СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературно-музыкальной композиции «По военным дорогам, по дорогам наших прадедов» 75-летию Великой Победы посвящается.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Методическая разработка»

Сценарий   литературно-музыкальной композиции

 «По военным дорогам, по дорогам наших прадедов»

75-летию Великой Победы посвящается.

 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературно-музыкальной композиции «По военным дорогам, по дорогам наших прадедов» 75-летию Великой Победы посвящается.»











«Методическая разработка»

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«По военным дорогам, по дорогам наших прадедов»

75-летию Великой Победы посвящается.












Автор: учитель музыки Титова Галина Викторовна.

МОАУ «Гимназия №2»

г.Оренбург













Пояснительная записка к сценарию

«По дорогам военным, по дорогам наших прадедов»


В последнее время вследствие кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сфер общественной жизни произошёл резкий спад в деле воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из исключительных направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать её интересы. Вот почему в условиях экономического и политического реформирования современного российского общества повышается социальный статус патриотического и гражданского воспитания.

Воспитание гражданственности, интереса к родной истории, укреплении

патриотизма может идти разными путями. Одно из направлений - это внеурочная деятельность в различных формах её проявления.

В истории нашего государства есть разные праздники, особое место занимает праздник «со слезами на глазах» - праздник Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Перед учителями стоит задача воспитывать личность гражданина через овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества, сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, сопричастности поколений к истории Отечества, воспитание уважения к подвигам героев. Предлагаемый материал выстроен на воспоминаниях наших земляков, ветеранах войны - оренбуржцах и рассказах о них, и может быть использован для проведения мероприятия посвящённого 75-летию окончания ВОВ в среднем звене школы.



ПО ДОРОГАМ ВОЕННЫМ, ПО ДОРОГАМ НАШИХ ПРАДЕДОВ.

(литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации)


Звучит тихая, спокойная музыка. «Журавли»


Вед. – Всё дальше уходят события Великой Отечественной войны. Минуло 75 лет с того чудного весеннего дня, имя которому Великая Победа. Цвела сирень. У всех на душе звонили колокола радости, маня счастливым ожиданием выстраданной мирной жизни.

Вед. – Уходят годы, а имена героев остаются. Их списки всё полнятся больше и больше, летопись дописывает новые и новые страницы того героического времени, в котором есть место нашему городу и нашим героям – землякам.

Вед. – Уж сколько произведений вмещает летопись Великой Отечественной войны, но даже спустя не одно десятилетие она не устаёт удивлять молодое поколение своим героизмом.

(На сцену выходят ребята с учителем. Слышен крик журавлей, все поднимают голову к небу и слушают).

Видео журавли.

Девочка. Ребята, смотрите, журавли. Журавли… Журавушки… Так их называет моя бабушка. Людмила Николаевна, а, правда, что журавли – это души погибших солдат.

Людмила Николаевна:

Да, такое поверье придумали сами люди. После войны многие солдаты не вернулись домой, но их продолжали ждать матери, жены, дети, поэтому и придумали такую легенду, что журавли несут в себе души погибших воинов.


Мальчик Егор : (продолжает смотреть на небо и говорит как бы про себя)). Журавли… Журавушки…Возьмите меня с собой, я хочу побывать там…где воевал мой прадед.


Людмила Николаевна: Ну, все, ребята! Надо готовиться к выступлению.Егор, не отставай, опять мечтаешь!


Мальчик: И вовсе я не отстаю, просто журавлей слушаю.

ДевочкаПолина: Тебе же сказали, что журавли – это почти что солдаты, понимаешь - в них души погибших солдат, значит, они летают и видят нас. И видят все, что делается на нашей Земле.

Мальчик: Значит, они видят, где мир, а где война, поэтому они кричат нам и предупреждают, чтобы мы хранили мир на земле! Ты это понимаешь?


Девочка: Ну, Егор, ты фантазер настоящий. Сидишь постоянно за своим компьютером, в компьютерные игры играешь, и вот даже сейчас выдумываешь всякую всячину.


Мальчик : И вовсе это не всячина, а настоящая правда. Это мне сейчас журавли рассказали. Вот бы сейчас на фронт попасть, к тем солдатам, когда мой дед воевал. Есть книга «Для нас не кончилась война» Там солдаты рассказывают, как они воевали. Интересно… Хочешь расскажу, пойдём, к ребятам.


(Гул снарядов, взрывы)


Чтец – Враг напал на нашу Родину. Многие города и сёла уже в первые месяцы войны оказались на переднем крае обороны. Воздушные налёты, раздирающий вой сирен, пожары, раненые, убиты. Утром 22 июня 41 года на одной из улиц города Бреста лежали убитая девочка с незаплетёнными косичками и её кукла… Всё это неожиданно ворвалось в жизнь сотен тысяч людей.


Звучит «Вставай, страна огромная» в исполнении детей (куплет и припев)


Чтец – Всех тяжелей был первый день войны –

Тогда мы через лето отступали

И через гнев идущей в бой страны,

Но знали мы, что выстоять должны,

И были гнев, и вера твёрже стали.

Чтец – В огне сгорели линии границ,

И были вбиты бомбы в переправы.

Я видел серый пепел хмурых лиц,

Как падали хлеба от взрывов ниц

И серый пепел оседал на травы…

Чтец – А лютый враг в железо был одет.

А было нам по восемнадцать лет,

Но нас не счесть,

Мы шли на битву смело,

И матери с тоской смотрели вслед –

Судьба страны у нас в груди болела.

Чтец – Тяжёлым и усталым был наш шаг

Туда, вперёд – в крутое пекло боя,

И отдавался взрывов гул в ушах,

Мы шли –

Качалось небо на штыках,

Задымленное небо фронтовое.


Вед. – 30сентября 1941 года вермахт начал генеральное наступление на Москву. Фашистами было принято в плен много советских людей, захвачено

1242 танка,5212 орудий. Но благодаря сопротивлению окружённых частей

было выиграно время для организации обороны Москвы.

Чтец – Москва, Москва, священная держава,

Благословляя, веря и любя,

Мы за тебя – по долгу, и по праву,

И по любви – мы бьемся за тебя!


( слышится гул моторов самолётов, взрыв снарядов…)



Вед1. В свой первый вылет, выпускник оренбургской школы №2

имени Карла Маркса Николай Самароков запомнил

только лишь огненные трассы от снарядов, чёрные султаны взрывов

на земле, да бешенная пляска самолётов. Самообладание, уверенность

приходили постепенно.

Вед2. - На станцию Н. прибыли эшелоны, и немцы начали разгрузку.

Штурмовики успешно выполнили свою задачу. Выводя самолёт из

последней атаки, Николай ощутил резкую боль. Кровь залила лицо.

Ветер ворвался в кабину. «Разбило фонарь»,- подумал лётчик.

Сажал машину Самароков на одно шасси. Правое не вышло: пробило

воздушную систему.

Вед3. - Старый фельдшер тут же стал вынимать застрявшие осколки стекла,

делать перевязку. Глаза Николая были целы.

Вед1. - Сынок, - обратился он Самарокову,- как же ты летел? Ведь если кому рассказать, надо мной посмеются, скажут: брешет, старый.

Вед2.- Запас прочности,- ответил за Николая командир.

Вед3. - Запас прочности… - с расстановкой повторял фельдшер. -

Чья же это прочность, самолёта или лётчика?

Вед1. – Фельдшер имел в виду машину, а командир думал о лётчике: раненый Самароков нашёл силы, чтобы на подбитой машине долететь до своего аэродрома.

Вед2. – Раны на лице зажили быстро. Вскоре он возвратился в строй боевых друзей.

Но это было начало.

Вед 3. – Ещё много раз взлетал Николай в небо, терял друзей, был ранен сам. В трудную минуту ему чудился насмешливый голос командира: «Что, запаса

прочности не хватило?». И забывая о себе, он выходил на виражи.

Вед1. – За проявленное мужество в годы войны Николаю Самарокову было

присвоено звание Героя Советского Союза и свой 120-й боевой вылет

он совершил над Берлином.

Песня


Мальчик. Представляете, ведь он учился в нашей школе! Да, на войне разные случаи бывали. А об этом случае лейтенант Александр Спирин.

Вед.1 Шли они вдоль линии фронта к Южному выступу Курской дуги. Наши взяли Ахтырку. Их батальону была поставлена задача, перерезать шоссейную дорогу Ахтырка – село Михайловское, чтобы немцы не могли курсировать туда – сюда. Развернулись они фронтом в ту и другую стороны и приняли бой. Два соседних батальона получили приказ на отход, а они остались. Почему так вышло - они сами не знали, но сталинский №227 «ни шагу назад» всю войну действовал чётко.

Командир первой роты спрашивает:

- Ну что, Сашка, делать будем?

–Что делать? Приказа – то нет, будем биться! Идут на них три танка.

. А чем биться? Биться нечем. Связали они обычные гранаты и бросили под один танк, а они ему как слону дробина. Эх, что говорить…Много наших тогда полегло. Ранило и его осколком в ногу, а пока перевязывался, угодил в плен. На следующий день бежал, со ним ещё четверо бойцов. Тогда при перевозке много бежали в рассыпную. Долго блуждали по лесу, потом добрались до одной деревушки, постучали в хату. Открыла женщина.

Узнав, что они из тех, кто сбежал из-под немецкого конвоя, дала нам по куску хлеба и подсказала, что в лесу есть партизаны.. Не сразу, но попали к партизанам. Это был партизанский отряд «За Родину – 2». Сашка попал в разведвзвод. Воевал в партизанском отряде. А потом, представляете,

из части родителям прислали на него похоронку, которую в штабе не сразу отправили. Но хорошо, что Сашкино письмо пришло раньше. Оно и опередило похоронку на несколько дней. А главное, в почтальонше. Это она, больше недели носила похоронку в сумке и не решалась отдать её отцу и матери. А тем временем подоспело письмо от него – живого. Во, как бывает!


(слышится гул машин, взрывы)


Чтец (взрослый)–Штаб Сталинградского фронта. 13-ой гвардейской было приказано форсировать Волгу. (видео о Родимцеве)

– Гвардейцы Родимцева с ходу вступили в бой, чтобы в составе 62-й армии отстоять великий город. К числу невероятных, поразивших мир подвигов 13-й гвардейской нельзя не отнести бой за Сталинградский вокзал.

Здесь погибли все сражавшиеся и, пока были живы, не сдали вокзал.

– На стене оставлена надпись: «Здесь насмерть стояли гвардейцы Родимцева».

Это писалось не после боёв – начертали это бойцы, истекавшие кровью, но продолжавшие биться.

– Чтобы уточнить роль дивизии в обороне города-героя, нужно помнить, к моменту переправы дивизии через Волгу на берегу, в районе центральной

набережной уже хозяйничали немцы. Тогда гвардейцам удалось отбить не

только вокзал, но и несколько улиц и ряд центральных кварталов. Центр города так и не достался врагу.

. – «Родимцев будет барахтаться в Волге!», - орали рупоры немецких

радиомашин. А генерал в почерневший от дыма полушубке и солдатской шапке продолжал спокойно и деловито делать своё дело.(шум танков)

– А советские войска стремительно продвигались вперёд. На одном из участков фронта действовала танковая дивизия генерала Родимцева. Догоняли врага танкисты. И вдруг остановка.

– Взорванный мост впереди перед танками. Приглушили танки моторы. На глазах уходят от них фашисты. Выстрелил кто-то по фашистской колонне из пушки, лишь снаряды пустил по ветру.

.- Ауфвидерзеен! Прощайте! (кричали фашисты)

– Бродом,-кто-то предложил,- бродом, через речку.

Посмотрел генерал – петляет река. Не подняться на кручи танкам.

Задумался …


Вдруг появилась женщина. С нею мальчик(.Девочка читает за женщину)

Чтец (женщина) Лучше там, у нашего дома, товарищ командир. Там речка уже. Подъём положе.

Вед - чтец. Двинулись танки вперёд за женщиной. Вот дом в лощине. Место здесь и вправду лучше. Смотрят танкисты. Без моста не пройти тут танкам.

Вед - чтец – Нужен мост,- говорят.- Брёвна нужны.

Женщина– Есть брёвна.

Вед – чтец. Осмотрелись танкисты вокруг - где же брёвна?

Женщина – Да вот же они, вот , -( говорит женщина и показывая на свой дом.)

Вед. - чтец – Так ведь дом! - вырвалось у танкистов.

( Посмотрела женщина на дом, на воинов._

Женщина- Да что дом – деревяшки-полешки.То ли народ теряет…О доме ли сейчас печалиться, - сказала женщина. – Правда, Петя? обратилась к сыну.

Затем к солдатам: Разбирайте его, родимые.

Вед. - чтец- Не решаются трогать танкисты дом. Стужа стоит на дворе. Зима набирает силу.

Как же без дома в такую пору?

Женщина- Поняла женщина: - Да мы в землянке уж как-нибудь.- И снова к

мальчику: - Правда, Петя?

Вед. - чтец – Правда, мама,- ответил Петя. И всё же мнутся, стоят танкисты.

Взяла женщина топор, подошла к краю дома. Первой сама по венцу ударила.


– Ну что ж, спасибо, - сказал генерал.

- Разобрали танкисты дом. Навели переправу. Бросились в след фашистам.

– Как вас звать-величать?- кричат танкисты.- Словом добрым кого вспоминать?

Женщина– Кузнецовы мы с Петенькой,- отвечает женщина

Вед. - чтец – А по имени, имени-отчеству?

Женщина – Александра Григорьевна, Пётр Иванович.

Вед.-чтец– Низкий поклон вам, Александра Григорьевна. Богатырём становись Пётр Иванович.

И вновь дороги, вновь бой, блиндажи, землянки.

Звучит песня «в землянке» муз.К Листова сл. А. Суркова


Солдат 1: А что ребята, на привале песню спеть? Да где ж гармонь?


Солдат 2 : А гармонь со мной всегда солдаты

Боевая! И в строю!


Солдат 3 : Запевай, чего же медлишь?

Солдат4 : А не спеть ли нам частушки?


Жить без пищи можно сутки, можно больше, но порой

На войне одной минутки не прожить без прибаутки. …

Частушки

1.Гитлер вздумал угоститься –

Чаю тульского напиться.

Зря, дурак, позарился —

Кипятком ошпарился.


2.Эх частушка, ты частушка слово каждое

Снаряд

Бьет фашистов по макушке, помогает воевать.


3.Думал Гитлер на яву: «в 10 дней возьму Москву!»

А мы встали поперек «Ты Берлин бы поберег !»


4.Куры, яйца, мясо, сало немцам вкусным

кажутся

Мы им перца поддадим, мало не покажется!


5.От Москвы и до Берлина дороженька узкая

Сколько Гитлер не храбрись,а победа русская!


6.Скоро Гитлеру могила,

Скоро Гитлеру капут,

А советские машины

По Берлину побегут.


Солдат: - А ну, Григорий,расскажи, расскажи про геройство.

- (засмущался Семён Калита) Да я… Да что я… Вот Иван Тимофеев уничтожил два, два неприятельских танка. (повернулись солдаты к Ивану)

Солдат - ну, тогда ты, расскажи, про геройство.

Иван - Почему я? Вот Владимир Пасхальный – вот тот герой. Вот кто лучше других сражался.

Семён – И верно. Младший сержант Владимир Пасхальный три неприятельских танка вывел из строя. Вот кто герой, конечно.

(не отпускают солдаты Пасхального)

Иван - Ну расскажи про подвиг.

Владимир Пасхальный - (смущённо) А что я?… Вот товарищ младший политрук Евтифеев – вот кто из героев герой настоящий.

Солдат – И верно. Младший политрук Евстифеев подбил четыре фашистских танка.

Семён - Вот это да!

- Вот так стрелок!

- Провел, выходит, среди фашистов политбеседу!

(окружили солдаты политрука)

- Товарищ Евстифеев, расскажи про геройство.

(усмехнулся Евстифеев)_

Все: - Про себя, про себя! (закричали солдаты)

Евстифеев- Да я…-( Глянул вокруг, увидел Семёна Калиту) Вот пусть вам Семён Калита про себя расскажет. Он всему начало положил…(телефонный звонок)

Евстифеев- Товарищ командующий, подбили двадцать семь танков. Да, молодцы ребята.

Победили смерть богатыри!

Чтец – Полетел снежок пушистый

И занёс дома.

Ой, не нравится фашистам

Русская зима,

Наш мороз, и серебристый

Иней на ветвях.

Ждёт захватчиков –фашистов

Смерть на всех путях.

Вновь дают отпор арийцам

Наши храбрецы.

Ой, не нравятся фашистам

Русские бойцы.

Чтец – От холода земля окаменела,

Теперь её лопатой не возьмёшь…

А бой гремит, и мины то и дело

Свистят, визжат… Укрытие, где найдёшь?

Ты падаешь и хочешь слиться телом

С клочком земли, что, как любовь, хорош.

Не кланяясь осколкам ошалелым,

Лежишь без мысли, ничего не ждёшь…

Чтец – Но вдруг ракета ослепит сознанье,

То знак в атаку – кончены терзанья,

Встаёшь. Теперь не страшен поздний взрыв.

Ты видишь друга, что с тобою рядом.

И это всё… А вырвешься из ада,

Ты удивишься: как остался жив?



Чтец – Мы на штыках своих

Огонь несли,

Горело небо пламенем над нами,

Любая пядь контуженной земли

Пылала под тяжёлыми шагами.

Чтец – И запекалось слово на губах,

Из пламени рождённая, из пепла

Качалась даль в обугленных глазах.

Штыками продирались мы

Сквозь пекло.

Чтец – Дороги наши – пепел да зола,

Кругом пожар – и не пройти колоннам,

Как будто бы от пламени, земля

Перевязалась поясом калёным.

Чтец – Полк за полком мы в тот огонь вошли –

Все, как один, мы до конца сражались.

На поле брани многие легли –

Немногие из нас

В живых остались…

Чтец – Мы шли,

С родной земли врага гоня,

И пламя опаляло наши лица.

Ведь у огня крутого

От огня

Не страх родится – и мужество родится!

Чтец – Мы верили в победу до конца.

Вздохнув, фронты умолкнули во мгле.

Лишь фронт один остался на земле,

Пролегший через судьбы и сердца.

Чтец – Кто под огнём

Прошёл солдатский путь,

Тот знает – что такое жизнь и смерть:

Не раз тонуть в воде – не утонуть,

Не раз в огне гореть – и не сгореть!

Чтец – Меж гибелью и жизнью столько дней

Раскачивают нас ветра войны.

Встаёт заря. В ней кровь моих друзей.

На сотни вёрст – ни мига тишины!


Звучит песня « Баллада о солдате» муз В Соловьев – Седой

Сл. М Матусовского.


Вед. Из воспоминаний Григория Семёновича Малышева.

Под Москвой нас уже встречали немецкие самолёты, а когда подъехали к Смоленску, он весь был забит составами, их беспрерывно бомбили. Дороги, дороги…Я был шофером. Ехал я по гати через болото около Нелидово, вёз снаряды. Тут налетели самолёты. Машины мы прямо на дороге бросили, а сами, в чем были, кинулись в сторону. Когда кончилась бомбёжка, левую ногу я так и не мог оттереть – замёрзла. Но до своих все же добрались. Начмед и говорит мне:

- Делать нечего, придётся ампутировать. Отморозил ты её, ногу-то.

Не дал я. И прав оказался, помаленьку расходился, и осталась моя родимая при мне, но как непогода, так дает вспомнить ту бомбёжку.

«Песня о солдате» муз. В. Мигули

сл. М. Агашиной


Вед. – Завершилась долгая, кровопролитная война. И вот встретились солдаты

Курили, дымили, бои вспоминали. Кого хвалили, кого ругали. Шутили.

Потом притихли.

Вед. – И вдруг заспорили солдаты, кто лучше других сражался, кто почестей

ратных и ратной славы больше других достоин.

Вед. - Лётчики!

Вед. – Танкисты!

Вед. – Артиллеристы!

Вед. – Пехота!

Вед. – Спорят солдаты. Спору конца не видно. Да здесь пробасил над всеми голос: -

Слушай радио!

Вед. - И тут слова о героях: лётчиках, танкистах, артиллеристах, пехотинцах.

Все они идут в приказе, всем честь и хвала. Слава Победителям!


-Хореографическая картинка «Мир детям»


Финал:( Вдруг раздается крик журавлей, Полина и Егор выходят на авансцену.)


Полина: Егор, смотри, твои солдаты идут вместе с журавлями.


Егор: Ты их тоже видишь? Значит, ты тоже фантазерка?


Полина: (Говорит, как завороженная) Нет, Егор, не фантазерка. Я их вижу. Они идут, Егор, к нам. Смотри, они как будто живые.


Егор: Я тебе об этом и говорил. Они – живые! Они всегда для нас живые!


(Появляются птицы, они танцуют, появляются «живые солдаты», на плечах одного из них девочка – голубь в короне с надписью «Победа», все выстраиваются, становятся общей «фотографией»).


Слайды на тему ВОВ.

(слышен салют. Песня «День Победы»)



11