СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Дети войны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературно-музыкальной композиции "Дети войны"»

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Дети войны»


Композиция посвященна снятию блокады Ленинграда (по мемуарам ребенка блокадного Ленинграда – Милы Аниной).


Звучит мажорная легкая мелодия. Место действия – детская площадка. Дети играют в чехарду, скачут на скакалках, подбрасывают мяч.


Настя (выкапывая что-то из песка): Ребята, смотрите, что я нашла!


Все: Что это? Ого! Где ты это взяла?


Лера: Да вот здесь. Честно. Мы ямку для сюрпризов копали, а тут тетрадь старая.


Поля: Написано Мемуары.


Катя: Должно быть, кто-то когда-то ее сюда спрятал и забыл достать. А давайте откроем?


Все: Давайте, конечно. Дайте мне почитать.


Все разбирают пожелтевшие листы, вчитываются.


Зоя: Ребята, это воспоминания 16-летней девочки, Милы Аниной, пережившей блокаду Ленинграда.


Ксюша: Ого! Да здесь же целый сборник стихов. Слушайте!


Война обрушилась нежданно,

Все переполнила собой,

И все смешалось в этом мире,

И смерть носилась над землей.


Юля: Ну-ка, дай почитать.


С войной слепою и жестокой

Я бок о бок к Голгофе шла…

Четыре очень долгих года

Свой крест недетский я несла...


Фоном звучит седьмая симфония Шостаковича. Атмосфера игры и азарта сменяется ощущением чего-то непонятного и страшного.


Женя:


Нет, и детей война не пощадила,

И все невзгоды выдала сполна…

Я стала малолетнею старухой –

Все видела, все знала, все могла…


Маша:


Ведь войны жалости не знают,

Война не ведает добро…

Шел по земле жестокий молох –

Не разбирая никого…

(Мила Анина «Война», «Реквием»)


Голос Милы Аниной: Когда началась война, мне было неполных 7 лет.


Все оборачиваются. На сцене за спинами ребят стоит Мила Анина (девочка 7 лет) в черной одежде с платком на голове. Играющие расступаются, садятся на стулья по обе стороны сцены. Каждый вчитывается в найденные страницы дневника. На сцене появляются призраки войны (хореография).


Пластическая композиция «Воспоминания».


В финале пластической композиции танцующие повязывают детям черные платки и разворачивают на заднике длинную полоску пожелтевших обоев. Мила подходит к обоям и начинает рисовать.


Голос: Когда началась война, мне было неполных 7 лет… 7 лет мне исполнилось 28 июля 1941 года. И в первый же месяц войны я была изувечена… еще до дня рождения…


Одна из девочек, нашедших тетрадь, встает со стула и подходит к авансцене. Чтение страниц постепенно превращается в ее собственные слова.


Полина:


Меня, измученную болью,

В крови, в бинтах, в полубреду…

Нес на руках солдат усталый,

Через кровавую войну…

И я, обняв его за шею,

Прильнула головой к плечу…

Он нес меня, забыв усталость,

Через внезапную войну.


Женя:


Кем был солдат тот безымянный? (пауза)

Что ты наделала, война!


Полина:


Нас дома ждали наши мамы,

Его – солдата и меня…

И я живу, живу и помню,

Такое забывать нельзя…

Меня моя дождалась мама,

Его – не встретит никогда…


Оборачиваются на Милу – она молчит. Девочки подходят к обоям, начинают рисовать девочку на руках у солдата.


Песня «Ах, печаль, ты моя печаль» муз. А.Пахмутовой, сл. Н. Добронравова.


Голос: Когда меня привезли домой после неудачной эвакуации, я долго болела и не могла выходить из дома. А когда стало можно выходить, город показался мне странным и чужим. Окна во всех домах были заклеены крест-накрест бумажными полосками. Всюду эти кресты, кресты, кресты…




4 девочки встают и выходят на авансцену. В их руках – небольшое окошко. В процессе чтения они заклеивают окно крест-накрест.


Таня:


Как он тяжел, недетский Крест

И на Голгофу восхожденье…

И кто поможет в горький час?

Надолго ль хватит жизни тленья?


Юля:


В тщедушном теле чуть жива,

Но все же теплится душа.

За жизнь цепляюсь, как могу,

И перед всеми я в долгу…


Маша:


И обрету ли я покой?

Так много горя за спиной…

В начале иль в конце пути?

И что еще там впереди?


Юля:


И донесу ли я свой Крест

До тех благословенных мест,

Где повзрослевшая душа

По жизни поведет меня?..

Минуй, блокадная Голгофа…

Мой Крест, меня не придави…

Ведь я еще в начале жизни,

В начале долгого пути…

(Мила Анина «Недетский крест»)


Дети, переворачивают окно, с обратной стороны которого – образ Христа. Под колокольный звон они проходят круг, вопросительно смотрят на Милу и, не дождавшись ответа, идут рисовать одинокую девочку, приникшую к свече.


Песня «Вопрос», муз. А. Пахмутовой, сл. Р. Рождественского.


Голос: Мы жили на улице Стачек. Нас было четверо – мама, папа, брат и я. В соседней комнате жили Зойка с мамой и бабушкой. Перед домом, впритык друг к другу, тянулись сараи с дровами, курами и голубятнями на крышах. Мы любили играть в своем уютном дворе, где под ногами путались куры, где жил задиристый петух, который не жаловал «чужаков».


Встает девочка с фотоальбомом, начинает его листать.


Ксюша:


Фотокарточки довоенные…

Папа, мама, братишка и я…

Вот я плачу, а тут с мороженым…

Вот мы с Зойкой держим кота.

Я в матроске, с косою до пояса,

На качелях у коки в саду.

Здесь мы все на веранде обедаем…

В довоенном ушедшем раю…

Вот в снегу я, катаюсь с горки…

Вот на даче…цветы…река…

Это – бабушки, это – дедушки,

Только все зачеркнула война…

Это мама поет под гитару,

Здесь вот с братиком на руках…

Я в блокадной холодной комнате

Над альбомом сижу в слезах…

Как недавно все это было…

Только все разорила война.

Довоенные фотокарточки,

Слабый отсвет былого тепла…

(Мила Анина «Семейный альбом»)


Рассыпает фотографии, идет рисовать фотокарточки из мирной жизни.


Песня «Есть только миг».


Голос: С наступлением холодов дома стало очень холодно, очень голодно, очень страшно и очень одиноко. Я все чаще оставалась одна и днем, и ночью. Тогда впервые мне отчетливо захотелось умереть. Я плакала долго. Зашла соседка. Она ничего не спросила, а только сказала что-то вроде: «Ничего, Бог терпел и нам велел». Она всегда во всех случаях вспоминала Бога и часто молилась и мне говорила, чтобы я тоже молилась своими словами.


Встают две девочки и, кутаясь в одеяла, садятся на авансцене. Пробуют молиться.


Ксюша:


Молилась мама, стоя на коленях,

Молилась без иконы и креста…

Молила Николая Чудотворца…

Просила Мать распятого Христа…

Просила чуда – сохранить от смерти

Меня – ее голодное дитя…

Тянула в угол худенькие руки

И горестно смотрела в никуда.


Катя:


И я стояла рядом на коленях…

Не зная слов, крестила молча лоб…

А по спине елозили мурашки,

И бил от холода и голода озноб…

Но я ждала, что состоится чудо –

Христос появится из темного угла,

И сразу кончится и голод, и блокада,

И прекратится страшная война…

Сводила боль костлявые коленки,

Но мне хотелось увидать Христа…

Которому в слезах молилась мама,

Не верившая в Бога никогда…

(Мила Анина «Отчаяние»)


Обращают взгляд на потолок, где зажигаются звезды. Идут рисовать молящихся мать и дочь. На середину выходит оставшаяся девочка, судорожно начинает собирать рассыпанные фотокарточки. Появляются «призраки войны» (хореография), начинают кружить, задевать ее длинными рукавами, хлестать, останавливая движения.


Настя:


Воспоминанья хлынули лавиной…

Они способны раздавить меня,

Война, блокада, страхи и болезни,

Берггольц, бомбежки, лютая зима…

125 святых, бесценных граммов

Святого хлеба…, очередь за ним…

Вода из грязного растопленного снега

И похожденья долгие за ним.

Воспоминанья хлынули лавиной,

Они способны раздавить меня…

И вспоминать не хочется блокаду –

Все снова пропускать через себя…

(Мила Анина «Воспоминанья»)


Девочка закрывает лицо руками. К ней подходит Мила Анина, гладит по голове.


Голос (эхом повторяют те же слова другие голоса): Окно в комнате было занавешено светомаскировкой. Вставая утром, я отгибала небольшой уголок, и в этой полутьме я пыталась рисовать. Бумаги не было, и я разрисовала стены прямо по обоям. Я рисовала такие ненужные для семилетней девочки все атрибуты войны – танки, пушки, самолеты, разрушенные дома и вперемешку с ними цветы, много солнышек с лучиками, детей с папами и мамами и все то, на что была способна детская фантазия.


Мила поднимает с колен девочку и ведет показывать то, что она нарисовала. За время композиции все полотно обоев разрисовывается детьми рисунками из книги Л.Пожедаевой.


Мила:


Я рисую на стене

Все, что в голову придет…

Это танк, а тут меня

Мама за руку ведет…

Здесь деревья…,там стрельба…

Это солнца круг с лучами.

Вот зеленая поляна

С разноцветными цветами.

Я продрогла…есть охота…

Дрожь в коленках и руках…

Разрисованные стены

Закружились вдруг в глазах…

(Мила Анина «Я рисую»)


Мила опускается на колени, все дети подбегают к ней, замирают, поднимают глаза на зал.


Голос:


Я из блокады и войны,

Я знаю то, что знать не надо…

Я в ней жила, я помню все –

Какой была моя блокада.

Неправда, что не помнят дети

Все тяготы блокадных лет…

Мы – Книга Памяти и Боли,

И детских маленьких побед…


Мила: Говорят, что человек жив, пока о нем помнят. Помните.


Отдает листы своей тетради, снимает платок. Все за ней снимают платки, бережно держат их в руках. Выходит хор.


Финальная песня «Не отнимайте солнца у детей», муз. Е.Лучников, Е.Бондаренко, сл.В.Попков.


Автор: Полина Валерьевна Горохова, педагог-организатор отдела празднично-игровых программ ГОУ Дворец детского (юношеского) творчества Красногвардейского района города Санкт-Петербурга, стаж работы – 2 года.


О себе: Увлекаюсь педагогикой с тех пор, как окончила с отличием РГПУ им.Герцена по специальности «Культурология». С 7 лет занималась в Образцовом коллективе театре «Луч» г.Ярославля. Сейчас сама руководитель театрального коллектива. Окончила музыкальную школу по классу домры, люблю музыку и искусство вообще.



Музыкально-литературная композиция "С чего начинается Родина?"


Кормишенкова Елена Михайловна, учитель музыки и МХК


Статья отнесена к разделу: Преподавание музыки


Цель: воспитание патриотизма у подрастающего поколения.


Задачи:

воспитательные – воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому страны;

образовательные – познакомить с историей Российского Государства, родного края, выучить песни о Родине;

развивающие – развитие внимания и эмоциональной отзывчивости на вокальную, инструментальную музыку, на литературный текст.


Оборудование: затемненный кабинет, фортепиано, музыкальный центр, диапроектор, мультимедийная установка.


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ


Ведущий 1. Добрый день!


Ведущий 2. Здравствуйте! Сегодня мы предлагаем вам прикоснуться к истокам рода своего, почувствовать дух и атмосферу тех дальних и ближних времен, понять суть своего существа, определить свое место в истории народа и в конечном счете – в судьбе нашей общей семьи – в истории Самарского края и Государства Российского.


Ведущий 1. Мы живем с вами в прекрасном уголке России. Волга…Жигули…Самара… Неповторимый былинный, героический край…Здесь наша Родина.


Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина». Музыка В.Баснера, слова М.Матусовского. Слайды родного города. (Приложение 2. Рисунок 1)


Ведущий 2.


Милый город, светлый город детства,

Город умных творческих семей,

Бьется сердце и не может наглядеться

На красоты древних Жигулей…

Я слышу, как над городом проносятся века,

Звенят хлеба под свежими ветрами,

Как мчится волжская вода, седые кручи рассекая,

И прошлое мне, возвращая, глядят в меня

Самарских храмов купола и волжской вольнице Ладья…


Ведущий 1.


Колокольный звон над землей плывет,

А в монастыре братский хор поет…


Свечи, образа, мантии, кресты.

Братия поет грустный глас шестым.


Странники стоят, молится народ.

Русь еще жива, Русь еще поет…


С музыкой такой хоть иди на смерть!

Много ли тебе, Русь Святая, петь…


Иеромонах Роман (Матюшин)


Колокольный звон. Показ слайдов – Приложение 1). Соборы, монастыри, храмы…(Приложение 2. Рисунок 2). Звучит фонограмма М.П.Мусоргского «Рассвет на Москва-реке».


Ведущий 2.


Среди дубравы блестит крестами

Храм пятиглавый с колоколами.

И звон призывный через могилы

Гудит так дивно и так уныло!

К себе он тянет неодолимо,

Зовет и манит он в край родимый,

В край благодатный забытый мною,

И непонятной томит тоскою.

Молюсь и каюсь, и плачу снова,

И отрекаюсь от дела злого;

Далёко странствуя мечтой чудесной,

Через пространства лечу небесные;

И сердце радостно дрожит и тает,

Пока звон благостный не умирает…

«Благовест». А.К.Толстой.


Ведущий 1.


О Русь Святая!


О Русь Святая! Ты навеки

Душевной чистоты полна,

Волос твоих златые реки,

И глаз небесных глубина.


Морей твоих зеленых рощи,

И свежесть скошенных лугов,

В твоей земле святые мощи,

И прах поверженных врагов.


Еще рожать ты не устала

Талантливых своих сынов,

Из звезд небесных покрывало,

Таит секреты твоих снов.


И в снах твоих сиянье славы

Былинный отзвук прежних лет,

В них торжество самой державы,

И праздник пламенных побед!


Галицкий


Звучит песня. Музыка Д.Тухманова, слова М.Ножкина «Россия».


Ведущий 2.


Край мой белый…Холмы и долины

Тихих речек зеленная вязь.

Белохатье. Разливы полыни.

Свет берез. Черноземная грязь.

Соловья именитого пьесы

И магнитные чары земли.

Осенили мой дух, к поднебесью

Тихо думы мои вознесли.

И, крещеный вселенской любовью,

Перед сущим колени клоню.

И свистят над моею судьбою

Неизбывные мысли, что помню.

Что свой род я безмерно ценю…

И светло мне, и сладко, и грустно

Жить на этой земле, не спеша,

И нести сквозь мгновенья, часы и века

Песнь Руси изначальной, песнь семьи и добра.


Звучит песня Д.Б.Кабалевского «Наш край».


Ведущий 1.


О Волга, наша русская река,

Несёшь свои ты воды сквозь века.

Тобой гордится славный наш народ,

В тебе начало всей Руси живёт.


Показ слайдов реки Волги (Приложение 1, Приложение 2. Рисунок 3)


Ведущий 2.


Как над Волгой рекой расплескался закат,

И серебряной песней река звенит

Про княжну-раскрасавицу и казака,

Что поют до сих пор на Руси искони.

Расписными челнами закат догорит,

Солнца красного яхонт уйдет ко дну,

Только Волга течет, только песня звенит,

И не может их море вместить ни одну.


А.Краснопольский.


Звучит песня Б.Вахнюка «В кольце Жигулей». Слайды. (Приложение 2. Рисунок 4)


Ведущий 1. История Государства Российского – это история бесконечных испытаний, тяжелым бременем ложащихся на плечи российских семей, и семейных подвигов, подвижнического служения Родине, бережного сохранения в семьях исконной веры и благочестивых семейных традиций. Не случайно даже понятия «Родина» и «род, семья» - понятия неразделимые для каждого из нас, исконных жителей России.


Ведущий 2. У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь – к отчему дому, к родному краю. Но любовь к родному очагу должна быть осознанной, должна опираться на хорошие знания истории своей страны, своей семьи, существовавших русских семейных традициях.


Звучит песня В.Шаинского «Уголок России».


Ведущий 1.


Моя Родина – Великая Россия.


Россия – Родина святая

Люблю тебя я всей душой

Россия – ты обитель рая

Горжусь Великою страной.


От Запада до Поднебесной

С сияньем северных ночей,

Природа красоты чудесной,

Земля родная, нет милей.


Народ России мудрый, честный,

Веками доблесть доказал.

В суровых битвах – победитель,

Дух, волю, силу показал.


Ведущий 2.


Многострадальная Отчизна

Грааль духовной чистоты.

Великодушна, не капризна

Культуры цвет и доброты.


Россия – Родина святая

Люблю тебя я всей душой

Россия – ты обитель рая

Горжусь Великою страной.


Малышев А.В.


Звучит песня. Музыка Л.Афанасьева, слова И.Шеферана «Гляжу в озера синие».


Ведущий 1.


Нет начала и конца у родительской любви…

Пролегая сквозь века, мудрость рода, нить семьи.

Теплым светом озаряют нашей жизни дни,

Отражаются во внуках и скрываются вдали…

Но столетьям вопреки, прадедов своих напевы,

Быль и сказ родной земли сохрани, перескажи!


Ведущий 2. Всем известно, что мудрые мысли любого народа отражены в пословицах и поговорках. Человек, который знает пословицы и правильно их употребляет, становится умнее. Сейчас мы предлагаем конкурс «Закончи пословицу».


Конкурс «Закончи пословицу»


Ведущий 1.

Не красна изба углами, а… красна пирогами.

Каково на дому… таково и самому.

В гостях хорошо,… а дома лучше.

В своем доме и стены… помогают.

В своем дому как хочу… так и ворочу.

В тесноте… да не в обиде.

В семье мир да лад – это… самый большой клад.


Ведущий 2.


Родительский дом во дворе,

Защита моя в любом зле.

Здесь жизнь за меня отдадут,

Любые проступки поймут.

Вот солнце над домом встаёт,

Меня к новой жизни зовёт.

Коль ждёшь исцеленья души,

В родительский дом поспеши.


Ведущий 1.

Россию, ученик, в душе храни,

Люби ее ты до самозабвенья.

Пока ты мал,

Но верь, наступят дни,

Когда поймешь свое предназначенье.

Как Ломоносов, ты ее воспой,

Встань грудью за нее,

Как Александр Невский,

Как Петр ее возвысь и перестрой,

Гагариным взлети в простор вселенский.

Пока ты мал.

Они из глубины веков

Уже горды тобой и верят свято,

Что сбудется предначертанье слов.

– Россия-матушка талантами богата.

Звучит Гимн России.


Ведущий 2. До новых встреч!