Просмотр содержимого документа
«Сценарий мультимедийного экологического тренинга «Законы» экологии Барри Коммонера»»

Малова Светлана Николаевна
Учитель биологии и экологии
Педагогический стаж: 29 лет; высшая квалификационная категория.
Большим успехом в своей жизни я считаю выбор специальности – что может быть интереснее жизни и её проявлений! Это огромный, загадочный и до конца непознанный мир, в котором можно найти много ответов, но ещё больше – вопросов. Какую радость испытываешь сам, когда делаешь маленькое, но открытие, а ещё большую радость приносит возможность открыть новое в этом мире для маленького человека – ребёнка, ученика. Главное: я и мои ученики – большие друзья. Наша дружба базируется на доверии и участии: я готова прийти на помощь, а ребята откликаются на мои предложения и остаются моими добрыми друзьями на долгие годы. Ну и ещё один секрет успеха: быть увлечённым человеком и уметь увлекать других. Мои увлечения всегда воплощаются в моём окружении: я люблю театр и мы с учениками пишем сценарий и играем спектакль, я занимаюсь экологией и мои ребята рисуют плакаты и участвуют в конкурсах и конференциях, я люблю путешествовать и уже 14 лет мы с ребятами занимаемся экотуризмом- объединили туризм и экологическое практическое образование и воспитание. Много лет я занимаюсь экологическим просвещением – веду экологический кружок и решила представить мастер – класс из программы экологического кружка «Эконавты» на тему «Законы экологии». Данное методическое пособие предназначено для учителей биологии, преподавателей дополнительного образования, классных руководителей, воспитателей.
Сценарий мультимедийного экологического тренинга
Тема: «Законы» экологии Барри Коммонера»
Цель: сформировать у учащихся представление о законах экологии в жизни человека.
Задачи:
Образовательная: создать условия для формирования навыка использования компьютерной техники для усвоения и закрепления знаний через деятельность
Развивающая: продолжить развитие мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение), умения формулировать проблемные вопросы и находить на них ответы
Воспитательная: воспитывать коммуникативные качества и бережное отношение к природе и всему, что нас окружает.
Коррекционная: активизация лексического запаса и развитие устной монологической и диалоговой речи
Вид: игровой тренинг.
Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы и приемы: репродуктивный, частично-поисковый (рассказ с элементами беседы), игровой
Деятельностный подход и здоровьесбережение: основные принципы построения занятия
Комплекс использованных методов и методических приемов: интерактивная лекция, работа в группах, эвристическая беседа, биологическая разминка
Межпредметные связи: биология, экология, литература, химия, информатика
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал,
познавательные иллюстрации, портреты биологов и экологов, творческие работы учащихся: газеты, листовки, поделки из природного материала
Технологическая карта занятия
Этапы занятия: | Видеоряд: |
1.Организационный момент: обмен приветствиями, психологический настрой на активное участие (Слайд № 1) |  |
2.Мобилизующее начало: целеполагание, мотивация деятельности, доброжелательное пожелание успехов. Учитель предлагает учащимся обратить внимание на эпиграф и объяснить, как они его понимают. (Слайд № 2) |  |
3.Актуализация знаний: диалогическая беседа об основных понятиях и закономерностях экологии; заслуги ученых, стоявших у истоков экологии как науки (Слайд № 3) |  |
4. Изучение нового материала: Демонстрируется слайд с информацией о Барри Коммонере. Учитель рассказывает о его «законах» и предлагает учащимся вспомнить пословицы и поговорки и объяснить их смысл. (Слайд № 4) |  |
5. Эвристическая беседа: А) Учащимся предлагается самостоятельное выведение законов Барри Коммонера по стихотворным вариантам: Ключевые слова произносятся хором (речевая разминка) (Слайд № 5) |  |
1 закон: «Всё связано со всем!» - ребятам предлагается объяснить тип взаимодействия, представленного на фотографии, привести примеры других взаимодействий и сделать вывод о значимости этого закона в природе. (Слайд № 6) -
|  |
Б) Ученики слушают притчу о старом и молодом рыбаках, которые спорят о том, нужны ли комары и какая от них польза и делают совместный вывод - следующий закон: (Слайд № 7) |  |
2 закон: «Природа знает лучше!» - ученики по фотографии определяют растение – «росянка обыкновенная» и рассказывают об особенностях этого растения - болотного хищника. (Слайд № 8) |  |
В) Ребята не просто отгадывают суть закона, но и ставят проблемный вопрос: «Куда девать отходы?» и предлагают пути уменьшения количества отходов и методы утилизации: (Слайд № 9) |  |
3 закон: «Всё надо куда-то девать?» - ситуативное моделирование: ребята из подручного материала (пустые пластиковые бутылки, коробки из-под соков, пакеты) мастерят полезные вещи – совок, кормушку для птиц и т.д. Каждый должен представить свою поделку и дать ей характеристику. Жюри ( весь класс) – определяет победителя . (Слайд № 10) |  |
Г) Побуждающий и подводящий диалог: ребята хором произносят последнюю строчку стихотворения и понимают, что этот закон приходится соблюдать их родителям (квартплата, бензин, чистая вода и пр. ) и им самим – не деньгами, а любовью к природе и бережным к ней отношением (учитель просит привести примеры экологической деятельности учащихся на благо природы- субботники, посадка деревьев, выращивание цветов и т.д.) (Слайд № 11) |  |
4 закон: «За всё надо платить!» - призывает бережно относиться к природным ресурсам и богатствам природы, таким, как Чистый воздух Чистая вода Чистая почва Леса Луга Моря Растения Животные и т.д. (Слайд № 12) |  |
6. Рефлексия: Систематизация знаний о законах Коммонера – самостоятельное заполнение таблицы в тетради. (Слайд № 13) |  |
7. Релаксация – игровой тренинг: наглядное применение закона «Всё связано со всем» - выстраивание цепочки биотических связей (все ученики включаются в цепь- держатся за верёвку) и обсуждение проблемы сохранения биоразнообразия (ставится проблемный вопрос). (Слайд № 14) |  |
8.Подведение итогов: выставление самооценок, вывод о личностной значимости приобретённых знаний. 9.Домашнее задание: творческие работы: кроссворды, сочинения, листовки, газеты, плакаты, презентации на тему: «Природа и человек». (Слайд № 15) |  |
10.Завершение занятия Учитель благодарит учеников за активное участие в тренинге и предлагает задуматься о будущем человечества – ведь оно зависит от каждого из нас. (Слайд № 16) |  |
Время занятия: 45 минут.
Литература:
Бакиров Т. Основы формирования экологической культуры учащихся. «Высшее образование в России», №12, 2006, с.134-136.
Гайсин. И.Т. Преемственность эколого-нравственного воспитания учащейся молодежи. – Казань, Экологический фонд РТ, 2001, 63с
Малова С.Н. Экотуризм как метод экологического воспитания. «Вестник Татарстанского отделения Российской Экологической Академии», №3(25), 2005, с.111-112.
Популярная экология. Под редакцией Торсуева Н.П. – Казань, «Экоцентр», 1997, 236с.
Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов, Основы экологии – 10(11)" Москва ,"Дрофа", 2010 г.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Программно-методические материалы. – Москва, «Дрофа»,1998 г.
Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. – Улан – Удэ, 1990. – 29с.
Учебное пособие: Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова. Экология России. Учебник для 9-11 классов общеобразовательной школы. Москва, 2007г.
Ссылки на рисунки используемые в презентации.
anufrie
www.asteza.ru/show-1724.html
vaa.ru/post161512216/
www.asteza.ru/show-1724.html
kamaluva.typepad.com/
www.poduri.md/derev.html
atmwood.com.ua/category/lesovodstvo/page/2/
foto.ecoguild.ru/forest/IMG_9860.html
www.fonstola.ru/download/55812/1280x960/
tnu.podelise.ru/docs/index-246588.html