Музыкально – литературный час для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и НОДА
«Русская красавица»
(заключительное мероприятие в рамках познавательно – игрового проекта «Березок русских хоровод»).
Автор. Драневская Майя Руслановна, старший воспитатель структурного подразделения детский сад ГБУ КО «Школа – интернат», г. Калининград.
Кому может быть интересен данный сценарий. Данный сценарий может использоваться воспитателями, педагогами дополнительного образования, музыкальными руководителями, работающими с детьми с ОВЗ.
Задачи.
Коррекционно – образовательные:
продолжать знакомить дошкольников с деревом, ставшим символом России:
расширять представления детей об образе березы в фольклоре, поэзии, музыке, искусстве.
Коррекционно – развивающие:
развивать зрительное внимание и восприятие, мышцы артикуляционного аппарата, общую моторику;
развивать творческие способности, познавательный интерес.
Коррекционно – воспитательные:
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, здоровье.
Предварительная работа: наблюдение за березой на прогулке в разное время года, рассматривание иллюстраций, картин, чтение и заучивание стихов, пословиц, закличек, разучивание хоровода "Ай, да береза!»", выставка детского творчества «Четыре угодья», прослушивание музыкальных произведений.
Оборудование: презентация “Люблю березку русскую!”, муляж березки, платочки, ноутбук, музыкальные произведения, корзинка, детские музыкальные инструменты, шапочки зверят.
Ход мероприятия.
Дети с НОДА сидят полукругом в музыкальном зале. Под мелодию русской народной песни «Во поле берёза стояла», дети с нарушением зрения идут «змейкой» вслед за воспитателем и образуют круг с сидящими.
Ведущий.
Здравствуй, солнце золотое!
Дети. Здравствуй.
Ведущий.
Здравствуй, небо голубое!
Дети. Здравствуй.
Ведущий.
Здравствуй, вольный ветерок!
Дети. Здравствуй.
Здравствуй, беленький цветок!
Дети. Здравствуй.
Ведущий.
Здравствуйте, гости дорогие.
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки
Здравствуйте, я вам скажу и загадку расскажу!
По всем странам славится стройная красавица:
Белые одежки, золото – сережки,
С расплетенною косой умывается росой (березка).
Ведущий.
Вы совершенно правильно отгадали загадку. Сегодня вы услышите много признаний в любви нашей русской красавице, узнаете много интересного об этом дереве. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке и в живописи, в фольклоре.
Березке русской праздник посвящаем,
О ней теперь мы много знаем,
И знанием готовы поделиться,
Нам всем пришлось немало потрудиться.
Мы много книг перечитали
И материалы собирали.
Мы рисовали, сочиняли,
Стихи березке посвящали.
Писали мамы ученые конспекты
И вот пред вами все наши проекты!
Все страны, которые находятся на земном шаре, имеют свои символы: герб, флаг, гимн. И об этом мы знаем. А знаете ли вы, что у каждой страны есть свой символ среди деревьев. В этих символах отражается душа народа, его история и традиции.
Ведущий.
Весной, а именно 11 апреля, по народному календарю празднуется День Берёзы. В этот день берёзу слушали и пили берёзовый сок.
Березку милую, родную издавна считают символом России. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы. С чего начинается Родина? Наверно с белых берез.
Ребенок.
Белая берёза, милая сестра.
Ты расти, не бойся злого топора.
Белая берёза – птицы по ветвям,
Я тебя в обиду никому не дам.
Белая берёза, дует ветерок,
Он к тебе заглянет в синий вечерок.
Белая берёза, он к тебе с высот
Из - за синя моря песню принесет.
Белая берёза, мой поклон тебе,
Ты – в судьбе России и в моей судьбе.
Белая берёза – русская земля,
И печаль, и радость, и любовь моя.
Ребенок.
Слышишь песенку ручья – это Родина твоя!
Слышишь голос соловья – это Родина твоя!
Детский сад, твои друзья, - это Родина твоя!
Руки матери твоей, шум ветвей и звон дождей,
И в саду смородина – это тоже Родина!
И березки, вдоль которых,
Рядом с мамой ты идешь.
Песня о Родине (У моей России…)
( дети садятся)
Ведущий.
Сегодня я приглашаю вас прогуляться по березовой роще. Давайте остановимся на полянке «Четыре угодья».
В старину говорили: «Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве – четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – людям колодец, третье – от тьмы цвет, а четвертое – дряхлым пеленанье». Что это за дерево?
(слайд «Четыре угодья»).
У этой старинной русской загадки очень простая отгадка. Дерево это, конечно, береза. Париться в бане березовым веничком, готовить лекарство из почек, листьев – больным на здоровье, утолять жажду березовым соком – людям колодец, освещать жилище лучиной, печь топить звонкими березовыми дровами – от тьмы свет, связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать лукошки, туеса, корзинки – дряхлым пеленанье.
Ребенок.
Утешала вдов береза,
Хранила тайны, чью-то боль,
Согревала всех в морозы,
Гнала из тела в бане хворь.
Разгоняла тьму – лучина,
Лечила язвы ран – кора,
Уходила прочь кручина;
Береза – лекарь. Это да!
Ребенок.
Исцеляют – сок и почки,
И лист, и деготь бересты,
От любой болезни точно
Отыщешь в ней лекарство ты.
Береста пригодна в деле:
Плели корзины и ковры,
Туеса и туфли смело
(Кто в чем нуждался) все могли.
Ребенок.
Из березы – поварешки,
Телеги, сани, портсигар,
Топорища, оси, ложки.
Береза – людям божий дар.
Благодатная береза –
России символ, красоты,
Неподвластная невзгодам,
Ты кладезь сил и доброты!
Ведущий.
Мы с вами родились в России,
В стране, где жара и мороз,
Где небо то хмуро, то сине,
В стране тонкоствольных берез.
Путешествие продолжается. Мы остановились на полянке «Почемучки».
А сейчас мы вспомним (слайды к ответам):
1. Какой гриб растет в березовой роще? (подберезовик).
2. Кто написал картину «Березовая роща»? (И. Левитан).
3. Как называется березовая кора? (береста).
4. За что березу называют вестницей далеких эпох? (Когда не было бумаги, писали на бересте).
Игра «Я скажу, а вы продолжите» - ведущий говорит начало пословицы, а дети продолжают.
- Бела береза, да деготь черен.
- Скрипучая береза дольше стоит.
- Береза – не угроза: где стоит, там и шумит.
- Кривая береза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
- Какова березка, такова и отростка.
- Березовый веник в бане — всем господин!
-Береза ум дает, кого бьет (о розгах).
Ребенок.
Как пришла в сады цветущая весна,
Посадили мы березку у окна,
Стали, стали мы березку поливать,
Стали песни о березке распевать.
Ты расти, моя красивая расти,
Всем на радость, зеленея, шелести,
Ты расти, расти березка, вырастай,
Всем на радость зеленея, расцветай!
Ведущий.
Сейчас мы на полянке «Хороводная».
Запевайте-ка, ребята, заводите хоровод,
В этом чудо - хороводе каждый пляшет и поет!
Хоровод «Ай, да березка!», сл. Ж. Агаджановой
Ведущий.
Образ России немыслим без русской березки, в ее честь сложено много литературных произведений: рассказов, сказок, стихотворений. Чтобы насладиться красотой белоствольных красавиц, отправимся в лес, пройдемся по лесным полянкам и сейчас я приглашаю вас на полянку «Поэтическая», где вы услышите стихи, посвященных нашей русской красавице.
Учащиеся начальной школы (гости) читают стихи о березе.
Ведущий.
Пройдя по березовым рощам, мы добрались до полянки «Природоохранная».
Ребята! А как мы можем помочь березе расти здоровой и красивой? ( не ломать, поливать, развешивать кормушки, замазывать раны, не бросать мусор, не разжигать костер, не писать ножом на коре, не раскачиваться на веточках…) А сейчас, давайте покажем березке, какие мы защитники.
За руки взялись и вот - закружился хоровод.
Хороводная песня «Березка», муз. Е. Тиличеевой
Ведущий.
Русские художники тоже не забыли о красоте русской березки. Приглашаю вас на полянку «Художественная».
Давайте вспомним знакомые картины о русской природе, где запечатлена березка.
(Просмотр презентации “Береза на картинах русских художников» под рассказ ведущего).
Белоствольная! То немного задумчивая, то ясная, кипучая. Кто не восхищался светло-изумрудной зеленью распускающихся листьев березки, изящностью ее белых стволов, увенчанных зеленой косынкою. А ее осенний золотой наряд, так украшает хмурый пейзаж! Какое великолепное зрелище представляет береза в зимнем серебристом уборе!
Ведущий.
А вы знаете, что русские люди отмечали через семь недель после Пасхи праздник русской березки – Троицу. Девушки в красивых сарафанах украшали березу разноцветными лентами, пели русские народные песни (слайд Троица).
В роще выбирали молодую берёзку и водили вокруг неё хоровод. Верили, что хороводом они помогают Солнцу – главному источнику жизни. Помимо хороводов веселились и играли в народные игры.
Музыкальный номер с участием детей группы с НОДА «На лесной полянке».
Ведущий.
Ветками березка машет на опушке,
И приветы шлют нам милые зверюшки!
Собрались музыканты на зеленый лужок,
Принесли музыканты - кто гармошку, кто рожок.
Сколько музыкантов - столько и талантов.
Мышка: Мышка на пригорке, пляшет возле норки,
Колокольчиком звенит, всех в округе веселит!
(звенит колокольчиком и приплясывает)
Кошки: Две веселых кошки, взяли в лапы ложки,
Деревянные, резные, звонкие да расписные!
(играют на ложках)
Медведь: Если в бубен бьет медведь, бубну как не зазвенеть!
Станет бить комар в него - не услышишь ничего!
(бьет в бубен)
Заяц: Бом-бом, бам -бам!
Заяц сел за барабан!
Заиграл и в тот же час
Все вокруг пустились в пляс!
(играет на барабане)
Ведущий.
Вот как веселятся зверюшки возле русской березки.
Игры по желанию детей.
Ведущий.
А теперь скажу вам я, что прощаться нам пора…
Пока мы с вами играли и пели, не заметили, как пироги поспели.
Радуйся, березка, радуйся, зеленая.
Мы тебя любим, уважаем, и всех гостей пирогами угощаем.
Ну, что же, гости дорогие, пришло время проститься.
Наш праздник вспоминайте, березку берегите, уважайте!
Дети приглашают гостей (учащихся 1а класса) на выставку «Четыре угодья» и угощают березовым соком с печеньем.
