Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Баскаковская средняя школа» Гагаринского района Смоленской области
с. Баскаково ул. Школьная д. 18
Сценарий литературно-музыкального эссе
«Дети войны»
Разработала:
учитель русского языка и литературы
Нифонтова Анна Валентиновна
Цель:
создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, патриотизма и сохранения памяти о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Задачи:
- расширить и углубить знания обучающихся о героях Великой Отечественной войны;
- продемонстрировать на конкретных примерах переплетение трагедии и мужества, боли и героизма наших соотечественников во время войны 1941-1945 годов;
- способствовать пониманию обучающимися роли и значения Победы над фашизмом для всего человечества;
- способствовать осмыслению обучающимися таких духовно-нравственных категорий, как Родина-мать, историческая память, уважение к памяти павших, героизм, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание;
- формировать активную гражданскую позицию обучающихся через участие в творческих мероприятиях.
Ход мероприятия:
Звучит трагическая мелодия
Ведущий 1:
Дети войны–
И веет холодом,
Дети войны–
И пахнет голодом…
Ведущая 1:
Дети войны–
И дыбом волосы–
На челках детских–
Седые полосы!
Ведущий 2:
Какая разница,
Где был под немцами:
В Дахау, Лидице
Или в Освенциме?
Ведущая 2:
Их кровь алеет
На плацах маками,
Трава поникла –
Где дети плакали!
Исполняется 1-ый куплет и припев песни «Дети войны». Во время исполнения выходят участники мероприятия и занимают свои позиции на сцене.
Ведущий 1: Детям военного лихолетья…
Ведущая 1: Тем, кто писал между строк газет жидкими чернилами…
Ведущий 2: Тем, кто выступал с концертами перед солдатами, идущими в бой, и ранеными в госпиталях…
Ведущая 2: Тем, кто с весны до осени работал в колхозах…
Ведущий 1: Тем, кто по 12 часов стоял у станков…
Ведущая 1: Тем, кто нянчил малышей, которых привезли в эвакуацию...
Ведущий 2: Тем, кто вязал носки и варежки, обшивал кисеты…
Ведущая 2: Тем, кто рисовал для солдатских писем русские березы и высушивал полевые цветы…
Ведущий 1: Тем, кто стоял в очередях с талонами на хлеб…
Ведущая 1: Тем, кто сражался наравне со взрослыми…
Ведущий 2: Тем, кто наравне со взрослыми погибал…
Ведущая 2: Вам, дети войны, посвящается...
Ведущие 2 уходят
Ведущий 1:
Что случилось, скажи мне, ветер?
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так же светит,
Или вянут травы в садах?
Ведущая:
Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи нам, ветер,
Неужели это война?
Чтец 1:
Шло детство, поспела клубника...
Нам день обещал тишину.
И было нелепо и дико,
Что вдруг объявили войну.
Мы ждали гостей. Наша мама,
Начав хлопотать у стола,
Смотрела так пристально прямо
И слез удержать не могла.
И болью огромного роста
Набат поднимался, как крик.
И было нам, детям, не просто
Понять этой скорби язык.
Война надвигалась столико.
Родной закручинился кров...
На блюде забытом клубника
Сочилась, как алая кровь.
Ведущий 1:
Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Ведущая 1:
Война стала общей биографией целого поколения детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. Дети войны… «Дети Великой Отечественной войны» — так их называют сейчас. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.
Чтец 2:
В классе очень холодно,
На перо дышу,
Опускаю голову
И пишу, пишу.
Первое склонение —
Женский род на «а»,
Сразу, без сомнения,
Вывожу — «война».
Что всего существенней
Нынче для страны?
В падеже родительном:
Нет — чего?— «войны».
А за словом воющим —
Мама умерла…
И далекий бой еще,
Чтобы я жила.
Шлю «войне» проклятия,
Помню лишь «войну»…
Может, для примера мне
Выбрать «тишину»?
Но «войною» меряем
Нынче жизнь и смерть,
Получу «отлично» я —
Это тоже месть…
О «войне» тот горестный,
Гордый тот урок,
И его запомнила
Я на вечный срок.
Ведущий 1:
Учились при свете коптилок,
Писали меж строчек газет,
И черного хлеба кусочек
Был слаще заморских конфет.
Ведущая 1:
Мальчишки мужали, девчонки взрослели,
И только бы жить начинать сорванцам,
Как их завертели такие метели,
Какие, пожалуй, не снились отцам.
Чтец 3:
Отца на фронт призвали.
И по такой причине
Я должен жить отныне,
Как следует мужчине.
Мать вечно на работе.
Квартира опустела.
Но в доме для мужчины
Всегда найдётся дело.
Полны водою вёдра.
Подметена квартира.
Посуду мыть несложно —
На ней ни капли жира.
С трёх карточек талоны
Стригут мне в гастрономе.
Кормилец и добытчик.
Мужчина. Старший в доме.
Я искренне уверен,
Что стал отцу заменой.
Но в жизни той далёкой,
Блаженной, довоенной,
Отец не занимался
Подобными делами.
Мать заменила папу.
Я помогаю маме.
Ведущий 2: Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнувшись, они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны.
Ведущая 2:
Сами, лишённые радости мирного детства, ребята старались принести радость солдатам, хоть чем-то помочь им. Дети ездили по воинским частям и госпиталям с концертами, отдавая часть своей чистой души раненым солдатам, вселяли в них надежду на скорую победу.
Сцена «В госпитале»
Чтец 4:
Сорок трудный год.
Омский госпиталь:
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет старая нянечка:
Нянечка:
"Господи!..
До чего же артисты маленькие"
Чтец 4:
Мы шагаем палатами длинными.
Мы почти растворяемся в них
С балалайками, с мандолинами
И большими пачками книг.
Нянечка:
«Что в программе?»
Чтец 4:
В программе - чтение,
Пара песен,
Военных, правильных.
Мы в палату тяжелораненых
Входим с трепетом и почтением:
Двое здесь.
Майор артиллерии
С ампутированной ногой,
В сумасшедшем бою под Ельней
На себя принявший огонь.
На пришельцев глядит он весело.
И другой, до бровей забинтован, -
Капитан, таранивший "мессера"
Три недели назад над Ростовом:
Мы вошли.
Мы стоим в молчании:
Вдруг срывающимся фальцетом
Абрикосов Мишка отчаянно
Объявляет:
Мишка:
«Начало концерта!»
Девочки:
Мы частушки вам споем
Необыкновенные.
Эй, подружки, заводи,
Как всегда военные!
Девочка 1:
Я на бочке сижу,
А под бочкой- мышка.
Ждать осталося недолго-
Немцам будет крышка.
Девочка 2:
Ты не вейся, черный ворон,
Над тюрьмою – башнею!
Не допустят партизаны
Нас угнать в Германею.
Девочка 1:
Не хочу я чаю пить,
Не хочу заваривать-
Буду немцев пулей бить,
Кипятком ошпаривать.
Девочка 2:
Дайте, дайте мне винтовку-
Я поеду воевать.
В партизанские отряды,
Партизанам помогать.
Девочки:
Все бы пели, все бы пели
И были бы рады.
Только б кончилась война-
Ничего не надо!
Мальчик:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
Чтец 4:
А за ним, не вполне совершенно,
Но вовсю запевале внимая,
О народной поем, о священной, так,
Как мы ее понимаем:
Дети:
“Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!”
Чтец 4:
Мы поем:
Только голос летчика раздается.
А в нем укор:
Капитан:
"Погодите:
Постойте, хлопчики:
Погодите:
Умер майор:"
Чтец 4:
Балалайка всплеснула горестно.
Торопливо, будто в бреду:
Вот и все о концерте в госпитале
В том году.
Ведущий 2:
Дети войны. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах её маленьких ребят – мальчишек и девчонок.
Ведущая 2:
До войны это были самые обыкновенные мальчики и девочки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Пришёл час – они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Один немецкий солдат записал в своем дневнике: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои».
Сцена «Допрос Вани Солнцева»
Ваня Солнцев в нищенских лохмотьях, выносит компас и старенький букварь
Ваня (разговаривает, обращаясь к залу): Как здорово, что дяденьки Горбунов и Биденко мне поверили, взяли меня с собой! Я теперь самый настоящий разведчик! Для немцев я пастушок, а так иду впереди взрослых, разведываю дорогу, предупреждаю об опасности. Но мне этого мало: я же видел, как разведчики всё записывают, а чем я хуже? Вот и компас себе раздобыл, ну…потихоньку у одного разведчика взял…на время…вернусь, отдам обязательно: он такой хороший, объяснил, как мне им пользоваться…
А в букваре я пометки всякие делаю не хуже взрослых. … Вот сейчас только занесу новый мост, который фрицы поставили в камышах, и начну нашим знаки подавать, чтобы подходили…
Ваня уходит за занавес. Слышен лай собак, крики на немецком языке: «Хальт! Хэнде хох!», автоматные очереди.
Немка выносит компас и букварь. Кладёт их на стол. Входит Ваня (со связанными руками).
Немка: Поди сюда, мальчик, и отвечай на мои вопросы. Ты меня понял?
Ваня корчится от боли в руках.
Немка: Мальчик, ты страдаешь?
Немка развязывает Ване руки, но он стоит, низко опустив голову.
Немка: А теперь я буду тебя спрашивать, а ты будешь отвечать. Итак, скажи: кто ты таков, как тебя зовут, где ты живёшь, кто твои родители и зачем ты очутился в этом укреплённом районе?
Ваня (угрюмо, не поднимая глаз): Я ничего не знаю. Чего вы от меня хотите? Я вас не трогал. Я коня своего искал. Насилу нашёл. Заблудился. Сел отдохнуть. А ваши солдаты стали меня бить.
Немка: Ну, ну, мальчик. Не следует так грубо разговаривать. Солдаты немножко погорячились. Где твои родители – отец, матушка?
Ваня: Я сирота.
Немка: О! бедный ребёнок! Твои родители умерли, не так ли?
Ваня: Они не умерли. Их убили. Ваши же и убили.
Немка: Да, да. Такова война. Это очень печально, но ты не горюй. Мы дадим тебе образование и воспитание. Мы поместим тебя в хороший детский дом. А потом ты получишь образование. Ты же этого хочешь?
Ваня мотает головой.
Немка: Мои родители долгое время жили в России. Ты видишь, как я говорю по-русски? Я совсем, совсем русская женщина. Ты вполне можешь мне доверять. Будь со мной откровенным, как со своей родной тётушкой. Не бойся. Итак, скажи мне, мальчик, откуда ты получил этот компас?
Ваня: Нашёл.
Немка: Ай-ай-ай! Нехорошо обманывать свою тётушку, которая тебя так любит. Ложь унижает достоинство человека. Итак, подумай ещё раз и скажи, откуда у тебя этот компас.
Ваня: Нашёл.
Немка: Можно подумать, что здесь компасы растут, как грибы.
Ваня: Кто-нибудь потерял, а я нашёл.
Немка: Кто же потерял?
Ваня: Солдат какой-нибудь.
Немка: Здесь есть только немецкие солдаты. У немецких солдат имеются немецкие компасы. А этот компас русского образца. Что ты на это скажешь, мальчик?
Ваня молчит
Немка: Молчишь? Не хочешь выдавать людей, которые дали тебе компас. Ты умеешь молчать. Но люди, которые дали тебе компас, нехорошие. Очень нехорошие. Они преступники. А ты знаешь, что обычно делают с преступниками? Так откуда у тебя компас русского образца?
Ваня: Нашёл.
Немка: Хорошо. Допустим, ты говоришь правду. Но в таком случае скажи, кто научил тебя рисовать такие прекрасные рисунки?
Ваня: Чего? Рисунки? Я не понимаю, про что вы спрашиваете. Утирает рукавом нос.
Немка: Подойди-ка сюда. Поближе. Не бойся. Чья это книга?
Ваня: Букварь-то? Мой.
Немка: А рисовал на нём кто?
Ваня: Чегой-то рисовал?
Немка: Эй, мальчик, ты не прикидывайся! Кто делал эту схему?
Ваня (хнычет): Какую схему? Я не знаю никакой вашей схемы. Я потерял лошадь. Днём и ночью мотался. Отпустите меня, тётенька! Что я вам сделал?
Немка (кричит): Иди сюда, говорю тебе! Она хватает Ваню за плечо, рывком тычет его лицо в букварь. Вот это. Кто рисовал?
Ваня молчит.
Немка: Кто это рисовал?
Ваня: Не знаю.
Немка: Ты не знаешь? Сейчас же отвечай. Кто тебя научил делать топографические схемы, где находятся эти люди, и как их найти? Ты покажешь нам дорогу!
Ваня: Я не знаю, про что вы меня спрашиваете.
Немка: Говори!
Ваня (стоит вплотную, наклонившись над книгой): Не скажу…
Немка бьёт Ваню по лицу.
Немка: Теперь ты скажешь?
Ваня: Тётенька, не бейте меня.
Немка: Теперь скажешь?
Ваня: Не скажу
Немка: Ничего, скажешь, мой голубчик. Три дня посидишь без воды и пищи! Скоро заговоришь, как миленький!
Уходит. Ваня садится на пол, закрывает лицо руками.
Ваня: Хоть убейте. Ничего вам не скажу.
Слышен звук артобстрела (стрельба, взрывы).
Ведущий 2: Ване Солнцеву повезло: его освободили разведчики батареи артполка, он остался жить и поступил в Суворовское училище.
Ведущая 2: Но многие ребята, такие же, как Ваня, принимали мученическую смерть во вражеских застенках.
Сестра:
В разведку шёл мальчишка
Четырнадцати лет.
«Вернись, когда боишься,-
Сестра сказала вслед.-
Вернись, пока не поздно,
Я говорю любя,
Чтоб не пришлось в отряде
Краснеть мне за тебя,
Чтоб не пришлось услышать
Мне шепоток ребят:
”У этой у девчонки
в разведке струсил брат...”
Брат:
Мальчишка обернулся:
«Ну, не пытай ума.
Идти в разведку, знаю,
Просилась ты сама.
Мне ссориться с сестрёнкой,
Прощаясь, не под стать.
Но командир отряда –
Он знал, кого послать.
И командир отряда
Решил послать меня.
Прощай, дано мне сроку
Всего четыре дня…»
Сестра:
Цвёл на лесной поляне
Туманный бересклет.
В разведку шёл мальчишка
Четырнадцати лет.
Отец на фронт уехал –
Москву оборонять,
Фашисты посадили
За проволоку мать.
Из опустевшей хаты,
От милых сердцу мест
Ушёл с сестрёнкой вместе
Он к партизанам в лес.
И на какое б дело
Ни уходил отряд,
Ждала сестрёнка брата,
Брат:
Искал сестрёнку брат.
Сестра:
И вот один сегодня,
Когда вставал рассвет,
В разведку шёл мальчишка
Четырнадцати лет.
Ни разу не присел он
За долгий летний день,
И обошёл немало
Он сёл и деревень.
Брат:
Везде фашистских точно
Я сосчитал солдат,
Чтоб командир отряда
Не вышел наугад.
Пусть всюду по дорогам
Поставят пушки в ряд –
Я должен возвратиться,
Предупредить отряд.
Сестра:
От выстрелов качнулся
Высокий частокол,
И часовой немецкий
Мальчишку в штаб привёл.
А в штабе сам начальник
Скосил сердито глаз.
«Что, партизан? Повесить!
Я отдаю приказ!
Но если ты расскажешь
Мне про своих друзей,
Сейчас же возвратишься
Ты к матери своей…»
Брат:
Среди деревни врыты
Дубовых два столба.
Струится у мальчишки
Кровавый пот со лба.
Не замедляя шага,
Он поглядел вокруг,
Под пыткой не заплакал,
А тут заплакал вдруг.
Вновь офицер подходит:
«Что, страшно умирать?
Скажи, о чём ты плачешь,
И ты увидишь мать!»
«Я плачу от обиды,
Что, сидя у костра,
“Не выдержал мальчишка”, -
Подумает сестра.
Ей не расскажет ветер,
Что заметал мой след,
Как умирал мальчишка
Четырнадцати лет».
Ведущий 1:
Константин Симонов писал: «О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать и чем она была, с какой душевной безмерной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли».
Ведущая 1:
Фашисты разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства: расстреливали мирных жителей, сжигали деревни. После таких расправ мало кто выживал. А если чудо и случалось, то выжившие в огненном аду дети, оставались один на один со случившейся бедой.
Чтец 5:
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…
… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»
… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…
«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»
Ведущий 1:
Ленинградские дети... Когда звучат эти слова, у человека сжимается сердце. Во время войны это звучало как пароль: «ленинградские дети». В осажденном городе люди тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого.
Ведущая 1:
Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали. Смерть входила в подъезды, дома, заглядывала в квартиры. И только звук метронома иногда напоминал, что еще теплится жизнь. За время блокады умерли тысячи детей.
Чтец 6:
Молилась мама, стоя на коленях,
Молилась без иконы и креста…
Молила Николая Чудотворца…
Просила Мать распятого Христа…
Просила чуда – сохранить от смерти
Меня – ее голодное дитя…
Тянула в угол худенькие руки
И горестно смотрела в никуда.
Чтец 7:
Я молюсь за детей, хоть не знаю молитв,
И сама далеко не святая.
Я у Бога прошу: «Помоги им, Господь!
Ты же можешь, я верю, я знаю».
Береги их от бед, от внезапных потерь,
От жестокости, зла и от боли.
Дай им силы суметь всё преодолеть,
И при этом остаться собою.
Береги их, прошу, каждый день, каждый час.
Ангелов их попрошу я тоже.
Как умею, молюсь и прошу об одном:
Береги, помогай детям, Боже…
Чтец 6:
И я стояла рядом на коленях…
Не зная слов, крестила молча лоб…
А по спине елозили мурашки,
И бил от холода и голода озноб…
Но я ждала, что состоится чудо –
Христос появится из темного угла,
И сразу кончится и голод, и блокада,
И прекратится страшная война…
Сводила боль костлявые коленки,
Но мне хотелось увидать Христа…
Которому в слезах молилась мама,
Не верившая в Бога никогда…
Ведущий 1:
На берегу Невы, в музейном зданье
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Ведущая 1:
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца - до наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет души и сердца.
Таня: Я - Таня Савичева. Когда началась война, мне было 11 лет. Я жила в Ленинграде. Я была певуньей. Всегда пела. Пела потому, что когда поешь, не заикаешься. Мне нельзя было заикаться, я собиралась стать учительницей. Но навсегда осталась девчонкой... Я умерла … от голода...
Это – мой дневник. Я вела его во время блокады Ленинграда. Я прочитаю вам, что там написано:
"Женя умерла 28 декабря 1941 года"
"Бабушка умерла 25 января 1942 года"
"Лека умер 17 марта 1942-го". Где он умер? На кухне. Где спали, раз в день ели хлеб. Маленький кусочек, как лекарство от смерти. Леке не хватило лекарства...
"Дядя Вася умер 13апреля 1942 года"
"Дядя Лёша 10 мая 1942-го…"
Я очень устала писать слово "умер". С каждой страничкой дневника мне становилось все хуже. Я давно перестала петь и не замечала, что заикаюсь. Но не сдавалась - жила.
Наступила весна. Я высохла, вымерзла, стала тоненькой и легкой. У меня дрожали руки и от солнца болели глаза. Но со мной была мама, и я держалась.
"Мама 13 мая 1942 года". Я не написала слово "умерла". У меня не хватило сил написать это слово.
Страничка на букву "С". Там два слова: "Савичевы умерли".
Страничка на букву "У": "Умерли все".
Последняя страничка моего дневника была на букву "О": "Осталась одна Таня". Осталась одна: без мамы, без папы, без сестренки Люльки. Голодная. Под обстрелом.
Меня вывезли из осажденного Ленинграда на Большую землю, но дорога, названная Дорогой жизни, не смогла подарить мне жизнь.
Ведущий 2: Дорога жизни дала шанс выжить тысячам заложников блокады. Но ужасы трудного времени навсегда остались в их памяти.
Ведущая 2: Память… Часто, это единственное, что оставалось выжившим. Потому что всё остальное у них отобрала война.
Чтец 8:
Фотокарточки довоенные…
Папа, мама, братишка и я…
Вот я плачу, а тут с мороженым…
Вот мы с Зойкой держим кота.
Я в матроске, с косою до пояса,
На качелях у коки в саду.
Здесь мы все на веранде обедаем…
В довоенном ушедшем раю…
Вот в снегу я, катаюсь с горки…
Вот на даче…цветы…река…
Это – бабушки, это – дедушки,
Только все зачеркнула война…
Это мама поет под гитару,
Здесь вот с братиком на руках…
Я в сиротской детдомовской комнате
Над альбомом сижу в слезах…
Как недавно все это было…
Только все разорила война.
Довоенные фотокарточки,
Слабый отсвет былого тепла…
Ведущий 2: Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как в десять-двенадцать лет, только встав на ящик, дотягивались до станков, и работали по двенадцать часов в сутки. Как получали на погибших отцов похоронки.
Ведущая 2: Дети военной поры могут рассказать, как на их глазах убивали родителей. Как их, осиротевших, гнали в Германию. Как их унижали, заставляя жить и работать в нечеловеческих условиях.
Люда: Дорогой добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь - у меня отбиты легкие.
А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: «Расти, доченька, на радость, большой!» Играл патефон, подруги поздравили меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую песню.
А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало - платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет, - и соленые слезы текут из глаз. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.
Да, папа, я – рабыня немецкого барона.
Работаю прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с «Розой» и «Кларой» - так зовут хозяйских свиней.
Сегодня я узнала новость: господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Они берут и меня с собой.
Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию. Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать. Твоя Люда.
Ведущий 2: Сотни тысяч детей немцы увезли к себе в Германию и поместили в концлагеря. Их заставляли тяжело работать и отправляли в печи крематориев. На этих детях ставили опыты преступники-врачи. Из их вен выкачивали кровь для раненых немецких солдат.
Ведущая 2: Мир содрогнулся, узнав о газовых камерах немецких концлагерей. У всех малолетних узников одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь.
Чтец 9:
И стучит, и стучит метроном,
Словно колокол памяти вечной,
Чтобы здесь побывавший потом,
В бурной жизни, в судьбе быстротечной
Его помнил и ночью, и днем.
И стучит, и стучит метроном…
А я вижу: живой вереницей
Вместо бани – под елкой циклон
Гонят люд изуверские лица,
Чтоб в огонь, в крематорий потом.
И стучит, и стучит метроном,
И идут предо мной сестры,, братья,
Старики и детишки без платья…
Много их, не один миллион…
Вот они перед смертью в объятиях!
И стучит, и стучит метроном.
В каждом звуке его и ударе
Слышу я истерический стон
Тех, погибших в огне и угаре,
Кто в Освенциме был погребен!
И стучит, и стучит метроном.
Словно колокол памяти вечной.
Чтобы здесь побывавший потом
В бурной жизни, в судьбе быстротечной
Его помнил и ночью, и днем.
Ведущий 1:
Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!
Ведущая 1:
В этот день и горестный, и светлый,
Поклониться от души должны
Мы живым и недожившим детям
Той большой и праведной войны!
Минута молчания
Ведущий 1:
Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтаном радости не брызнет
На мирное цветение весны.
Ведущая 1:
Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.
Ведущий 2:
Тринадцать миллионов детских жизней -
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,
Ведущая 2:
Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов Пискаревского огня:
"Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?"
Дети читают по две строчки:
1-ый:
Как надоели войны на свете.
Гибнут солдаты и малые дети.
2-ой:
Стонет земля, когда рвутся снаряды,
Матери плачут и плачут комбаты.
3-ий:
Хочется крикнуть: «Люди, постойте!
Войну прекратите! Живите достойно!
4-ый:
Гибнет природа и гибнет планета!
Ну неужели вам нравится это?
5-ый:
Война – это боль, это смерть, это слёзы.
На братских могилах – тюльпаны и розы.
6-ой:
Над миром какое-то время лихое…
Где правит война – никому нет покоя.
7-ой:
Мы вас призываем, нам всем это нужно:
Пускай на земле будет мир, будет дружба.
8-ой:
Пусть солнце лучистое всем нам сияет,
А войн никогда и нигде не бывает!
Исполняется песня «Пусть всегда будет солнце»