СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературно-музыкального вечера "А музы не молчали...Легендарная перекопская земля в поэзии""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературно-музыкального вечера "А музы не молчали..." основан на материалах по литературному краеведению, освещающих события легендарного прошлого Перекопа.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературно-музыкального вечера "А музы не молчали...Легендарная перекопская земля в поэзии""»


Литературно-музыкальная композиция

«А музы не молчали»

(сценарий мероприятия)

Вступительное слово библиотекаря:   Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть вас зрителями очередного заседания литературной гостиной «Пока горит свеча».         Литературная гостиная существует у нас уже много лет. Меняются ее участники, постоянно обновляется репертуар. Но неизменно одно – среди ее участников всегда люди творческие, увлеченные, которые любят и ценят художественное слово, пробуют свои силы в поэзии,люди читающие, поющие, танцующие. Радует, что это учащиеся нашей школы.

Сегодня вашему вниманию мы предлагаем литературно-музыкальную композицию, посвященную поэзии Великой Отечественной войны –« А музы не молчали».

( презентация на фоне «Лунной сонаты»)

ВЕДУЩИЙ 1: Когда вспыхнула Великая Отечественная война, муза надела солдатскую шинель и встала в ряды защитников Родины. В этот решительный момент ее задача состояла в том, чтобы приложить все силы для победы над врагом. Поэты сражались как с винтовкой в руках, так и острым писательским пером.

ВЕДУЩИЙ 2: Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который всю войну провел в Советском Союзе, в книге «Россия в войне 1941-1945» писал: «Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, знал во время войны буквально каждый».

  ВЕДУЩИЙ 1 : Поэзия как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными.

ВЕДУЩИЙ 2: А каково значение этих стихов в наше, мирное время? Особое значение поэзии заключается в том, что мы, читая, сопереживаем героям, сравниваем себя с ними, примеряем на себя их жизнь, задаемся вопросом: «Как бы я поступил в подобном случае?» В этом смысле стихи о войне — школа мужества. Война, как всякое трагическое событие, создает такие невероятные ситуации, которые требуют необычайно ответственных решений. Это испытание силы духа, нравственности, совести.

ВЕДУЩИЙ 1: В далекое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, наполненные горем и страданием миллионов людей. В наши дни можно часто слышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло более полувека?» Но вправе ли мы забывать о тех, кто погиб, защищая Родину? Давайте сегодня обратимся к фронтовой лирике, снова вместе с писателями и поэтами вспомним о тех, кто сражался во имя победы.

Чтец 1: В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах её сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…
Голос уверенно-строгий
Сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге
Заполыхала война.
(Н. Сидоренко)

Ведущий 2: Мирная жизнь советского народа оборвалась 22 июня 1941 года.

Чтец 2: Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
(С.Щипачев)

ВЕДУЩИЙ 1 : Сразу же 23 июня 1941 в газете “Правда” были напечатаны стихотворение А.Суркова “Песня смелых”, а на третий день войны была создана песня на стихи Василия Лебедева – Кумача “Священная война”-песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом.

(Звучит песня «Священная война» (слова В.Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова))

Чтец 3: Горело всё – цветы и клёны,
Былинки не было живой.
Вокруг кустарник запылённый
Шуршал обугленной листвой.
Земля, казалось, до предела
Была в огне накалена.
И вся иссохшая гудела:
«Да будет проклята война!»
(В.Земной)

Ведущий 1: Фашисты топтали наши луга и поля, беспощадно сжигая и убивая всё на своём пути. В смертельной схватке с врагом закалялись и крепли у советских воинов любовь к родной земле, решимость защищать Родину до последней капли крови.

Ведущий 2: Поэты, прозаики, драматурги помогли своим мужеством, героическим словом ковать волю народа к победе. В первые же дни войны на фронте в качестве бойцов, корреспондентов ушло около тысячи писателей и поэтов. Многие не дожили до счастливого Дня Победы

         Ведущий : По данным энциклопедии «Великая Отечественная война» в действующей армии служило свыше тысячи писателей – 1215. Из восьмисот членов московской писательской организации в первые дни войны на фронт ушло 250. 475 писателей с войны не вернулись.



(Звучит мелодия Д. Шостаковича «Новороссийские куранты».)

кадры кинохроники

(играет на фортопиано)

Чтец 4 Всего на одно лишь мгновенье

Раскрылись две створки ворот,

И вышло моё поколенье

В свой самый последний поход

Да, вышло моё поколенье,

Усталые сдвоив ряды.

Непросто, наверно, движенье

В преддверии новой беды.

Да, это моё поколенье,

И знамени скромен наряд,

Но риск, и любовь, и терпенье

На наших погонах горят.

Гудят небеса грозовые,

Сливаются слёзы и смех.

Все - маршалы, все рядовые,

И общая участь на всех.

(Б.Окуджава) 

         Ведущий : «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала…» Так начинается стихотворение Булата Окуджавы «До свидания, мальчики». Уже само название вносит ноту трагизма: сколько мальчиков и девочек не вернулись с этой войны! Сколько не состоявшихся судеб, не сыгранных свадеб, не рожденных детей… О своем поколении, которому на момент начала войны было не больше двадцати, писали Семен Гудзенко, Давид Самойлов, Евгений Винокуров, Булат Окуджава.

         Звучит песня на стихи Б.Окуджавы «До свидания, мальчики».

(Примечание: песня может быть исполнена участниками гостиной)

Чтец Улицкая Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли -

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом - солдат...

До свидания, мальчики!

 Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат

и себя не щадите,

 и все-таки

постарайтесь вернуться назад.

Чтец Яковишина Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

вместо свадеб - разлуки и дым,

наши девочки платьица белые

раздарили сестренкам своим.

Сапоги - ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

что идете войной наугад...

До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться назад.

(Девочки танцуют»)

         

Чтец: О том, как совпали «война, беда, мечта и юность» писал поэт-фронтовик Давид Самойлов в стихотворении «Сороковые».

         Слайд № 5

Звучит названное стихотворение Д. Самойлова «Сороковые»

 На фоне музыки «Сороковые роковые)

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

 

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

 

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

 

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

 

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

 

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

 

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!



(Исполнение композиции на скрипке)

       

        ВЕДУЩИЙ  : У Николая Некрасова, русского поэта 19 века, есть стихотворение, в котором автор, размышляя об «ужасах войны, о каждой новой жертве боя», выражает свое сочувствие матери погибшего солдата. Он пишет:

                   Увы, утешится жена,

                   И друга лучший друг забудет,

                   Но в мире есть душа одна-

                  Она до гроба помнить будет.

         Что может сравниться с горем матери, потерявшей своего ребенка, пережившей его. Это нарушение естественного закона жизни. Об этом стихотворение Юлии Друниной, посвященное ее боевой подруге Зинаиде Самсоновой, погибшей в 1942 году.

Слайды №№ 7, 8 (поочередно)

«Зинка»

 

Чтец 4 Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

 

Чтец 5. Знаешь, Юлька, я  против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

 

У тебя есть друзья, любимый.

У меня  лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

 

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет

Знаешь, Юлька, я  против грусти,

Но сегодня она  не в счет.

 

Чтец 4 Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

 

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и замен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

 

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

 

Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит

 

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские хаты пели

О рязанских глухих садах.

 

Знаешь, Зинка, я  против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

 

У меня есть друзья, любимый

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

 

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала.

 ВЕДУЩИЙ ( ): Солдатские матери... Это они воспитали бойцов, которые в трудный для Родины час встали на ее защиту. Это они проводили детей на фронт, перекрестив их перед дальней дорогой. Это они не спали ночами и ждали писем с фронта, с тревогой и надеждой встречая почтальона. Это они выхаживали их в госпиталях, не жалея ни сил, ни сна. В годы войны поэт Вероника Тушнова работала врачом в госпитале, а по ночам, когда удавалось, писала стихи. Ее так и называли — «доктор с тетрадкой». В одно из таких ночных дежурств и родилось это стихотворение.

ЧТЕЦ ( ):

Тушнова Вероника. Мать

Года прошли, 
А помню, как теперь, 
Фанерой заколоченную дверь, 
Написанную мелом цифру «шесть», 
Светильника замасленную жесть, 
Колышет пламя снежная струя, 
Солдат в бреду... 
И возле койки — я. 
И рядом смерть. 
Мне трудно вспоминать, 
Но не могу не вспоминать о нем... 
В Москве, на Бронной, у солдата — мать. 
Я знаю их шестиэтажный дом, 
Московский дом... 
На кухне примуса, 
Похожий на ущелье коридор, 
Горластый репродуктор, 
Вечный спор 
На лестнице... ребячьи голоса... 
Вбегал он, раскрасневшийся, в снегу, 
Пальто расстегивая на бегу, 
Бросал на стол с размаху связку книг — 
Вернувшийся из школы ученик. 
Вот он лежит: не мальчик, а солдат, 
Какие тени темные у скул, 
Как будто умер он, а не уснул, 
Московский школьник... раненый солдат.
Он жить не будет. 
Так сказал хирург. 
Но нам нельзя не верить в чудеса,
И я отогреваю пальцы рук...
Минута... десять... двадцать... полчаса...
Снимаю одеяло, — как легка 
Исколотая шприцами рука.
За эту ночь уже который раз 
Я жизнь держу на острие иглы. 
Колючий иней выбелил углы, 
Часы внизу отбили пятый час... 
О, как мне ненавистен с той поры 
Холодноватый запах камфары! 
Со впалых щек сбегает синева, 
Он говорит невнятные слова, 
Срывает марлю в спекшейся крови... 
Вот так. Еще. Не уступай! Живи! ... 
Он умер к утру, твой хороший сын, 
Твоя надежда и твоя любовь... 
Зазолотилась под лучом косым 
Суровая мальчишеская бровь, 
И я таким увидела его, 
Каким он был на Киевском, когда 
В последний раз, 
Печальна и горда, 
Ты обняла ребенка своего.

       ВЕДУЩИЙ   : Сиротство и вдовство – это еще одна трагедия войны. С пронзительной болью об этой беде написал Сергей Викулов поэму «Одна навек».

(Звучит песня «Эх, дороги».)

         Слайд № 9

         Звучит отрывок из поэмы С.Викулова «Навек одна»:

 

Чтец (девочка ) ...Едва хватило силы

принять дрожащею рукой конверт...

И вдруг: "Дедуся, милый!"

"Ах!" и к его щеке щекой!

И закружилась с ним в обнимку:

"Он жив! Он жив!"

"Ну, дай-то Бог!"

Старик растроганно слезинку смахнул и вышел за порог,

Дивясь, что сумка легче стала...

Она ж, присев возле стола,

Сперва конверт к губам прижала

И лишь потом надорвала...

Чтец (мальчик)…"Любимая!.."

Чтец (девочка ) и лист неровный вдруг задрожал в ее руках,

И в голубых её огромных

Предчувствием разлился страх,

И стал белей бумаги палец,

Следивший дрожко за строкой.

Чтец (мальчик "..Любимая, мы отступаем!

Уже все наши за рекой.

Здесь только мы, а мост не взорван!

А мост уже в руках врага!

И наш комбат сказал: "Позор нам!" и

"Добровольцы, два шага вперед!"

И мы, кто нас в живых осталось...

Мы разом все к нему!!!

"Что ж, браво...", бросил он устало,

И четверых по одному из строя вызвал.

Третьим с краю стал я...

И он, суров и прям,

сказал: "На смерть вас посылаю, пишите письма матерям.."

Потом добавил: "И невестам.

В распоряженьи вашем час"

И вот, посуше выбрав место,

Я и пишу.. в последний раз.

Пишу тебе, прости, что почерк так не разборчив,

ты должна понять,

Мне часа мало очень, чтоб все сказать

Мне жизнь нужна!!!

И я спешу, спешу и сразу же хочу о главном:

Минет срок, и ты, конечно, выйдешь замуж,

Я понимаю, я жесток, но Ты.. ведь кто тебя осудит?

Ты выйдешь верность мне храня.

И у тебя сынишка будет, пусть не похожий на меня,

Пусть... но я хочу, чтобы мальчонка был у тебя на все горазд!

Чтобы соломенная челка на лбу, и крапинки у глаз.

Чтоб узнавала средь мальчишек, ты даже издали его

И чтоб однажды он услышал рассказ твой грустный про того,

Кто так хотел (прости мне это признанье!)стать его отцом!

Да вот не вышло! Сгинул где-то... не важно где, он был бойцом.

И ты, однажды, ты поведай ему, оставив все дела,

Что он не дожил до Победы, но умер, чтоб она была!

Чтоб снова добрым людям в лица ударил свет, рассеяв тьму,

Чтоб он, курносый, мог родиться и чтоб легко жилось ему,

Чтобы его по утру тропка то в лес, то к озеру вела,

Чтоб гром гремел, летела лодка вперед! И радуга цвела!

Чтоб гасли молнии как спички, ударив в радугу-дугу,

Чтоб чья-то девочка с косичкой ждала его на берегу...

Любимая... и тишина... и снова

Кричу из дыма и огня: ЛЮБИМАЯ!!!

Но это слово услышишь ты уж без меня...

(танец синий платочек)

ВЕДУЩИЙ (2): Фронт был всюду: в далеком тылу и на передовой. Воевали и мужчины, и женщины. Великая тяжесть легла на хрупкие женские плечи. За годы войны в различных родах войск служили 800 тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне. Так какие же они были, девчонки, ушедшие на войну в 1941-м? Что пережили они?

ЧТЕЦ ( ):

Восемнадцать было вам в то лето, 
Первым чувством сердце расцвело. 
Грянула война и на полсвета 
Распростерла черное крыло. 
Что тогда вы, милые, умели? 
Знали лишь одно — пришли враги. 
Не в театр надели вы шинели, 
Не на бал обули сапоги. 
В тот июнь чего не повидали вы, 
Женщины с военными медалями!

На войне в кустах не отсидеться, 
Трудно, страшно — маму не зови.
Защищали вы и наше детство, 
Юные защитницы земли. 
Как солдатам вы нужны бывали — 
Отпускала боль фронтовика,
И быстрее раны заживали, 
Лишь коснется девичья рука. 
Все перенесли, перестрадали вы, 
Женщины с военными медалями.

Где он, юный, синеглазый, милый — 
Та любовь, та первая весна? 
Сколько их, таких, безумной силой 
Растоптала и сожгла война! 
Вы глаза одним закрыли сами, 
Не простясь, оплакали других. 
Письма с полевыми адресами 
И сегодня ждете вы от них... 
Где та юность, за какими далями, 
Женщины с военными медалями?

(А. Ванеев. Женщины с военными медалями)

(Звучит песня «Девчата военной поры».)

Чтец Качается рать несчастная,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты – 
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.



           ВЕДУЩИЙ    Война не вмещается в оду,

                                          И многое в ней не для книг.

                                          Я верю, что нужен народу

                                         Души откровенный дневник.

Второй ведущий: В годы войны с новой силой зазвучала тема интимной лирики. Для того, чтобы по-настоящему оценить общественное, литературное и духовно-нравственное значение этого явления, необходимо хотя бы в самых общих чертах вспомнить о том, что у темы любви в советской поэзии была трудная история, связанная с подчеркиванием значимости только общественной тематики и недооценки личной, особенно интимной, жизни человека.

Третий ведущий: Возрождению любовной лирики в поэзии военных лет во многом способствовал цикл стихов Константина Симонова «С тобой и без тебя», написанный в 1941-1942 годах.

Чтец:  «Далекому другу»

И этот год ты встретишь без меня,

Когда б понять ты до конца сумела,

Когда бы знала ты, как я люблю тебя,

Ко мне бы ты на крыльях долетела.

Отныне были б мы вдвоем везде,

Метель твоим бы голосом мне пела,

И, отраженьем в ледяной воде

Твое лицо бы на меня смотрело.

Когда бы знала ты, как я тебя люблю.

Ты б надо мной всю ночь, до пробужденья,

Стояла тут, в землянке, где я сплю,

Одну себя пуская в сновиденья.

Когда б одною силою любви

Мог наши души поселить я рядом,

Твоей души сказать: приди, живи,

Незрима будь, будь недоступна взглядам.

Но ни на шаг не покидай меня,

Лишь мне понятным будь напоминаньем:

В костре – неясным трепетом огня,

В метели – снега голубым порханьем.

Незримая, смотри, как я пишу

Листки своих ночных нелепых писем,

Как я слова беспомощно ищу,

Как нестерпимо я от них зависим.

Я здесь ни с кем тоской делиться не хочу,

Свое ты редко здесь услышишь имя.

Но если я молчу – я о тебе молчу,

И воздух населен весь лицами твоими.

Они кругом меня, куда ни кинусь я,

Все ты в мои глаза глядишь неутомимо.

Да, ты бы поняла, как я люблю тебя,

Когда б хоть день со мной тут прожила незримо.

Но ты и этот год встречаешь без меня...

 

ВЕДУЩИЙ (2): Война и любовь. На первый взгляд эти два слова несовместимы. Но жизнь вносит свои поправки. Пройдут года, и тема верности и любви с новой силой зазвучит в стихах и песнях о Великой Отечественной, написанных уже в послевоенное время

Ваншенкин. «Первая любовь»


Чтец: Горелова Мир отрочества угловатого.
Полгода с лишним до войны,
Два наших парня из девятого
В девчонку были влюблены.

Любовь бывает не у всякого,
Но первая любовь – у всех.
И оба парня одинаково
Рассчитывали на успех.

Но тут запели трубы грозные,
Зовя сынов родной земли.
И встали мальчики серьезные,
И в первый бой они ушли.

Она ждала их, красна девица,
Ждала двоих, не одного.
А каждый верил и надеялся,
А каждый думал, что его.

И каждый ждал: душой согреть его
Уже готовится она.
Но вышла девушка за третьего,
Едва окончилась война.

Косицы светлые острижены,
И от былого – ни следа...
Ах, если бы ребята выжили,
Все б это было не беда

         Первый ведущий: Много замечательных стихотворений были рождены войной. Одни из них, сыграв свою огромную агитационную роль, остались документом военного времени, а другие вошли в современную духовную культуру как проявление красоты души народа, как поэтизации естественного и прекрасного в противоестественных условиях.

ВЕДУЩИЙ (1): Глубоко запала в душу поэта А. Ванеева трагедия Великой Отечественной войны. Он сам помнил многое из того, о чем писал в стихах. Неслучайно в одном из стихотворений он обронил:

Несладким наше детство было, 
И память детская горька.

ВЕДУЩИЙ (2): Труднее всех на войне было детям. Наравне со взрослыми они стояли у станков, пахали в поле, сеяли хлеб, ждали возвращения родных с фронта.


Чтец 4-а класс В классе очень холодно,
На перо дышу,
Опускаю голову
И пишу, пишу.

Первое склонение —
Женский род на «а»,
Сразу, без сомнения,
Вывожу — «война».

Что всего существенней
Нынче для страны?
В падеже родительном:
Нет — чего?— «войны».

А за словом воющим —
Мама умерла...
И далекий бой еще,
Чтобы я жила.

Шлю «войне» проклятия,
Помню лишь «войну»...
Может, для примера мне
Выбрать «тишину»?

Но «войною» меряем
Нынче жизнь и смерть,
Получу «отлично» я —
Это тоже месть...

О «войне» тот горестный,
Гордый тот урок,
И его запомнила
Я на вечный срок.

(Людмила Миланич)

 

Стихи читают уч-ся 4-а и 4-б классов)

ЧТЕЦ (1)Гольцов дима 4-б

Очередь длинна. 
Стою с другими. 
Только до весов добраться мне б. 
На тарелке легонькие гири, 
На другой — 
Такой тяжелый хлеб. 
Хлеб... 
Он умещался на ладошке. 
И покуда ты идешь домой, 
С этой пайки 
Оберешь все крошки 
Да чуть-чуть отломишь 
От самой. 
Нас, ребят, 
Бомбежки не будили. 
Но мы знали все — 
Идет война! 
«На-ше де-ло пра-во-е», — 
Твердили, 
Словно песню,
Как и вся страна. 
Женщины хвалили нас: 
«Родные, 
Дружно собирайте колоски. 
Победим — 
Не только что ржаные, 
Белые 
Спечем вам колобки». 
Дни войны, 
Ребячьи наши годы — 
Сумки с хлебом, 
Рваные пимы. 
Преодолевали все невзгоды 
Наравне со взрослыми 
И мы.

(В. ТИМИН. Хлеб военной поры)

(Скрипка или Ваня споет)

(Ведущий (1) показывает кусочек черного хлеба весом 125 граммов.)

ВЕДУЩИЙ (1): Хлеб военной поры наполовину состоял из ржаной муки, а наполовину из клейстера (клея), отрубей, шелухи. Этот маленький кусочек спас жизни многих людей. Только к марту 1943 года появилась возможность выпекать ржаной хлеб с применением пшеничной муки.

ВЕДУЩИЙ (2): Путь к победе был долгим и трудным. Каждый день войны — это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев. Великая Отечественная, самая народная и поистине самая священная из войн на земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества.

Еще живут на свете люди, которые преподали этот урок всему миру. Еще можно взглянуть в их лица, глаза, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах.

ВЕДУЩИЙ (1). День Победы — светлый весенний праздник, праздник боевой славы народа-героя, народа-победителя. Это событие вошло в нашу жизнь, во многие тома истории, навечно застыло в камне и бронзе памятников, мемориалов славы. Оно и сегодня волнует людские души словами песен и стихов. Оно вечно в благодарной памяти потомков.

Чтец Память – это раны: зажившие, но всегда открытые. Как осколок или пуля, которые живут с тобой, дышат с тобой и душат тебя.

Чтец Память – это мгновения, из которых набралось почти четыре года войны. Тысяча четыреста восемнадцать суток. В каждых – 24 часа. Время измерялось не часами, минутами и секундами.

Чтец Память – это первый день мира. 9 мая 1945-го года бойцы Красной армии палили воздух не от радости, что остались живы, – это был первый салют Победы, первый салют Памяти…

(Звуковой эффект «Салют Победе!»)

Чтец 1:

Память – это Россия. Она прошла через судьбу тех, кто воевал, и тех, кто родился во время войны и после неё.

Чтец 2:

Память – это мы. Нашему поколению знакомо слово – война.

Как и раньше, сейчас на войне решаются вопросы жизни и смерти.

Каждый из нас готов приложить все силы для того, чтобы сделать мир добрым и счастливым.

Чтец 1:

Ведь как прекрасно знать, что нигде на планете не льётся кровь людей, что бомбы и снаряды никогда не упадут на крышу твоего дома, что твоя школа не будет взорвана террористами, что дети смогут вырасти, не испытав трагедий и страданий, пережитых старшими поколениями.

Чтец :

Мир – это наша мечта.

Чтец 1:

Пускай во всём, чем жизнь полна,

Во всём, что сердцу мило.

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было.

Чтец 2:

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

Все:

Памяти павших – будьте достойны!



17