«Методическая разработка»
Сценарий литературно-музыкальной композиции
«По военным дорогам, по дорогам наших прадедов»
75-летию Великой Победы посвящается.
Автор: учитель музыки Титова Галина Викторовна.
МОАУ «Гимназия №2»
г.Оренбург
Пояснительная записка к сценарию
«По дорогам военным, по дорогам наших прадедов»
В последнее время вследствие кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сфер общественной жизни произошёл резкий спад в деле воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из исключительных направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать её интересы. Вот почему в условиях экономического и политического реформирования современного российского общества повышается социальный статус патриотического и гражданского воспитания.
Воспитание гражданственности, интереса к родной истории, укреплении
патриотизма может идти разными путями. Одно из направлений - это внеурочная деятельность в различных формах её проявления.
В истории нашего государства есть разные праздники, особое место занимает праздник «со слезами на глазах» - праздник Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Перед учителями стоит задача воспитывать личность гражданина через овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества, сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, сопричастности поколений к истории Отечества, воспитание уважения к подвигам героев. Предлагаемый материал выстроен на воспоминаниях наших земляков, ветеранах войны - оренбуржцах и рассказах о них, и может быть использован для проведения мероприятия посвящённого 75-летию окончания ВОВ в среднем звене школы.
ПО ДОРОГАМ ВОЕННЫМ, ПО ДОРОГАМ НАШИХ ПРАДЕДОВ.
(литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации)
Звучит тихая, спокойная музыка. «Журавли»
Вед. – Всё дальше уходят события Великой Отечественной войны. Минуло 75 лет с того чудного весеннего дня, имя которому Великая Победа. Цвела сирень. У всех на душе звонили колокола радости, маня счастливым ожиданием выстраданной мирной жизни.
Вед. – Уходят годы, а имена героев остаются. Их списки всё полнятся больше и больше, летопись дописывает новые и новые страницы того героического времени, в котором есть место нашему городу и нашим героям – землякам.
Вед. – Уж сколько произведений вмещает летопись Великой Отечественной войны, но даже спустя не одно десятилетие она не устаёт удивлять молодое поколение своим героизмом.
(На сцену выходят ребята с учителем. Слышен крик журавлей, все поднимают голову к небу и слушают).
Видео журавли.
Девочка. Ребята, смотрите, журавли. Журавли… Журавушки… Так их называет моя бабушка. Людмила Николаевна, а, правда, что журавли – это души погибших солдат.
Людмила Николаевна:
Да, такое поверье придумали сами люди. После войны многие солдаты не вернулись домой, но их продолжали ждать матери, жены, дети, поэтому и придумали такую легенду, что журавли несут в себе души погибших воинов.
Мальчик Егор : (продолжает смотреть на небо и говорит как бы про себя)). Журавли… Журавушки…Возьмите меня с собой, я хочу побывать там…где воевал мой прадед.
Людмила Николаевна: Ну, все, ребята! Надо готовиться к выступлению.Егор, не отставай, опять мечтаешь!
Мальчик: И вовсе я не отстаю, просто журавлей слушаю.
ДевочкаПолина: Тебе же сказали, что журавли – это почти что солдаты, понимаешь - в них души погибших солдат, значит, они летают и видят нас. И видят все, что делается на нашей Земле.
Мальчик: Значит, они видят, где мир, а где война, поэтому они кричат нам и предупреждают, чтобы мы хранили мир на земле! Ты это понимаешь?
Девочка: Ну, Егор, ты фантазер настоящий. Сидишь постоянно за своим компьютером, в компьютерные игры играешь, и вот даже сейчас выдумываешь всякую всячину.
Мальчик : И вовсе это не всячина, а настоящая правда. Это мне сейчас журавли рассказали. Вот бы сейчас на фронт попасть, к тем солдатам, когда мой дед воевал. Есть книга «Для нас не кончилась война» Там солдаты рассказывают, как они воевали. Интересно… Хочешь расскажу, пойдём, к ребятам.
(Гул снарядов, взрывы)
Чтец – Враг напал на нашу Родину. Многие города и сёла уже в первые месяцы войны оказались на переднем крае обороны. Воздушные налёты, раздирающий вой сирен, пожары, раненые, убиты. Утром 22 июня 41 года на одной из улиц города Бреста лежали убитая девочка с незаплетёнными косичками и её кукла… Всё это неожиданно ворвалось в жизнь сотен тысяч людей.
Звучит «Вставай, страна огромная» в исполнении детей (куплет и припев)
Чтец – Всех тяжелей был первый день войны –
Тогда мы через лето отступали
И через гнев идущей в бой страны,
Но знали мы, что выстоять должны,
И были гнев, и вера твёрже стали.
Чтец – В огне сгорели линии границ,
И были вбиты бомбы в переправы.
Я видел серый пепел хмурых лиц,
Как падали хлеба от взрывов ниц
И серый пепел оседал на травы…
Чтец – А лютый враг в железо был одет.
А было нам по восемнадцать лет,
Но нас не счесть,
Мы шли на битву смело,
И матери с тоской смотрели вслед –
Судьба страны у нас в груди болела.
Чтец – Тяжёлым и усталым был наш шаг
Туда, вперёд – в крутое пекло боя,
И отдавался взрывов гул в ушах,
Мы шли –
Качалось небо на штыках,
Задымленное небо фронтовое.
Вед. – 30сентября 1941 года вермахт начал генеральное наступление на Москву. Фашистами было принято в плен много советских людей, захвачено
1242 танка,5212 орудий. Но благодаря сопротивлению окружённых частей
было выиграно время для организации обороны Москвы.
Чтец – Москва, Москва, священная держава,
Благословляя, веря и любя,
Мы за тебя – по долгу, и по праву,
И по любви – мы бьемся за тебя!
( слышится гул моторов самолётов, взрыв снарядов…)
Вед1. В свой первый вылет, выпускник оренбургской школы №2
имени Карла Маркса Николай Самароков запомнил
только лишь огненные трассы от снарядов, чёрные султаны взрывов
на земле, да бешенная пляска самолётов. Самообладание, уверенность
приходили постепенно.
Вед2. - На станцию Н. прибыли эшелоны, и немцы начали разгрузку.
Штурмовики успешно выполнили свою задачу. Выводя самолёт из
последней атаки, Николай ощутил резкую боль. Кровь залила лицо.
Ветер ворвался в кабину. «Разбило фонарь»,- подумал лётчик.
Сажал машину Самароков на одно шасси. Правое не вышло: пробило
воздушную систему.
Вед3. - Старый фельдшер тут же стал вынимать застрявшие осколки стекла,
делать перевязку. Глаза Николая были целы.
Вед1. - Сынок, - обратился он Самарокову,- как же ты летел? Ведь если кому рассказать, надо мной посмеются, скажут: брешет, старый.
Вед2.- Запас прочности,- ответил за Николая командир.
Вед3. - Запас прочности… - с расстановкой повторял фельдшер. -
Чья же это прочность, самолёта или лётчика?
Вед1. – Фельдшер имел в виду машину, а командир думал о лётчике: раненый Самароков нашёл силы, чтобы на подбитой машине долететь до своего аэродрома.
Вед2. – Раны на лице зажили быстро. Вскоре он возвратился в строй боевых друзей.
Но это было начало.
Вед 3. – Ещё много раз взлетал Николай в небо, терял друзей, был ранен сам. В трудную минуту ему чудился насмешливый голос командира: «Что, запаса
прочности не хватило?». И забывая о себе, он выходил на виражи.
Вед1. – За проявленное мужество в годы войны Николаю Самарокову было
присвоено звание Героя Советского Союза и свой 120-й боевой вылет
он совершил над Берлином.
Песня
Мальчик. Представляете, ведь он учился в нашей школе! Да, на войне разные случаи бывали. А об этом случае лейтенант Александр Спирин.
Вед.1 Шли они вдоль линии фронта к Южному выступу Курской дуги. Наши взяли Ахтырку. Их батальону была поставлена задача, перерезать шоссейную дорогу Ахтырка – село Михайловское, чтобы немцы не могли курсировать туда – сюда. Развернулись они фронтом в ту и другую стороны и приняли бой. Два соседних батальона получили приказ на отход, а они остались. Почему так вышло - они сами не знали, но сталинский №227 «ни шагу назад» всю войну действовал чётко.
Командир первой роты спрашивает:
- Ну что, Сашка, делать будем?
–Что делать? Приказа – то нет, будем биться! Идут на них три танка.
. А чем биться? Биться нечем. Связали они обычные гранаты и бросили под один танк, а они ему как слону дробина. Эх, что говорить…Много наших тогда полегло. Ранило и его осколком в ногу, а пока перевязывался, угодил в плен. На следующий день бежал, со ним ещё четверо бойцов. Тогда при перевозке много бежали в рассыпную. Долго блуждали по лесу, потом добрались до одной деревушки, постучали в хату. Открыла женщина.
Узнав, что они из тех, кто сбежал из-под немецкого конвоя, дала нам по куску хлеба и подсказала, что в лесу есть партизаны.. Не сразу, но попали к партизанам. Это был партизанский отряд «За Родину – 2». Сашка попал в разведвзвод. Воевал в партизанском отряде. А потом, представляете,
из части родителям прислали на него похоронку, которую в штабе не сразу отправили. Но хорошо, что Сашкино письмо пришло раньше. Оно и опередило похоронку на несколько дней. А главное, в почтальонше. Это она, больше недели носила похоронку в сумке и не решалась отдать её отцу и матери. А тем временем подоспело письмо от него – живого. Во, как бывает!
(слышится гул машин, взрывы)
Чтец (взрослый)–Штаб Сталинградского фронта. 13-ой гвардейской было приказано форсировать Волгу. (видео о Родимцеве)
– Гвардейцы Родимцева с ходу вступили в бой, чтобы в составе 62-й армии отстоять великий город. К числу невероятных, поразивших мир подвигов 13-й гвардейской нельзя не отнести бой за Сталинградский вокзал.
Здесь погибли все сражавшиеся и, пока были живы, не сдали вокзал.
– На стене оставлена надпись: «Здесь насмерть стояли гвардейцы Родимцева».
Это писалось не после боёв – начертали это бойцы, истекавшие кровью, но продолжавшие биться.
– Чтобы уточнить роль дивизии в обороне города-героя, нужно помнить, к моменту переправы дивизии через Волгу на берегу, в районе центральной
набережной уже хозяйничали немцы. Тогда гвардейцам удалось отбить не
только вокзал, но и несколько улиц и ряд центральных кварталов. Центр города так и не достался врагу.
. – «Родимцев будет барахтаться в Волге!», - орали рупоры немецких
радиомашин. А генерал в почерневший от дыма полушубке и солдатской шапке продолжал спокойно и деловито делать своё дело.(шум танков)
– А советские войска стремительно продвигались вперёд. На одном из участков фронта действовала танковая дивизия генерала Родимцева. Догоняли врага танкисты. И вдруг остановка.
– Взорванный мост впереди перед танками. Приглушили танки моторы. На глазах уходят от них фашисты. Выстрелил кто-то по фашистской колонне из пушки, лишь снаряды пустил по ветру.
.- Ауфвидерзеен! Прощайте! (кричали фашисты)
– Бродом,-кто-то предложил,- бродом, через речку.
Посмотрел генерал – петляет река. Не подняться на кручи танкам.
Задумался …
Вдруг появилась женщина. С нею мальчик(.Девочка читает за женщину)
Чтец (женщина) Лучше там, у нашего дома, товарищ командир. Там речка уже. Подъём положе.
Вед - чтец. Двинулись танки вперёд за женщиной. Вот дом в лощине. Место здесь и вправду лучше. Смотрят танкисты. Без моста не пройти тут танкам.
Вед - чтец – Нужен мост,- говорят.- Брёвна нужны.
Женщина– Есть брёвна.
Вед – чтец. Осмотрелись танкисты вокруг - где же брёвна?
Женщина – Да вот же они, вот , -( говорит женщина и показывая на свой дом.)
Вед. - чтец – Так ведь дом! - вырвалось у танкистов.
( Посмотрела женщина на дом, на воинов._
Женщина- Да что дом – деревяшки-полешки.То ли народ теряет…О доме ли сейчас печалиться, - сказала женщина. – Правда, Петя? обратилась к сыну.
Затем к солдатам: Разбирайте его, родимые.
Вед. - чтец- Не решаются трогать танкисты дом. Стужа стоит на дворе. Зима набирает силу.
Как же без дома в такую пору?
Женщина- Поняла женщина: - Да мы в землянке уж как-нибудь.- И снова к
мальчику: - Правда, Петя?
Вед. - чтец – Правда, мама,- ответил Петя. И всё же мнутся, стоят танкисты.
Взяла женщина топор, подошла к краю дома. Первой сама по венцу ударила.
– Ну что ж, спасибо, - сказал генерал.
- Разобрали танкисты дом. Навели переправу. Бросились в след фашистам.
– Как вас звать-величать?- кричат танкисты.- Словом добрым кого вспоминать?
Женщина– Кузнецовы мы с Петенькой,- отвечает женщина
Вед. - чтец – А по имени, имени-отчеству?
Женщина – Александра Григорьевна, Пётр Иванович.
Вед.-чтец– Низкий поклон вам, Александра Григорьевна. Богатырём становись Пётр Иванович.
И вновь дороги, вновь бой, блиндажи, землянки.
Звучит песня «в землянке» муз.К Листова сл. А. Суркова
Солдат 1: А что ребята, на привале песню спеть? Да где ж гармонь?
Солдат 2 : А гармонь со мной всегда солдаты
Боевая! И в строю!
Солдат 3 : Запевай, чего же медлишь?
Солдат4 : А не спеть ли нам частушки?
Жить без пищи можно сутки, можно больше, но порой
На войне одной минутки не прожить без прибаутки. …
Частушки
1.Гитлер вздумал угоститься –
Чаю тульского напиться.
Зря, дурак, позарился —
Кипятком ошпарился.
2.Эх частушка, ты частушка слово каждое
Снаряд
Бьет фашистов по макушке, помогает воевать.
3.Думал Гитлер на яву: «в 10 дней возьму Москву!»
А мы встали поперек «Ты Берлин бы поберег !»
4.Куры, яйца, мясо, сало немцам вкусным
кажутся
Мы им перца поддадим, мало не покажется!
5.От Москвы и до Берлина дороженька узкая
Сколько Гитлер не храбрись,а победа русская!
6.Скоро Гитлеру могила,
Скоро Гитлеру капут,
А советские машины
По Берлину побегут.
Солдат: - А ну, Григорий,расскажи, расскажи про геройство.
- (засмущался Семён Калита) Да я… Да что я… Вот Иван Тимофеев уничтожил два, два неприятельских танка. (повернулись солдаты к Ивану)
Солдат - ну, тогда ты, расскажи, про геройство.
Иван - Почему я? Вот Владимир Пасхальный – вот тот герой. Вот кто лучше других сражался.
Семён – И верно. Младший сержант Владимир Пасхальный три неприятельских танка вывел из строя. Вот кто герой, конечно.
(не отпускают солдаты Пасхального)
Иван - Ну расскажи про подвиг.
Владимир Пасхальный - (смущённо) А что я?… Вот товарищ младший политрук Евтифеев – вот кто из героев герой настоящий.
Солдат – И верно. Младший политрук Евстифеев подбил четыре фашистских танка.
Семён - Вот это да!
- Вот так стрелок!
- Провел, выходит, среди фашистов политбеседу!
(окружили солдаты политрука)
- Товарищ Евстифеев, расскажи про геройство.
(усмехнулся Евстифеев)_
Все: - Про себя, про себя! (закричали солдаты)
Евстифеев- Да я…-( Глянул вокруг, увидел Семёна Калиту) Вот пусть вам Семён Калита про себя расскажет. Он всему начало положил…(телефонный звонок)
Евстифеев- Товарищ командующий, подбили двадцать семь танков. Да, молодцы ребята.
Победили смерть богатыри!
Чтец – Полетел снежок пушистый
И занёс дома.
Ой, не нравится фашистам
Русская зима,
Наш мороз, и серебристый
Иней на ветвях.
Ждёт захватчиков –фашистов
Смерть на всех путях.
Вновь дают отпор арийцам
Наши храбрецы.
Ой, не нравятся фашистам
Русские бойцы.
Чтец – От холода земля окаменела,
Теперь её лопатой не возьмёшь…
А бой гремит, и мины то и дело
Свистят, визжат… Укрытие, где найдёшь?
Ты падаешь и хочешь слиться телом
С клочком земли, что, как любовь, хорош.
Не кланяясь осколкам ошалелым,
Лежишь без мысли, ничего не ждёшь…
Чтец – Но вдруг ракета ослепит сознанье,
То знак в атаку – кончены терзанья,
Встаёшь. Теперь не страшен поздний взрыв.
Ты видишь друга, что с тобою рядом.
И это всё… А вырвешься из ада,
Ты удивишься: как остался жив?
Чтец – Мы на штыках своих
Огонь несли,
Горело небо пламенем над нами,
Любая пядь контуженной земли
Пылала под тяжёлыми шагами.
Чтец – И запекалось слово на губах,
Из пламени рождённая, из пепла
Качалась даль в обугленных глазах.
Штыками продирались мы
Сквозь пекло.
Чтец – Дороги наши – пепел да зола,
Кругом пожар – и не пройти колоннам,
Как будто бы от пламени, земля
Перевязалась поясом калёным.
Чтец – Полк за полком мы в тот огонь вошли –
Все, как один, мы до конца сражались.
На поле брани многие легли –
Немногие из нас
В живых остались…
Чтец – Мы шли,
С родной земли врага гоня,
И пламя опаляло наши лица.
Ведь у огня крутого
От огня
Не страх родится – и мужество родится!
Чтец – Мы верили в победу до конца.
Вздохнув, фронты умолкнули во мгле.
Лишь фронт один остался на земле,
Пролегший через судьбы и сердца.
Чтец – Кто под огнём
Прошёл солдатский путь,
Тот знает – что такое жизнь и смерть:
Не раз тонуть в воде – не утонуть,
Не раз в огне гореть – и не сгореть!
Чтец – Меж гибелью и жизнью столько дней
Раскачивают нас ветра войны.
Встаёт заря. В ней кровь моих друзей.
На сотни вёрст – ни мига тишины!
Звучит песня « Баллада о солдате» муз В Соловьев – Седой
Сл. М Матусовского.
Вед. Из воспоминаний Григория Семёновича Малышева.
Под Москвой нас уже встречали немецкие самолёты, а когда подъехали к Смоленску, он весь был забит составами, их беспрерывно бомбили. Дороги, дороги…Я был шофером. Ехал я по гати через болото около Нелидово, вёз снаряды. Тут налетели самолёты. Машины мы прямо на дороге бросили, а сами, в чем были, кинулись в сторону. Когда кончилась бомбёжка, левую ногу я так и не мог оттереть – замёрзла. Но до своих все же добрались. Начмед и говорит мне:
- Делать нечего, придётся ампутировать. Отморозил ты её, ногу-то.
Не дал я. И прав оказался, помаленьку расходился, и осталась моя родимая при мне, но как непогода, так дает вспомнить ту бомбёжку.
«Песня о солдате» муз. В. Мигули
сл. М. Агашиной
Вед. – Завершилась долгая, кровопролитная война. И вот встретились солдаты
Курили, дымили, бои вспоминали. Кого хвалили, кого ругали. Шутили.
Потом притихли.
Вед. – И вдруг заспорили солдаты, кто лучше других сражался, кто почестей
ратных и ратной славы больше других достоин.
Вед. - Лётчики!
Вед. – Танкисты!
Вед. – Артиллеристы!
Вед. – Пехота!
Вед. – Спорят солдаты. Спору конца не видно. Да здесь пробасил над всеми голос: -
Слушай радио!
Вед. - И тут слова о героях: лётчиках, танкистах, артиллеристах, пехотинцах.
Все они идут в приказе, всем честь и хвала. Слава Победителям!
-Хореографическая картинка «Мир детям»
Финал:( Вдруг раздается крик журавлей, Полина и Егор выходят на авансцену.)
Полина: Егор, смотри, твои солдаты идут вместе с журавлями.
Егор: Ты их тоже видишь? Значит, ты тоже фантазерка?
Полина: (Говорит, как завороженная) Нет, Егор, не фантазерка. Я их вижу. Они идут, Егор, к нам. Смотри, они как будто живые.
Егор: Я тебе об этом и говорил. Они – живые! Они всегда для нас живые!
(Появляются птицы, они танцуют, появляются «живые солдаты», на плечах одного из них девочка – голубь в короне с надписью «Победа», все выстраиваются, становятся общей «фотографией»).
Слайды на тему ВОВ.
(слышен салют. Песня «День Победы»)
11