СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературного эссе "Дети войны"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий разработан для проведения мероприятий в День Победы, День памяти и скорби 22 июня. Истории и судьбы маленьких участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в стихах и прозе.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературного эссе "Дети войны"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Баскаковская средняя школа» Гагаринского района Смоленской области

с. Баскаково ул. Школьная д. 18











Сценарий литературно-музыкального эссе

«Дети войны»









Разработала:

учитель русского языка и литературы

Нифонтова Анна Валентиновна



















Цель:

создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, патриотизма и сохранения памяти о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Задачи:

- расширить и углубить знания обучающихся о героях Великой Отечественной войны;

- продемонстрировать на конкретных примерах переплетение трагедии и мужества, боли и героизма наших соотечественников во время войны 1941-1945 годов;

- способствовать пониманию обучающимися роли и значения Победы над фашизмом для всего человечества;

- способствовать осмыслению обучающимися таких духовно-нравственных категорий, как Родина-мать, историческая память, уважение к памяти павших, героизм, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание;

- формировать активную гражданскую позицию обучающихся через участие в творческих мероприятиях.



Ход мероприятия:


Звучит трагическая мелодия

Ведущий 1:

Дети войны–

И веет холодом,
Дети войны–
И пахнет голодом…
Ведущая 1:
Дети войны–
И дыбом волосы–
На челках детских–
Седые полосы!
Ведущий 2:

Какая разница,
Где был под немцами:
В Дахау, Лидице
Или в Освенциме?
Ведущая 2:
Их кровь алеет
На плацах маками,

Трава поникла –
Где дети плакали!

Исполняется 1-ый куплет и припев песни «Дети войны». Во время исполнения выходят участники мероприятия и занимают свои позиции на сцене.


Ведущий 1: Детям военного лихолетья…

Ведущая 1: Тем, кто писал между строк газет жидкими чернилами…

Ведущий 2: Тем, кто выступал с концертами перед солдатами, идущими в бой, и ранеными в госпиталях…

Ведущая 2: Тем, кто с весны до осени работал в колхозах…

Ведущий 1: Тем, кто по 12 часов стоял у станков…

Ведущая 1: Тем, кто нянчил малышей, которых привезли в эвакуацию...

Ведущий 2: Тем, кто вязал носки и варежки, обшивал кисеты…

Ведущая 2: Тем, кто рисовал для солдатских писем русские березы и высушивал полевые цветы…

Ведущий 1: Тем, кто стоял в очередях с талонами на хлеб…

Ведущая 1: Тем, кто сражался наравне со взрослыми…

Ведущий 2: Тем, кто наравне со взрослыми погибал…

Ведущая 2: Вам, дети войны, посвящается...

Ведущие 2 уходят


Ведущий 1:

Что случилось, скажи мне, ветер?

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так же светит,

Или вянут травы в садах?

Ведущая:

Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?


Чтец 1:

Шло детство, поспела клубника...

Нам день обещал тишину.

И было нелепо и дико,

Что вдруг объявили войну.

Мы ждали гостей. Наша мама,

Начав хлопотать у стола,

Смотрела так пристально прямо

И слез удержать не могла.

И болью огромного роста

Набат поднимался, как крик.

И было нам, детям, не просто

Понять этой скорби язык.

Война надвигалась столико.

Родной закручинился кров...

На блюде забытом клубника

Сочилась, как алая кровь.


Ведущий 1:

Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Ведущая 1:

Война стала общей биографией целого поколения детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. Дети войны… «Дети Великой Отечественной войны» — так их называют сейчас. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.


Чтец 2:

В классе очень холодно,
На перо дышу,
Опускаю голову
И пишу, пишу.

Первое склонение —
Женский род на «а»,
Сразу, без сомнения,
Вывожу — «война».

Что всего существенней
Нынче для страны?
В падеже родительном:
Нет — чего?— «войны».

А за словом воющим —
Мама умерла…
И далекий бой еще,
Чтобы я жила.

Шлю «войне» проклятия,
Помню лишь «войну»…
Может, для примера мне
Выбрать «тишину»?

Но «войною» меряем
Нынче жизнь и смерть,
Получу «отлично» я —
Это тоже месть…

О «войне» тот горестный,
Гордый тот урок,
И его запомнила
Я на вечный срок.


Ведущий 1:

Учились при свете коптилок,

Писали меж строчек газет,

И черного хлеба кусочек

Был слаще заморских конфет.

Ведущая 1:

Мальчишки мужали, девчонки взрослели,

И только бы жить начинать сорванцам,

Как их завертели такие метели,

Какие, пожалуй, не снились отцам.


Чтец 3:

Отца на фронт призвали.
И по такой причине
Я должен жить отныне,
Как следует мужчине.

Мать вечно на работе.
Квартира опустела.
Но в доме для мужчины
Всегда найдётся дело.

Полны водою вёдра.
Подметена квартира.
Посуду мыть несложно —
На ней ни капли жира.

С трёх карточек талоны
Стригут мне в гастрономе.
Кормилец и добытчик.
Мужчина. Старший в доме.

Я искренне уверен,
Что стал отцу заменой.
Но в жизни той далёкой,
Блаженной, довоенной,

Отец не занимался
Подобными делами.
Мать заменила папу.

Я помогаю маме.


Ведущий 2: Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнувшись, они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны.

Ведущая 2:

Сами, лишённые радости мирного детства, ребята старались принести радость солдатам, хоть чем-то помочь им. Дети ездили по воинским частям и госпиталям с концертами, отдавая часть своей чистой души раненым солдатам, вселяли в них надежду на скорую победу.


Сцена «В госпитале»

Чтец 4:

Сорок трудный год.
Омский госпиталь:
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет старая нянечка:
Нянечка:

"Господи!..
До чего же артисты маленькие"
Чтец 4:

Мы шагаем палатами длинными.
Мы почти растворяемся в них
С балалайками, с мандолинами
И большими пачками книг.
Нянечка:

«Что в программе?»
Чтец 4:

В программе - чтение,
Пара песен,
Военных, правильных.
Мы в палату тяжелораненых
Входим с трепетом и почтением:
Двое здесь.
Майор артиллерии
С ампутированной ногой,
В сумасшедшем бою под Ельней
На себя принявший огонь.
На пришельцев глядит он весело.
И другой, до бровей забинтован, -

Капитан, таранивший "мессера"
Три недели назад над Ростовом:
Мы вошли.
Мы стоим в молчании:
Вдруг срывающимся фальцетом
Абрикосов Мишка отчаянно
Объявляет:

Мишка:

«Начало концерта!»

Девочки:

Мы частушки вам споем

Необыкновенные.

Эй, подружки, заводи,

Как всегда военные!
Девочка 1:

Я на бочке сижу,

А под бочкой- мышка.

Ждать осталося недолго-

Немцам будет крышка.

Девочка 2:

Ты не вейся, черный ворон,

Над тюрьмою – башнею!

Не допустят партизаны

Нас угнать в Германею.
Девочка 1:

Не хочу я чаю пить,

Не хочу заваривать-

Буду немцев пулей бить,

Кипятком ошпаривать.
Девочка 2:

Дайте, дайте мне винтовку-

Я поеду воевать.

В партизанские отряды,

Партизанам помогать.
Девочки:

Все бы пели, все бы пели

И были бы рады.

Только б кончилась война-

Ничего не надо!

Мальчик:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

Чтец 4:

А за ним, не вполне совершенно,
Но вовсю запевале внимая,
О народной поем, о священной, так,
Как мы ее понимаем:
Дети:

“Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!”

Чтец 4:

Мы поем:
Только голос летчика раздается.
А в нем укор:
Капитан:

"Погодите:
Постойте, хлопчики:
Погодите:
Умер майор:"
Чтец 4:

Балалайка всплеснула горестно.
Торопливо, будто в бреду:
Вот и все о концерте в госпитале

В том году.


Ведущий 2:

Дети войны. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах её маленьких ребят – мальчишек и девчонок.

Ведущая 2:

До войны это были самые обыкновенные мальчики и девочки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Пришёл час – они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Один немецкий солдат записал в своем дневнике: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои».


Сцена «Допрос Вани Солнцева»

Ваня Солнцев в нищенских лохмотьях, выносит компас и старенький букварь

Ваня (разговаривает, обращаясь к залу): Как здорово, что дяденьки Горбунов и Биденко мне поверили, взяли меня с собой! Я теперь самый настоящий разведчик! Для немцев я пастушок, а так иду впереди взрослых, разведываю дорогу, предупреждаю об опасности. Но мне этого мало: я же видел, как разведчики всё записывают, а чем я хуже? Вот и компас себе раздобыл, ну…потихоньку у одного разведчика взял…на время…вернусь, отдам обязательно: он такой хороший, объяснил, как мне им пользоваться…

А в букваре я пометки всякие делаю не хуже взрослых. … Вот сейчас только занесу новый мост, который фрицы поставили в камышах, и начну нашим знаки подавать, чтобы подходили…

Ваня уходит за занавес. Слышен лай собак, крики на немецком языке: «Хальт! Хэнде хох!», автоматные очереди.

Немка выносит компас и букварь. Кладёт их на стол. Входит Ваня (со связанными руками).

Немка: Поди сюда, мальчик, и отвечай на мои вопросы. Ты меня понял?

Ваня корчится от боли в руках.

Немка: Мальчик, ты страдаешь?

Немка развязывает Ване руки, но он стоит, низко опустив голову.

Немка: А теперь я буду тебя спрашивать, а ты будешь отвечать. Итак, скажи: кто ты таков, как тебя зовут, где ты живёшь, кто твои родители и зачем ты очутился в этом укреплённом районе?

Ваня (угрюмо, не поднимая глаз): Я ничего не знаю. Чего вы от меня хотите? Я вас не трогал. Я коня своего искал. Насилу нашёл. Заблудился. Сел отдохнуть. А ваши солдаты стали меня бить.

Немка: Ну, ну, мальчик. Не следует так грубо разговаривать. Солдаты немножко погорячились. Где твои родители – отец, матушка?

Ваня: Я сирота.

Немка: О! бедный ребёнок! Твои родители умерли, не так ли?

Ваня: Они не умерли. Их убили. Ваши же и убили.

Немка: Да, да. Такова война. Это очень печально, но ты не горюй. Мы дадим тебе образование и воспитание. Мы поместим тебя в хороший детский дом. А потом ты получишь образование. Ты же этого хочешь?

Ваня мотает головой.

Немка: Мои родители долгое время жили в России. Ты видишь, как я говорю по-русски? Я совсем, совсем русская женщина. Ты вполне можешь мне доверять. Будь со мной откровенным, как со своей родной тётушкой. Не бойся. Итак, скажи мне, мальчик, откуда ты получил этот компас?

Ваня: Нашёл.

Немка: Ай-ай-ай! Нехорошо обманывать свою тётушку, которая тебя так любит. Ложь унижает достоинство человека. Итак, подумай ещё раз и скажи, откуда у тебя этот компас.

Ваня: Нашёл.

Немка: Можно подумать, что здесь компасы растут, как грибы.

Ваня: Кто-нибудь потерял, а я нашёл.

Немка: Кто же потерял?

Ваня: Солдат какой-нибудь.

Немка: Здесь есть только немецкие солдаты. У немецких солдат имеются немецкие компасы. А этот компас русского образца. Что ты на это скажешь, мальчик?

Ваня молчит

Немка: Молчишь? Не хочешь выдавать людей, которые дали тебе компас. Ты умеешь молчать. Но люди, которые дали тебе компас, нехорошие. Очень нехорошие. Они преступники. А ты знаешь, что обычно делают с преступниками? Так откуда у тебя компас русского образца?

Ваня: Нашёл.

Немка: Хорошо. Допустим, ты говоришь правду. Но в таком случае скажи, кто научил тебя рисовать такие прекрасные рисунки?

Ваня: Чего? Рисунки? Я не понимаю, про что вы спрашиваете. Утирает рукавом нос.

Немка: Подойди-ка сюда. Поближе. Не бойся. Чья это книга?

Ваня: Букварь-то? Мой.

Немка: А рисовал на нём кто?

Ваня: Чегой-то рисовал?

Немка: Эй, мальчик, ты не прикидывайся! Кто делал эту схему?

Ваня (хнычет): Какую схему? Я не знаю никакой вашей схемы. Я потерял лошадь. Днём и ночью мотался. Отпустите меня, тётенька! Что я вам сделал?

Немка (кричит): Иди сюда, говорю тебе! Она хватает Ваню за плечо, рывком тычет его лицо в букварь. Вот это. Кто рисовал?

Ваня молчит.

Немка: Кто это рисовал?

Ваня: Не знаю.

Немка: Ты не знаешь? Сейчас же отвечай. Кто тебя научил делать топографические схемы, где находятся эти люди, и как их найти? Ты покажешь нам дорогу!

Ваня: Я не знаю, про что вы меня спрашиваете.

Немка: Говори!

Ваня (стоит вплотную, наклонившись над книгой): Не скажу…

Немка бьёт Ваню по лицу.

Немка: Теперь ты скажешь?

Ваня: Тётенька, не бейте меня.

Немка: Теперь скажешь?

Ваня: Не скажу

Немка: Ничего, скажешь, мой голубчик. Три дня посидишь без воды и пищи! Скоро заговоришь, как миленький!

Уходит. Ваня садится на пол, закрывает лицо руками.

Ваня: Хоть убейте. Ничего вам не скажу.

Слышен звук артобстрела (стрельба, взрывы).


Ведущий 2: Ване Солнцеву повезло: его освободили разведчики батареи артполка, он остался жить и поступил в Суворовское училище.

Ведущая 2: Но многие ребята, такие же, как Ваня, принимали мученическую смерть во вражеских застенках.


Сестра:

В разведку шёл мальчишка

Четырнадцати лет.

«Вернись, когда боишься,-

Сестра сказала вслед.-

Вернись, пока не поздно,

Я говорю любя,

Чтоб не пришлось в отряде

Краснеть мне за тебя,

Чтоб не пришлось услышать

Мне шепоток ребят:

”У этой у девчонки

в разведке струсил брат...”

Брат:

Мальчишка обернулся:

«Ну, не пытай ума.

Идти в разведку, знаю,

Просилась ты сама.

Мне ссориться с сестрёнкой,

Прощаясь, не под стать.

Но командир отряда –

Он знал, кого послать.

И командир отряда

Решил послать меня.

Прощай, дано мне сроку

Всего четыре дня…»

Сестра:

Цвёл на лесной поляне

Туманный бересклет.

В разведку шёл мальчишка

Четырнадцати лет.

Отец на фронт уехал –

Москву оборонять,

Фашисты посадили

За проволоку мать.

Из опустевшей хаты,

От милых сердцу мест

Ушёл с сестрёнкой вместе

Он к партизанам в лес.

И на какое б дело

Ни уходил отряд,

Ждала сестрёнка брата,

Брат:

Искал сестрёнку брат.

Сестра:

И вот один сегодня,

Когда вставал рассвет,

В разведку шёл мальчишка

Четырнадцати лет.

Ни разу не присел он

За долгий летний день,

И обошёл немало

Он сёл и деревень.

Брат:

Везде фашистских точно

Я сосчитал солдат,

Чтоб командир отряда

Не вышел наугад.

Пусть всюду по дорогам

Поставят пушки в ряд –

Я должен возвратиться,

Предупредить отряд.

Сестра:

От выстрелов качнулся

Высокий частокол,

И часовой немецкий

Мальчишку в штаб привёл.

А в штабе сам начальник

Скосил сердито глаз.

«Что, партизан? Повесить!

Я отдаю приказ!

Но если ты расскажешь

Мне про своих друзей,

Сейчас же возвратишься

Ты к матери своей…»

Брат:

Среди деревни врыты

Дубовых два столба.

Струится у мальчишки

Кровавый пот со лба.

Не замедляя шага,

Он поглядел вокруг,

Под пыткой не заплакал,

А тут заплакал вдруг.

Вновь офицер подходит:

«Что, страшно умирать?

Скажи, о чём ты плачешь,

И ты увидишь мать!»

«Я плачу от обиды,

Что, сидя у костра,

“Не выдержал мальчишка”, -

Подумает сестра.

Ей не расскажет ветер,

Что заметал мой след,

Как умирал мальчишка

Четырнадцати лет».


Ведущий 1:

Константин Симонов писал: «О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать и чем она была, с какой душевной безмерной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли».

Ведущая 1:

Фашисты разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства: расстреливали мирных жителей, сжигали деревни. После таких расправ мало кто выживал. А если чудо и случалось, то выжившие в огненном аду дети, оставались один на один со случившейся бедой.


Чтец 5:

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…

… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»

… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…

«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»

Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»


Ведущий 1:

Ленинградские дети... Когда звучат эти слова, у человека сжимается сердце. Во время войны это звучало как пароль: «ленинградские дети». В осажденном городе люди тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого.

Ведущая 1:

Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали. Смерть входила в подъезды, дома, заглядывала в квартиры. И только звук метронома иногда напоминал, что еще теплится жизнь. За время блокады умерли тысячи детей.


Чтец 6:

Молилась мама, стоя на коленях,
Молилась без иконы и креста…
Молила Николая Чудотворца…
Просила Мать распятого Христа…
Просила чуда – сохранить от смерти
Меня – ее голодное дитя…
Тянула в угол худенькие руки
И горестно смотрела в никуда.

Чтец 7:

Я молюсь за детей, хоть не знаю молитв,

И сама далеко не святая.

Я у Бога прошу: «Помоги им, Господь!

Ты же можешь, я верю, я знаю».

Береги их от бед, от внезапных потерь,

От жестокости, зла и от боли.

Дай им силы суметь всё преодолеть,

И при этом остаться собою.

Береги их, прошу, каждый день, каждый час.

Ангелов их попрошу я тоже.

Как умею, молюсь и прошу об одном:

Береги, помогай детям, Боже…

Чтец 6:

И я стояла рядом на коленях…
Не зная слов, крестила молча лоб…
А по спине елозили мурашки,
И бил от холода и голода озноб…
Но я ждала, что состоится чудо –
Христос появится из темного угла,
И сразу кончится и голод, и блокада,
И прекратится страшная война…
Сводила боль костлявые коленки,
Но мне хотелось увидать Христа…
Которому в слезах молилась мама,
Не верившая в Бога никогда…


Ведущий 1:

На берегу Невы, в музейном зданье

Хранится очень скромный  дневничок. 
Его писала Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Ведущая 1:

Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца - до наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет души и сердца.


Таня: Я - Таня Савичева. Когда началась война, мне было 11 лет. Я жила в Ленинграде. Я была певуньей. Всегда пела. Пела потому, что когда поешь, не заикаешься. Мне нельзя было заикаться, я собиралась стать учительницей. Но навсегда осталась девчонкой... Я умерла … от голода...

Это – мой дневник. Я вела его во время блокады Ленинграда. Я прочитаю вам, что там написано:

"Женя умерла 28 декабря 1941 года"

"Бабушка умерла 25 января 1942 года"

"Лека умер 17 марта 1942-го". Где он умер? На кухне. Где спали, раз в день ели хлеб. Маленький кусочек, как лекарство от смерти. Леке не хватило лекарства...

"Дядя Вася умер 13апреля 1942 года"

"Дядя Лёша 10 мая 1942-го…"

Я очень устала писать слово "умер". С каждой страничкой дневника мне становилось все хуже. Я давно перестала петь и не замечала, что заикаюсь. Но не сдавалась - жила.

Наступила весна. Я высохла, вымерзла, стала тоненькой и легкой. У меня дрожали руки и от солнца болели глаза. Но со мной была мама, и я держалась.

"Мама 13 мая 1942 года". Я не написала слово "умерла". У меня не хватило сил написать это слово.

Страничка на букву "С". Там два слова: "Савичевы умерли".

Страничка на букву "У": "Умерли все".

Последняя страничка моего дневника была на букву "О": "Осталась одна Таня". Осталась одна: без мамы, без папы, без сестренки Люльки. Голодная. Под обстрелом.

Меня вывезли из осажденного Ленинграда на Большую землю, но дорога, названная Дорогой жизни, не смогла подарить мне жизнь.


Ведущий 2: Дорога жизни дала шанс выжить тысячам заложников блокады. Но ужасы трудного времени навсегда остались в их памяти.

Ведущая 2: Память… Часто, это единственное, что оставалось выжившим. Потому что всё остальное у них отобрала война.


Чтец 8:

Фотокарточки довоенные…
Папа, мама, братишка и я…
Вот я плачу, а тут с мороженым…
Вот мы с Зойкой держим кота.
Я в матроске, с косою до пояса,
На качелях у коки в саду.
Здесь мы все на веранде обедаем…
В довоенном ушедшем раю…
Вот в снегу я, катаюсь с горки…
Вот на даче…цветы…река…
Это – бабушки, это – дедушки,
Только все зачеркнула война…
Это мама поет под гитару,
Здесь вот с братиком на руках…
Я в сиротской детдомовской комнате
Над альбомом сижу в слезах…
Как недавно все это было…
Только все разорила война.
Довоенные фотокарточки,
Слабый отсвет былого тепла…


Ведущий 2: Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как в десять-двенадцать лет, только встав на ящик, дотягивались до станков, и работали по двенадцать часов в сутки. Как получали на погибших отцов похоронки.

Ведущая 2: Дети военной поры могут рассказать, как на их глазах убивали родителей. Как их, осиротевших, гнали в Германию. Как их унижали, заставляя жить и работать в нечеловеческих условиях.


Люда: Дорогой добрый папенька! 
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.  Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь.  Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь - у меня отбиты легкие. 

А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: «Расти, доченька, на радость, большой!» Играл патефон, подруги поздравили меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую песню. 

А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало - платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет, - и соленые слезы текут из глаз. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают. 
Да, папа, я – рабыня немецкого барона.

Работаю прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с «Розой» и «Кларой» - так зовут хозяйских свиней.

Сегодня я узнала новость: господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Они берут и меня с собой.

Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию. Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать. Твоя Люда.


Ведущий 2: Сотни тысяч детей немцы увезли к себе в Германию и поместили в концлагеря. Их заставляли тяжело работать и отправляли в печи крематориев. На этих детях ставили опыты преступники-врачи. Из их вен выкачивали кровь для раненых немецких солдат.

Ведущая 2: Мир содрогнулся, узнав о газовых камерах немецких концлагерей. У всех малолетних узников одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь.


Чтец 9:

И стучит, и стучит метроном,

Словно колокол памяти вечной,

Чтобы здесь побывавший потом,

В бурной жизни, в судьбе быстротечной

Его помнил и ночью, и днем.

И стучит, и стучит метроном…

А я вижу: живой вереницей

Вместо бани – под елкой циклон

Гонят люд изуверские лица,

Чтоб в огонь, в крематорий потом.

И стучит, и стучит метроном,

И идут предо мной сестры,, братья,

Старики и детишки без платья…

Много их, не один миллион…

Вот они перед смертью в объятиях!

И стучит, и стучит метроном.

В каждом звуке его и ударе

Слышу я истерический стон

Тех, погибших в огне и угаре,

Кто в Освенциме был погребен!

И стучит, и стучит метроном.

Словно колокол памяти вечной.

Чтобы здесь побывавший потом

В бурной жизни, в судьбе быстротечной

Его помнил и ночью, и днем.


Ведущий 1:

Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!

Ведущая 1:

В этот день и горестный, и светлый,
Поклониться от души должны
Мы живым и недожившим детям
Той большой и праведной войны!


Минута молчания


Ведущий 1:

Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтаном радости не брызнет
На мирное цветение весны.
Ведущая 1:

Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.
Ведущий 2:

Тринадцать миллионов детских жизней -
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,
Ведущая 2:

Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов Пискаревского огня:
"Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?"


Дети читают по две строчки:

1-ый:

Как надоели войны на свете.

Гибнут солдаты и малые дети.

2-ой:

Стонет земля, когда рвутся снаряды,

Матери плачут и плачут комбаты.

3-ий:

Хочется крикнуть: «Люди, постойте!

Войну прекратите! Живите достойно!

4-ый:

Гибнет природа и гибнет планета!

Ну неужели вам нравится это?

5-ый:

Война – это боль, это смерть, это слёзы.

На братских могилах – тюльпаны и розы.

6-ой:

Над миром какое-то время лихое…

Где правит война – никому нет покоя.

7-ой:

Мы вас призываем, нам всем это нужно:

Пускай на земле будет мир, будет дружба.

8-ой:

Пусть солнце лучистое всем нам сияет,

А войн никогда и нигде не бывает!


Исполняется песня «Пусть всегда будет солнце»