Классное мероприятие
Дню снятия блокады Ленинграда посвящается…
(Звучит вой сирены, треск зениток, рокот моторов. Наступает тишина. В тишине - стук метронома…)
Ведущий 1
Люди Ленинграда, вы - герои!
Подвиг ваш бесценен на века!
Пусть не будет больше горя.
Никогда, никогда, никогда!
Память о блокаде Ленинграда
С трепетом в сердце храним.
За мужество, силу, отвагу
Ленинградцам спасибо говорим!
Н. Алексеева (Заставка)
Ведущий 2
(слайд 1)
Опять война
Опять блокада?
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить…»
И может показаться: правы
И убедительны слова
Но даже если это правда
Такая правда – не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Видеофрагмент 2
Учитель: 22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза. Перед вами карта современной России. В 1941 году наша страна называлась СССР и занимала большую территорию.
Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев.
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на наш город с целью стереть его с лица земли. (слайд 4)
Ведущий 1
Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. (слайд 5)
Звучит песня «До свидания, мальчики» Б. Окуджавы
Ведущий 2
А женщины рыли окопы вокруг города. (слайд 6)
Ведущий 1
Солдаты устанавливали противотанковые укрепления. (слайд 7)
Ведущий 2
Началась эвакуация мирных жителей. (слайд 8)
Ведущий 1:
Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной.
Ведущий 2
Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты. (слайд 9)
Ведущий 1
Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город.
Ведущий 2
Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище.
Ведущий 1
Перед вами Невский проспект. В те годы он назывался проспектом 25 Октября. (слайд 11)
Ведущий 2
Чтобы как-то обезопасить людей, предупредить их, на стенах домов делали надписи: «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле». (слайд 12)
Звучит песня «Темная ночь» Н. Богословского
Учащиеся читают стихи о блокаде Ленинграда
Ведущий 1 объявляет учащихся
Ученик
Ученик
Ученик
Ученик
Ведущий 2
Город Ленинград называют музеем под открытым небом. Трудно представить его без граненых шпилей Адмиралтейства, Петропавловской крепости, Инженерного замка, без круглого златоглавого купола Исаакиевского собора. Они радуют глаз даже в ненастный осенний день. Но когда фашисты так близко, эти яркие шпили становятся прекрасными ориентирами для вражеских артиллеристов и летчиков. Решили тогда их срочно замаскировать. (слайд 13- 16)
Ведущий 2
Купол Исаакия и шпиль Петропавловского собора решили покрыть серой краской. (слайд 17)
Ведущий 1
Многие памятники не успели снять с пьедесталов и спрятать. Тогда решили обложить их мешками с песком и обнести толстыми досками, как этот памятник НиколаюI и ПетруI – основателю нашего города. (слайд 18-19)
Ученик 1
Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод.
На 12 сентября наличие основных продуктов питания составляло:
Хлебное зерно и мука на 35 суток;
Крупа и макароны на 30 суток;
Мясо и мясопродукты на 33 суток;
Жиры на 45 суток;
Сахар и кондитерские изделия на 60 суток.
Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей. (слайд 20)
Ведущий 2:
Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду. (слайд 21)
Ведущий 1 Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом. (слайд 22)
Ведущий 2 объявляет учащихся (Стихи собственного сочинения)
Учащиеся читают стихи.
Ведущий 1
А когда лёд стал толще продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев. (слайд 23)
Ведущий 2
Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь.
Часто лед трескался и машины тонули. (слайд 24)
Ученик 2:
На Дороге жизни хорошо знали шофёра Максима Твердохлеба.
В канун 1942 года он должен был доставить мандарины из Грузии детям на новогоднюю ёлку. Ехать пришлось ночью. Но фашисты не спали. Два «мессера» атаковали грузовик и изрешетили его пулями. Разбилось смотровое стекло, водителя ранило в руку, из машины повалил пар.
Можно было выскочить из машины! Но как же детишки?
Отважный шофёр довёл машину до берега, в ней потом насчитали 49 пробоин. Ленинградские дети получили на новогодней ёлке мандарины. (слайд 25-26)
Ведущий 1
Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г!
Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.…Кроме хлеба есть было нечего. (слайд 27)
Ведущий 2
Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков. (слайд 28)
Ведущий 1
Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель…(слайд 29- 30)
Звучит песня «В землянке» К. Листова, А. Суркова
Учитель:
Вот видеосъёмка тех лет…
Ведущий 2
За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города. (слайд 32)
Ученица 1.1
Я в гору саночки толкаю.
Еще немного - и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжелой стала, как свинец.
Как хорошо, что ты замерзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой
На той тропинке ледяной,
Ты не прольешься из ведерка,
Я привезу тебя домой. (слайд 33)
Ведущий 1
Но в те дни не затихала культурная жизнь города. Давал представления блокадный театр.(слайд 34-35)
Ведущий 2
Работала Публичная библиотека. (слайд 36)
Ведущий 1
Работали школы. (слайд 37)
Ученик 3:
Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту. (слайд 38)
Ведущий 2
Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. (слайд 39)
Ведущий 1
Помогали в госпиталях. (слайд 40)
Ученик 4:
Разбирали письма на почте. (слайд 41)
Многие мальчики и девочки были награждены медалями. (слайд 42-43)
Ведущий 1.
А сейчас наши одноклассники прочтут письма из блокадного Ленинграда.
Ученики:
Ученик 5:
К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней.(слайд 44)
Звучит песня « На безымянной высоте» В. Баснера
Ведущий 2
18 января 1943 года утром воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта.(слайд 45-47)
Ведущий 1
И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей. (слайд 45-47
Ведущий 2
А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады! (слайд 48)
Ведущий 1
Горожане собрались у репродуктора, чтобы услышать радостную новость.
Пришла долгожданная победа! Конец войне! (слайд 49)
Ведущий 2
В честь Победы дан салют. Небо осветилось не прожекторами и взрывами, а праздничным фейерверком. (слайд 50)
Ученик 6
Свой город отстояв ценою бед
Не сдали Ленинграда ленинградцы
Да, в нем ключи чужих столиц хранятся
Ключей к нему – в чужих столицах нет!
Он встал, как страж, на сумрачном заливе
Вонзая шпили в огненный рассвет
Есть города богаче, есть счастливей
Есть и спокойней, но прекрасней – нет! (слайд 51)
Ученик 7:
Улицы, ограды парапеты
Толпы, толпы.. Шпиль над головой
Северным сиянием победы
Озарилось небо над Невой.
Ученица 8
Гром орудий, но не грохот боя
Лица, лица… Выраженье глаз
Счастье, радость… Пережить такое
Сердце в состоянье только раз. (слайд 52)
Ученик 9
Рыдают люди и поют
И лиц заплаканных не прячут
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут…
( слайд 53 – Звучит Песня Герои былых времен)
Ведущий 1 Наши одноклассники нарисовали прекрасные рисунки и принесли старые фотографии военных лет. Предоставляю слово…..
Ведущий 2
Мальчишкам и девчонкам Ленинграда
Мальчишки и девчонки Ленинграда,
Война у вас детство украла.
Лишила родных и близких.
Мы вам поклонимся низко.
Вы повзрослели так рано.
Работали ночью и днём.
За ваши душевные раны
Низкий поклон.
И голод, и холод вас сковывал,
Пронзала жгучая боль.
Игрушки отброшены в сторону,
А цель лишь одна - фронт!
Спасибо, спасибо, ребята,
За вашу отвагу и труд.
И эта скорбная дата
Запомнится всем вокруг.
Звучит песня «Журавли» Р. Гомзатов