Сценарий литературного вечера, посвященный А. П. Чехову.
Цель: Вызвать интерес у учеников к творчеству А. П. Чехова. Показать всё разнообразие его творчества. Учить понимать смысл художественного произведения. Воспитывать дух творчества, ответственность, умение работать в разновозрастной группе, расширить представление учеников старших классов о личности писателя; показать современность и актуальность его произведений в наше непростое время.
Оборудование: портрет А.П. Чехова, компьютер, презентация о жизни и творчестве А. П. Чехова, выставка его книг, иллюстрации и рисунки к произведениям писателя, музыкальное сопровождение.
Добрый день, друзья!
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
Ведущий 1 Сегодня мы все собрались в этом классе, для того чтобы лучше познакомиться с творчеством А.П. Чехова.29 января литературная общественность всего мира отметила 165 –летие русского писателя. Сегодняшний вечер - дань памяти таланту великого русского писателя.
Ведущий 2:Обучающиеся 9 класса подготовили интересные факты из жизни писателя.
В биографии Антона Павловича Чехова интересных фактов из жизни известно очень много. Медики считали его талантливым врачом и диагностом. Коллеги по литературному цеху восхищались иным его талантом – писателя и драматурга. А родные и друзья называли его не иначе, как «человеком будущего». Кем же он был на самом деле?
1.В детские годы Антон Павлович Чехов успевал много сделать: он и обучался ремеслу, и учился, и помогал отцу, и пел в хоре, и играл.
2.Интересные факты из жизни Антона Павловича Чехова связаны и с его фамилией. Получена она была не от национального потомка, а от старого прозвища Чех.
3.Чехову пришлось 5 лет практически работать «литературным негром».
4.Чехов долгое время скрывал от людей собственную болезнь.
5.Иван Бунин был близким товарищем Антона Павловича Чехова.
6.Болея, Чехов никогда не просил о помощи, даже в тот момент, когда его заболевание прогрессировало со всей активностью.
7.Антон Павлович Чехов очень уважал творчество Гоголя и считал его родоначальником русского романа..
8.Сонька Золотая Ручка была придумана именно Чеховым.
9.Таганрог хвастается памятником Петру Первому именно благодаря Антону Павловичу Чехову. Он выпросил этот памятник у власти города.
10.Антон Павлович Чехов коллекционировал марки.
11.У Чехова было неисчисляемое количество записных книжек.
12.Чехов все всегда умалчивал.
13.Дед у Антона Павловича Чехова был крепостным, но он все сделал для того, чтобы выкупить собственную семью.
14.Как говорят интересные факты про Чехова, то он по отношению к собственной супруге Ольге Леонардовне Книппер относился с любовью и уважением.
15.Чехов посвятил Чайковскому рассказ.
16.В Германии был установлен первый памятник Антону Павловичу Чехову. Это произошло в 1908 году.
17.Именно в Германии умер Чехов. Биография, интересные факты из жизни – все это подтверждает данный факт.
18.Произведения Антона Павловича Чехова экранизировались около 200 раз.
19.Чехов был еще и доктором.
20.В 1892 году Чехов забросил медицину «в дальний угол».
21.Чехову нравилось искать смешные фамилии у настоящих людей.
22.После того, как писатель встречал смешную фамилию, он ее использовал при написании своих рассказов.
23.Почти все свое имущество писатель завещал сестре, которую звали Мария Павловна.
24.Поклонниц у Антона Павловича было огромное количество.
25.Путешествуя по Европе, Чехову пришлось заехать в Монте-Карло.
26.У Чехова было непростое детство, потому что он ежедневно торговал в отцовской лавке.
27.С супругой Антон Павлович прожил только 6 месяцев, после чего она переехала в Москву, а он остался в Ялте.
28.За 25-ти летний стаж в литературе Антону Павловичу удалось создать около 900 разных произведений.
29.Чехов путешествовал по всему мировому пространству.
30.Прожил великий писатель только 44 года.
31.Антон Павлович Чехов был похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря, поблизости с могилой его папы.
32.В мечтах Чехова и его супруги было рождение ребенка, но это так и не свершилось.
33.Чехов любил говорить нелепости.
34.Последняя зима Чехова была проведена в Москве, чему он сильно радовался.
35.Антон Павлович Чехов всеми усилиями помогал больным туберкулезом, которые приезжали в Ялту.
36.Чехову нравилось исправлять чужие рассказы. Это была гимнастика для его ума.
37.О собственной жизни Чехову не нравилось писать. Об этом говорят малоизвестные факты из жизни Чехова.
38.Написание «Трех сестер» особенно сложно давалось Чехову.
39.Разлука с возлюбленной сказывалась на душевном состоянии великого писателя.
40.Чехов не имел личную библиотеку.
41.В Монте-Карло Антон Павлович проиграл примерно 900 франков.
42.В 1890-ых годах Чехов посетил Цейлон — место, где был рай.
43.В Таганроге Антон Павлович проживал в диком одиночестве. Это длилось около 3 лет. В тот момент у него даже денег на проживание не было.
44.За студенческие годы у Чехова было всего лишь 2 тройки.
45.Антон Павлович Чехов был награжден Пушкинской премией за написание сборника рассказов «В сумерках».
46.Чехов стал всемирно знаменитым уже после собственной смерти.
47.Большю часть своего свободного времени знаменитый писатель проводил в саду.
48.От звания академика Чехову пришлось отказаться, и такое решение стало общественным резонансом.
49.Первая постановка Чехова с названием «Чайка» обрела провал.
50.Антону Павловичу с ранних лет пришлось стать главным кормильцем семьи.
51.Гостеприимству великого писателя не было предела.
52.Чехов около 7 лет прожил в Мелихове.
53.Антон Павлович Чехов активно занимался благотворительностью.
54.Чехов был певцом пессимизма и грусти.
55.Чехов был любвеобильным человеком.
56.Над книгой «Остров Сахалин» Антон Павлович Чехов работал на протяжении 5-ти лет.
57. В 1869-1879 годах Антон Чехов обучается в таганрогской гимназии.
58. : Кроме сидения в лавке, у детей Чехова была еще обязанность – петь в церковном хоре.
59. Детей в семье было шестеро: Александр, Николай, Иван, Михаил, Антон и Мария.
60. В1879 году едет в Москву, поступает в Московский университет на медицинский факультет, который закончит в 1884 году.
Ведущий 1:В январе 2025 года ему исполнилось 165 лет со дня рождения. И этот год в литературе и искусстве будут отмечать эту дату, потому что все театры мира обращались и обращаются к его творчеству как драматурга и писателя.
Ведущий 2Антон Павлович Чехов был очень изобретателен на всякого рода шутки, веселые выдумки: то представлял градоначальника в соборе, то одевался нищим, то разыгрывал различные сценки. Позднее, когда он начал писать, то многие из этих сценок вошли в его рассказы. Сегодня на нашем вечере мы представим в лицах рассказы «Хирургия» и «Хамелеон» .
Ведущий 1 Антон Павлович учился на медицинский факультет Московского университета. Пять лет упорного труда, изучение естественных наук, медицины, практические занятия в клиниках, в больницах имели большое значение в развитии Чехова. Студент – практикант, а затем врач, Чехов сталкивался со многими людьми, изучал их. Это помогло ему в дальнейшем как писателю создать многие образы, многие произведения: «Хирургия», «Палата №6», «Мертвое тело» и другие.
Ведущий2: Вашему вниманию представляем инсценированный рассказ «Хирургия».
АВТОР: Земская больница. За отсутствием доктора, уехавшего жениться, больных принимает фельдшер Курятин. Человек неопрятный: в поношенной жакетке и истрёпанных триковых брюках. Между средним и указательным пальцами левой руки – сигара.
В приёмную входит дьячок Вонмиглазов, высокий старик в рясе и с широким кожаным поясом. Щека перевязана платком. Лицо перекошено от зубной боли.
Он оглядывается по сторонам в поисках образа, но не найдя такового, крестится на бутыль с карболовым раствором.
КУРЯТИН: А –а –а… моё вам! – (зевая). – С чем пожаловали?
ДЬЯЧОК: С воскресным днём вас, Сергей Кузьмич…. К вашей милости…. Сел намедни со старухой чай пить – и ни боже мой, ни капельки, хоть ложись да помирай…. А,а,а…. Хлебнёшь чуточку – и силы моей нету! И в самом зубе, и всю эту сторону…. Так и ломит, так и ломит!!! В ухо отдаёт, извините, словно в нём гвоздик или другой какой предмет : так и стреляет, так и стреляет! Прости, Господи! За грехи мне это, Сергей Кузьмич, за грехи! И на службе петь не могу, ничего не разберёшь… А какое тут пение, ежели рта раскрыть нельзя, ааааа….., всё распухши, извините, и ночь не спавши…..
КУРЯТИН: (почёсывая макушку) – М – да… Садитесь… Раскройте рот!
Дьячок садится и раскрывает рот. Курятин со знающим видом заглядывает, хмурится…
КУРЯТИН: - Вырвать его нужно, зуб –то! Рвать непременно, Ефим Михеич!
ДЬЯЧОК: - Вам лучше знать, Сергей Кузьмич. На то вы и обучены, чтоб это дело понимать, что вырвать, а что каплями или прочим чем…. На то вы, благодетели, и поставлены, дай вам Бог здоровья, чтоб мы за вас молились денно и нощно, отцы родные… по гроб жизни… (крестится).
КУРЯТИН: (скромничая машет рукой) – Пустяки… Хирургия – пустяки… Тут во всём привычка, твёрдость руки… Раз плюнуть…. Вырвать можно…. Отчего ж не вырвать? Только тут без понятия нельзя…. Зубы разные бывают. Один рвёшь щипцами, другой козьей ножкой, третий ключом…Кому как! (при этом роется в своих инструментах; берёт поочерёдно то один, то другой, смотрит на них вопросительно; потом кладёт и берёт в руки щипцы). Подходит со щипцами к дьячку. У того от страха расширяются глаза.
КУРЯТИН: - Ну – с, раскройте рот пошире…. Сейчас мы его…. Того…. Раз плюнуть…. Десну только подрезать по вертикальной оси… И всё.. и всё… (пытается подрезать десну).
ДЬЯЧОК: - Благодетели вы наши… Нам дуракам, и невдомёк, вас Господь просветил…
КУРЯТИН: - Не рассуждайте, ежели у вас рот раскрыт… Этот легко рвать, а бывает так, что одни корешки….. Этот – раз плюнуть…(накладывает щипцы). Не дёргайтесь, сидите неподвижно… Это – раз плюнуть, главное, чтобы коронка не сломалась…. (Дьячок от боли изворачивается на стуле и пытается схватить за руки фельдшера)
ДЬЯЧОК: (кричит) – Отцы наши…. Мать Пресвятая….. Вввв…
КУРЯТИН: - Не тово… не тово… как его? Не хватайте руками! Пустите руки! (тянет). Сейчас… Вот, вот… Дело – то ведь не лёгкое….
ДЬЯЧОК: (кричит ещё сильнее) – Отцы…. Радетели… Ангелы! Ого – го…. Да дёргай же, дёргай! Чего пять лет тянешь?
КУРЯТИН: - Сразу нельзя… Вот – вот… Дело – то ведь… Хирургия! (поднимает кверху указательный палец) Дьячок поднимает колени до локтей, плачет и тяжело дышит. Фельдшер топчется перед ним. Щипцы срываются с зуба.
КУРЯТИН: (почёсывая затылок) - Ах, незадача! Сорвалось…
ДЬЯЧОК: (вскакивает и лезет руками в рот) – А! На месте! (тычет пальцем в зуб и с укором смотрит на фельдшера).
КУРЯТИН: (разводя руками) – Тянул!
ДЬЯЧОК: (передразнивая, плачущим голосом) – Тянул… Чтоб тебя на том свете потянуло! Благодарим покорно! Коли не умеешь рвать, так не берись! Света божьего не вижу….
КУРЯТИН: - А ты зачем руками хватаешь? Я тяну, а ты под руку толкаешь и разные глупые слова …. Дура!
ДЬЯЧОК: - Сам ты дура!
КУРЯТИН: - Ты думаешь, мужик, легко зубы – то рвать? Это тебе не на колокольне в колокола звонить! (дразнит) «Не умеешь, не берись..». Скажи, какой указчик нашёлся. Ишь ты…
ДЬЯЧОК: (держась за щёку, плача, причитает и крестится) – Света белого не вижу… Ох…Паршивый чёрт… Насажали вас тут , иродов, на нашу погибель!
Дьячок, держась за щёку, причитая, уходит.
КУРЯТИН: ( вслед ему, убирая инструменты) – Поругайся мне ещё тут! Ишь ты, пава какая! Ништо тебе, не околеешь! Невежа!
Рассматривая козью ножку и щипцы, задумчиво произносит в зал:
КУРЯТИН: - Было бы мне козьей ножкой…. Эх, оказия
Ведущий 1: М. Горький довольно точно охарактеризовал значение рассказов А. П. Чехова: «В каждом из юмористических рассказов Антона Павловича я слышу тихий, глубокий вздох чистого, истинно человеческого сердца… Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины».
Ведущий 2: Рассказ А. П. Чехова «Хамелеон», воспитывает культуру человеческих чувств. Воспитанный человек должен испытывать отвращение к подлости и грубости, хамству и подхалимству и, наоборот, должен уважать достоинство окружающих его.
Ведущий 1: Чехов вкладывал в маленький рассказ, в крохотную сцену большое содержание. Он проникал в самую сущность жизни, изображал характерные ее черты. Чехов высмеивал типичное явление своего времени – хамелеонство. Как пресмыкающийся зверек хамелеон меняет свою окраску в зависимости от окружающей среды, так и герой рассказа «Хамелеон» Очумелов меняет свое отношение, свои симпатии, свое поведение в зависимости от обстоятельств, от того с кем имеет дело.
Ведущий 2: Вашему вниманию представляем инсценированный рассказ «Хамелеон»
Автор – рассказчик: Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души… Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.
(Перед занавесом по авансцене проходят Очумелов с городовым. Слышен голос за сценой «Так ты кусаться, окаянная? Ребята, не пущай ее» Нынче не велено кусаться! Держи! А….а!». Слышен собачий визг. Очумелов останавливается и смотрит в сторону послышавшегося голоса).
Автор – рассказчик: Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и растегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий виз и крик: «Не пущай!». Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.
(Занавес открывается. На сцене стоит Хрюкин - золотых дел мастер- в расстегнутой жилетке, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. Вокруг Хроюкина стоит толпа. Среди толпы сидит на земле щенок, с желтым пятном на спине.)
Городовой: (показывает в строну толпы) Никак, беспорядок, ваше благородие!
Очумелов: (идет к толпе) По какому случаю тут? (Врезывается в толпу) Почему тут? (Обращается к Хрюкину) Это ты зачем палец? Кто кричал?
Хрюкин: Иду я, ваше благородие, никого не трогаю. (Кашляет в кулак) Насчет дров с Митрий Митричем,- и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец… В меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая, я - золотых дел мастер… Я - ювелир! Пущай мне заплатят, а потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну. Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтобы от таври терпеть. Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете.
Очумелов: Гм! Хорошо! Чья собака? (Строго говорит, кашляет и шевелит бровями).Хорошо…Чья собака? Я этого так не оставлю. Я повкажу вам как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать! Елдырин, (обращается к городовому) узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она, наверное, бешеная… (Обращается к толпе) Чья это собака?
Человек из толпы (в черной жилетке): Это, кажись, генерала Жигалова!
Очумелов: Генерала Жигалова? Гм! (Обращается к Елдырину) Сними – ка, Елдырин, с меня пальто… (Елдырин снимает шинель с Очумелова и держит в руках) Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем… (Обращается к Хрюкину)Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!
Человек из толпы (с повязкой на глазу):Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она не будь дура, и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!
Хроюкин: (Обращается к человеку из толпы с повязкой на глазу) Врешь, кривой! Не видал, так стало быть , зачем врать? (показывает на Очумелова)
Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед богом… А ежели я вру, так пущай нас мировой судья рассудит. У него в законе сказано… Нынче все равны… У меня у самого брат в жандармах… ежели хотите знать…
Очумелов: Не рассуждать!
Городовой: (Глубокомысленно) Нет, это не генеральская. У генерала таких нет. У него все больше лягавые…охотничьи собаки.
Очумелов: (Обращается к городовому Елдырину) Ты это верно знаешь?
Городовой: Верно, ваше благородие…
Очумелов: Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а это – черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только. И этакую собаку держать?! Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или в Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы на закон, а моментально – не дыши! (Обращается к Хрюкину) Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого не оставляй… Нужно проучить! Пора…
Городовой: (Думает вслух) А может быть, и генеральская… На морде у ней не написано… Намедни во дворе у него такую видел.
Женщина с корзиной: Вестимо, генеральская!
Очумелов: Гм!.. (Обращается к Елдырину)Надень – ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что – то ветром подуло… Знобит… Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь…(Обращается к Хрюккину) А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!
Женщина с мальчиком (мальчик держит в руках и ест бублик): (Она показывает в сторону генеральского дома пальцем и говорит Очумелову) Повар генеральский идет, его спросим… (Кричит) Эй, Прохор! Поди – ка, милый сюда! (Подходит к толпе Прохор – повар, в белом фартуке и колпаке)
Городовой: Погляди на собаку… Ваша?
Повар Прохор: Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!
Очумелов: И спрашивать тут долго нечего. Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать…Ежели сказал, что бродячая, стало быть бродячая… Истребить, вот и все.
Повар Прохор: Это не наша. Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч…
Очумелов: Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваыч? (Лицо Очумелова заливается улыбкой умиления) Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?
Повар Прохор: В гости…
Очумелов: Ишь ты, господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… (Обращается к повару) Возьми ее… Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха – ха- ха-! (Заигрывает с собакой) Ну, чего дрожишь? Р-р-р. Сердитая шельма…цуцик этакий…
(Прохор забирает собаку, толпа хохочет над Хрюкиным)
Очумелов: Я еще доберусь до тебя! (Грозит Очумелов Хрюкину пальцем и запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади).
(Занавес).
Ведущий 1: А. П. Чехов оказал большое влияние на развитие русской и мировой литературы - прозы и драмы. У него учились А. М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн и другие литераторы. А. П. Чехов проложил новые пути для развития русской и мировой драматургии. До сих пор он остается одним из самых популярных драматургов отечественного и зарубежного театра.
Ведущий 2:. Мы могли бы ещё долго говорить о Чехове, но пришло время прощаться.
Хочется верить, что когда-то каждый из вас обретёт своего Чехова, услышит и поймёт «гения сострадания», как назвал его поэт.