СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий музейного квеста"Пироги - радость наша"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На базе школьного музея провели квест "Русская изба. Пироги - радость наша". В игровой форме познакомили детей с предметами русской избы: коромысло, ухват, кочерга, чугунок, решето, ... .

Просмотр содержимого документа
«Сценарий музейного квеста"Пироги - радость наша"»

Сценарий музейного квеста «Русская изба. Пироги – радость наша».

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, обычаях и традициях.

Задачи: 1.  Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, посуда, чугунок, ухват, кочерга, коромысло и т.д.).

2.  Развивать связную речь и коммуникативные умения с помощью игры.

3.  Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

4. Приобщать детей к миру прекрасного через социокультурную среду музея.

5. Формировать потребность в изучении обычаев и истории русского народа с помощью музейных уроков.

Методы и приемы:

Словесные: рассказ, беседа, загадки, вопросы, чтение стихов, разгадывание кроссворда.

Наглядные: рассматривание старинных вещей.

Практические: умение пользоваться ухватом, кочергой, коромыслом и т.д.

Василиса: (с караваем в руках) по русскому обычаю встречаем гостей хлебом – солью.

Ведущий

Здравствуйте, уважаемые гости, участники игры!

Вы уже бывали в нашем школьном музее. А сегодня я предлагаю вам поучаствовать в музейном квесте. Квест – это игра, в которой нужно хорошо подумать, поискать подсказки и решить различные задачи и головоломки. Тема нашей игры «Русская изба».

Ведущий

Центром русской избы была печь. А вы знаете, что в нашей стране у печки есть праздник?

19 мая считается днем рождения русской печи.

В печах готовили еду, сушили яблоки, груши, вишни и другие фрукты. В печах мылись. На печи, на лежанке спали обычно старики и малые дети. Если человек где-то сильно замёрз, то достаточно было поспать на хорошо прогретых кирпичах печи – и встает человек утром здоровым.

Недаром русский богатырь Илья Муромец 33 года сидел на печи, набираясь сил на грядущие подвиги.

А сейчас, ребята, давайте поиграем.

Условия игры заключаются в следующем: чтобы печь нас угостила чем – нибудь вкусненьким, вам необходимо выполнить 5 заданий, найти 5 ключей-подсказок, правильно пройти маршрут игры и достать угощенье из печки.

Правила игры.(Команда идет по маршруту, обозначенному стрелками от задания №1 к заданию №5). Приступать к следующему заданию можно только правильно выполнив предыдущее. А помогут вам в выполнении задания различные подсказки.

Старт игры начинается со стрелки №1, где находится конверт с 1 заданием.  

1 задание. Разгадывание кроссворда.

1. Две галочки сидят на одной палочке (ведра на коромысле).

2. Новая посуда вся в дырах (решето).

3. Стоит «толстячок» подбоченивши бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит (самовар)

4. Рогат, да не бык,
Хватает, да не ест,

Людям отдает, а сам на отдых идет (ухват).

5. Черный конь скачет в огонь (кочерга).


 

 

 

 

1.

В

Е

Д

Р

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Р

Е

Ш

Е

Т

О

 

 

 

3.

С

А

М

О

В

А

Р

 

 

 

 

 

 

4.

У

Х

В

А

Т

 

 

 

5.

К

О

Ч

Е

Р

Г

А

 

 

 

 

 

 

Ведущий Какое слово у вас получилось в выделенном столбце?

ДРОВА. А кто может правильно сложить поленницу у печи?

(Находят конверт со следующим заданием под дровами для печи).

 


2 задание .

В найденном конверте - тексты загадок. Дети должны их разгадать и найти предметы-отгадки в музее. (достают по одной загадке и читают)

1 загадка.

Воду дед носил с утра

Каждый день по два ведра

На плечах дугой повисло

Держит ведра… (коромысло).

2 загадка.

То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море. (утюг)

3 загадка.

Рядом с печкой стоит сват

Все из печки он хватает

Да на стол скорее ставит

Что это? (ухват).

4 загадка.

Он по горнице гуляет

Пыль и мусор собирает. (веник)

5 загадка.

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили

Влезут дети на полати,

У печи оставят… (лапти) В лапте дети находят конверт с заданием №3.

3 задание. Вы получили 2 конверта. Разделитесь на две команды и каждая команда соберёт пазл. Что получилось у первой команды? корзинка, санки. Посмотрите, есть ли эти предметы у нас в музее? Эти предметы появились здесь не случайно, потому что наши умельцы, умели плести из лозы очень нужные, практичные, красивые вещи. ( В корзинке задание №4)

 4 задание (Ребятам предлагаются карточки на которых написаны  названия различных предметов)

Ребята, вам нужно выбрать карточки с  предметами быта, которые находятся у нас в музее, и  отложить их отдельно. А карточки, которые лишние нужно отложить в сторону.

Ведущий Ребята, вы видите на столе блюдечко с наливным яблочком? Как вы думаете, о чём говорит эта подсказка. Где часто встречается блюдечко и яблочко?

Правильно, речь сейчас пойдет о русских народных сказках.

5 задание. Отгадать название сказки. Василиса в русском народном костюме (читает)

1.     Бежала девочка, бежала, видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?». Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, скажу». (Гуси-лебеди)

2.     Подошли они к избушке: «Поди, лиса, вон!». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» (Лиса и заяц).

3.     «Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла к царю прямо по улице». (По щучьему велению).

4.     « Поехал Иван-царевич домой наперед, нашел там кожу жены, да сжег ее в печи». (Царевна-лягушка)

5.     «Я по амбару метен, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужен» («Колобок»).

Ведущий. Вот и вернулись мы опять к печке. Ведь недаром о печке не только сказки сложены, но и пословицы и поговорки.

Печь – нам мать родная. Добрая-то речь, коль в избе печь. Уж лучше хлебом не корми, но с печи не гони. Печь – кормилица наша!

Ведущий Может, она нас и накормит? А сейчас узнаем, что она нам приготовила? (Ухватом достать поднос с пирогами).

Итак, давайте подведем итоги. Сегодня мы с вами научились работать в группе и выполнили много заданий. А печь приготовила нам угощение. Прошу всех к столу, будем есть пироги и пить чай из самовара.






Заключение

Экскурсия в форме квеста – это уникальное сочетание игры и познавательного процесса, в ходе которого происходит знакомство  с историей,  фактами, обычаями и другими основами родного края. Большинство информации по выбранной теме участники получают не от экскурсовода в виде лекции, а добывают самостоятельно. Таким образом, повышается мотивация участников, за счет соревновательной формы игры добавляется азарт, что позволяет наравне с изумительными видами экспозиций музея получить незабываемые и яркие эмоциональные переживания от участия в настоящей детективной истории.

Особенно актуальна такая форма работы для детей, квест позволяет лавировать в музее, выбирать разные формы организации. Также  очень легко заменить вопросы, для дефференцированного подхода к каждой группе детей, и индивидуально к каждому ребёнку.

Таким образом, использование личностно-ориентированного подхода на занятиях в музее развивает  и совершенствует индивидуальные познавательные способности обучающихся, обеспечивая рост эффективности обучения. А включение в процесс квеста, как активной игровой технологии положительно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферу учеников. Его использование дает возможность нестандартно подойти к внеурочной деятельности и преобразовывать учебный процесс – из обыденного и скучного  в радостный, охотно выполняемый.