне стоят цветы,
Необычной красоты.
И скажу вам на прощанье –
Под столом вас ждет заданье.
Задание №2.
1. Ответьте на вопросы.
Великий русский баснописец.
Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия.
Слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.
Числительное, которое чаще всего встречается в русских народных сказках.
Ы
Определите разряд местоимений: я, ты, он, она
Вопросы этого падежа кто?/что?
Собственные и … имена существительные.
2. Запишите по порядку начальные буквы ваших ответов.
3. Вспомните из какого произведения этот герой.
4. Найдите книгу
Комментарии к заданию 2:
Ответ: Костылин, герой повести Толстого «Кавказский пленник». Команда должна найти эту книгу в библиотеке. В книге спрятана первая часть заветной рукописи и следующая подсказка
Подсказка №2.
Нет окон в комнате этой,
Есть вешалка с разной одеждой.
Женские кроссовки и душ…
Много подсказок сказано уж…
Скажу вам лишь я на прощанье –
Там на полке есть заданье.
Задание №3.
Решите ребус.
Составьте из букв полученного слова слово, обозначающее артиллерийское орудие времен Первой Мировой войны.
В каком кабинете вы могли изучать/встречать этот предмет?(см.на полке шкафа)
Комментарии к заданию 3:
Ответ: местоимение, миномет. В кабинете истории на одной из полок шкафа спрятана последняя вторая часть заветной рукописи и следующая подсказка.
Подсказка №3
Это необычный класс,
Плитка окружает вас.
Там вонь зловещая стоит,
За шкафом там вода журчит.
И скажу вам на прощанье –
На доске вас ждет заданье.
Задание №4
Найдите в кабинете 10 слов с елью.
НАПРИМЕР: стелька
2. Обменяйте ваш список на подсказку у Елены Олеговны.
Комментарии к заданию 4:
Елена Олеговна в это время прячется в одном из кабинетов и, чтобы получить от нее подсказку и третью часть рукописи, необходимо сначала ее отыскать
Подсказка №4.
Столы и стулья в классе есть,
Так что есть, где вам присесть.
Раковина там за стеклом
Висит плакат. Он всем знаком.
И скажу вам на прощанье –
Там в столе вас ждет заданье.
Задание №5
В каждом предложении подчеркните сказуемое.
Ученье – свет, поэтому возьмитесь за ум!
Маленький Коля ёрничает с самого утра.
Большой лохматый пес кидается и лает на людей как хищный зверь, он – Акита-ину.
Запишите по порядку начальные буквы всех слов-сказуемых.
Найдите словарь, из которого вы узнаете правильность поставленного ударения.
Комментарии к заданию 5:
Ответ: свекла, Словарь ударений. Команда должна найти этот словарь в библиотеке. В словаре спрятана четвертая часть рукописи и следующая подсказка
Подсказка №5
В классе у входа шкаф с книгами стоит,
Из кранов там вода бежит.
Можно ложки там найти,
Чай из кружки поднести.
И скажу вам на прощанье –
Там в шкафу вас ждет заданье.
Задание №6
Зачеркните повторяющиеся буквы.
ДЙРЦСЕМВУЮЧБЙГЦАДСЮНОЕВМЧКГ
Выпишите оставшиеся буквы. Какое слово у вас получилось?
В каком кабинете есть этот предмет? (см. на дверь)
Комментарии к заданию 6:
Ответ: рубанок. На дверях кабинета труда спрятана последняя пятая часть заветной рукописи.
Финальное задание
1 задание: глагол робеть (пугаться, стесняться) произошёл от древнего слова робя, т.е. ребёнок. Подумайте, что означало в устах нашего прапрапрадеда восклицание «Не робей!». Что он хотел передать этой фразой?
Ответ: ( «Не робей!» - буквально: «Не будь как ребёнок! Ты же не ребёнок!»)
2 задание: объясните значения устаревших слов.
Тать | Вор |
Вепрь | Кабан |
Ланита | Щека |
Агнец | Ягнёнок |
Рамо | Плечо |
Десница | Правая рука |
Око | Глаз |
Зеница | Зрачок |
Стезя | Путь |
Лихо | горе |
3 задание: Из какого языка пришли в нашу речь эти слова? Назовите их буквальное значение.
Тинейджер | Англ. «человек в возрасте от 10 до 19 лет» |
Тайфун | Китайск. «большой ветер» |
Фол | Английск. «нечестный, подлый» |
Карате | Японск. «голыми руками» |
Шабаш | Еврейск. «суббота» |
4 задание:
- Рассмотрите несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом и деепричастным оборотом», и исправьте их.
1.Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.
Правильный ответ:
Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления ран.
2.В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
Правильный ответ:
В романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой
3. Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны..
Правильный ответ: осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
4. Находясь в пути, всегда вспоминается дом
Правильный ответ:
Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.
5. Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.
Правильный ответ:
Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.
6. Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.
Правильный ответ:
Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.
7. Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво переливались.
Правильный ответ:
Игрушки, украшавшие новогоднюю ёлку , красиво переливались
8. Книга лежала на столе, прочитанная до конца.
Ответ: Книга, прочитанная до конца, лежала на столе.
Приложение 1
Дорогие друзья!
Вы показали свою находчивость и смекалку, свои знания и умения, а самое главное действовали вместе и дружно.
Перед вами заветный номер телефона
8 - 888 - 888 - 88 - 88
Позвоните на него и обратитесь к хозяину номера со словами:
«Уважаемый Хранитель Школы загадок, мы справились со всеми испытаниями. Откройте нам дверь!»