СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий мастер-класса "Песни родной земли"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мастер-класса "Песни родной земли"

Просмотр содержимого документа
«Сценарий мастер-класса "Песни родной земли"»

С ценарий мастер-класса "Песни родной земли"

для 6-7 классов, посвящен белорусским песням

Название: Мастер-класс «Песни родной земли»


Пешко О.С., учитель истории и искусства,

педагог доп. образования, СШ 33 г.Бреста

Целевая аудитория: Учащиеся 6-7 классов.

Цель: Познакомить учащихся с богатством и красотой белорусской песенной культуры, пробудить интерес к традициям и современному музыкальному творчеству Беларуси.

Задачи:

  1. Дать представление о жанровом разнообразии белорусской музыки (народная, эстрадная).

  2. Научить исполнять простые элементы белорусских песен (припевы, рефрены).

  3. Развивать навыки слушания и анализа музыки.

  4. Воспитывать уважение к культуре соседнего народа.

  5. Создать атмосферу творчества и радости от совместного музицирования.

Время: 45-60 минут.

Оборудование и материалы:

  • Компьютер/ноутбук, проектор, экран, колонки.

  • Презентация (фото Беларуси, природа, костюмы, инструменты; тексты песен с транслитерацией и переводом).

  • Аудио- и видеозаписи песен (клипы, записи фольклорных ансамблей, караоке-версии).

  • Раздаточные материалы: тексты песен с выделенными припевами (русская транслитерация + перевод).

  • Музыкальные инструменты (по возможности): бубен, трещотки, ложки, цимбалы (или их изображение/запись звука).

  • Элементы белорусского костюма для демонстрации (например, пояс, венок).

  • Микрофон (опционально, для ведущих/детей).

  • Бумага, фломастеры для рефлексии.

Действующие лица:

Ведущий(ая) 1: Основной ведущий, рассказчик.

Ведущий(ая) 2: Помощник, "музыкальный лидер", помогает разучивать песни, играет на инструментах.

Учащиеся: Активные участники мастер-класса.


Ход мастер-класса:

I. Вступление (5-7 минут)

  1. Музыкальная заставка: Звучит красивая белорусская народная мелодия (например, "Лявониха" в инструментальном исполнении). На экране – слайд-шоу с видами Беларуси (поля, леса, озера, памятники культуры).

  2. Приветствие:

Ведущий 1: "Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас необычная встреча. Мы отправляемся в музыкальное путешествие по прекрасной стране – Беларуси. Ее часто называют 'сінявокай' – синеокой, за ее многочисленные озера. А еще ее называют страной песен! Белорусские песни – это душа народа, его радости и печали, его история и любовь к родной земле. Наш мастер-класс так и называется – 'Песни родной земли'!"

  1. Цель и задача:

Ведущий 1: "Сегодня мы с вами услышим удивительные голоса Беларуси – от старинных напевов до современных хитов, узнаем, о чем поют белорусы.

И самое главное – попробуем сами спеть настоящие белорусские песни! Не бойтесь, мы будем учить самые запоминающиеся припевы, которые под силу каждому!"

Ведущий 2: "А помогут нам в этом ритм, хорошее настроение и ваша готовность пробовать новое! Готовы?"

II. Основная часть (30-35 минут)

  1. Знакомство с истоками: Народная песня "Купалинка" (10 минут)

Ведущий 1: "Начнем мы с песни, которая стала настоящим символом Беларуси во всем мире. Знакомьтесь – «Купалинка»! Это старинная обрядовая песня, связанная с праздником Ивана Купалы. Она поется про цветок и часто сопровождается хороводом." (Показывает фото цветка, хоровода).

Слушание: Включается запись "Купалинки" в исполнении фольклорного ансамбля (например, ансамбль "Песняры" или "Сябры"). На экране – текст песни с крупным выделенным припевом и транслитерацией:

Припев:

Купалінка, купалінка,

А я сяду на калінку! (Ох!)

Купалінка, купалінка,

А я сяду на калінку! (Ох!)

(Транслитерация: Купалінка, купалінка, А я сяду на калінку! (Ох!))

(Перевод: Купальница, купальница, А я сяду на калину! (Ох!))

Обсуждение: "Какое настроение у песни? (Радостное, задорное, лирическое). Какой ритм? (Четкий, танцевальный). Услышали ли вы знакомые звуки?"

Ведущий 2 обращает внимание на характерное "Ох!".

Разучивание припева:

Ведущий 2: "Давайте попробуем спеть этот знаменитый припев вместе! Главное – ритм и задор! Повторяйте за мной!".

Ведущий 2 поет фразу по фразе, дети повторяют (сначала без музыки, потом под минус или аккомпанемент ведущего на бубне/ложках). Акцентирует "Ох!".

Игра: "Сейчас споем припев все вместе, а на «Ох!» сделаем хлопок/шаг/поднимем руки!". Исполняют припев 2-3 раза с движением.

  1. Веселый ритм: Песня "Бульба" ("Бульба-Веселуха") (10 минут)

Ведущий 1: "Беларусь – страна не только озер, но и... картошки! Или, как говорят белорусы, «бульбы»! Ей посвящено много шутливых и задорных песен. Одна из самых известных – «Бульба»!"

Слушание/Просмотр: Включается веселый видеоклип или запись песни "Бульба" (например, в исполнении ансамбля "Сябры" или кавер-версия). На экране – текст припева:

Припев:

*Бульба-бульба-бульба, беларуская бульба! (2 раза)*

Бульба-бульба-бульба, весялуха, весялуха!

(Транслитерация: Бульба-бульба-бульба, беларуская бульба! Бульба-бульба-бульба, весялуха, весялуха!)

(Перевод: Картошка-картошка-картошка, белорусская картошка! Картошка-картошка-картошка, веселуха, веселуха!)

Обсуждение: "Какая это песня? (Очень веселая, энергичная, шуточная). Что в ней самое запоминающееся? (Ритм, слово бульб', весялуха)."

Разучивание припева:

Ведущий 2: "Тут все просто и очень ритмично! Давайте прохлопаем ритм: «Буль-ба-буль-ба-буль-ба» (ТА-та-ТА-та-ТА-та). Теперь добавим слова!".

Разучивают припев по фразам, обращая внимание на четкость ритма. Можно добавить простые движения (шаги на месте, покачивания).

Игра с ритмом: "Споем припев громко! А теперь – шепотом! А теперь только хлопаем ритм! А теперь поем и топаем ритм!". Исполняют несколько раз в разных вариациях.

  1. Лирика родной природы: Песня "Рэчанька" ("Реченька") (7-8 минут)

Ведущий 1: "Белорусы очень любят свою природу. Много песен сложено про реки, леса, родные просторы. Послушаем одну из самых красивых и нежных – «Рэчанька» Реченька)."

Слушание: Включается лирическая запись песни "Рэчанька" (в народном или современном аранжировке). На экране – слайды с белорусскими реками, пейзажами. Текст припева:

Припев (пример, возможны вариации):

Ой, рэчанька, рэчанька,

Ціхі твой бераг!

Ой, рачулачка, рачулачка,

Шуміць твой бераг!

(Транслитерация: Ой, рэчанька, рэчанька, Ціхі твой бераг! Ой, рачулачка, рачулачка, Шуміць твой бераг!)

(Перевод на русский язык: Ой, реченька, реченька, Тихий твой берег! Ой, ручеек, ручеек, Шумит твой берег!)

Обсуждение: "Чем отличается эта песня от предыдущих? (Спокойная, плавная, задумчивая, красивая). О чем она? (О реке, о природе, о чувствах). Какие чувства вызывает?"

Разучивание припева:

Ведущий 2: "Попробуем спеть плавно и протяжно, как течет река. Слушаем мелодию". Поет фразу, дети повторяют. Обращает внимание на певучесть гласных.

Исполняют припев 1-2 раза под аккомпанемент записи или ведущего (если может сыграть мелодию).

  1. Современный мотив: Песня "Лявоніха" (группа "Ляпіс Трубецкой" или др.) (5 минут)

Ведущий 1: "Белорусская песня живет и развивается! Современные музыканты часто берут народные мотивы и создают на их основе новые, яркие хиты. Послушаем, как звучит белорусская песня сегодня! Например, очень популярная «Лявоніха»."

Просмотр клипа/Слушание: Короткий отрывок современной аранжировки "Лявоніхи" (например, от "Ляпіс Трубецкой", "Без Билета", "Палац" или фолк-группы). На экране – ключевая фраза из припева:

Фраза (пример): "Лявоніха, Лявоніха, цёмная начніца!"

(Транслитерация: Лявоніха, Лявоніха, цёмная начніца!)

(Перевод: Лявоніха, Лявоніха, темная ноченька!)

Мини-обсуждение: "Узнаете народную основу? Какие современные элементы добавились? (Ритм, инструменты). Нравится?"

Попытка подпевать: Ведущий 2 предлагает подхватить самую запоминающуюся фразу из припева под запись.

III. Заключение и Рефлексия (8-10 минут)

  1. "Белорусский хит-парад":

Ведущий 1: "Вот и подошло к концу наше музыкальное путешествие. Мы услышали старинные напевы и современные ритмы, веселые плясовые и лирические песни о природе. Какая песня запомнилась больше всего? Давайте проголосуем аплодисментами!"

Ведущий называет каждую из разученных песен ("Купалинка", "Бульба", "Рэчанька", "Лявоніха"), дети аплодируют. Определяют самую популярную.

  1. Общее исполнение. Ведущий 2: "А теперь давайте споем все вместе самую энергичную, нашу «Бульбу» (или ту, которая набрала больше аплодисментов)! Вспоминаем движения и поем от души!"

Общее исполнение выбранной песни с движениями.

  1. Итог. Ведущий 1: "Молодцы! Сегодня вы не только слушали, но и сами прикоснулись к белорусской песенной культуре. Вы почувствовали ее ритм, ее душу. Песня – это мост между людьми и странами. Надеюсь, вам захочется узнать больше о музыке и культуре наших соседей – белорусов. А может быть, вы даже захотите выучить всю песню целиком?"

  2. Мини-рефлексия (опционально, быстро):

Вариант 1 (Смайлики): На доске/экране 3 смайлика: :) - Понравилось, все супер! :| - Было нормально. :( - Не очень. Дети мысленно или поднятием руки выбирают.

Вариант 2 (Одно слово): "Напишите на листочке ОДНО слово, которое описывает ваши впечатления от мастер-класса (например: весело, интересно, музыка, Беларусь, ритм, песня)." Собирают листочки или вывешивают на доску.

  1. Прощание. Ведущий 1: "Дзякуй вам вялікі! Спасибо большое! До новых встреч в мире музыки!" Звучит фоновая белорусская мелодия.


Дополнительно:

Язык: Ведущие говорят на русском. Песни звучат на белорусском.

Динамика: Чередовать слушание, рассказ, активное разучивание, игры. Не допускать затянутых монологов.

Подача ведущих: Энергично, доброжелательно, с юмором (где уместно). Ведущий 2 должен уметь петь, держать ритм и "зажигать" аудиторию.

Адаптация: Сложность разучиваемых фрагментов должна соответствовать возрасту. Не требовать идеального произношения, главное – вовлеченность и ритм.

Визуал: Презентация и элементы костюма/инструментов очень важны для погружения в атмосферу.

Музыкальные записи: Выбирать качественные, понятные подросткам записи (хороший звук, современные аранжировки для народных песен).

Безопасность: Если используются движения, убедиться, что они безопасны и есть достаточно места.

5