Сценарий литературной гостиной
А.С. Пушкин и М.И. Глинка
Звучит фрагмент «Вальса-фантазии» М.И. Глинки
1 вед. Пушкин – «солнце русской поэзии».
2вед. Глинка - поэт – музыкант.
3вед Два великих русских гения, живших в одно и то же время.
4вед. Что же их связывало? Какими они были?
1 вед. В середине 19 века критик Владимир Васильевич Стасов писал: «Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового художественного творчества, оба – глубоко национальные, черпавшие свои силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой – в музыке».
1 вед. Судьбы этих 2 гениев тесно связаны и переплетены с русской художественной культурой первой трети 19 века. Впервые им суждено было встретиться в Благородном пансионе, где Глинка учился вместе с Львом Пушкиным, а гувернёром Михаила был Вильгельм Карлович Кюхельбекер
( с 1817 по 1822 год). Здесь часто бывал Александр Пушкин.
2 вед. В 1820 году в пансионе разразилась гроза: царь Александр I выслал Пушкина из Петербурга. Вскоре на очередном заседании Вольного общества любителей российской словесности (председательствовал Фёдор Глинка, дядя будущего композитора) Кюхельбекер прочёл своё новое стихотворение «Поэты». Одна строфа была обращена к опальному поэту:
И ты, наш юный Корифей,
Певец любви, певец Руслана,
Что для тебя шипенье змей,
Что крик и Филина и Врана?
3вед. Кюхельбекера уволили из пансиона. Тут «вспыхнул бунт» под предводительством Льва Пушкина. Учащиеся требовали возвращения любимого педагога. Но начальство, затеяв расследование, уволило лучших педагогов, а Льва Пушкина исключило «за неуспехи в науках».
4 вед. Пушкин вернулся в столицу в 1824 году. Жизнь в Петербурге била ключом. Во многих петербургских домах собирались лучшие люди музыкального и литературного мира.
1 вед. Неподалёку от Дворцовой площади жил Владимир Фёдорович Одоевский, первый русский музыкальный критик. У него постоянно собирались Глинка, Лермонтов, композитор Даргомыжский, Крылов, Гоголь, Жуковский и многие другие. Частым гостем был у него и Пушкин.
2 вед. В своих «Записках» Глинка вспоминает: « Я постоянно посещал вечера В.А.Жуковского. Он жил в Зимнем дворце, и у него еженедельно собиралось избранное общество: А.С.Пушкин, князь Вяземский, Гоголь, Плетнёв – были постоянными посетителями. Иногда вместо чтения пели, играли на фортепиано».
Исполняется музыкальное произведение («Вальс» А.С. Грибоедова)
3 вед. Дом Вильегорского на Михайловской площади называли неофициальным концертным залом Петербурга. В его гостиной встречались Глинка и Пушкин, Грибоедов, Жуковский и другие.
4 вед. У Глинки и Пушкина было много общих знакомых. Среди них сестра Пушкина Ольга Сергеевна Павлищева, Алексей Николаевич Оленин, президент Академии художеств и директор Публичной библиотеки, Анна Петровна Керн, которую Пушкин впервые (это было в 1819 году) встретил именно в доме Олениных, где часто устраивались музыкально – литературные вечера.
1 вед. Давайте вспомним, как произошла эта встреча.
Сценка (Пушкин, Анна Керн, её брат Александр Полторацкий)
2 вед. Сначала танцевали, а потом играли в шарады. Анне досталась роль Клеопатры. В руках она держала корзинку с цветами. Пушкин вместе с её братом Александром Полторацким подошёл к Анне, быстро взглянул на юную красавицу, на цветы и, указывая на Полторацкого, с усмешкой спросил по-французски: «А роль аспида предназначена, конечно, этому господину?» Пушкин был наслышан о нежных отношениях Анны с братом.
3 вед. «Я нашла это дерзким, - вспоминала много лет спустя Анна Петровна, - ничего не ответила и ушла…» Напомним, что, по преданию, египетская царица Клеопатра умерла, ужаленная ядовитою змеёй – аспидом – в грудь. Такая шутка во времена молодости Пушкина и Анны Петровны Керн почиталась дерзкой.
4 вед. Но вернёмся в дом Олениных. За ужином Пушкин неустанно наблюдал за Анной и не жалел похвал её красоте. Потом между поэтом и Полторацким завязался шутливый разговор. Анна запомнила его на всю жизнь.
Анна Керн. «Начался разговор о том, кто грешник и кто нет, кто будет в аду, а кто попадёт в рай. Пушкин сказал брату: «Во всяком случае, в аду будет много хорошеньких, там можно будет играть в шарады. Спроси у мадам Керн: хотела бы она попасть в ад?» Я отвечала очень серьёзно и несколько сухо, что в ад не желаю… Когда я уезжала и брат сел со мною в экипаж, Пушкин стоял на крыльце и провожал меня глазами…»
Чтец читает стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»
1 вед. С Михаилом Ивановичем Глинкой Анна Керн познакомилась в 1826 году. Судьбе было угодно, чтобы композитор, брак которого был неудачен, полюбил столь же сильной любовью дочь, какой поэт любил её мать – Анну Керн.
Анна Керн. «Я познакомилась с ним на вечере у генерала Базена. Лишь только мы с Пушкиным вошли в квартиру, хозяин предложил Глинке сыграть что - нибудь. Можно себе представить, но мудрено описать моё удивление и восторг, когда раздались чудные звуки блистательной импровизации; я никогда ничего подобного не слыхала, хотя и удавалось мне бывать в концертах Фильда и многих других замечательных музыкантов. Но такой мягкости и плавности, такой страсти в звуках и совершенного отсутствия деревянных клавишей я никогда ни у кого не встречала!»
2 вед. Но когда и как Глинка «нашёл пушкинский стих»?
Конечно, он мог прочесть «Я помню чудное мгновенье…» в «Северных цветах». Но предлагал ли Пушкин композитору писать романс на стихи, посвящённые Анне Керн?
3 вед. Племянник Пушкина Павлищев в «Воспоминаниях об А.С.Пушкине» утверждал, что Глинка впервые исполнил романс «Я помню чудное мгновенье…» в начале 1830 года в доме его родителей в присутствии поэта и Анны Петровны Керн и что его отец (муж сестры Пушкина) аккомпанировал на гитаре. «Дядя, выслушав романс, бросился обнимать обоих исполнителей». Анна Петровна «сконфузилась, прослезилась от радости». А в сноске к этой странице воспоминаний Л.Павлищев добавляет: «Появился этот романс Глинки в печати действительно в 1839 году, значит, 9 лет спустя, и появился уже в другом виде. А что всего замечательнее, Глинка тогда его написал не для Анны Петровны, а для дочери её – Екатерины Ермолаевны Керн, на которой он хотел жениться».
4 вед. Ныне, однако, знатоки творчества Глинки считают, что романс и написан был тогда, когда Глинка познакомился с Екатериной Керн, уже после гибели великого поэта. И хотя сам композитор нигде не признавался, что посвятил романс Екатерине Керн, но это было действительно так, и в семье Екатерины Ермолаевны об этом хорошо знали.
1 вед. Одной из своих сестёр Михаил Иванович писал о своей любви к Керн: «.. маменька советует умерять мои страсти – разве ты не знаешь, что моя привязанность к ней составляет потребность сердца, а когда сердце удовлетворено, страсти можно не опасаться…»
Звучит вступление романса «Я помню чудное мгновенье…»
2 вед. «Что сказать о красоте, кроме того, что она бессмертна и что часто не хватает слов, когда дело идёт об истинно прекрасном? Поверьте, что впечатления от музыки Глинки, им самим исполненной, - словами не передаваемы» - так писал один из тех, кому довелось услышать в исполнении Глинки романс «Я помню чудное мгновенье…»
3 вед. Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь – мелодия.
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье…»
4 вед. Возникло произведение, где слово и музыка слились неразрывно настолько, что почти невозможно произнести пушкинские строки и не представить сразу же мысленно музыку Глинки.
1 вед. При жизни Пушкина было создано около 70 романсов и песен, написанных на его стихи, среди которых почётное место принадлежит Глинке. Десять романсов Глинки на стихи Пушкина – это поистине 10 драгоценных жемчужин: «Я помню чудное мгновенье…», «Ночной зефир», «Я здесь, Инезилья…», «Роза», «В крови горит огонь желанья», Признание», «Заздравный кубок», «Адель», «К Мери…», «Грузинская песня».
2 вед. Однажды летом 1828 года Глинка встретился с Грибоедовым. Они много говорили о музыке. Грибоедов сыграл как-то раз слышанную им мелодию грузинской песни. Она понравилась Глинке, который вскоре развил её в законченную пьесу и в присутствии Пушкина исполнил своим друзьям.
3 вед. «Глинка играл на фортепиано грузинскую мелодию со свойственным ему выражением и искусством. На замечание присутствующих, что ей недостаёт стихов для всеобщей известности, Пушкин написал … стихотворение. Так возник романс «Не пой, красавица, при мне…»
Звучит романс «Не пой, красавица, при мне…»
4 вед. Через 2 месяца после премьеры оперы Глинки «Жизнь за царя» не стало Пушкина. Незадолго до гибели поэт согласился сочинить либретто для новой оперы «Руслан и Людмила». Но не успел. Смерть Пушкина выбила Глинку из колеи, работа над оперой не ладилась.
1 вед. Но всё-таки премьера состоялась. 27 ноября 1842 года. Анна Петровна Керн так писала об этом: « Ах, какая чудная музыка! Какая душа в этой музыке, какое гармоническое соединение чувства с умом и какое тонкое понимание народного колорита…»
Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» (инсценирование)
2вед. Композитор работал над этим произведением каждую минуту своей жизни, находил материал для оперы, казалось бы, там, где другой человек просто не замечал всей поэтичности происходящего. Анна Петровна вспоминает в своих дневниках именно об этих мгновеньях, связанных с рождением гениальной музыки.
Анна Керн: «На одной станции, покуда перепрягали лошадей, мы заметили, что Михаил Иванович с карандашом в руке и листком бумаги, стоя за полуразрушенным сараем, что-то пишет, а его возница перед ним поёт какую – то заунывную песню. Передав бумаге, что ему нужно было, он подвёл чухонца к нам и заставил его пропеть ещё раз свою песню. Из этого мурлыканья чухонца Глинка выработал тот самый мотив, который так ласково и грустно звучит в арии Финна в опере «Руслан и Людмила». Надобно надо было слышать потом, как Глинка играл этот мотив с вариациями и что он сделал из этих нескольких диких и меланхолических тонов! Когда Глинка однажды спел арию Финна в присутствии Сергея Львовича Пушкина, то старик при стихе:
По бороде моей седой
Слеза тяжёлая катилась, -
расплакался и бросился обнимать Глинку, и у всех присутствующих навернулись на глазах слёзы… Я не помню наслаждения выше того, какое я испытала в этот вечер!»
3 вед. Накануне премьеры цензоры запретили исполнять в опере Вторую песнь Бояна. Они испугались, что слова, положенные на музыку: «Есть пустынный край, безотрадный брег, / Там, на севере, далёко…», - будут восприняты как гимн, посвящённый памяти Пушкина.
4 вед. В годы, когда имя поэта старались не упоминать даже в печати, власти не хотели допустить, чтобы со сцены оперного театра зазвучало слово великого Пушкина. Боян в своей песне обращался к будущему, к тому времени, когда на Русь «доля дивная снизойдёт»:
Там младой певец во славу родины
На златых струнах запоёт
И Людмилу там с её витязем
От забвения сохранит.
1вед. Светлая, как бы царящая мелодия этой песни, сопровождающаяся аккомпанементом на гуслях, была так вдохновенна, что во время репетиций спектакля все участники стояли не шелохнувшись, только бы не пропустить ни одной фразы из этой музыки, прославляющей Пушкина – гордость всей России.
Но публика так и не услышала тогда этой песни Бояна.
Звучит Вторая песня Бояна из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки.
2вед. Александру Сергеевичу Пушкину будут посвящать свои строки современники, но музыкальной эпитафией навсегда останется «Песнь Бояна» Михаила Ивановича Глинки, как гимн гению, озарившему русское искусство на все времена!
Пушкин и Глинка
Пушкин в Михайловском
Болдинская осень
К 170 –летию со дня смерти А.С.Пушкина
Мультимедийная
библиотека
А.С.Пушкин
(презентации, сценарии
вечеров)
11