СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий мероприятия «Поющая в огне!» литературный вечер к 130 – летию со дня рождения русской поэтессы Марины Цветаевой (1892-1941)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий мероприятия «Поющая в огне!» литературный вечер к 130 – летию со дня рождения русской поэтессы Марины Цветаевой (1892-1941)»







СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

«Поющая в огне!»

литературный вечер к 130 – летию

со дня рождения

русской поэтессы Марины Цветаевой (1892-1941)















Подготовили: библиотекарь: Зулкаранаева Л.Х.

учитель русского языка и литературы Орцуева М.С.





















  1. Пояснительная записка

Марина Ивановна Цветаева – замечательный русский поэт первой половины ХХ века. Ее творчество знакомо многим с детства и сопровождает потом всю жизнь. К сожалению, в школьной программе ей, как и многим другим замечательным поэтам, уделяется очень мало времени. Проведение интересного и познавательного праздника в честь ее юбилея позволит познакомить с ее творчеством школьников чуть ближе, пробудить у них интерес к поэзии двадцатого века.

Творчество Цветаевой важно не только в контексте литературы, но и в контексте истории, культуры как нашей страны, так и всего мира. Ее жизнь, ее творчество – отражение эпохи, в которой она жила. Таким образом, знакомство с ее жизнью и творчеством поможет всем участникам мероприятия лучше понять историю и культуру России.

Личность и творчество Марины Ивановны очень многогранны, и невозможно рассказать о ней все в рамках одного мероприятия. Но можно пробудить интерес у участников, позволить им хоть на время погрузиться в мир Поэзии, в котором жила Цветаева.

Название мероприятия «Юбилей» взято условно. Конечно, круглая дата звучит солиднее, но познакомить людей с творчеством замечательного поэта можно и в любое другое время. В 2017 году мы отмечали 125 лет со дня рождения Цветаевой, а совсем скоро, в 2022 году, будем отмечать 130 лет.

Мероприятие рассчитано на учащихся средних и старших классов. Примерное время проведения 45 – 60 минут. Необходимые материалы: проектор или электронная доска для показа презентации. Стихи учащиеся должны выучить заранее, допустимо чтение с листа. Для проведения викторины можно заготовить призы.



  1. План мероприятия



  1. Приветственное слово ведущих. (1-2 мин.)

  2. Презентация «Жизнь и творчество. Марины Цветаевой» (10 мин.)

  3. Чтение стихов Марины Цветаевой. (15-20 мин.)

  4. Викторина. ( 15 мин)

  5. Песня.

  6. Заключительное слово ведущего. (~1-2 мин.)



Приветственное слово ведущих

Ведущий 1 Дорогие друзья! Сегодня мы отмечаем День рождения (юбилей) замечательного русского поэта – Марины Ивановны Цветаевой!

Ведущий 2

Ее стихи многим из нас знакомы по школьной программе, по фильмам и спектаклям. Марина Ивановна прожила недолгую жизнь, но ее наследие, ее творчество многогранно и огромно.

Ведущий 1

На нашем мероприятии мы познакомимся с основными вехами в ее жизни и творчестве, услышим ее стихи, песни, написанные на ее стихи, познакомимся с ее прозой и драматургией.

Ведущий 2

Также для вас будет проведена викторина. Добро пожаловать!

Ведущий 1

Но а сейчас мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством Марины Цветаевой.

Ведущий 2

И познакомит нас с ее творчеством ученица 9 а класса Гишлакова Хава

Ведущий 1

Хава подготовила презентацию ,которая на миг унесет нас в далекое прошлое.

1. Презентация «Жизнь и творчество. Марины Цветаевой

Ведущий 2

Да,и правда, было интересно послушать о ее жизни ,хоть и непростая судьба выдалась у Марины Цветаевой, особенно когда наступил 1917 год. Для Цветаевой наступил трудный период. Беззаботные, быстро промчавшиеся времена, когда можно было позволить себе жить тем, чем хотелось, отступали все дальше в прошлое, «из истории не выскочишь» - эти слова, сказанные позднее, сбывались почти на каждом шагу.

Цветаева хотела жить личной жизнью, а время неустанно вторгалось в эту жизнь, она стремилась уйти в единоличие чувств, погрузиться в написание стихов, и не подозревала, что история диктовала «сюжеты» ее чувствам и творчеству, ведь всякий писатель побуждался временем, обстоятельствами. Тогда-то и обозначились в поэтическом сознании Цветаевой две враждующие силы: быт и бытие. Быт в широком понимании означал для нее «жизнь как она есть», начиная с исторических событий и кончая житейским чувством (которое для Цветаевой всегда было неустройством) к февральской революции она отнеслась безучастно

Ведущий 1

А в апреле у Цветаевой родилась вторая дочь. Она собиралась назвать ее в честь Анны Ахматовой Анной, но потом передумала «ведь судьбы не повторяются» - и назвала ее Ириной. Размышляя, какою будет Ирина (девочке было 2 недели) , она писала о себе так, словно вокруг ничего не происходило:«Множество всяких планов – чисто внутренних (стихов, писем, прозы) и полное безразличие, где и как жить. Мое теперь убежденье главное – это родиться, а дальше все устроится».



Ведущий 2Но ничего не устроилось: «В Москве безумно трудно жить» - писала Цветаева Максимилиану Волошину. В августе Москва 1918-1922 годах описана подробно в русской литературе. Безденежье, бездомность, голод, холод, страх, ночная стрельба, допросы, доносы, всеобщая подозрительность! С врагами революции борется недавно созданное ЧК(чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем). Почти все стихи, написанные в это время, войдут в сборник «Версты», изданный в 1922 году. Цветаева в своих стихах предельно откровенна.



Ведущий 1С 1917-1920 годы она успела создать больше трехсот стихотворений, большую поэму-сказку «Царь-Девица», шесть романтических пьес (не говоря о трех незавершенных). И кроме того – сделать множество записей-эссе: она очень любила этот жанр. Цветаева находилась в поразительном расцвете творческих сил. Создается впечатление, что ее поэтическая энергия становилась тем сильнее, чем тяжелее делалось для нее внешнее, бытовое существование. Самая ее заветная тема – философия и психология. Она веровала в бога, и господь одарил ее талантом поэта.



Ведущий 2Марина Ивановна оставила для нас богатое литературное наследие. Ее стихи не могут не волновать души читателей, я предлагаю вам послушать несколько произведений, написанных ею.



Ведущий 1Итак, окунуться в волшебную атмосферу мира Цветаевой помогут нам следующие ученики:

ученица 9 а класса Витаева Селима. « мне нравится , что вы больнее не мной»



Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.


Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!


Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не вами!



Ведущий 2

Следующее стихотворение озвучит ученик 9 а класса Дудаев Дени « Расстояние ,версты,мили».

Рас-стояние: версты, мили…
Нас рас — ставили, рас — садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это — сплав

Вдохновений и сухожилий…
Не рассорили — рассорили,
Расслоили…
Стена да ров.

Расселили нас как орлов —

Заговорщиков: версты, дали…
Не расстроили — растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас как сирот.

Который уж, ну который — март?!
Разбили нас — как колоду карт!



Ведущий 1:Маргошвили Мадина ученица 9 в класса «Тоска по родине»

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой


Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.


Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —


В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведём без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.


Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!


(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен…)
Двадцатого столетья — он,
А я — до всякого столетья!



Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все — равны, мне всё — равно,
И, может быть, всего равнее —


Роднее бывшее — всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты — как рукой сняло:
Душа, родившаяся — где-то.


Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет!


Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина…



Ведущий 2. Знакомство с ее прозой завершит ученица 9 а класса Гучигова Рамина « Вчера еще в глаза глядел»



Вчера ещё в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче — вороны!


Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»


И слезы ей — вода, и кровь —
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.


Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»


Вчера еще — в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала — копейкой ржавою!


Детоубийцей на суду
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»


Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал — колесовать:
Другую целовать»,- ответствуют.


Жить приучил в самом огне,
Сам бросил — в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?


Всё ведаю — не прекословь!
Вновь зрячая — уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.


Самo — что дерево трясти! —
В срок яблоко спадает спелое…
— За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!



Ведущий 1Спасибо,ребята! Каждое стихоторение в вашем исполнении смогло тронуть до глубины души,но а сейчас у нас для вас интересное объявление.

Ведущий 2Дорогие гости нашего сегодняшнего мероприятия,для вас сейчас пройдет небольшая викторина,в которой может принять участие каждый желающий

Ведущий 1А викторина не простая, тому, кто наберет наибольшее количество баллов, получит подарок

Ведущий 2 О,эта хорошая мотивация, чтобы проявить активность и постараться получить сборник стихов М.Цветаевой .Итак, приступаем!

1. Кто из исторических фигур был кумиром Цветаевой в детстве?

а) Юлий Цезарь

б) Наполеон Бонапарт +

в) Иосиф Сталин

2. в каком году родилась Марина Цветаева?

а) 1892 +

б) 1830
в) 1832

3. Какой музей основал отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович?

а) Музей Изобразительных искусств им. А. С. Пушкина +

б) Музей Румянцева

в) Музей Арктики и Антарктики

4. Как называлась первая книга стихов Марины Цветаевой?

а) Вечерний альбом +

б) черная тетрадь

в) Волшебный фонарь

5. Кем была мать Марины Цветаевой?

а) переводчиком

б) пианисткой +

в) поэтом

6. Как Цветаева называла своего сына Георгия?

а) Гошей

б) Муром +

в) Егорушкой

7. Кому Цветаева посвятила эти строки?

Зверю — берлога,
Страннику — дорога,
Мертвому — дроги.
Каждому — свое.

Женщине — лукавить,
Царю — править,
Мне — славить
Имя твое.

а) Брюсову

б) Бальмонту

в) Блоку +

8. Где обучалась Марина Цветаева?

а) в пансионах Швейцарии,Германии,Франции

б) дома

в) в гимназии санкт-петербурга


9. Какую профессию прочила Цветаевой ее мать?

а) актрисы

б) музыкантши +

в) художницы


10. В каком городе обрела своей последний приют Цветаева?

а) Москва

б) Великий Новгород

в) Елабуга +

11. В каком возрасте были написаны первые стихи Марины Цветаевой?

А)5

Б)6 +

В)11

12. Продолжите утверждение: Первый сборник стихов поэтессы…

А) ОСТАЛСЯ НЕЗАМЕЧЕННЫМИ КРИТИКАМИ

Б) БЫЛ ЗАПРЕЩЕН ЦЕНЗУРОЙ

В)ОБРАТИЛ НА СЕБ ВНИМАНИЕ ЗНАМЕНИТЫХ ПОЭТОВ : Волошина и Гумилева +

13. Марина Цветаева верила в суеверия и приметы. Однажды она сказала, что выйдет замуж за того, кто...

А)Будет отчаянным романтиком

Б) В стихах расскажет о своих чувствах

В)Угадает ее любимый камень и подарит ей его +

Г) Будет любить животных

14. Как звали мужа Марины Цветаевой?

А) Александр Пушкин

Б) Сергей Эфрон +

В) Максималиан Волошин

15. Сколько детей было у Марины Цветаевой?

А) ДВОЕ: Ариадна и Лев

Б) Дочь Ариадна

В)трое : Ариадна,Ирина и Георгий.+

16Как назывался сборник стихов Марины Цветаевой периода эмиграции (1922-1925)?

А) После России +

Б) Другие берега

В) Когда мы в Россию вернемся

17. Кому из этих поэтов Марина Цветаева НЕ посвящала стихотворного цикла?

А) Владимиру Маяковскому

Б) Александру Пушкину

В) Михаилу Лермонтову +



Ведущий 2Молодцы,ребята,нам понравилось как вы быстро и правильно отвечали


Ведущий 1Дорогие друзья! На этом наш вечер заканчивается. Надеемся, что вам понравилось знакомство с творчеством Марины Ивановны Цветаевой! Мы немного соприкоснулись с ее биографией, ее личностью, душой, а главное – с ее поэзией.

Ведущий 2.Пусть это знакомство станет началом большой дружбы. До новых встреч!